Реферат по предмету "Литература"


Лирика Сергея Есенина

Цель работы: рассмотреть и выявить художественные средства выразительностихарактерные для лирики Сергея Есенина и определить их роль.
План :
1)   Особенностипоэзии С. Есенина
2)   Ранняя лирика (“Небродить, не мять в кустах багряных…” 1917г.)
3)   Поздняя лирика (“Спитковыль…” 1925г.)
4)   Сопоставлениестихотворений С. Есенина
5)   Рольхудожественных средств выразительности в творчестве С. Есенина




Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Еготалант раскрылсяособенно ярко и самобытно в лирике.Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна посвоему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности иживописности образов.
На лирике Есенина лежит печать времени. Она проникнута и тревожной озабоченностью поэта — современника осудьбе страны в бурное революционноевремя, и предчувствием неизбежностиконца патриархальной Руси, и постепенным осознанием важности«индивидуальной мощи» для будущегоего родины; и пафосом любви «ко всему живому на земле».
Лирический герой поэта — современник эпохиграндиозной ломки человеческихотношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характердраматичен.
Есенин обладал неповторимым даромглубокого поэтического самораскрытия:
Наказанное, синее, нежное…
Тих мой край после Бурь, после гроз, И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.
Природа уЕсенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветамирадуги. Красочными эпитетами поэт пользуетсямастерски и смело:
Синийтуман. Снеговое раздолье,
Тонкийлимонный лунный свет…
Я втвоих глазах увидел море,
Полыхающееголубым огнем.
О всехушедших грезит конопляник
Сшироким месяцем над голубым прудом.
Гаснуткрасные крылья заката,
Тиходремлют в тумане плетни.
            Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений,придаёт романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина.
            Любимые цвета поэта – синий иголубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятностипросторов России («толькосинь сосет глаза», «солнцеструганные дранки загораживаютсинь»и т. п.), создают атмосферу светлойрадости бытия («вечером лунным, вечером синим»,«предрассветное, синее, раннее», «в летний вечер голубой»), выражают чувство нежности, любви («голубаякофта, синие глаза», «парень синеглазый», «заметалсяпожар голубой» и т. п.).
            Для того чтобы понять,каким образом эпитеты, метафоры и сравнения,выражают чувства поэта, обратимся кстихотворениям:
                        (“Не бродить, не мять вкустах багряных…“
                          “Спит ковыль…”)
Небродить, не мять в кустах багряных
Лебеды ине искать следа.
Соснопом волос твоих овсяных
Отосниласьты мне навсегда.
С алымсоком ягоды на коже,
Нежная, красивая,была
На закатты розовый похожа
И, какснег, лучиста и светла.
Зернаглаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло,как звук,
Ноостался в складках смятой шали
Запахмеда от невинных рук.
В тихийчас, когда заря на крыше,
Каккотенок, моет лапкой рот,
Говоркроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пустьпорой мне шепчет синий вечер,
Что былаты песня и мечта
Все ж,кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
Ксветлой тайне приложил уста.
Небродить, не мять в кустах багряных
Лебеды ине искать следа.
Соснопом волос твоих овсяных
Отосниласьмне ты навсегда.
В этом стихотворении СергейЕсенин показывает через любовь к женщине, любовь к природе. Любовь к женщине –это лишь акцент в проявлении чувствалюбви ко всему земному. Любимаяпредставляетсячаще всего в образе природы. Так  черезлюбовное стихотворение “Небродить, не мять в кустах багряных…” С.Есенин выражает свою любовь к родине. Также стоит обратить внимание на то, чтов этом стихотворении преобладает гамма нежных красок:
                        (“…в кустах багряных лебеды…”
                         “…со снопомволос твоих овсяных…”
                         “Cалым соком ягоды…”)
     
            Багряный,овсяный, алый – цвета нежности,чистоты, тепла. Даже “Cиний вечер” встихотворении не что – то темное, а светлое, спокойное, тихое… Синий цвет, каки слово “милый”, имеет у поэта мистический оттенок. В “Исповеди хулигана” :
                        (“cвет такой синий !
                         В эту синь дажеумереть нежаль”)
Как будто синий цвет содержитнравственную категорию. Издалека, из космоса, наша планета сине – голубая – основное её цветовое содержание. Можно предположить, что “синий” у Есенина всоединении “несказанного” и “нежного” передает сакральный смысл. Страна,которую он любит, и есть для негоземля обетованная, как бы глубоко ни погружалась она в небытие икакие бы чудища не разгуливали по её поверхности.
            Особенно значимы в лирике Сергея Есенина эпитеты: лебеда становится багряной;волосы – овсяным снопом; закат –розовым… Эпитеты, придают необычайную свежесть и живость стихотворению.
            Также в этом стихотворении можноуслышать звуковые образы:
                        (“Со снопомволос твоих овсяных
                         Отоснилась тымне навсегда…”)
 Хорошослышится звук “C”.Этот звук нежности,спокойствия…
            Стихотворение насыщено яркими сравнительными оборотами, которые ещё разподчеркивают единение образов любимой природы, и придают этому образу нежностьрусской природы:
                        (“И как снег лучиста и светла …”
                        “Имя тонкое растаяло как звук…”
                        “…заря на крыше, как котенок…”)
            Поэт увидел в котенке зарю, стольже красивую, нежную, сонную, “пушистую” и в тоже времябессмысленную.
            Лексическийповтор усиливает частоты, духовности мира:
                        (“…тонкое имя…”и ”…гибкийстан…”
                         “…лучиста…”и ”…светла…”)
            Метафоры ещё больше помогаютпрочувствовать близость души Есенина и природы:
                        (“…зерна глаз…”, “…заряна крыше…”)
Кольцевая композицияроднит это стихотворение с народной песней. Как и песенный припев первая и последняя строфы акцентируют основную мысль:
                        (“Отоснилась ты мненавсегда”)
Это стихотворение относится к ранним стихам СергеяЕсенина. Оно ассоциируется с осенью,причем теплой осенью. Поэт создавший его в 1917 году – романтик, у которого вданный период времени было много идей на будущее, жизнь только начиналасьвпереди виделось все главное и прекрасное.
            Длясравнения обратимся к стихотворению СергеяЕсенина, которое относится к егопоздней лирике. Стихотворение «Спит ковыль»написано в 1925году.
Спитковыль.
Равнинадорогая
Исвинцовой свежести полынь!
Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.
Знать, увсех у нас такая участь,
И,пожалуй всякого спроси –
Радуясь, свирепствуяи мучась,
Хорошоживется на Руси.
Светлуны, таинственный и длинный,
Плачутвербы, шепчут тополя.
Но никтопод окрик журавлиный
Неразлюбит отчие поля.
Итеперь, когда вот новым светом
И моейкоснулась жизнь судьбы,
Всеравно остался япоэтом
Золотойбревенчатой избы.
Поночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брезжет новью
На моиполяны и луга.
Но и всеже новью той теснимый,
Я могупрочувственно пропеть:
Дайтемне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть.
            В этом стихотворении выражены егосокровенные мысли. В строке: “Радуясь свирепствуя и мучась” –трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения.
            Стихотворение «Спит ковыль»проникнуто любовью, нежностью к Родине. Причем эталюбовь безгранична и бескорыстна. Она отчетливо звучит в строках:
                        (“Никакая Родина другая
                         Не вольет мне в грудьмою теплынь”)
            Это стихотворение можно считатьрезультатом мучительных размышлений над тем, что происходит в России и оботношении поэта к новому. Поэт ощущает, что что – то новое теснит его:
                        (“Чужая юность брызжетновью
                         На мои поляны и луга”)
Это чувство даёт понять поэту, что ему здесь нет места. Отсюда грусть ипечаль, но не безысходная, а светлая. Его печаль светла, потому что полна Россией,любовью к ней, и строки звучат просветленно:
                        (“Но и все же новью той теснимый,
                         Я могу прочувственнопропеть:
                         Дайте мне на родинелюбимой,
                         Все любя, спокойно умереть.”)
            Есенинтак любит Родину, как поэты любить умеют. Стихотворение «Спит ковыль» можносчитать признанием любви к Родине, к природе. Поэтому природа оживает, живет:
                        (“Свет луны, таинственный и длинный,
                         Плачут вербы, шепчут тополя.
                         Но никто под окрикжуравлиный
                         Не разлюбит отчие поля.”)
            Есенинчувствует, что новое все сильнее врываетсяв тихую жизнь деревни, “Новым светом” коснулась судьба поэта. Она волнуетЕсенина, в его словах слышатся отчаяния,боль, и Есенин восклицает:
                        (“И теперь, когда вот новым светом
                         И моей коснулась жизньсудьбы,
                         Все равно остался япоэтом
                         Золотой бревенчатойизбы.”)
            Поэт мучается,он видит, “Как чужая юность брызжет новью” на его “поляны и луга”. Вэтом заключается драматизм егопроизведения и трагедия самого поэта. Стихотворение построено натрадиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа иодновременно символ тоски, полынь с её богатой символикой и журавлиный крик какзнак разлуки. Традиционному пейзажу в которомолицетворением поэзии является неменее традиционный «Свет луны», противостоит «Новыйсвет». Скорее абстрактный не живой, лишенный поэзии. И впротивоположность ему звучит признание лирического герояесенинского стихотворения вприверженности вековому деревенскому укладу. В этом стихотворении поэтиспользует разнообразные художественные средства, помогающие глубже понять идею стихотворения: эпитеты "свинцовой свежести полынь"," золотой бревенчатой избы".Особо значим у поэта эпитет «золотой».Он один из наиболее часто встречающихсяв лирике Сергея Есенина, но обычноон связан с цветовым понятием: золотой — тоесть желтый, но непременно и соттенком высшей ценности: «роща золотая",«золотой лягушкойлуна". В этомстихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы,сколько символ ее непреходящей
ценности каксимвола уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба — это целый мир, ее разрушение не искупается дляпоэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворениязвучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С.Есенина онвоспринимается как глубокое иискреннее признание автора.
Выражениепередающее любовь поэта к Родине: " теплынь", «отчиеполя",«моиполяны и луга", «родине любимой».Также это стихотворение насыщено словами — антонимами («Радуясь, свирепствуя и мучась")и метафорами («Плачут вербы»,«Шепчут тополя"), которые придают стихотворению живость и осязаемость...
Стихотворениеподчинено главной цели: показать духовное возрождения,передать то ощущение радости бытия,которое поэт испытывает в эти годы.
            Прошли годы, и поэзия от яркихи теплых оттенков перешла в серые тона. Жизнь подходила к завершению и ощущениесмерти, видимо, не покидает поэта. Дляпоэта горько осознавать, что скоро его не будет, а в России ничего не меняется. Тяжесть на душе нарастает с каждым днем, душаизмучена “но любовь к родине жива”.
            Через метафоры, эпитеты, сравнения можно заметить, как изменяется внутренний мир поэта. В его ранних стихотворениях он (мир) был светлый, радужный (все происходящее было описано на заре). Если сопоставить ранниестихи Есенина с поздними, то можно заметить, что с каждым годом средствавыразительности меняют свою окраску,от более светлых стихов во что – то темное, мрачное, обидное, таинственное.Поздние стихи – это неизвестность, страх того, что будет дальше. В этихстихотворениях преобладают тяжелые, серые краски. Можно сравнивать стихи Есенинас его жизнью: Поэт молод – в лирике свет, счастье, любовь, романтика… становится старше – в лирике заметны изменения, они становятся более насыщены какими – либо проблемами (“АннаСнегина”). А когда жизнь поэта близитсяк завершению, то и поэзия становится более осознанной.
            Реальность, конкретность, осязаемость характерны дляобразного строя поэта. Стремление ковеществлению образа – один из важных моментов своеобразияего реалистического стиля. Вспомним, к примеру, есенинский месяц. Онрезвится в поле – «ягненочек кудрявый– месяц гуляетв голубой траве»;  радуетсяскорому приходу зимы – «рыжий месяц жеребенкомзапрягалсяв наши сани»;купается в реке – «а месяцбудет плыть, и плыть, роняя весла по озерам»;как птица, кружит в небе – «посмотри; во мгле сырой месяц, словно желтый ворон…вьетсянад землей».
            Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами посебе, не ради красоты формы, а длятого, чтобы полнее и глубже выразить чувства поэта. «Искусство для меня, — отмечал Есенин в 1924 году, — не затейливость узоров,а самое необходимое слово того языка,которым я хочу себя выразить».
  
                        


Литература:
1) Ю. Прокушев – День памяти народной
                                Москва«Советская Россия» 1983г.
2) Ю. Прокушев – СергейЕсенин. Образ. Стихи. Эпоха.
                                 Издательство«Современник» 1985г.
3) Е. Наумов –        Жизнь и творчество.
                                 «Просвещение»Москва – Ленинград 1965г.
4) С. Есенин -          Чувство родины.
                                   Алтайскоекнижное издательство. Барнаул 1983г.
5) В. Чаиманов -      Свод радуги.
                                  Москва.«Советская Россия» 1987г.
6) В. Крейд -            Воспоминанияо серебряном веке.
                                  Москва.Издательство «Республики» 1993г.
7) С. Есенин -          «Мой край задумчивый и нежный» (поесенинским местам)
                                   Рязань. Издательство «Смена» 1983г.
8) С. Есенин -           1- том.
                                    Москва.Издательство «Правда» 1977г.
9) Справочные материалырусской и советской литературы 1989г.
10) Лирика С. Есенина Москва«Художественная литература» 1985г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.