Оглавление:
1. Введение…………………………………………………………….стр.2
2. Детство………………………………………………………………стр.3
3. Началопути…………………………………………………………стр.5
4. «Новый Гогольявился!»…………………………………………… стр.7
5. В литературномкругу……………………………………………… стр.8
6. Достоевский ипетрашевцы………………………………………… стр.9
7. ЗаговорСпешнева…………………………………………………стр.11
8. Следствие, приговор,каторга…………………………………….стр.13
9. Возвращение в литературу иновые связи………………………стр. 15
10. Журнал «Время»………………………………………………….стр.16
11. «Молодая Россия»………………………………………………… стр.24
12. «Роковой вопрос»………………………………………………… стр.26
13. «Эпоха»……………………………………………………………стр.27
14. «Гражданин» и «Дневникписателя»……………………………стр.29
15. Роман – эпопея……………………………………………………стр.31
16. Памятник Пушкину………………………………………………стр.32
17. Эпилог……………………………………………………………… стр.32
18. Заключение………………………………………………………… стр.34
19. Сноски……………………………………………………………… стр.35
20. Список используемойлитературы………………………………стр.36
Введение.
«Человек — вот тайна, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, неговори, что потерял время зря. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу бытьчеловеком».Когда Ф.М. Достоевский говорил эти слова, он и не подозревал, что самстанет тайной, разгадать которую не хватит и жизни.
Сегодня Достоевский один изсамых знаменитых русских писателей. Его творчество изучают во всехуниверситетах мира. Более того, во многих, одновременно на нескольких кафедрах.Американские профессора объявляют курсы Достоевского и по компаративистике,славистике или русистике, и даже американистике.
Больше всего, конечно, Ф.М.Достоевский знаком нам как автора гениальнейших произведений. В первую очередь, социально-психологических романов:«Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот»; повестей: «Бедныелюди», «Униженные и оскорбленные», «Неточка Незванова» и многих других. Но мыдовольно слабо представляем его в качестве публициста и редактора такихжурналов как «Время», «Эпоха», «Гражданин».
Работая над этой курсовой, япопыталась найти как можно больше материалов о Федоре Михайловиче, как ожурналисте. Признаться, это было нелегко. Большинство книг посвящены, в первуюочередь, его литературной деятельности. Ну, а те, которые повествуют о егопублицистике, к сожалению, больше не переиздаются, и найти их чрезвычайнотяжело. Обидно! Тем более что, если сравнить тиражи наших изданий и тех,которые выходят во всем мире, то мы очень сильно проигрываем.
Но, материалы мне все-такинайти удалось, с помощью музея библиотеки, и, конечно же, интернета. Так, последолгих бессонных ночей, все они воссоединились в моей работе, состоящей изшестнадцати глав.
Я решила, непременно, начатьс детства писателя. Именно тогда, в мальчике Феде начал формироваться тот самыйгений – Федор Михайлович. Далее, о начале его литературного пути и о первойкрупной работе в журнале. В главе «Новый Гоголь явился!», рассказываю о его триумфальномдебюте – повести «Бедные люди». Также считаю важным упомянуть о его статусе влитературном кругу Белинского, о связи с петрашевцами и о том, как и за что оноказался на каторге. Эти события, хоть и не относятся к его журналистскойдеятельности, но они оставили значительный след в его душе и во многомпереломили и сформировали новые его взгляды. Самое главное, поведаю овозвращение в литературу и новые связи, о журнале «Время» и причинах егозакрытия. О втором «мертворожденном» издании – «Эпоха». О работе вгосударственном органе «Гражданин» и изумительном проекте «Дневник писателя». Атакже, не могу, хоть немного, не сказать о величайшем произведении, поразившеммой разум и душу, «Братья Карамазовы». И о знаменитой речи, посвященнойлюбимейшему его поэту — Пушкину, оказавшему большое влияние на мировоззрениеФедора Михайловича. Ну, а в эпилоге, о его кончине и похоронах. Что же касаетсязаключения, то ничего пока не скажу, я, и сама не знаю еще, о чем там речьповеду. Могу лишь пообещать, что к тому моменту, как вы прочтете всепредшествующие главы, оно уже будет написано!
Детство.
Родился Федор Михайлович 30октября 1821 года в Москве, в здании Мариинской больницы, где отец его – МихаилАндреевич Достоевский — служил штаб лекарем.
Мальчик рос в суровойобстановке, вместе еще с шестью детьми (Федор – второй сын). Отец — человек«нервный, раздражительно-самолюбивый», вечно занятый заботой о благосостояниисемьи – воспитывал детей в страхе и повиновении. Большую часть времени онипроводили на глазах родителей. Редко выходили за стены больничного здания, иконтактировали с внешним миром только через больных, да еще через бывшихкормилиц, обыкновенно по субботам появлявшихся в их доме (от них Достоевскийознакомился со сказочным миром, легендарными образами Жар-птицы и Алеши поповича). Мать — МарияФедоровна Нечаева – происходила из скромной среды старинных кустарей и мелкихпосадских. Она была женщина религиозная, ежегодно возила детей вТроице-Сергиеву лавру. Любила поэзию, зачитывалась романами, исполняла романсыи песни под аккомпанемент на гитаре. Она была первой учительницей всех своихдетей. Учила их азбуке по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и НовогоЗавета».
В доме родителей читали вслух «ИсториюГосударства Российского» Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А.Жуковского, А. С. Пушкина. А также, с особым одушевлением, Достоевскийвспоминал, в зрелые годы, о знакомстве с Писанием: «Мы в семействе нашем зналиЕвангелие чуть не с первого детства». Ярким детским впечатлением писателя сталатакже ветхозаветная «Книга Иова».
Самые светлые воспоминанияуже позднего детства связаны у Достоевского с деревней — небольшим имением,которое родители его купили в Каширском уезде Тульской губернии в 1831 году.Семья проводила там летние месяцы, обыкновенно без отца, и дети пользовалисьпочти полной свободой. У Достоевского, LINK Word.Document.8C:\referats_pasha\25517\25517.doc OLE_LINK1 a r * MERGEFORMAT на всю жизнь, осталось много неизгладимых впечатлений из крестьянского быта иразличных встреч с мужиками, в дальнейшем они послужили ему творческимматериалом (рассказ «Мужик Марей» из«Дневника писателя» за 1876 год).
Уже в раннем детстве вФедоре проявлялись такие черты, как: необыкновенная отзывчивость, живостьтемперамента, самостоятельность характера. Учиться Достоевский начал довольнорано; чтению его научила мать. Позднее, когда их с братом Михаилом сталиготовить в учебное заведение, он учился Закону Божию у диакона, увлекавшегосвоими рассказами из Святой Истории не только детей, но и родителей. С 1833 ониобучались французскому языку в полупансионе Н. И. Драшусова (Сушара), затемЧермака. В 1834 г. Достоевский поступил в пансион Германа. Оторванность отсемьи, атмосфера учебных заведений вызывали у юноши болезненные ощущения(впоследствии это отразится в чертах героя романа «Подросток», переживающегоглубокие нравственные потрясения в «пансионе Тушара»).
В 1837 умерла мать писателя, и вскореотец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования.Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в 1839 (по официальнымсведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убиткрепостными).
С января 1838 Достоевскийучился в Главном инженерном училище. Страдал от военной атмосферы и муштры,мало интересовался и предметами преподавания; с товарищами не сходился, жилуединенно, приобрел репутацию «нелюдимого чудака». Он весь уходит в литературу,много читает, еще больше думает. Гоголь, Гете, Шиллер, Гофман, Бальзак, Гюго,В. Скотт, Корнель, Расин, Жорж Санд — все это входит в круг его чтения. ЖоржСанд пленял его как «одна из самыхясновидящих предчувственниц более счастливого будущего, ожидающегочеловечество», его «поразила… целомудренная, высочайшая чистота типов и идеалови скромная прелесть строгого сдержанного тона рассказа».1
В училище оформились первыелитературные замыслы. В 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевскийчитал отрывки из своих драматических произведений — «Мария Стюарт» и «БорисГодунов» — которые известны только по названиям, рождающим ассоциации с именамиФ. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому, самыми глубокими литературнымиувлечениями молодого Достоевского.
По окончании училища,прослужил меньше года в Петербургской инженерной команде. Летом 1844 годаДостоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературномутворчеству.
Начало пути.
Ксередине 1840-х годов переводческая деятельность широко распространилась иполучила признание. Неизвестно, были ли у Ф.М. Достоевского более ранние опыты,но в конце 1843 года он заканчивает перевод романа О. де Бальзака «Eugenie Grandet» и, в начале 1844года сообщает брату: «Нужно тебе знать, что на праздниках я перевел ЕвгениюGrandet Бальзака (чудо!чудо!). Перевод бесподобный».2
Впервые он был опубликован в1844 году в шестой и седьмой книгах «Репертуара и Пантеона». В 1883 году, сразупосле смерти Федора Михайловича, в первом томе журнала «Изящная литература»,этот перевод был перепечатан со следующим заявлением: « От редакции. Помещенный в этой книжке, роман Бальзака в переводе Ф.М.Достоевского, переведен нашим знаменитым романистом в 1842 г., в самом началеего литературной деятельности, и был напечатан в «Пантеоне» без именипереводчика. Перепечатывая этот труд – в настоящее время библиографическуюредкость, почти никому не доступную и, следовательно, имеющую весь интересновизны, — мы сохранили все особенности перевода, уже в то время обличавшегоруку мастера».3 И в этомже году перевод «Евгении Гранде» был выпущен тем же журналом, но уже отдельнымизданием. В 1897 году перевод Достоевского включен в серию «Собрание сочиненийиностранных писателей, издание братьев Пантелеевых». Это было дешевое издание,напечатанное на серой бумаге, тесно, почти без полей. «Евгения Гранде» вошла вдевятый том «Собрания сочинений Бальзака». К заглавию сделана сноска, котораябыла заимствована из примечания редакции журнала «Изящная литература», гдеповторялась та же ошибка в дате: «Этотроман Бальзака в переводе Ф.М. Достоевского, переведен нашим знаменитымроманистом в 1842 г., в самом начале его литературной деятельности, и былнапечатан в «Пантеоне» без имени переводчика».4
В конце 1843 года Федор, вместе с братом Михаилом и О. Патоном,товарищем по Инженерному училищу, задумал перевести и издать роман Эжена Сю«Матильда». В начале 1844 года он усиленно работает над переводом своей части.Издание не состоялось, но это не помешало Достоевскому продолжать деятельностьпереводчика. В апреле 1844 года, убеждая брата переводить Шиллера, Достоевскийписал ему: « И с французского переводчикможет быть с хлебом в Петербурге, да еще с каким; я на себе испытываю (перевожуЖорж Занд и беру 25 руб. асс. с листа печатного)».5 Какое именнопроизведение переводил Федор Михайлович, мы узнаем из письма к брату,датируемого летом 1844 года. В нем сообщается о постигшей его неудаче: « Наконец, случился со мной один неприятныйслучай. Я был без денег. Но перевод Жорж Занда романа кончался у меня («La derniere Aldini»). Суди же о моем ужасе, – роман был переведен в 1837 году. А черт этознал, я был в исступлении».6
Конечно, большую роль играланеобходимость заработка, но эта работа представляла для Федора Михайловича,несомненно, и творческий интерес. В переводах он черпал ценнейший материал,который в дальнейшем отразится в его собственном творчестве. Так, 9 августа1838 года, он писал брату: «…прочел почтивсего Бальзака… Бальзак Велик! Его характеры – произведения ума вселенной! Недух времени, но целые тысячелетия приготовили борением своим такую развязку вдуше человека».7 И через год, еще в одном письме Михаилу: «Учиться, “что значит – человек и жизнь”, — в этом довольно успеваю я; учить характеры могу из писателей, скоторыми лучшая часть жизни моей протекает свободно и радостно».8 Исследователи отмечают, что,в дальнейшем, Достоевский воспроизвел основных героев в «Бедных людях» сгероями Бальзака: старика с его мещанской, то народной, то сентиментальной,речью; романтически настроенную, но покорную требованиям среды девушку; обликбольной страдающей матери, верной, преданной служанки.
В 1876 году, в июньскомвыпуске «Дневника писателя», Достоевский будет вспоминать о своем увлечениитворчеством Ж. Санд и упомянет роман «Последняя Альдини». «Появление Жорж Занд в литературе совпадает с годами моей первой юности.Появилась же она на русском языке впервые примерно в половине тридцатых годов…Я думаю так же, как и меня, еще юношу, всех поразила тогда эта целомудренная,высочайшая чистота типов и идеалов и скромная прелесть строгого сдержанноготона рассказа… Мне было, я думаю, лет шестнадцать, когда я прочел в первый разее повесть «Ускок» – одно из прелестнейших первоначальных ее произведений. Я,помню, был потом в лихорадке всю ночь…»9 Дальше он вспоминаетобраз юной чистой девушки, гордой и мужественной в своем поведении – АлезииАльдини. Характер этой героини Ж. Санд можно сопоставить с, впоследствиипоявившемся, образом Неточки Незвановой. А сам неоконченный роман «НеточкаНезванова», исследователи сравнивают с, уже упоминавшимся мною, произведениемЭ. Сю «Матильда». Они отмечают «сходную фабулу», общность некоторых эпизодов исюжетных линий в романе.
«Новый Гоголь явился!»
12 августа 1843 годаДостоевский оканчивает полный курс наук в верхнем офицерском классе, но далеконе в числе первых. Его зачисляют на скромнейший пост при петербургской команде«с употреблением при чертежной инженерного департамента», и доверяют работулишь в узких кабинетных масштабах начертательной геометрии и полевойкартографии. Служба не входит в его жизненные планы. Он чувствует себя «поэтом,а не инженером», как вспоминал в 1877 году. И нисколько не сомневается в своемпризвании: «напротив, твердо был уверен,что будущее все-таки мое и что я один ему господин».10
В1844 году петербургский чиновник инженерного — департамента получаеткомандировку в одну из дальних крепостей – Оренбург или Севастополь. Поездкатребовала значительных затрат, отняла бы несколько месяцев и прервала, уженачатую, литературную работу. 19 октября Федор Михайлович подает в отставку,решив жить только литературным трудом и «адски работать», 17 ноября егоисключают из списков петербургской инженерной команды.
Вянваре этого же года он переживает внутреннее событие, которое назвал видением на Неве. Он нашел, наконец,своих героев; осознал будущее мира своих драм и образов; прозрел в новуюхудожественную форму, отвечающую его идеям.
«Изамерещилась мне тогда другая история – в каких-то темных углах, какое-тотитулярное сердце, честное и чистое, а вместе с ним какая-то девочка,оскорбленная и грустная, и глубоко разорвала мне сердце вся их история».11
Весною 1945 года, последесяти месяцев напряженной работы, Достоевский заканчивает свою первую повесть«Бедные люди».
«Раз утром, — вспоминал Григорович, живший в то время с ФедоромМихайловичем на одной квартире, — Достоевский зовет меня в свою комнату; передним, на небольшом письменном столе, лежала довольно объемистая тетрадь почтовойбумаги большого формата, с загнутыми полями и мелко исписанная.
- Садись-ка, Григорович, вчератолько что переписал; хочу прочесть тебе; садись и не перебивай, — сказал он снеобычною живостью.
То, что он прочел мне в один присест и почти не останавливаясь, явилосьвскоре в печати под названием «Бедные люди».12
Слушатель был «восхищендонельзя». Григорович, уже вступивший в литературу своим очерком «Петербургскиешарманщики», был в курсе текущих издательских дел. Он знал, что Некрасовсобирает материал для альманаха, и решил показать ему рукопись Достоевского.
В тот же вечер Некрасов сГригоровичем сели за чтение новой повести и прочли, не отрываясь, все семьпечатных листов. Друзья решили тотчас отправиться к самому автору. Тот был,глубоко тронут столь ранним визитом – на исходе белой ночи.
«Они пробыли у меня тогда с полчаса, — вспоминал он в 1871 году, — в полчаса мы бог знает сколькопереговорили, с полслова понимая друг друга, с восклицаниями, торопясь;говорили и о поэзии, и о правде, и о «тогдашнем положении», разумеется – и оГоголе, цитируя из «Ревизора» и из «Мертвых душ», но, главное, о Белинском. «Яему сегодня же снесу вашу повесть…. Ну, теперь спите, спите, мы уходим, азавтра к нам!»13
Со словами «Новый Гогольявился!» Некрасов передал рукопись В. Г. Белинскому, и к вечеру застал его ужев «восторженном и лихорадочном состоянии». На следующий день, беседуя со своимдругом П.В. Анненковым, Виссарион Григорьевич произносит следующее: «… роман открывает такие тайны жизни ихарактеров на Руси, которые до него и не снились никому».14
На третий день, наконец,состоялась встреча Достоевского с Белинским. По воспоминаниям Некрасова, критик«с приветливой улыбкой расспрашивал новичка о его работе над повестью и попутнорассказывал о темпах творческого процесса у Пушкина, Байрона и Гоголя». ФедорМихайлович «жадно вслушивался в горячую речь критика, который сосредоточил свойанализ на главном характере нового романа».
«Вот тайна художественности, вот правда в искусстве! – закончил он свойпламенный отзыв. – Вот служение художника истине! Вам правда открыта ивозвещена, как художнику, досталась, как дар, цените же ваш дар и оставайтесьверным [ему], ибудете великим писателем…»15
«Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни. Я в каторге,вспоминая ее, укреплялся духом»,16 — писал через тридцать лет автор первого в России «социального романа».
В литературном кругу.
Достоевский был принят вкружок Белинского, познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, И. И.Панаевым. Он, по его позднейшему признанию, «страстно принял все учение»критика, включая его социалистические идеи. В 1845году, совместно с Григоровичем иНекрасовым,составил анонимное программное объявление к альманаху «Зубоскал». И, в конце этого же года, навечере у Белинского он читал главы повести «Двойник», в которой впервые далглубокий анализ расколотого сознания, предвещающий его великие романы. Повесть,сначала заинтересовавшая Белинского, в итоге его разочаровала, и вскоренаступило охлаждение в отношениях Достоевского с критиком. Члены кружка неумели щадить его болезненного самолюбия и часто над ним посмеивались. СБелинским он еще продолжал встречаться, но его очень обижали плохие отзывы опоследующих его произведениях, которые Белинский называл «нервической чепухой».Угнетающе действовала на писателя и необходимость соглашаться почти на любуюлитературную «поденщину». Все это мучительно переживалось Достоевским. Он стал«страдать раздражением всей нервной системы», появились первые симптомыэпилепсии, мучившей его всю жизнь.
В1846годуДостоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых, в котором обсуждались нетолько литературные, но и социальные проблемы. Среди участников были, также, А.Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович, студент-восточник А.В.Ханыков, доктор Янковский и другие.
В начале 1847 года ФедорМихайлович окончательно расходится с Белинским. С апреля по июль публикует в«Санкт–Петербургских ведомостях» четыре социально-психологических фельетона,под рубрикой «Петербургская летопись». А весной начинает посещать «пятницы»Петрашевского.
Достоевский и петрашевцы.
«Весной 1846 года к Достоевскому подошел на Невском проспектенезнакомец в плаще и широкополой шляпе и задал внезапно вопрос:
— Какая идея вашей будущей повести, позвольте спросить?
Это был Петрашевский, любивший оригинальность манер и эксцентричностьбеседы».17
Главнымитемами обсуждений, на журфиксах Петрашевского, были в то время крепостноеправо, реформы суда и печати. В связи с этими практическими заданиями читалисьдоклады об утопическом социализме, атеизме, борьбе с цензурой, общественномсуде, семье и браке. По свидетельству П.П. Семенова-Тян-Шанского, «толки о Нью-Ланарке Роберта Оуэна и ИкарииКабе, а в особенности о фаланстере Фурье и теории прогрессивного налога Прудоназанимали иногда значительную часть вечера». 18 Что же так привлекало юного литератора в этойновой «освободительной доктрине»?
Существующий экономическийстрой, по учению Фурье, представляет собой режим несправедливости, анархии инищеты; несет смертельную угрозу человечеству. Таким образом, для самых бедныхи обездоленных людей (пролетариата городов и деревень) требуется коренное переустройствообщества. Всем следует объединиться в едином грандиозном эксперименте.Необходимо создать первую в мире аграрно-промышленную ассоциацию для общейжизни в обширном и великолепном здании — фаланстере, с залами для танцев иконцертов, аудиториями для лекций, театром и читальнями. Главной целью этогоэксперимента будет являться новая организация труда, которая объединениемземледелия с индустрией удесятерит прежнюю продукцию. Взаимные симпатии исоединенные энергии людей приведут к тому, что современный изнурительный трудуступит место труду-наслаждению, обусловленному привлекательностью иразнообразием всего производственного процесса.
Изображая уродствасовременной «цивилизации», Фурье выступает острейшим критикомкапиталистического мира. На смену этому страшному миру антагонизма и страданиявозникает лучезарное царство разума и счастья – социальная гармония. Путь к всеобщему счастью приведет и к высшейкрасоте космоса — к смягчению климатов,к появлению новых созвездий.
Ознакомившись с идеями фурьеристов,Достоевский открыто выражает свое восхищение этим «государственным романом»,как назывался в России фурьеризм. Позднее, в своих показаниях следственнойкомиссии он говорил: «Фурьеризм – системамирная, она очаровывает душу своею изящностью, обольщает сердце тою любовью кчеловечеству, которая воодушевляла Фурье, когда он составлял свою систему, иудивляет ум своею стройностью. Привлекает к себе она не желчными нападками, авоодушевляя любовью к человечеству. В системе этой нет ненавистей. Реформыполитической фурьеризм не полагает; его реформа – экономическая. Она непосягает ни на правительство, ни на собственность…»19
В обществе петрашевцевДостоевский пользовался уважением и дружеским сочувствием. Да, и сам он высокоценил своих новых друзей за их выдающиеся таланты и познания. Когда, уже, в1877 году в одной из газет было написано, что тип русского революционерадеградировал от декабристов к петрашевцам, Федор Михайлович горячо вступился загражданских товарищей своей молодости, заявив в печати, что среди них были люди«вышедшие из самых высших учебных заведений» и ставшие позже видными учеными иобщественными деятелями. Достоевский сразу почувствовал в них передовых героевсовременности. В его бумагах сохранился краткий, но весьма примечательныйнабросок:
«Роман опетрашевцах.
Алексеевскийравелин. Ростовцев.
Филиппов.Головинский. Тимковский».20
Перваястрока относится к разгрому Общества пропаганды в 1849 году. Вторая называетфамилии членов кружка, особенно поразивших мысль писателя. А заглавиесвидетельствует о том, что Достоевский всегда хранил творческую память омолодой России 40-х годов и мечтал о ее воплощении в свободной форме романа.
Заговор Спешнева.
Сведенияоб отношении молодого литератора к крестьянским восстаниям противоречивы. Повоспоминаниям начала 80-х годов А.И. Пальма, на вопрос: «Ну, а если бы освободить крестьян оказалось невозможным иначе, какчерез восстание», — Достоевский якобы воскликнул: «Так хотя бы через восстание!». А по свидетельству А.П. Милюкова,Федор Михайлович примыкал к тем петрашевцам, которые ждали освобождениякрестьян только от верховной власти. Сам же писатель заявлял в разговоре с В.А.Головинским, что «не желаетреволюционного и всякого насильственного образа действия… и останавливается намерах мирных, возможных, а не сокрушающих». 21
Нов 1848 он вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальнымпетрашевцем Н. А. Спешневым, которое ставило своей целью «произвести переворотв России». И, несмотря на некоторое сомнение, весной этого года Достоевский иПлещеев предлагают выделиться из состава пятниц и открыть «свой салон» — неполитический, а литературно-музыкальный. К ним присоединяются пианист Кашевскийи виолончелист Щелков. Из сочинителей в новую группу входят Дуров, Пальм, Милюков,Плещеев и братья Достоевские.
Запроектированвыпуск альманаха или журнала, но проект в целом не вызывает симпатии Спешнева.Он называет намеченное содружество «обществом страха перед полицией». И, тем неменее, немедленно же пытается придать артистическим собраниям иное направлениеи едва ли не противоположное. Наглавенствующую роль был выдвинут Сергей Дуров (поэт лермонтовской школы идеятель радикального крыла), но фактическим руководителем стал сам Спешнев. Заним последовали Момбелли, Григорьев, Головинский, Любов и Филиппов. Они придалисообществу резко выраженную бунтарскую окраску и поставили перед ним отчетливуюцель борьбы и протеста.
На собраниях, носившихполитический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформысуда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А. И.Герцена, запрещенное тогда письмо Белинского к Гоголю, вынашивались планыраспространения литографированной литературы.
В этой атмосфере происходит первоеперерождение убеждений Достоевского. В феврале 1849 года начались еженедельныесобрания дуровского кружка – постоянные встречи Спешнева с Достоевским. Растетих политическое сближение, а также влияние революционного вождя насозерцательную натуру поэта-утописта. Достоевский, по своим убеждениям «чистыйфурьерист», не хочет вступать на грозный политический путь своего «неотразимогопропагандиста». Единственное на что он решается – расширение освободительнойпропаганды до устройства тайной типографии.
Так Достоевский окончательнопопадает в ряды политических конспираторов, и мучительно переживает этоткоренной перелом своей жизни.
Весной Федор Михайловичпосетил своего приятеля Апполона Майкова. Он приглашает его присоединиться к«особо тайному обществу с тайной типографией», в которое уже входили семеро:Спешнев, Мордвинов, Момбелли, Павел Филиппов, Григорьев, Владимир Милютин и самДостоевский. Майков отказался и настоятельно просил Достоевского сделать тожесамое.
Между тем, шопеновскиеконцерты в кружке дуровцев сменяются политическими дискуссиями, и к серединеапреля Пальм и Дуров, посчитав собрания опасными, их прекращают. Происходятпоследние и самые значительные сходки петрашевцев.
15 апреля состоялось самоезнаменитое собрание петрашевцев. На нем Достоевский прочел письмо Белинского к Гоголю,поразившее всех слушателей своей смелостью и силой.
В пятницу 22 апреля 1849года состоялось последнее собрание Общества пропаганды. Обсуждались очередныезадачи современной литературы. Петрашевский призывал писать в духе передовыхидей. Баласогло выступил против братьев Достоевских и Дурова, призывая ихвсесторонне освещать новейшее социальное движение. Также обсуждался проектжурнала на акциях: шли споры, вносились предложения, намечалась программа.
Но это уже было собраниеобреченных.
Утром сего дня, Николаю Iбылапредставлена «записка» о деле «приверженца коммунизма и новых идей»Петрашевского, наблюдение за которым длилось с конца февраля 1848 года.
« Я все прочел, — писал царьшефу III отделения графу Орлову, — дело важно, ибо ежели было только одновранье, то и оно в высшей степени преступно и нестерпимо.
Приступить к арестованию, как ты полагаешь, только лучше, ежели тольконе будет разгласки от такого большого числа лиц на то нужных.
Набокова вперед не уведомляй, а гораздо лучше тогда ему дать знать,прямо от меня, что и сделай…
С богом! Да будет воля его!»22
В тот же день граф Орловподписал приказ о немедленном аресте тридцати четырех петрашевцев. И 23 апреля1849 года Достоевского арестовали. Егоархив был отобран и, вероятно, уничтожен в «Третьем отделении собственной еговеличества канцелярии». А сам он помещен в Алексеевский равелин Петропавловскойкрепости – самое страшное место самой грозной политической тюрьмы.
До ареста в 1849 г.Достоевский написал 10 повестей, кроме разных набросков и незаконченных вещей.«Роман в 9 письмах» был напечатан в «Современнике» в 1847году. Все остальные в «Отечественных Записках»: «Двойник» и«Прохарчин» — 1846 год; «Хозяйка» — 1847 год; «Слабоесердце», «Чужая жена», «Ревнивый муж», «Честныйвор», «Елка и свадьба», «Белые ночи» — 1848 год;«Неточка Незванова» — 1849 год. Последняя повесть осталасьнеоконченной, так как в ночь на 23апреля 1849 г. Достоевский был арестован.
Следствие, приговор, каторга.
8месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине под следствием, вовремя которого проявил мужество, скрываямногие факты и, стремясь по возможности смягчить вину товарищей.
На протяжении первых четырехмесяцев, заключенные были абсолютно лишены каких-либо связей с внешним миром.Только в июле была разрешена переписка с родными, получение книг и журналов, атакже письменные занятия. К этому времени Достоевский «выдумал три повести идва романа», написан был только один – «Маленький герой» (напечатан в«Отечественных Записках» 1857 г.)
16 ноября 1849 года военныйсуд закончил рассмотрение дела петрашевцев, и оно поступило вгенерал-аудиториат, или верховную прокуратуру. 19 декабря, на основе полевогоуголовного уложения, были приговорены к расстрелу двадцать один подсудимый
Федор Достоевский былпризнан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев, виновным в «умыслена ниспровержение существующих отечественных законов и государственногопорядка». Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «… отставного инженер-поручика Достоевского,за недонесение о распространении преступного, о религии и правительстве письмалитератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишитьчинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». 23
22 декабря 1849 ФедорМихайлович вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертногоприговора. Но в самый последний момент, по резолюции Николая I, казнь былазаменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» ипоследующей сдачей в солдаты. Это был поистине переломный момент в жизниписателя.
«…Брат! – в тот же день пишет он Михаилу. – Я не уныл и не упал духом.Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, ибыть человеком между людьми и остаться им навсегда в каких бы то ни былонесчастьях, не уныть и не пасть – вот в чем жизнь, в чем задача ее. Я сознал это. Эта идея вошлав кровь и плоть мою. Да! Правда! Та голова, которая создавала, жила высшеюжизнью искусства, которая сознала и свыклась с высшими потребностями духа, таголова уже срезана с плеч моих. Осталась память и образы, созданные и еще невоплощенные мной. Они изъязвят меня, правда! Но во мне осталось сердце и та жеплоть и кровь, которая так же может и любить, и страдать, и жалеть, и помнить,а это все-таки жизнь. Никогда еще таких обильных и здоровых запасов духовнойжизни не кипело во мне, как теперь…»24
24декабря, ровно в полночь, когда куранты Петропавловской крепости играли насвоих колокольцах «Коль славен», Достоевского заковали в десятифунтовыекандалы, посадили в открытые сани с жандармом. И, под начальством фельдъегеря,конный поезд на полозьях отправился в дальний путь.
9 января 1850 прибыл вТобольск, где в квартире смотрителя произошла встреча писателя с женамидекабристов — П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьёвой и Н.Д. Фонвизиной; они подарилиему Евангелие, которое он хранил всю жизнь.
С января 1850 по 1854 Достоевский вместе сДуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. По окончании срокакаторжных работ (15 февраля 1854 г.) Достоевский был определен рядовым всибирский линейный батальон № 7 вСемипалатинске, где пробыл до 1859 года Барон А. Е. Врангель взял его там подсвое покровительство, во многом облегчив его положение. Здесь он смогвозобновить переписку с братом Михаилом и А. Майковым. Много читает (просьбы окнигах в письмах к брату), работает над «Записками из мертвого дома». Здесь,кажется, зарождается уже идея «Преступления и Наказания».
Происходят значительныеперемены и в личной жизни Достоевского.6 февраля 1857 года, в городе Кузнецке, состоится его женитьба на МарииДмитриевне Исаевой, вдове надзирателя по корчемной части.
В ноябре 1855 Достоевскийпроизведен в унтер-офицеры. Весной, 18 апреля 1857, писателю было возвращено:потомственное дворянство и право печататься. 15 августа того же года, последолгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских, ФедорМихайлович получил чин прапорщика, но полицейский надзор над ним сохранялся до1875.
Возвр