Реферат по предмету "Литература"


Анализ стихотворения Ахматовой "Родная земля"

«Серебреный век ».
Анализ стихотворенияАхматовой « Родная  земля».
Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовногодневника», жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила,может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья ороли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется остроеощущение истории. Ахматова написала о А.С. Пушкине: «Он не замыкается от мира,а идет к миру». Это была и ее дорога – к миру, к ощущению общности с ним. Раздумьяо судьбе поэта приводят к раздумьям о судьбе России, мира.
В эпиграф стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Роднаяземля» вынесены две финальные строчки стихотворения, сочиненного самойАхматовой в послереволюционные годы. А начинается оно так:
«Не с теми я, кто бросил землю
На растерзания врагам».
А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числуэмигрантов, хотя многие из ее друзей оказались за границей. Решение остаться всоветской России не было ни компромиссом с советским народом, ни согласием свыбранным ею курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделивсудьбу с собственным народом, она сможет сохраниться как личность и как поэт. Иэто предчувствие оказалось вещим. В тридцатые – шестидесятые годы еепоэтический голос приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав в себя всю больсвоего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражениемобщечеловеческих страданий. Стихотворение «Родная земля» подводит своеобразныйитог отношению поэта к своей родине. Само название имеет двойной смысл. «Земля»- это и страна с населяющими ее людьми и со своей историей, и просто почва, покоторой ходят люди. Ахматова как бы возвращает значению утраченное единство.Это позволяет ей ввести в стихотворение замечательные образы: «грязь накалошах», «хруст на зубах», — получающие метафорическую нагрузку. В отношенииАнны Ахматовой к родной земле нет ни грани сентиментальности. Первоечетверостишие построено на отрицании тех действий, которые принято связывать спроявлением патриотизма:
«В заветных ладанах не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем …».
Эти действия кажутся ей недостойными: в них нет трезвого,мужественного взгляда на Россию. Анна Ахматова не воспринимает свою страны как«обетованный рай» — слишком многое в отечественной истории свидетельствует отрагических сторонах русской жизни. Но нет здесь и обиды за те действия,которые родная земля «приносит живущим на ней». Есть гордая покорность тойдоле, которую она нам представляет. В этой покорности, однако, нет никакоговызова. Более того, в ней нет и осознанного выбора. И в этом – слабость патриотизмаАхматовой. Любовь к России не является для нее итогом пройденного духовногопути, как это было у Лермонтова или Блока; эта любовь дана ей изначально. Еепатриотическое чувство впитано с материнским молоком и поэтому не может бытьподвергнуто никаким рационалистическим коррективам. Связь с родной землейощущается даже не на духовном, а на физическом уровне: земля представляет собойнеотъемлемую часть нашей личности, потому что всем нам предначертано телеснослиться с нею – после смерти:
«Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею».
В стихотворении выделяются три раздела, что подчеркнуто играфически. Первые восемь строк построены, как цепь параллельных отрицательныхконструкций. Концы фраз совпадают с концами строк, что создает мерную«настойчивую» информацию, которая подчеркнута ритмикой пятистопного ямба. Послеэтого следует четверостишие, написанное трехстопным анапестом. Смена размеровна протяжении одного стихотворения – явление достаточно редкое в поэзии. Вданном случае этот ритмический перебой служит для противопоставления потокуотрицаний, заявления о том, как же все-таки воспринимается коллективнымлирическим героем родная земля. Заявление это носит достаточно сниженныйхарактер, что усиливается анафорическим повтором:
«Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах …».
И, наконец, в финале трехстопный анапест сменяетсячетырехстопным. Такой перебой метра придает двум последним строкам широтыпоэтического дыхания, которые находят опору в бесконечной глубине заключенногов них смысла. Поэзия Анны Андреевны Ахматовой «питалась — даже в первоначальныхстихах – чувством родины, болью о родине, и эта тема звучала в ее поэзии всегромче … О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущаласьупорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всемикорнями своего существа». (К. Чуковский)
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Июль 1922
Петербург


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.