Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Православие как основа современной педагогики

О смысле бытия
Перевезенцев С. В.
Размышленияо современном российском образовании хотелось бы начать с нескольких цитат изкниги «Практика глобализации: игры и правила новой эпохи», подготовленной кпечати учеными Института проблем глобализации под редакцией директора институтаМ.Делягина. Главы из этой книги опубликованы в газете «Совершенно секретно»(№1, 2001 г., с. 6-7) под симптоматичным названием «Россия — родинамозгов»:«Ценность России, прежде всего, в оригинальном взгляде на мир, встановящейся главным фактором производительности труда национальной культуре,нестандартном мироощущении, наконец, в интеллекте, неизбежно оторванном отпрактического внедрения (следует отметить, что внедрением российских идейамериканцы занимались весьма длительное время, а не только последние десятьлет)...»
«Российскоеобщество в силу уникального и, к сожалению, весьма болезненного сочетаниякультурно-исторических факторов, в силу своих особенностей и несчастий остаетсяконвейером по производству самого нужного «человеческого материала» творцов иреволюционеров, «интеллектуального полуфабриката», способного к творчеству исистематическому генерированию принципиально новых идей...»
«Условиемнациональной конкурентноспособности России является интеллектуалоемкостьпроизводства, объективно требующая высокой квалификации работников. ПоэтомуРоссия может выжить, только будучи умной и решая сложные задачи...»
«… Интеллектможно воспроизводить только при высоком уровне образования и, соответственно,благосостояния».
Надеюсь,читатель извинит автора за несколько затянувшееся цитирование, но в данномслучае это было необходимо. Ибо мнение ученых, отнюдь не являющихся«экзальтированными славянофилами», а скорее, наоборот, жесткими прагматикамизападного типа, тем более ценно.
Прагматическиевыводы специалистов, чьи работы были процитированы, подтверждают, в принципе,давно известный факт — практика последних пятнадцати лет показала, что Россиядо сих пор продолжает оставаться интеллектуальным донором мирового сообщества.Речь идет о так называемой «утечке мозгов», т.е. об эмиграции из нашей страныталантливых ученых, инженеров, университетских профессоров и преподавателей.Что особенно тревожно — уезжают молодые, иначе говоря, будущий возможныйэлитный интеллектуальный щит и надежда нашего Отечества. Не меньший вредотечественной науке нанесли многочисленные научные конкурсы, проводящиесязарубежными фондами и центрами, когда единицы ученых получают гранты на своиисследования, зато тысячи оригинальных идей, научных разработок, техническихпроектов, которые, якобы, отсеиваются в ходе конкурса, на самом деле становятсядостоянием и, фактически, собственностью этих самых фондов и центров. Конечно,разговор на эту тему — сложный и особый. Но в данном случае из этого фактанеобходимо сделать несколько важных выводов.
Первыйвывод. Один из самых реальных путей вывода России из системного кризиса —максимальное и скорейшее развитие сферы науки и образования, которые врезультате способны превратить нашу страну в ведущую мировую державу. Наука иобразование — это отрасли стратегического значения. Ведь то государство,которое будет держать первенство в этих сферах, и будет ведущим в мире.
Второйвывод. Российская система образования, сложившаяся, естественно, задолго довозникновения нынешней Российской Федерации, несмотря на все реформы, которымона подвергается в последние годы с целью преобразования ее в нечто«американское» или «европейское», продолжает выдавать на мировой рыноккачественный продукт — специалистов высокого класса, которые не толькоконкурируют с зарубежными специалистами, но и способны на выработкуоригинальных, необычных решений.
Третийвывод. Российская система образования (даже в нынешнем ее состоянии) обладаетнекими специфическими чертами, свойствами и особенностями, которых нет вобразовании других стран. Вполне логично предположить, что эта спецификароссийского образования является следствием неких глубинных черт национальногохарактера, выработанных в ходе тысячелетней истории русского народа. Акцент вданном случае делается именно на русском народе потому, что именно русскийнарод все времена был государственно-образующей нацией, составлял, большую частьнаселения России, да и сегодня русские — это 85% всего населения современнойРоссийской Федерации.
И,наконец, четвертый вывод. Для того чтобы Россия смогла осуществить прорыв вобласти науки и наукоемких технологий необходимо не просто сохранить, норазвить и приумножить национальные особенности российской системы образования.Именно этот фактор способен обеспечить подъем России во всех остальныхобластях, а вовсе не попугайское подражание системам образования иных стран.
Хотелосьбы подчеркнуть один важный момент. Все вышесказанное – это не эмоциональноеумозаключение, а строго прагматическая задача, стоящая перед нашим обществом, очем свидетельствуют приведенные выводы из анализа ученых Института проблемглобализации.
Теперьстоит разобраться — что можно отнести к национальным особенностям российскойсистемы образования? Не претендуя на максимальный охват всего возможногоспектра особенностей, попробуем выделить главное.
Ворганизационной сфере — это доступность, всеобщность, обязательность и максимальнаягосударственная поддержка. Эти принципы стали завоеванием не одного столетияразвития отечественного образования. К примеру, в конце XIX века (с 1880 по1897 гг.) годовое количество только учащихся гимназий возросло с 75 до 220тысяч (почти в три раза!), а к концу века в России было уже более миллиона (!)людей с гимназическим образованием. Причем дети дворян составляли меньшеполовины гимназистов (и студентов, кстати) (см. об этом в кн.: Лейкина-СвирскаяВ.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971). В годыСоветской власти шло неуклонное увеличение статуса обязательного образования —от начального до десятилетнего. И то, что в последнее время мы год за годомотказываемся от уже достигнутых высот, свидетельствует лишь о болезненномсостоянии нашего общества (ну, к примеру, обязательное десятилетнее образованиеу нас уже несколько лет как заменено девятилетним; вместо обычных программ —некие «концентры»; все увеличивающееся платное среднее и высшее образование ит.д.).
Аведь уже пора понять, что сфера образования — это проблема стратегическогоразвития народа и государства в XXI веке. Следовательно, никакие упования (чащевсего провокационные!) на некий рынок, на самоокупаемость и пр. и пр., никоимобразом не решают проблемы, ибо так называемый «рынок» не годится дляприменения в этой сфере. Более того, перевод образования на «рыночныеотношения» разрушает систему образования, а, по большому счету, отнимает угосударства и народа его будущее.
Следующийпласт, помимо организационных вопросов, — это проблема содержания образования.Специалистам в области образования хорошо известно, что ни в одном развитомгосударстве современного мирового сообщества нет столь глубоких и широкихшкольных программ по самым важным предметам (история, литература, русский язык,математика, физика, химия, биология и др.), какие во все времена существовали вРоссии. Вспомним, что главным предметом в кадетских училищах XIX века было невоенное дело, а русский язык и литература. Вспомним, что дореволюционные гимназиидавали гуманитарное образование на уровне современных университетов. Не забудеми тот факт, что резкий рывок СССР в области науки и техники был напрямую связанс уровнем преподавания в советских школах комплекса естественных наук. Апреподавание истории в российской школе до сих пор является недостижимымидеалом для многих западных стран...
Думается,что именно эта многопрофильность отечественной школы и создавала тотнеобходимый культурно-исторический и научно-методический фон, на которомвоспитывались специалисты в разных сферах знания, способные к оригинальным,нетипичным решениям. Ведь человек, обладающий знаниями в разных областях науки,видит зачастую те взаимосвязи явлений окружающего мира, которые недоступныузкому специалисту.
И,наконец, самое важное – методология, или, иначе, философия образования.Понятно, что от выбора методологии (философии) образования зависит и содержаниеобразования, и решение организационных вопросов. Сама же философия образованиятого или иного народа обязательно должна основываться на глубинных, чаще всегоархетипических чертах национального сознания. Иначе – какой народ мы собираемсяпросвещать? Чей исторический и культурный опыт хотим передавать своим детям?Чьи идеалы собираемся предлагать в качестве главных?
Сегодняже, когда анализируешь бесконечные проекты реформы системы образования, неперестаешь удивляться тому, сколько предлагаемые методологии образования далекиот национальных нужд.
Вопросэтот отнюдь не праздный и отвлеченный, наоборот, самый главный и животрепещущий.Дело в том, что продуманная философия образования направлена на то, чтобы нашидети, уже, естественно, при изучении конкретных предметов, ходили если неответы, то хотя бы наиболее верный, понятый отцами, дедами и прадеда путь кпознанию главного каждого человека, каждого общества, каждого государствавопроса — в чем смысл бытия?
Вопросо смысле бытия особенно важен для России. Вот что показали исследования докторамедицинских наук и кандидата философских наук И.А. Гундарова процессы жизненнойустойчивости в странах СНГ на 84% зависят от духовного состояния общества(качество жизни) и только на 16% – от материальных условий (уровень жизни).Следовательно, в России физическая жизнеспособность населения зависит не толькоот условий бытия (материальных факторов), и от нравственной атмосферыэмоционального состояния общества (духовных и душевных факторов). И анализируяпричины демографической катастрофы России, И.А. Гундаров утверждает: «Наука непредполагала, что существует народ, обладающий столь высокой духовнойорганизацией и реагирующий так драматично на нравственное насилие» (см.:Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, путипреодоления. М., 2001).
Итак,без ответа на вопрос о смысле бытия невозможно говорить и о выживании нашегонарода и нашего государства.
Постижениесмысла бытия – это главная, основная тема всей русской философской мысли, ссамых первых лет ее возникновения. Уже в первом отечественномрелигиозно-философским сочинении, в «Слове о Законе и Благодати» митрополитаИлариона (XI в.) мы находим глубочайшие рассуждения на эту тему – Иисус своейсмертью искупил все людские грехи, а посмертным воскрешением Он открыл всемнародам путь к спасению. С тех пор идея спасения и воскресения на протяжениимногих столетий и составляла смысл земного бытия русского человека. Но при этомнеобходимо подчеркнуть — идея не просто личного, а всеобщего, соборногоспасения.
Вэтой идее сошлись в одно две важнейшие черты русского национального сознаниявообще. Первая черта — сознание русского народа по своей природе было иостается глубоко религиозно-мифологическим. Во все времена любая идея,затронувшая струны русской души, моментально мифологизировалась. Более того,нередко эта идея становится объектом бездумного поклонения. Коммунизм, светлоеанархическое будущее, культ научного знания – эти, казалось бы, далеко нерелигиозные, даже атеистические идеи, тем не менее, превращались в очередногоидола, требующего безусловного почитания. Настолько велика всегда былапотребность русского сознания в вере в Высшие Идеалы.
Историяпоказывает, что религиозно-мифологическая природа русского сознания находила инаходит выражение в разных формах. Но та же история свидетельствует, что толькоправославное миросозерцание дает наиболее полный ответ на вопросы, которыеставит перед собой русский человек. И главнейшим элементом православноговероучения является основополагающая идея «всеединства», выраженная в понятииСвятой Троицы. Поэтому только Бог, как Божественное Триединство, воспринимаетсяв душе русского народа как Высший Идеал.
Втораячерта связана с тем, что в православном толковании идеи Святой Троицы ивсеобщего соборного спасения русское сознание выразило свою жажду всеобщности,«всеединства», ибо оно – сознание коллективистское, общинное.
Поэтомув русском сознании исторически возникло своеобразное толкованиеосновополагающих земных идеалов. Еще в языческие времена главной ихсоставляющей становится идея Земли, позднее — идея Отечества. И когда в Россииискали земное применение Высшему, Божественному смыслу бытия, то на первомплане оказывались идеи Земли, Отечества. Единое для многих народов Отечество —это земное воплощение Высшего Единства. Поэтому в русском сознании стольвлиятельны не просто идеалы Добра, Красоты и Любви, но добро для Русской Земли,красота Родины, любовь к Отечеству.
Божественноеединство на земле – это единство народов, но единство, прежде всего духовное,во многом метафизическое и даже мистическое. В XIX столетии русская философскаямысль (А.Хомяков) даже выработала специальный религиозно-философский термин дляхарактеристики этого очень своеобразного явления — «соборность».
Глубочайшеготолкования идея всеобщего спасения и воскресения достигла в России в XVI —первой половине XVII века, когда древнерусскими книжниками были сформулированысмысловые и целевые установки существования Российского государства и народа. Сконца XV столетия в России появляется ряд важнейших для русской истории«идеалов-образов», к которым должно стремиться Русское государство — «Москва —новый Царьград», «Москва новый град Константина», затем, в начале XVI века,рождается «идеал-образ» «Третий Рим», а на рубеже XVI — XVII веков появляетсяновый ряд «идеалов-образов»: Россию начинают именовать «Новым Израилем», Москву- «Новым Иерусалимом» и «Новым Сионом», а сам русский народ иногда называется«истинными израильтянами новообращенными». И как высший этап возникает понятие«Святая Русь».
Эти«идеалы-образы» выразили главный смысл исторического, земного бытия России —Россия, как особый мир, готовила только к одному, но самому важному деянию — кбитве с антихристом, к спасению от него всего мира. И задача церкви и светскойвласти виделась в одном – приготовление народа русского ко Второму Пришествию.Потому-то и в древнерусской философской мысли, и в обыденном сознании людейстоль большое место занимала проблема святости. Можно даже сказать, что учетаэтой темы невозможно понять всю глубину древнерусской религиозно-философскоймысли, ибо в идее святости Руси концентрировались все основные смысловые ицелевые установки земного бытия и отдельного человека, и всего русского народа.
Итак,древнерусская философская мысль, основанная на православном вероучении,сформулировала перед Русским государством, русским народом и каждым русскимчеловеком великие задачи, великие цели исторического развития, а в итогепридала реальной жизни своего Отечества великий духовный смысл. Именно этотвеликий духовный смысл бытия дал сильнейший импульс развитию России в XVIII-веках, превратив ее в одну из величайших мировых империй.
Носо второй половины столетия, с распространением либерально-гуманистическихреволюционных теорий, российское образованное общество постепенно начинаеттерять понимание этого великого духовного смысла бытия России. Еще большееснижение смысла бытия произошло в XX веке, после победы на просторах России ккоммунистической идеологии. И все же в коммунизме, предложенном русскомуобществу в качестве замены традиционных православных идеалов, тоже был великийсмысл — созидание нового общества всеобщего братства. Иначе говоря, духовнаясоставляющая идеала была изгнана, но сохранилась его общественная составляющая.Однако в целом произошло снижение смысла бытия, ибо смысл историческогоразвития, предложенный коммунизмом, был лишен главного, что необходимо вРоссии, – своей духовной составляющей, а именно — веры.
Сегодня,на рубеже ХХ-ХХ1 веков, на рубеже тысячелетий мы являемся свидетелями ещебольшего, можно сказать, максимального снижения смысла бытия. Теперь, вкачестве общественных, смысловых идеалов нам предлагается идеалпотребительского общества — индивидуалистический. Более того, намеренный отказот великих задач, великих идеалов, великого духовного смысла бытия развитияРоссии признается главной характеристикой создаваемого «цивилизованного общества»,в которое, якобы, столь стремится «этот народ». Иначе говоря, отказ от величияРоссии — это главный показатель «прогресса».
Насамом деле, все оказалось с точностью до наоборот. Русский народ утерял смыслсвоего бытия на земле и… начал вымирать с катастрофической быстротой (около 1миллиона человек в год). Отказ от великого духовного смысла бытия, чтопроизошло с насильственным утверждением в общественном сознании идеалапотребительского общества, привел не к расцвету, а к гибели русского народа. Ученыепод руководством И. А. Гундарева пришли к важнейшему выводу: «Преодолениедепопуляции в России возможно за 3 — 4 года через неэкономические регуляторы,имеющие нравственно-эмоциональную природу. Структура оздоровительных мер должнасостоять на 20% из усилий по повышению уровня жизни и на 80% — качества жизни.В первую очередь — это достижение социальной справедливости в обществе инахождение смысла жизни» (см.: Гундаров И. А. Демографическая катастрофа вРоссии: причины, механизмы, пути преодоления. М., 2001. С. 73).
Следовательно,сегодня самой насущной является задача возвращения в жизнь и сознаниероссийского общества великого смысла бытия. И прежде всего – великого духовногосмысла бытия. Только в этом случае можно говорить о возрождении Российскогогосударства, народа и отдельной личности. И стоит еще раз повториться – это неумозрительная, а прагматическая задача сегодняшнего дня.
Вполнепонятно, что исполнение определенной выше задачи — дело общегосударственное,общенародное. И сама по себе система образования ее решить в полной мере несможет. Но это не значит, что ничего не надо делать. И, прежде всего,необходимо выработать своего рода новую философию образования (при всейусловности понятия — «новая»). Ведь сегодня главная беда и отечественногообразования, как системы, и отечественной педагогики, как науки — в отсутствииобщепринятых философских и методологических принципов. Грубо говоря, в даннойобласти каждый действует во что горазд.
Впоследние годы некоей вершиной считается так называемая гуманная педагогика.Однако если разобраться в философской и методологической сущности этогонаправления, то окажется, что в основе его лежат все те рационалистическиепринципы решении проблемы смысла бытия. Более того, гуманная педагогикапредлагает российскому обществу воспитывать подрастающее поколение лишь в руслемаксимального развития способностей отдельной личности. Как уже было показановыше, по большому счету получается, это направление лишь закрепляет вобщественном сознании идеал потребительского общества.
Думается,что сегодня необходимо основательно изменить сам методологический подход квыработке философии образования. И этот методологический подход, эта философияобразования должна основываться на базовых, выработанных тысячелетней историей развитияРоссии ценностях. Тех ценностях, которые олицетворяют собой некиеархетипические черты российского общества в целом и русского народа, вчастности. Ибо главная задача новой философии образования — возвращение в нашужизнь великого духовного смысла бытия. Это можно осуществить только в руслеправославного вероучения.
Какпредставляется, можно выделить три главные принципиальные составляющие, или трипринципа такой возможной философии образования.
Первыйпринцип. Православное миросозерцание как методологическая основа и системыобразования, и педагогики как науки. В данном случае подразумевается, чтоправославие — это не это не просто один из предметов обучения. Все предметыпреподаются как осмысленные сквозь призму православного миросозерцания. При этомкурс под условным названием «основы православного вероучения» вполне можетпреподаваться и как отдельный предмет. Более того, вполне возможным, и даженеобходимым, видится преподавание основ и истории иных религий, но осмысленныхс позиций православной методологии.
Обычнов качестве главного возражения против выдвинутого положения можно услышатьследующий тезис – в России светское образование, основанное на научном знании,и поэтому всякое религиозное образование не допускается.
Ответна этот тезис, на самом деле, достаточно прост. Наука — та же вера, но не вБога, а в силу человеческого разума, в абсолютные способности человека изменятьмир по своему образу и подобию. Так же как и атеизм – это вера в то, что Боганет. Последние триста лет развития человечества, когда наука забирала большую ибольшую силу, когда вера в абсолютность способностей человека сталагосподствующей, показали – человек, не признающий Бога, способен лишь кразрушению. Во всяком случае, именно XX век, век науки и техники, век атома икосмоса, век торжества человеческого разума, именно этот век принесчеловечеству наибольшие разрушения — две мировые войны, бесконечныеэкологические катастрофы, сотни миллионов погибших людей...
Поэтомуутверждать, что только наука должна и может лежать в основе образования, влучшем случае – искреннее заблуждение. Да и большинство современных ученых ужепризнали бессилие науки в решении кардинальных философских вопросов. ДиректорИнститута мозга РАН, академик Н.П. Бехтерева, к примеру, прямо говорит: «Всюжизнь, посвятив изучению мозга человека, я прихожу к выводу, что понятьсоздание такого чуда без понятия Творца практически нереально». А президентРоссийской академии наук, академик Ю.С.Осипов утверждает: «Новый союз науки ихристианства, а в нашей России — Православия, поможет преодолеть трудный периодэкологического и нравственно-этического кризиса, в котором оказаласьсовременная цивилизация» (Вера и знание. Соборные слушания Всемирного РусскогоНародного Собора. 18 — 20 марта 1998 г. — Саров, 2000. С. 44, 22).
Иначеговоря, сами ученые считают, что без Православия, без опоры на православноемиросозерцание познание невозможно. Так почему же в образовании можнопродолжать насаждение исключительно рационально-научной методологии?
Второйпринцип. Патриотизм, любовь к Отечеству, идея служения Отечеству. Россия посвоей природе, географии, истории, складу народного характера – великаядержава. Поэтому в общественное сознание и, в частности, в философиюобразования необходимо возвратить идеал Великой России, великого Отечества, какодну из составляющих общего понятия великого смысла бытия и как высшую ступеньвыражения коллективистского, общинного характера русского сознания.
Ужеговорилось, что в идее Отечества, в котором проживают многие народы — это, врусском сознании, земное воплощение Божественного единства. Кстати, именнопоэтому в России с древнейших времен не просто работали на пользу Родине, нослужили ей. Вспомним знаменитое: «Служить бы рад...» Да и само понятие«служения» напрямую совпадает с другим понятием – служение Господу. Ведьсвященники в храме не работают, они служат — Господу и пастве своей.
Третийпринцип. Идеал свободной, нравственно ответственной личности. В русскомпонимании человек — это Божие создание, а значит, несет огромнейшую, почтиБожественную ответственность за себя и за весь мир.
Истинносвободная личность лишь та, которая понимает пределы своей свободы.Следовательно, настоящая свобода начинается только тогда, когда человек знает осуществовании неких очень жестких границ, которых он не имеет правопереступать. И в этом отношении пора, наконец, отказаться от устаревших, такназываемых идеалов гуманизма, которые, если вспомнить их исток в XIV — XVIвеках, на самом деле являются результатом странной смеси католицизма (позднее —еще и протестантизма), античного и восточного оккультизма, магии и своеобразнопонятой антично (языческой) философии. И не гуманистический ли лозунг «Великоечудо человек!» привел ныне человечество на край гибели?
Поэтомунеобходимо возвращение в жизнь и практику современного образованияправославного понимания сущности человеческой личности. Границы человеческойсвободы были сформулированы в Десяти заповедях – Божественных правилахчеловеческого общежития. Западная цивилизация, рационалистически осмыслив библейскиезаповеди, построила на их основе все свое законодательство, которое сталоглавным условие возникновения так называемого правового общества. И – главнымусловием развития самой западной цивилизации. Недаром, США — это одна из самыхрелигиозных стран мира.
Нозападный человек оказывается, ограничен в своей свободе опять же человеческимипреградами — законами. Для русского человека подобное внешнее, поверхностноеперенесение на землю Небесных установлений совершенно неавторитетно. Когдачеловек подчиняется законам необходимости, душа его все равно остаетсяхолодной. Ведь сами законы придуманы столь же несовершенными людьми.
Следовательно,человек подчиняется человеческим же законам, уподобляется другому человеку, ане Господу. В том числе и поэтому, кстати, законы на Руси никогда и никем несоблюдались — ни властями, ни подданными.
Русскийже человек жил не только по Десяти ветхозаветным заповедям, но стремилсясоответствовать Заповедям блаженства, которые принес людям Спаситель,даровавший и «новую заповедь»: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так ивы да любите друг друга… Нет больше той любви, как если кто положит душу своюза друзей своих» (Иоанн. 13:34; 15: 13).
Врусском сознании истинная ответственность имеет нравственную, а значит Божественнуюприроду, ибо только Господь закладывает в сердце человека важнейшие принципыего жизни – быть добрым, созидать красоту, уметь любить. Соблюдение этихпринципов и означает высшую ответственность – перед самим Богом, ибо главныйсвой ответ каждый человек будет держать только перед Ним. Вот почему внешнеезаконопослушание в русском понимании — вторично. Как писал К.С.Аксаков,«признавая закон, должен беречь человек свою совесть, не придаваясь весь правденаружной и закону», иначе «все живое» в людях «пропадет» и «они потеряютвнутреннюю правду, следовательно, – нравственное достоинство, и будут буквамибез души».
Конечно,и в истории российской общественной мысли были разные понимания сущностичеловеческой личности и ее нравственных качеств. Но чаще всего личность вотечественной философии осмысливалась в религиозно-философском духе.Нравственные заповеди, заложенные Господом в сердце человека, считалисьисточником цельности человека. Все остальные свойства человека, в том числе иразум — воспринимались как продолжение его нравственной, Божественной сущности.И недаром русская религиозно-философская мысль с древних времен придерживаласьвосходящего еще к отцам церкви учения о наличии свободы во «внутреннемчеловеке» на его спасительном пути к Богу под действием Благодати Святого Духа.Обоснованием подобного понимания сути человеческой свободы стали евангельскиеслова: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).
Итак,как видим, новая философия образования может включать в себя три основныесоставляющие – православное миросозерцание; патриотизм как одну из высших формобщинного сознания; идею свободной, нравственно ответственной личности. Именноэти три принципа и могут стать философским и нравственным основаниемнационального образования в России. И, может быть, тогда, независимо отгосударственных решений, в нашу жизнь начнет возвращаться великий духовныйсмысл бытия.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.