Реферат по предмету "Психология"


Механизмы психологического влияния. Внушение и убеждение

Введение
Мы живем впостоянно развивающемся и всегда куда-то стремящемся мире. Все вокругподвергается бурному развитию: техника, наука, природа, экономика, политика и,конечно же, люди. Изменяется их поведение, манера одеваться, моральные иматериальные ценности, цели и идеалы, потребности и мотивы, изменяется и стильмежличностного общения. Однако неизменным составляющим процесса общения, было, естьи будет влияние людей друг на друга. В психологии влияние определяется как процесси результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок,целей, оценок, представлений и т.п. в процессе взаимодействия с ним. Ипервобытные, и их потомки, т.е. мы, стремимся повлиять на тех, с кем общаемся,да и сами подвергаемся внешнему влиянию. Конечно, изменилось общество,изменились и цели и формы и даже масштабы влияния – сегодня психологическое влияниевездесуще. Современные технологии позволяют одному человеку, или небольшойгруппе людей влиять на сознание, на психику, на ценности и установки огромногоколичества людей одновременно, не имея прямого контакта и взаимодействия сними. Так газеты, журналы, телевидение, радио, т.е. все доступные нам СМИ (средствамассовой информации) являются тем каналом, через который даже один единственныйчеловек получает возможность влиять на массы. Психологическое влияние лежит воснове многих злободневных общественных процессов: пропаганды здорового образажизни и экологической грамотности, деятельности цензоров, имиджмейкеров вполитике, специалистов по рекламе и маркетингу, и этот перечень далеко неполон. За последние десятилетия в науке накопилось огромное количествоисследований посвященных данной проблеме.
Такимобразом, проблема социально-психологического влияния особенно актуальна именнотеперь, когда доступ к СМИ неограничен ни со стороны субъекта, стремящегосяповлиять (причем зачастую в целях собственной выгоды) на людей, ни со стороныобъектов, на которых это влияние направлено.


Теоретическая часть
В психологии различают направленное и ненаправленноевлияние. В нашей работе мы рассмотрим первый вид влияния, а именно –направленное, при котором субъект ставит задачу добиться определенногорезультата от объекта влияния. К механизмам направленного влияния относятвнушение и убеждение, которые являются достаточно действенными в условияхсовременной экономической и политической ситуации. Такие способы существуют снезапамятных лет и используются в СМИ вероятно с первого дня их существования.В наши дни СМИ все более и более становятся не только средством связи,обеспечивающим доступ людей к информации, к различным уровням контактов иобщения, но и приобретают черты мощнейшего инструмента формирования сознания,чувств, вкусов, мнений огромных аудиторий людей. В многочисленныхсоциологических исследованиях постулируется идея о том, что СМИ являются«манипуляторами сознания». Внушение и убеждение являются разновидностями такойманипуляции. Рассмотрим особенности этих механизмов и их использование в СМИболее подробно.
Внушение (суггестия)как метод социально-психологического влияния представляет собой навязываниеопределенных мыслей и состояний на фоне их некритического (часто неосознанного)восприятия. Это целенаправленное и неаргументированное влияние на отдельногочеловека или группу. Находясь под воздействием внушения, человек неконтролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то,к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушитьчто-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния,толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего изпринимаемых им норм и принципов поведения. При внушении сначала происходитвосприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основеформируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушенияинтеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либоотсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации,настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения иподражания.
На социально-психологическом уровне внушение имеетопределенную специфику, что связанно с целым рядом факторов, от которых зависитэффективность внушения. Во-первых, огромное значение имеют особенности того,кто осуществляет внушение (суггестор) – его социальный статус,привлекательность, волевые и интеллектуальные характеристики. Во-вторых,немаловажными являются особенности того, на кого внушение направленно(суггеренд), в частности, его способность включать механизмы психологическойзащиты. Третьим значимым фактором являются особенности отношений междусуггестором и суггерендом – доверие, авторитетность, зависимость. И наконец,эффективность внушения зависит от способа конструирования сообщения – уровняаргументированности, характера сочетания логических и эмоциональных компонентов,подкрепления другими воздействиями.
Внушение достигается различного рода вербальными иневербальными средствами – словами, интонацией, мимикой, жестами, действиямисуггестора.
Механизм внушения сегодня широко используется всемиСМИ. Американские психологи сформулировали «технологические» требования попрактическому осуществлению внушающего воздействия через массовую коммуникациюи разработали конкретные приемы внушения в пропаганде и рекламе. Суть этихтребований, разделяемых большинством специалистов, использующих манипулятивныетехнологии, сводится к следующим основным положениям:
1.        Считаетсядоказанным, что внушение признается сознанием, если внушаемое совпадает спсихическими нуждами и побуждениями, испытываемыми суггерендом. При этомбиологические причины, порождающие психические напряжения, главенствуют надсоциальными.
2.        Принятиесознанием внушающего воздействия оказывается более вероятным, если егосодержание согласуется с нормами группы, которой адресуется информация. Приэтом, чем более индивид связан со своей группой, тем вероятнее принятие имвнушающего воздействия.
3.        Вероятностьпринятия внушающего воздействия заметно повышается, если источник информацииассоциируется в сознании аудитории как носитель высокого престижа, а также засчет достаточно высокого социального статуса, личностного обаяния,экспертности.
4.        Эффектвнушающего воздействия регулярно возрастает, если императивное предоставлениеинформации подкрепляется логическим доводом в его пользу.
Следуя вышеуказанным принципам, СМИ, несомненно,воздействует на нашу психику, используя разнообразные приемы и формы внушения.
Такимобразом, сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либообществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролироватьнаправленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильнымиперед подобными внушениями.
Следующим механизмом направленного влияния является убеждение.Убеждение представляет собой способ целенаправленного воздействия посредствомлогической аргументации. Процесс убеждения направлен на то, чтобы превратитьопределенную информацию в установки, собственное убеждение самой личности. Воснове убеждения лежит осознанное, критическое восприятие адресатом воздействияубеждающего сообщения, его анализ и оценка. Убеждение, в отличие от внушения,направлено на достижение согласия человека путем логического обоснования, наосновании которого человек должен сам прийти к определенному выводу. Убеждениекак способ воздействия наиболее эффективно в том случае, когда адресатзаинтересован в получении полной и подробной информации и настроен на еекритический анализ. Таким образом, убеждение является преимущественноинтеллектуальным влиянием.
Эффективность убеждающего воздействия напрямуюопределяется силой тех аргументов, которые использует субъект для достижениясвоей цели. Вместе с тем факторы, от которыхзависит результативность убеждения, не исчерпываются особенностямиаргументации. Американский психолог Д. Майерс предлагает рассматриватьчетыре слагаемых убеждения: кто, кого, каким способом и в чем убеждает.Эффективность воздействия, таким образом, зависит от особенностей убеждающегосубъекта, от содержания и формы убеждающего сообщения, способа его передачи, атакже от особенностей аудитории, которой оно адресовано.
Для убежденияСМИ используют следующие техники:
1.Техника привлечения «лидеровмнений», т.е. компетентных людей в различных областях. Техника активноиспользуется СМИ в качестве эффективного механизма воздействия на ценностныепредставления человека и формирования общественного мнения.
2.Апелляция к конкретнымфактам и документации. Данная техника основана на особенности психологиичеловека, заключающейся в том, что простой обыватель склонен больше веритьконкретным цифрам и бумажкам с печатью, нежели «голым» словам.
Подводя итоги, следует отметить, что методыубеждения и внушения не исчерпывают весь арсенал способов и приемов психологическоговоздействия, но в их эффективности не приходится сомневаться.
 
Личныйопыт
Как уже говорилось, психологическое влияние лежит воснове разнообразных проблем современного общества. Оно имеет место быть как впроцессе межличностной коммуникации, так и в виде непрямого влияния,опосредованного различными видами СМИ: телевидением, радио, печатнымиизданиями.
Мощнейшим источником психологического внушенияявляется телевидение. Конечно, и печать, и радио также оказывают внушающеевоздействие, однако, в отличие от них, только телевидение способно предоставитьзрителям не только печатную или аудиоинформацию, но и визуализировать ее спомощью ярких образов. При этом, естественно, расширяются и внушающиевозможности этой формы СМИ, которая теперь, помимо вербальных, может интенсивноиспользовать и невербальные средства внушения. Одним из наиболеераспространенных источников внушения телевидения является реклама, котораянередко навязывает нам различные установки на покупку того или иного (не всегданужного) товара. В качестве наглядного примера социального влияния через СМИпосредством рекламы, подтверждающего, что человеческое поведение и мышлениеможет подвергаться воздействию даже в том случае, если передаваемая информацияносит абсолютно безличный характер, Ф. Зимбардо и М. Ляйпперассматривают проблему курения. Да и, несомненно, каждый из нас лично испытывалвлияние рекламы на себе, когда, увидев на экране яркий образ или уважаемуюличность, сообщающую нам об «отличном товаре» и предлагающую попробовать его,заходили в магазин и брали именно этот товар. При этом, стоить заметить, что допросмотра рекламы мы и не думали ничего такого покупать, а тут вдруг почему-токупили…а потом попробовали, а товар то оказался мягко говоря «не очень»… «Какже так? Такой уважаемый человек заявлял о высоком качестве», или: «А у тоймодели ведь были такие красивые волосы», или еще: «А у того паренька было такоеклассное настроение»… пережить подобные разочарования, вероятно, приходилоськаждому из нас. Что же произошло? Ответ на этот вопрос как раз и даетпсихология – яркая картинка достигла своей цели внушить, сформировать установкуна покупку товара. Правильно разработанная реклама, и все, как говориться «делотехники» и наши денежки абсолютно законно перекочевали в карман того, кто всеэто время находился вне кадра, однако достаточно эффективно воспользовалсямеханизмом внушения. Подобные ситуации случались и со мной, однако, если делоидет не о мелких покупках, я всегда стараюсь все еще раз обдумать,посоветоваться с родителями или друзьями, узнать у знакомых, не пробовал ликто-то из них рекламируемую продукцию, а потом уже принять окончательноерешение.
Кроме этого, телевидение имеет доступ киспользованию такой современной технологии, как «двадцать пятый кадр», информациякоторого воздействует на наше бессознательное. Невозможность проследитьподобное внушение делает нас беззащитными и полностью управляемыми. Давайтезадумаемся, кто из нас может с абсолютной уверенностью сказать, что напоследних президентских выборах его голос был действительно «его», а не являлсяследствием политической агитации?
Также следует отметить, что разнообразныетелепередачи, новости, документальные и художественные фильмы, ток-шоу несут всебе внушающее воздействие на нашу психику. Эти же источники внушения, а именнореклама, новости, интервью, используются и радио и печатью, однако внушающеевоздействие такого рода является менее эффективным, чем телевизионное внушение.
Что жекасается СМИ как каналов убеждения, то их влияние может оказаться эффективнымпри обсуждении не очень важных тем, или малоизвестной информации. Приобсуждении актуальных и важных вопросов пытаться через СМИ убедить людей вчем-либо, как отмечает Д. Майерс, все равно, что «толкать вверх рояль».При этом, как и с механизмом внушения, следует учитывать специфику отдельныхСМИ, а потому рейтинг СМИ по эффективности убеждения выглядит так же, как ирейтинг по эффективности внушения, т.е. на первый план опять-таки выходиттелевидение. В качестве наглядного примера снова обратимся к нашей «любимой»рекламе, которая помимо внушающего оказывает также и убеждающее влияние на нас.Конечно, такое влияние менее замаскировано, ведь в этом случае нам предлагаетсяне просто «отличный товар», а, например, «гала де-люкс, к которому прибавиликомпоненты м-зим из дорогого порошка». «Вот теперь я не промахнусь, ведь это «галаде-люкс, к которому прибавили компоненты м-зим из дорогого порошка»! Вселогически обосновано, аргументировано, почему бы и не купить? Результат тот же:идем в магазин и покупаем. А кто-нибудь слышал, что такое «компоненты м-зим»? Иопять неудача… В чем же дело? Почему мы опять поверили? Ответ прост – непонятнаянам, но убедительная терминология – бесспорный аргумент! Невозможно бытьуверенным в том, что все те факты и аргументы, к которым апеллируют рекламы, передачи,шоу и т.д. являются реальными. А кто может похвастаться, что знает всю правду ополитиках? Или о знаменитых личностях?
Однакоследует отметить, что печатные сообщения обеспечивают большую включенность изапоминание. Яркий пример – желтая пресса, а ведь как убедительно написано…
Кроме того,влияние СМИ может быть опосредовано персонифицированным источником информации,который некоторые ученые считают наиболее влиятельным.
Таким образом,все СМИ активно используют механизмы и внушения и убеждения. И даже, когдакажется, что наш выбор исключительно свободен и сделан по собственной воле,это, к сожалению, не всегда оказывается правдой. И защититься мы от этого неможем, так как СМИ стали неотъемлемой частью нашей жизни, разве что прибегнутьк предложенному Р. Декартом методу сомнения.
СМИ
Сегодняпсихологическое влияние можно рассматривать как одну из наиболее актуальныхпроблем общества. Интерес к этой проблеме и ко всем связанным с ней вопросамзаметно растет на протяжении последних десятилетий, причем и со стороны науки,и со стороны обывателей, когда психологическое влияние стало настолькоглобальным.
Дабыоставаться популярными и востребованными, СМИ, естественно, оповещают социум осуществовании и возможности использования различных механизмов психологическоговлияния, в частности – механизмов внушения и убеждения. Посредством телевидения,радио и печати современный человек получает популярную и, в основном,соответствующую реальности информацию о разнообразных источниках подобноговлияния, последствиях, к которому оно может привести и возможных способах егоизбегания. Такие популярные сегодня передачи как «Чрезвычайные истории»,«Инфо-шок» и другие, неоднократно информировали своих зрителей о различныхприемах, с помощью которых отдельные люди или же целые организации оказываютпсихологическое влияние на общество и отдельно взятых людей. При этом следуетотметить, что акцент в подобного рода передачах делается на использованиемеханизма внушения, так как именно внушение более всего интересует зрителейиз-за своей загадочности, необъяснимости с точки зрения житейской психологии ипотому, в некотором роде, мистичности. Так, популярные телепередачи сообщаютнам о «цыганском гипнозе», НЛП технологиях, сетевом маркетинге, деятельностисект и т.д. Все это четко отражает использование различных механизмовпсихологического влияния.
Кроме того,данная проблема освещается также посредством других видов СМИ, таких как радиои различных печатных изданий. В сообщениях этих СМИ нередко заявляется о техслучаях связанных с использованием механизмов влияния, которые имели место бытьв жизни отдельных людей. Тут мы можем услышать или прочитать о фактах обманапенсионеров, детей, о трагических случаях нелепых ограблений и т.д., где такженалицо использование механизмов внушения и убеждения.
Однако яникогда не слышала, чтобы какой либо телеканал, радиостанция или печатноеиздание сообщали о том, что СМИ также используют различные механизмыпсихологического влияния, причем повсеместно и, очевидно, в целях собственнойвыгоды. Эта информация тщательно маскируется и скрывается, иначе как бы тогда СМИмогли бы влиять на общество? Данные об использовании СМИ механизмовпсихологического влияния, в частности внушения и убеждения, стали доступны всети интернет совсем недавно, да и то – в завуалированной форме.
Такимобразом, интерес общества к проблеме психологического влияния заметно растет,однако СМИ тщательно скрывают и отрицают факт использования внушения иубеждения (особенно внушения) при информировании социума.


Выводы
В результатепроделанного анализа литературы, собственного опыта и СМИ можно утверждать, чтопроблема психологического влияния является сегодня действительно актуальной.Наиболее важным аспектом в рассмотренной проблематике является использованиетаких механизмов психологического влияния как внушение и убеждение различнымивидами СМИ, что зачастую оказывает отрицательное воздействие на потребителейинформации. В дальнейшем, было бы уместно разработать такие защитные техники,которые позволили бы людям оказывать сопротивление внушающим и убеждающимвоздействиям СМИ и сделать их доступными для всего общества.
Я считаю, чтопроблема психологического влияния и использования механизмов влияния СМИявляется безусловно важной и актуальной, так как представляет значительнуюугрозу обществу, а также ущемляет право каждого отдельного человека на истиннуюсвободу, что противоречит гуманистическим принципам психологии. Рассмотреннаяпроблема еще «молодая» и требует дальнейшего глубинного и детального изучения.                      

Литература
 
1. Волянська О.В.,Ніколаєвська А.М. Соціальна психологія: Навч. посіб. – К.: Знання, 2008. – 275 с.
2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние – СПб.:Питер, 2001. – 448 с.
3. Майерс Д. Социальная психология. – 7-еизд. – СПб.: Питер, 2009. – 794 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Профориентация учеников старших классов
Реферат Этнокультурные особенности Армении
Реферат Технологический процесс механической обработки детали Траверса, проект специального станочного приспособления для фрезерования паза детали, проект специального станочного приспособления для фрезерования контура детали, ...
Реферат Финансовая оценка эффективности инвестиционных проектов
Реферат Оглянись на Каменную степь
Реферат Jane Addams Essay Research Paper Founder of
Реферат Тепловой расчет растепления грунтов в приустьевых зонах скважин
Реферат Социально-экономические особенности приграничного региона как фактор обеспечения пограничной безопасности
Реферат Вычисление индексов динамики
Реферат Настоящее и будущее природной территории Батаковская пойма
Реферат Восточная Англия королевство
Реферат Картографический метод
Реферат Предфилософия Эллады
Реферат Влияние малого бизнеса на экономику
Реферат Історичні землі України