Рассказ «Потомки солнца» опубликован в первой частихрестоматии для XI класса. Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством«Просвещение».
В 20— 30-е годы — период к которому относится написание рассказа — идоброжелатели, и хулители Платонова говорили о его странных героях, неожиданных,оборванных финалах, о невозможности пересказать произведение ни на основелогики событий, отраженных в нем, ни опираясь на логику его героев. Этиособенности поражают и нас, современных читателей.
Однако даже у самых яростных обличителей Платоновапрорывалось восхищение мощным художественным даром писателя — плотностьюповествования, универсальностьюобобщения на уровне одной фразы текста,колоссальной свободой в языковой стихии pyсскогоязыка, способного выразить даже мучительную немоту мира и человека.
Платонов жалеет человека. Потребность проливатьслезы над чужим горем у него настолько сильна и ненасытна, что он неутомимо иизощренно вызывает в своем воображении самые мрачные картины, самые жалостливыеположения… фантазия художника не знает и не хочет знать никакихограничений… Он сгущает краски, преувеличивает, чтобы вызвать в читателеединственное из известных наслаждений — чувство жалости».
Он выбрал для своего героя тернистый путь страданияв его поисках той правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизнии духа.
Платоновское повествование практически лишенометафоричности, присущих «традиционному» стилю сравнений. Платонов, скорее,использует прием «деметафоризации» и метонимическиеконструкции. Каждая из единиц текста построена по законам целого, как бы сверхсмысла. Любимая синтаксическая конструкция Платонова —сложноподчиненное предложение с избыточным употреблением союзов «потому что»,«чтобы», «так как», «дабы», фиксирующихпричины, цели, условия того образа мира, который создается в сознании героя.
Рассказ «Потомки солнца» разделён на четыре смысловые части. В первойиз них нам рассказывается о детских годах главного героя – инженера Вогулова: «Он был когда-то нежным, печальным ребёнком,любящим мать и родные плетни, и поле, и небо над всеми ими».
Во второй части мы узнаём, что Вогулов, тот самый некогда нежныймальчик, а теперь седой согнутый человек с блестящими ненавидящими глазами,становится главным руководителем по перестройки земного шара. Вогулов считает,что «Земля, с развитием человечества, становится всё более неудобна и безумна.Землю надо переделать руками человека, как нужно человеку». Он руководит миллионнымиармиями рабочих, которые вгрызаются машинами в Землю и меняют её образ.Работает бессменно, бессонно, с горячей в сердце ненавистью, с бешенством, сбезумием и беспокойной неистощимой гениальностью. Вогулов изменяет рельефпланеты, чтобы руководить потоками ветров. Он придумывает огромный по своеймощности источник энергии – ультрасвет, с помощьюкоторого «армия рабочих в двадцать-тридцать тысяч человек могла бы пустить ватмосферу Гималаи». Вот картина действия адской машины: «Ураган сметал страны, молниизасверкали в атмосфере, и до дна стал вздыхать Атлантический океан,нахлобучивая миллиарды тонн воды на острова».
Вогулов командовал миллионами машин и сотнями тысяч техников. «Вбешенстве и неистовстве человечество билось с природой. Зубы сознания и железавгрызались в материю и пережёвывали её. Безумие работы охватило человечество.Температура была доведена до предела – дальше уже шло разрушение тела, разрывмускул и сумасшествие».
В будущем Вогулов хотел переселить человечество в Антарктику, «остальнаяже площадь земли будет отведена под хлеб и под опыты и пробы человеческоймысли, она будет мастерской, обителью машин и пашней».
Но на этом Вогулов не останавливается. Он надеется “… постигнуть мир… и пересоздатьвселенную”, убежденный в своем праве “беспощадно” вмешаться в создание“… творца, который когда-то, играя, сделал звезды и пространства”. И так,Вогулов задаётся идеей перестроить Вселенную, для чего изобретаетфотоэлектромагнитный резонатор-трансформатор, на производство которого работаютогромное количество людей. «Но этого было мало: человек работал слишкоммедленно и лениво» и Вогулов привил рабочим микроб энергии, который «делалненужной вечность – довольно короткого мига, чтобы напиться жизнью досыта ипочувствовать смерть, как исполнение радостного инстинкта.
В заключительной части рассказаавтор объясняет нам, что желание переустроить мир объясняется трагическоймолодой любовью главного героя. Здесь же Платонов делает вывод, что: «Тольколюбящий знает о невозможном, и только он смертельно хочет этого невозможного исделает это возможным, какие бы пути ни вели к нему».
В своём рассказе автор говорит нам о том,что человек должен жить в согласии с природой, не разрушать, не перестраиватьеё, а особенно, в таких глобальных масштабах, как это сделал инженер Вогулов.Человек – часть природы, её дитя. Он как родной сын должен любить, уважать,защищать её, не давать в обиду. Ведь человек без природы – ничто, без неё он неспособен существовать.