Анализрассказа В.Набокова «Рождество»
Повествование начинается сописания возвращения Слепцова из села. В данном тексте присутствует объективныйповествователь. Повествователь всезнает о герое, его взгляд как бы сверху: «Когда на следующее утро, после ночи,прошедшей в мелких нелепых снах, вовсе не относившихся к его горю, Слепцоввышел на холодную веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и набеленую лавку легли райскими ромбами отраженья цветных стекол». Автор-демиург вэтом тексте, он знает каждую деталь, происходящую с героем. Он знает о всехдействиях героя. О внутренних переживаниях повествователь тоже знает, и он сточностью передает поток сознания Слепцова: «А я умру – конечно. Это такпросто. Сегодня же…».
Главный герой произведения – Слепцов. Онпотерял сына. Сын, видимо, был единственным близким человеком, единственнымутешением, надеждой. Оттого–то и удивляется Слепцов тому, что «сам он ещё жив»,ведь гроб был наполнен «его жизнью».
Систему персонажей можно представить в следующем виде:
Девушкаиз дневника- СЫН => СЛЕПЦОВ = БАБОЧКА -Иван
Основополагающий принципэтой системы следующий: эта система отражает тему жизни и смерти. Слепцов – главныйгерой произведения. Он стоит между этими двумя явлениями и ему предстоитсделать выбор. Сын – отражение линии смерти, бабочка – жизни. Можно сказать, что он стоитмежду двух огней.
Фабуладанного произведения напоминает фабулу «Легкого дыхания» Бунина. Повествованиеначинается с «конца», т.е. сначала мы узнаем отца, видим, что он чем-то озабочен,но лишь потом узнаем о причине его переживаний (лишь во второй главе), втретьей главе узнаем о переживаниях сына, а в четвертой главе сновавозвращаемся к переживаниям отца. Но в «Легком дыхании» такая фабула необходимадля того, чтобы ощутить это легкое дыхание. В данном произведении, еслипоменять события местами, то будет описана не жизнь Слепцова, а жизнь самогомальчика, его смерть и реакция отца. Нам же, благодаря такой фабуле, удаетсяувидеть лишь реакцию отца, которая, безусловно, является главным элементом втексте.
Обычная фабула => жизнь мальчика в деревне,его влюбленность, дневник, переезд в Петербург, смерть, горе отца, похоронымальчика в деревне.
Перевернутая фабула => горе отца, жизнь мальчика в деревне, переездв Петербург, смерть, похороны мальчика в деревне, его влюбленность, дневник,горе отца.
Не виден замысел автора приобычной фабуле. Внутренний конфликтгероя (Слепцова) и является в рассказе Набокова сюжетообразующим. Т.о.автор «перевернул» фабулу, чтобы показать главный конфликт.
Автор разделил свой рассказна четыре части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцовприближается к нервному срыву – обрыву, бездне. С каждой главой нарастаетдраматизм повествования. За четыре главы успевают пройти целые сутки: 1 глава –ночь, 2 – утро, 3 – день («после обеда»), 4 – ночь. За сутки Слепцов успел иподумать о смерти всерьез, и принять новую жизнь.
В тексте можно увидеть художественные детали. Деталь интерьера – «низкий плюшевый стул» — в буквальном смысле сопереживает герою. Проникается к нему сочувствием ичитатель. Слепцов сидит, забившись в угол, «словно в приёмной у доктора».Данная, казалось бы, незначительная деталь подсказывает читателю: этот человекболен, нуждается в помощи. Он «медленно»(т.е. с трудом осознавая, что делает) смотрит на свою руку. Треснувшая капелькавоска символизирует «трещину» в душе героя. Сильная деталь церковный крест,которая появляется в конце второй главы. Можно понять один из эпизодов этойглавы: «Слепцов…свернул с тропы и…пробрался…к тому месту, где парк обрывался креке», как попытку самоубийства. Слепцов, скорее всего, хотел утопиться возере. «А над белыми крышами придавленных изб…слепо сиял церковный крест».Возникает образ религии, бога. Слепцов не смог этого сделать.
Обратим внимание навстречающиеся в произведении детали –символы. Бабочки, которых собирал сын Слепцова, — ассоциируются с определенными моментами: красота, стремительныйполёт, краткость жизни. Похожи они и на самого мальчика. Он умирает в расцветесил в далёком Петербурге, грезя о своих бабочках и, возможно, о любимой. Икуколка, которую он считал мёртвой, согретая теплом комнаты, оживает на глазахизумлённого Слепцова, превращаясь в бабочку: «Оно стало крылатым незаметно, какнезаметно становится прекрасным мужающее лицо».
Сообразно природе меняется и душевный настройСлепцова. Его глазами мы видим восхитительный утренний пейзаж. «Веселовыстрелила под ногой половица», «райские ромбы» стёкол, «сладко хрустнувшаядверь», «блистательный мороз». Все эти детали говорят о способности героячувствовать природу, находить в ней пусть не утешение, но хотя бы забвение. Онвидит в живой природе душу (олицетворение: «ёлки поджимали зелёные лапы»),образно воспринимает её красоту (куст – фонтан). На фоне этой природы остался вего памяти и нежно любимый сын…
Всмотримся в организацию времени и пространства. Герой совершаеткак будто “челночное” движение (по прихоти воспоминаний онпереносится то в Петербург, то снова в усадьбу; едет до кладбища и возвращаетсяобратно). Галерея, соединяющая дом, где Слепцов жил с сыном, и нежилой флигель,символизирует разрыв между счастливым прошлым и бесприютным настоящим.Пространство предельно насыщено запахом, звуком, цветом. Отсюда мы можемсделать вывод о том, что автор,как и герой, тонко чувствует природу. Более того,именно в ней он видит оправдание человеческого существования и утешение – видитБога.
Образом–символом являетсясамо Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианскийпраздник одновременно радостен и напоминаетчеловеку о родившемся Христе, который обречен на страдания. Ель (символРождества), принесённая Иваном, означает вечную молодость («Зелёная. Пустьпостоит»). Слепцов просит убрать её, потому что хоть неявно, но винит в смертисына Бога, считая её (смерть)несправедливостью. Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах,проведенных вместе с сыном. Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, еекрест намекают, напоминают о Нём. Но само имя Бога появляется лишь в конце(крылья разворачиваются «до предела, положенного Богом»).Человеческая жизнь полна страданий. Недаром одна из истин буддизма гласит:жизнь есть страдание. Кроме того, в христианстве человек при рождениистановится грешным и обречен страдать за свои грехи.
Главная тема рассказа Набокова «Рождество» — тема жизни и смерти. Чтобы еепоказать автор использовал более мелкую тему отцов и детей. Через смерть сынаотец осознает два вечных понятия: жизнь и смерть. Он хочет сделать выбор впользу последнего. Однако его сомнения разрешились благодаря природе,напоминающей о “вечном примирении и о жизнибесконечной”!
Идея,на мой взгляд, и выражается в этой бабочке, в частичке природы. Природа, Бог –это истины, которые помогают человеку жить, преодолевать трудности, даютсигналы, показывают знаки. Человеку необходимо лишь повнимательнейприсмотреться к ним.
В финале произведения«Слепцов зажмурился…и ему показалось, что до конца понятна земная жизнь –горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…» и какопровержение его мыслей «в то же мгновение щелкнуло что-то…», из коконапоявилась бабочка. Оказалось, что жизнь не бесплодна и абсолютно не лишеначудес. Мысли о том, что бабочка мертва, не оправдались. Она вылупилась оттепла. Эта бабочка – продолжение жизни мальчика.