Пространство в романеВ. Брюсова
«Огненный ангел».
«Художественныймир – это система универсальных духовных отношений, заключённых в тексте,имеющем эстетическое задание, та «внутренняя форма», которая построена «внешнейформой» – речевой системой, если речь идёт о литературе». «Художественный мирпроизведения отражает не объективный мир в целом, а лишь его локальную,«избранную» часть, это – «сокращённый» мир; но будучи «сокращённым»,художественный мир представляет собой модель мира в целом».[1]
Пословам Ф. П. Фёдорова — художественный мир, как мир объективный, не существуетвне пространства и времени; пространство и время есть формы их существования,их непременные атрибуты: «бытие вне времени, — писал Ф. Энгельс, — есть такаяже величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства».[2]
Сточки зрения, восходящей к Демокриту и Платону и сконцентрированное выражениеполучившей у Ньютона, пространство есть пустота, вмещающая материю, а времяесть нечто, что «протекает равномерно», «без всякого отношения к чему – либовнешнему». Другая концепция, восходящая к Аристотелю и получившая всестороннееобоснование благодаря теории относительности Эйнштейна, утверждала «зависимостьсуществования и свойств пространства и времени от существования и свойствдвижущейся материи». Традицияньютоновской концепции в науке о литературе, частности в историко –литературных анализах, бытует и поныне. [3]
Пространствов романе «Огненный ангел» – это прежде всего пространство двоемирия; двоемириемхарактеризуется не только земной мир, но и мир небесный, высший, сверхреальный.Реальный и сверхреальный миры перестают быть антитезами, утрачивают статусоппозиции конечное – бесконечное, антинорма – норма. Сверхреальный мирстановится миром Бога и сатаны; Бог – это персонификация бесконечного, сатана –персонификация конечного. Высший мир перестаёт мыслится как особая, вне земногомира находящаяся реальность, и доля мистификации реальности постепенносокращается. Высший мир опрокидывается в реальность. Эти миры настолькопереплетены друг с другом, что часто герои романа принимают сверхреальный мирза реальный.
Представителемсверхреального высшего мира в романе является граф Генрих, олицетворение«света», «огненного ангела»: «Приблизительно через два месяца после этоговидения узнала Рената приехавшего в их местность молодого графа из Австрии.Одевался он в белые одежды; глаза у него были голубые, а волосы словно изтонких золотых ниток, так что Рената тотчас признала, что это – Мадиэль. Ноприехавший не хотел показать, что они знают друг друга, и называл себя графомГенрихом фон Оттергейм».[4]
ГрафГенрих ставится на одну ступень с ангелом — Мадиэлем, явилявшемся Ренатенеоднократно. Тождественно описание графа и ангела: «… явился ей в комнате, всолнечном луче, ангел, весь как бы огненный, в белоснежной одежде. Лицо егоблистало, глаза были голубые, как небо, а волосы из тонких золотых ниток. Ангелназывал себя Мадиэль».[5]
и:
«Генрихуна вид было не более двадцати лет, и вовсём существе его был такой избыток свежести и юности, что, казалось их неможет сокрушить ничто в мире . Лицо Генриха,безбородое и полуюношеское, было не столько красиво, сколько поразительно:голубые глаза его, сидевшие глубоко под несколько редкими ресницами, казалисьосколками лазурного неба, губы, может быть, слишком полные, складывалисьневольно в улыбку, такую же как у ангелов на иконах, а волосы, действительнопохожие на золотые нити, так как были они тонки, остры и сухи и до странностилежали каждый отдельно, возносились над его челом, словно нимб святых. Во всехдвижениях Генриха была стремительность не бега, но полёта, и если бы продолжалинастаивать, что он – житель неба, увидел за его детскими плечами два белыхлебединых крыла». [6]
Из этих цитат следует, что описание графаГенриха и огненного ангела Мадиэля практически соврадают. В описании графа иангела присутствует лексика, которая указывает на то, что Генрих и ангелявляются одним и тем же лицом, и что они являются представителями высшего мира:«ангел», «белые одежды», «белоснежные одежды», «голубые глаза – небо», «золотыеволосы», «золотые нити», «нимб святых», «житель неба», «два белых лебединыхкрыла».
Такжеважно пространство дома, в которойнаходится граф Генрих. Описание дома, свидетельствует о том, что такоепространство гармонично сливается с образом графа, вызывает добрые чувства иэмоции: «Слуга провёл меня через переднюю, уставленную высокими, но изящнымишкафами, потом по широкой лестнице с красивыми перилами, далее ещё черезвходную комнату, где висели картины, изображавшие разных животных, и наконец,постучавшись, отворил мне маленькую дверь. Я увидел перед собой узкую комнату сдеревянным, разукрашенным потолком, с резными фризами по стенам, всюзаставленную деревянными для книг аналоями...».[7] Надо отметить, что огненный ангел впервые явился Ренате в комнате,которая также была просторна и светла: «… впервые явился ей ангел в комнате, всолнечном луче...». [8]
Пространство,окружающее графа Генриха, является разомкнутым, просторным и величественным:передняя, широкая лестница, входная комната, дверь в комнату, а также атрибутыдома: высокие изящные шкафы, красивые перила, картины, разукрашенный потолок,резные фризы на стенах, деревянные аналои для книг – всё это толькоподтверждает то, что это «обиталище» человека доброго, благородного, подобногоангелу. Связь с сокральным миром подтверждает движение по дому: по широкойлестнице — наверх. Появляется как горизонтальное пространство – фактическоепространство дома, так и вертикальное пространство – движение по дому вверх полестнице в комнату к графу.
Впервой главе романа говорится о том, что граф Генрих, будучи околдован Ренатой,«занимался алхимией, магией и другими чёрными делами»; и что он вместе сРенатой «каждую ночь перекидывались, — он в волка, а она в волчиху, — и бегалипо окрестностям; сколько за это время загрызли детей, жеребят и овец, — сказатьтрудно!»[9] — из этогоследует, что изначально граф был представителем пространства не высшего,божественного, а пространства дьявольского, грешного и вовсе не был похож на ангелас неба.
«Только вдруг графу в видении явилась Кресценция Дидрихская и обличила всё егогрешное поведение. Тогда граф принял на себя крест и ущёл босым ко гробуГосподню...»[10] — после этого граф как бы вырывается из оков дьявольского пространства и начинаетпуть, который в реальном пространстве приведёт его ко гробу Господню, а вовнутреннем пространстве – к искуплению, прощению грехов, освобождению испасению души, что и сделает его подобным ангелу.
ГрафГенрих отдаёт свою жизнь для служения высшим истинам, Богу – воплощению добра исвета, это и является точным доказательством того, что пространство, окружающееграфа есть пространство сверхреальное, божественное, заключающее в себе добро,пространство разомкнутое и необъятное.
Пространствубожественному противопоставлено в романе пространство дьявольское. И одним изярких представителей этого пространства является Рупрехт. Он, будучихристианином, также оказавшись околдован Ренатой, променял «спасение своейдуши» на плотское желание, любовь к Ренате и предался «чёрным делам», имелсвязь с дьяволом: «И когда, немного спустя, я (Рупрехт) спросил Ренату, какимпутём должен я искать содействия Князя Тьмы...».[11] О том, что Рупрехт являетсяпредставителем низшего мира говорит его содействие с сатаной, «полёт на шабаш»и то, что он смог променять спасение своей души на возможность контакта сдьяволом: «ответив наконец Ренате, что отказывать её просьбам нет у меня(Рупрехта) сил и что её счастию готов япожертвовать своей жизнью, этой и вечной».[12]
Комнаты,в которых проживали Рупрехт и Рената и вкоторых они производили акты соединения с миром «князя тьмы», представляютсобой замкнутое пространство, ограниченное, тёмное и мрачное: «По шаткойлестнице, в темноте, меня проводили в маленькую каморку второго этажа, узкую инеравномерную в ширину, как футляр для виолы»[13] — такой была первая комната, в которой проживал Рупрехт.Комната называется «маленькой каморкой»,«узкая, неравномерная в ширину», не имеющая точных и ровных границ, похожа нафутляр для виолы и лестница, ведущая кней, «шаткая». Пространство этой комнаты тёмное, не несущее тепла и доверия,настораживает и вызывает тревогу и страх.
Такаяже комната и у Ренаты. Впервые, когда Рупрехт увидел Ренату, о её комнате онговорит: «В такой же неприветливой комнате, как моя...».[14] Комнаты, которые снимали они вовремя своего пути в Кёльн, тоже являлись такими же невзрачными, маленькими ипустыми. В Кёльне же Рупрехт разыскал хорошую гостиницу, с удобствами ироскошными комнатами: «… я разыскал хорошую гостиницу и за щедрую платуполучил две самых лучших в доме комнаты, так как хотел, чтобы Рената имела иподходящую ей роскошь обстановки, и все мыслимые в путешествии удобства. НоРената, казалось мне, не замечала моих стараний, и можно было подумать, чтосреди полированной мебели, среди изразцовых каминов и зеркал – она чувствуетсебя не иначе, чем на скудных, нетёсанных скамьях деревенской гостиницы».[15] Пространство, которое Рупрехт пытался создатьвокруг себя и Ренаты не было подходящим для них, оно было не настоящим для них,реальное пространство заменялось пространством внутреннего мира - дьявольским, тёмным и несоответствующимреальному пространству комнаты - тёплому,светлому и удобному.
Действия,связанные с вступлением Рупрехта в связь с дьяволом, происходили в плотнозакрытой комнате, не имеющей никакой мебели: «… я затворил и запер назадвижку дверь комнаты и тщательно закрыл полотном все щели около неё, окно жебыло раньше завешано наглухо».[16]Пространство комнаты, в которой Рупрехт отправился на шабаш, было замкнутым, неимеющим никакой связи с реальным миром, разомкнулось после того, как Рупрехтзаснул под воздействием чародейной мази. Посредством сна или транса, в которомон находился, произошло соединение мира реального и мира сверхреального(дьявольского): «Ещё сознавал я что лежу на полу нашей комнаты, но когдапытался подняться, уже не мог и подумал: вот и все россказни о шабаше оказалисьвздором и эта чудодейственная мазь есть только усыпительное зелье, — но в тотже миг всё для меня померкло, и я вдруг увидел себя или вообразил себя высоконад землёю, в воздухе, сидящем верхом на чёрном мохнатом козле».[17] Пространство шабаша совсеми его атрибутам и обитателями — чёрный мохнатый козёл, дьявол, «адскийконь», «из мрака уединённая долина», «фигуры различных существ», «кривляющиесяморды», «некто», тьма, мрак, чернота – является пространством дьявольского мираи Рупрехт, один из участников шабаша, подобен существам, обитающим в адскомпространстве.
Послетого, когда Рената покинула Рупрехта, пространство, которое окружало его,начало постепенно меняться, как реальное, так и внутреннее. Сначала Рупрехтпытался остаться в том пространстве, в котором он находился, когда рядом былаРената: «В то время, хватаясь за бессмысленную надежду – повстречать Ренату где– либо на перекрёстке, неустанно обегал я улицы и площади города, простаивалчасами на пристанях и рынках, входил во все церкви, где любила молитьсяРената...»[18] или,когда Рупрехт представлял, что он встретит Ренату, то скажет ей: «Рената, я –твой, опять – твой, навсегда и совсем! Возьми меня, как раба, как вещь...».[19] Все попытки Рупрехта вернуть к себе Ренату оказались тщетными ибезуспешными, как и попытка вернуть то пространство, в котором он находился до момента их расставания. Дьявольское пространство само извергло изсебя Рупрехта. Реальным пространством Рупрехта стало движение по горизонтали –это дорога (путешествие, стремление познавать что – то новое и неизведанное исамое главное: то, что выбирает сам Рупрехт) и движение по вертикали – это его духовное развитие и переживания какличности самодостаточной, ни от кого не зависящей. Рупрехта поглотилопространство свободы, сулящее ему необьятные просторы и дающее право насамостоятельный выбор действий: «Но со строгой уверенностью могу я здесь датьклятву, перед своей совестью, что в будущем не отдам я никогда такбогохульственно бессмертной души своей, вложенной в меня Создателем, — вовласть одного из его созданий, какой бы соблазнительной формой оно ни былооблечено, и что никогда, как бы ни были тягостны обстоятельства моей жизни, необращусь я к содействию осуждённыхЦерковью гаданий и запретных знаний и не попытаюсь переступить священную грань,отделяющую наш мир от тёмной области, где витают духи и демоны. Господь Богнаш, видящий всё и глубины сердечные, знает всю чистоту моей клятвы. Аминь». [20] Такими были последниеслова Рупрехта на страницах романа «Огненный ангел». Из этого следует, что всознании Рупрехта произошёл окончательный прорыв к свободе как души, так итела. Клятва, данная Рупрехтом, означает твёрдое его решение не возвращаться впространство дьявольское и это значит, что финальная клятва Рупрехта в романедаёт точное определение господствующего пространства. Пространство божественноеторжествует над пространством дьявольского так же, как торжествует сознаниеэпохи возрождения над средневековой концепцией восприятия мира.
Междудвух пространств оказывается и главная героиня романа Рената: она то посвещаетсебя служению божественному миру, то предаётся самым безобразным и жестокимпыткам пространства дьявольского. Её слабость проявляется в том, что онанеспособна здраво мыслить и принимать правильные решения. Будучи одержимаябесами и беспощадно ими мучима, Рената полностью деградирует как личность, онапревращается в тень и вместо того, чтобы жить и наслаждаться, она простосуществует, одержимая безумными идеями. Она мечется то от света к мраку, то наоборот, от мрака к свету, и не находяответа на свои вопросы впадает в глубокие душевные депрессии. Рената неспособнадействовать и здраво мыслить, все её замыслы остаются лишь теорией для неёсамой, так как она не принадлежит сама себе: тело и душа её находится подвлиянием великой и страшной силы дьявольскогомира. С самого детства Рената не имела право распоряжаться своей жизнью, ибобыла под воздействием силы небесного ангела Мадиэля, далее, когда онаповзрослела и стала девушкой, нарушив завет с ангелом, она как Ева, вкусившаязапретный плод, была изгнана из «рая». Пространство божественное тотчасзаменилось на дьявольское и вырваться из него девушке не удавалось напротежении почти всей её жизни. Сверхъреальное пространство дьявольского мирапоглотило её полностью и стало реальным для Ренаты: она видела, слышала,чувствовала дьявольский мир: «Я спросил, удалился ли призрак. – Да, он рассеялся...» или «женщина (Рената)то вытягивалась мучительно, то вдруг сгибалась вперё, что голова и подбородоксближались с пальцами ног...». [21]
Послевсех неудачных попыток отыскать и вновьувидеть ангела Мадиэля, Рената принимает единственное правильное решение всвоей жизни: она посвящает оставшуюся жизнь искуплению всех своих грехов передБогом. В её жизни также происходит прорыв в пространство божественного мира,она врывается в это пространство, осознав всю вину своих греховных дел:«Страшно! Страшно! Пойдём, помолимся, и да оставит нам Бог столько жизни, чтобызагладить все грехи наши»,[22]но божественное пространство не принимает.
«Яверю не в злых духов, но в слово Божие, которое об них свидетельствует»[23] — этой фразой Ренатаполностью подтверждает своё отречение от мира зла и готова полностью отдатьсяслужению Господу.
Финалжизни Ренаты – это полное раскаяние в своих грехах и смирение перед силойпространства божественного, будучи осуждённой и заключённой в тюрьму, она непугается ни заточения, ни смертной казни. Замкнутое пространство монастыря итюрьмы не влияет на внутренний мир Ренаты, она будучи заключённой не считаетсебя несвободной, а наоборот – она счастлива и отказываясь от свободы вреальном мире, она приобретает свободу во внутреннем своём мире – и это еёистиное счастие – так считала сама Рената. Итог её жизни – это смерть: «… онаосталась в полной неподвижности, и я, приложив ухо в её груди, не услышалбольше биений сердца и понял, что из этого мира, где могли ожидать её толькопреследования и страдания, её душа перешла в мир духов, демонов и гениев, ккоторому всегда она порывалась». [24]
Извсего вышесказанного следует, что в романе явно присутствует пространство какразомкнутое, так и замкнутое, как мир реальный, так и мир сверхреальный. Всеэти миры существуют не отдельно друг от друга, они находятся в постоянномвзаимодействии. Взаимодействие миров и их связь друг с другом можно подтвердитьсоотношением: пространство божественное – граф Генрих; пространство реальное,которое объединяет в себе мир божественный и мир дьявольский – Рената; мирдьявольский – Рупрехт.
Схематически это можно обозначитьтак:
Рупрехт
Пространство дьявольское.
Мир сверхъреальный Генрих
Пространство божественное.
Мир сверхъреальный Рената
Соединитель-
ное звено двух пространств.
Мир реальный