Анализ сцены разговора Базарова и Аркадия под стогом сена
в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети»
В середине 19 векав России появляется большое количество прогрессивной молодежи, обостряетсявечный конфликт «отцов и детей». В это переломное время И.С.Тургенев и написалсвой роман «Отцы и дети». В композиции произведения разговор Базарова сАркадием под стогом сена занимает одно из ключевых мест. Именно здесь Базароввыражает свое отношение к жизни, смерти, сути бытия.
Евгений произноситздесь следующий монолог: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до тогокрохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и дела до менянет, и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожно мала передвечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математическойточке кровь обращается, мозг работает, что-то хочет тоже… Что за безобразие?Что за пустяки?» Таким образом, вся философия, все революционные идеивнезапно оказываются лишь частным случаем, пылинкой перед лицом вечности.
Оказавшись подвлиянием стихийного чувства, Базаров ощутил ничтожность человеческого бытия перед вечностью. От микроскопа его потянуло ктелескопу, рассматриванию неба, хотя он сам, издеваясь над романтиками,говорил, что глядит в небо лишь тогда, когда ему хочется чихнуть.
Базаров размышляето человеческом ничтожестве перед бесконечным космосом. Его не утешает суждениео человеке как «мыслящем тростнике», которому, единственному из всехсуществ на земле, дано осознать величие Вселенной и собственное ничтожествоперед ней. Так начинается бунт Базарова против самих основ бытия. Роковыевопросы стихийности и драматизма, любви и познания, смысла жизни и тайны смертине получают теперь ответа для героя в исследованиях естественных наук, неслучайно его тянет к философии. Прежний взгляд на человека как на неизменнуюбиологическую сущность оказался теперь бессильным перед сложностьючеловеческого бытия. Ощутив свое ничтожество перед природой, космосом, Базаровпересматривает свое отношение к общественному прогрессу, о чем говорит его тирадао лопухе.
Базаров ощутилабсурд бытия, ничтожество человека перед стихийными силами природы. БунтЕвгения — это его озлобленность, раздраженность, его постоянные мысли о смерти.Этим и объясняется поведение, подобное рискованному передвижению у пропасти,«бездны». Герой утрачивает чувство дозволенности, хочет заглянуть зачерту, за которую нельзя заглянуть простому смертному.
Базаров начинаетзадумываться о человеческой слабости перед слепыми силами природы, онеизбежности смерти, мысли о которой по-новому позволяют оценивать сущностьчеловеческой жизни. Перед нами другой человек, не тот прежний холодный нигилист,который рвался в бой, «наломать побольше дров», перестроить мир подсебя. Новый Базаров начинает задумываться о тайне жизни, а она не объясняетсяникакими материалистическими теориями.