Реферат по предмету "Литература"


Г.Х.Андерсен

Андерсен Х.К.
Немногие писатели пользуются такой популярностью как Андерсен .
Он написал очень много, но русским читателям хорошо известно только собрание его сказок, составляющая лучшую, но меньшую часть его произведений. Сказки эти переведены на все языки, выдержавшие множество изданий, и доставили, главным образом, славу своему автору.
Несравненная поэзия в соединении с тонким юмором с чистотой и искренностью чувства является особенностью этих оригинальных произведений. Особенность Андерсена наделять человеческими чертами неодушевлённые предметы вроде какого –нибудь  уличного фонаря и вызвать сочувствие к ним читателя и составляет особенность его таланта. Если прибавить к этому широкую гуманность необыкновенно простой и сжатый  язык и самое светлое миросозерцание, то всемирная известность Андерсена будет вполне понятна .
Родился Андерсен в 1805г. Родина его датский город Оденсе на острове Фюн в семье сапожника.Отец много времени проводил с сыном.Первые книги, которые он читал Хансу были басни Лафонтена, комедии  датского писателя Хольберга  и сказки «Тысяча и одной ночи».
Оденсе -старинный город, и во времена детства Андерсена в нём сохранились многие  средневековые обычаи, праздники оригинальные процессии.Всё это действовало на воображение ребёнка.
Отец умер в 1816г. Матери пришлось зарабатывать на жизнь стиркой. В 1819 почти не имея денег, но желая увидеть мир и получить образование, Андерсен оказался в Копенгагене. Первые три года неуклюжий и простодушно- назойливый  провинциал –фантазёр, одетый в перешитые для него вещи отца, пытался связать свою жизнь с театром. Он начинал учиться пению, посещал балетную школу, стремился стать драматическим актёром и писал- стихи, трагедии и драмы. В1822г. Андерсен отдал в театр драму на древнескандинавский сюжет «Солнце альфов».Произведение было крайне не зрелым, но рецензент театра сумел разглядеть талант у этого почти неграмотного молодого человека и совет директоров добился для него стипендии в гимназии. Семнадцатилетний юноша попал во второй класс Латинской школы, где учились мальчики. Не смотря на насмешки товарищей, он её окончил.
За свою жизнь Андерсен изъездил  Италию, Германию, Испанию, был во Франции, в Англии, Швеции, Португалии, Греции, на Балканах, в Северной Африке и в Малой Азии,  путешествовал по Дунаю  и Чёрному морю.
Его путевые заметки, живо и увлекательно написанные, открывали мир современным ему датчанам.Романтическая фантазия, точные зарисовки, порой выдуманные, но всегда  подсказанные действительностью эпизоды захватывали читателя.
Андерсеном было написано шесть романов. Его сравнивали с В. Скоттом и В. Гюго. Имя Андерсена вошло бы в  историю датской литературы, если бы он создал только романы, пьесы, стихи и путевые заметки, но мировое признание принесли ему сказки .
Во всех произведениях датского сказочника ощущается его дар создавать короткие, яркие, образные зарисовки, характеризовать  явление одним словом, одной фразой, что особенно специфично для сказки. Исследователи не раз отмечали  , что для героев Андерсена не составляет никакого труда переходить из мира чудес и фантастики в мир быта и реальности: между ними нет непроницаемых границ.
Началом его творчества как сказочника следует считать 1835г. В « Сказках рассказанных детям .» Андерсен чаще всего обрабатывал то, что слышал сам в детстве.Это «Огниво.», «Маленький Клаус и большой Клаус.», « Принцесса на горошине.», «Дорожный товарищ .», «Дикие лебеди .», «Свинопас .»
Но Андерсен заимствовал сюжеты не только из народных сказок. Многие сказки придуманы самим Андерсеном. Это: «Цветы маленькой Иды .», «Дюймовочка .», «Русалочка .», «Калоши счастья .», « Стойкий оловянный солдатик .». Недоумение рецензентов вызвало отсутствие назидательности в сказках Андерсена, уничтожение границ между сословиями, отсутствие привычного почтения к принцам и королям, нельзя также было согласиться с тем, что к детям обращались без привычного снисхождения. А это всё как раз и составляло наиболее яркие отличительные  особенности сказок Андерсена. Сам Андерсен в то время ещё не считал, что наконец нашёл самого себя.
Не приняли в 1846г.его сказок и в России – опять по той же причине «запоздалости  « датского романизма, а так же вследствие того, что переведены были далеко не лучшие сказки. Только в 1858г. Добролюбов обратил внимание на сказки. Андерсен -сказочник  завоевал русского читателя только в последней трети 19 в. В чём же главный смысл сказок Андерсена определяющий отношение к миру и человеку? Прежде всего в вере во всепобеждающую активную силу добра, в стремлении вскрыть самое настоящее, подлинное в человеке, влюблённость в красоту природы. Активность добра, способность пожертвовать даже жизнью во имя его утверждения формируют сюжет  и характеры. Идя в ногу со своим временем и даже несколько обгоняя его, великий сказочник, изображая события, заставляет читателей самих задуматься  о смысле произошедшего и самостоятельно сделать выводы. Он порывает с просветительским стремлением всё объяснить читателю, его собственная фантазия открывает простор для мысли, как это было присуще отчасти романтическому искусству  и было развито реалистами конца века, когда интеллектуализация стала одной из основных примет литературы.Андерсен решает эту проблему по своему, обращаясь к сказке.  
40-е годы –новый и наивысший взлёт сказочного творчества Андерсена. В эти годы он издаёт « Новые сказки» куда вошли такие шедевры, как «Снежная королева», «Соловей», «Гадкий утёнок», «Тень», «Девочка со спичками», «Ель»,  «Колокол», «История одной матери», «Воротничок». Андерсе творчески усвоивший уроки народной сказки, создаёт свои собственные произведения, не уступающие по своей образной силе народным и заключающие в себе глубокое философское содержание .                                               В 1843 г.он писал другу :«….я точно решил писать сказки! Теперь я рассказываю из головы, хватаю идею для взрослых – и рассказываю для детей, помня, что отец и мать иногда тоже слушают и им нужно дать пищу для размышления !». Так возникли сказки с двойным адресатом: по увлекательной фабуле для детей, а по глубине содержания – для взрослых.        Это сообщало им особую наивность и непосредственность, близкую детям, и одновременно создавало второй, «подтекстовой» философский план, который недоступен детям, но отражает специфику современной жизни, помогая осмыслить её взрослым.  Андерсен никогда не был так изобретателен, как на этом этапе, когда рассказывал удивительные истории о самых прозаических предметах. Изменение сферы поисков приближало сказки к действительности .                                                                                                   Поэтому сборник последнего этапа писатель называет «Истории» и «Новые сказки и истории». Писатель в сказки которого всё более определённо проникают черты реальности, героями делает великих современников, учёных и художников. Писатель  хочет обратить внимание на почти сказочные возможности человеческого ума и таланта. Но не только величественноё занимает Андерсена в эти годы; он по-прежнему обращает внимание на простого человека и его заботы. 
Одна из самых прекрасных, поэтичных и добрых сказок   Андерсена – «Русалочка». К теме  безответной любви русалки к человеку  писатель обращается неоднократно ещё в ранних стихотворных сказках. Однако, Андерсен создаёт совершенно самостоятельное произведение, где мысль автора о красоте человеческой души, о добре которое побеждает в мире, раскрывается не только с помощью напряжённого развития сюжета как в первых сказках, но и благодаря убедительному психологизму, раскрывающему поэтичность самой Русалочки и представляющему человека как воплощение благородства, доброты и красоты. Поэтому заветной мечтой Русалочки становится не только добиться любви принца, но и обрести человеческую душу .  Этот путь сложен. Самое большое испытание выпадает на её долю, когда сёстры – русалки приносят ей нож; только убив принца, она может снова вернуться в море к русалкам, а иначе с первыми лучами солнца она погибнет. Маленькая Русалочка побеждает и здесь: она не может убить любимого. Обрабатывая народную легенду Андерсен писал о том, что он изменил в ней: у него «бессмертная душа русалки не зависит от чужого существа, от любви человека. Это  определение не верно! Ведь в этом заключается элемент случайности….Я позволил русалке идти более естественным, прекрасным путём». Это путь развития душевных сил. Уроки добра здесь сложнее, чем в других сказках. Неслучайно Андерсен поместил перед «Русалочкой» обращение  «Ко взрослым», утверждая этим, что у его сказок расширяется аудитория .
Одним из шедевров Андерсена была «Снежная королева». В ней органически соединяются быт и фантастика, вся она пронизана и большой любовью писателя к людям, и его мягкой иронией по отношению к миру, его влюблённостью в красоту суровой северной природы. Мир одухотворён в этой сказке: мыслит и чувствует олень, помогают Герде старые вороны. В эту сказку попали воспоминания Андерсена о его бедном детстве: садик на крыше у Кая и Герды – это садик его детства. Но самая главная мысль произведения обеспечившая ему бессмертие ,- это утверждение активности силы добра. Человечности, которая побеждает даже разбойников, противостоят здесь злобные тролли и бездушная Снежная королева. Носителем  героического начала становиться обыкновенный человек, маленькая  девочка. Андерсен – романтик соблюдает особенности «местного колорита» при описании тех мест, куда попадает Герда: то это чопорный уклад при дворе принца и принцессы, то грубые нравы у разбойников, то чум финки, где нет двери и поэтому надо стучать в дымовую трубу, и т.п.
Все эти реалии, окрашенные авторским юмором, выведенные в сказку, создают напряжённый интерес к событиям и к самоотверженной борьбе  за спасение доброго человеческого сердца -   самой великой драгоценности в мире.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.