Александр Вавилов родился в селе Кутупик Иркутской области в 1937 году, после окончаниясредней школы учился с 1955 года в Иркутском университете, студентом писалюмористические рассказы, составившие его первую книгу “Стечение обстоятельств”;пять лет после окончания университета работал в иркутской областной газете“Советская молодёжь”. В 1965 году написал пьесу “Прощание в июне”.
В написанной в 1967 году инапечатанный в 1970 году пьесе “Утиная охота”, Вампиловсоздал галерею характеров, озадачивающих зрителя и читателя, вызывающихогромное общественное беспокойство. Перед нами одно из бесчисленных,возникающих последние десятилетия, как грибы, учреждений, именуемых КБ, ИБ и т.п. формируемых из инженеров, научных работников с самыми благими намерениями,но во многих случаях оказывающихся нерентабельными. Однако сотрудники такихучреждений получают сносную зарплату, продвигаются по служебной лестнице,выпускают ”научные труды”, умело показывая окружающим столь важные проблемы и скакой невиданной самоотдачей они разрешают их, как говорят герои “Утинойохоты”, буквально “пластуются”. На самом же деле, придя на работу, они не знаюткуда деваться от безделья. Группу таких стандартизированных деятелей изпровинциального центрального бюро технической информации изображает Вампиловв пьесе “Утиная охота”. Их обязанность — пугать нововведениями на разныхзаводах, обобщать и информировать о них научный мир, хотя и нет во всей округенастоящих заводов. Сидя в кабинетах по два-четыре человека, они обсуждаюточередные футбольные матчи “гоняя в шахматы”, посмеиваясь над шефом, требующимобобщения опыта “модернизация поточного метода”. Их рабочий принцип: “спихнутьи делу конец”.
Эти слова принадлежат главномугерою пьесы, инженеру Зилову. Автор так представляетего нам: “Зилову около 30 лет, он довольно высок,крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы,происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и впоходке, и в жестах, и в манере говорить у него сквозят некие небрежность искука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.Невозможно потому, что он вообще как бы лишён стержня — когда на новосельедрузья спрашивают Зилова, что он больше всего любитна свете, тот так и не отвечает им. Сослуживец Казаков не без иронии бросает:”Больше всего на свете Витя любит работу”, чем и вызывает дружный смех. Егоначальник, спасая положение, говорит: “Деловой жилки ему не хватает, это верно,но ведь он способный парень, зачем же так шутить?”. В действительности работа его неинтересует. Все время уходит на то, чтобы “выпить и закусить”, да поволочитьсяза девушками любого круга. Как выражается одна из его любовниц, продавщицаВера, он “алик из аликов“.О работе же не может говорить без скуки и насмешки. “У меня срочные дела. Дела,дела. Днями и ночами. Горим трудовой красотой”, — заявляет он жене по телефону,как раз в тот момент, когда затевал очередной флирт со студенткой. Зину своюкрасавицу и умницу он не любит; в течении четырех лет никак не соберётсянавестить своего больного отца, которого назвал старым дураком. Его любятженщины, он легко увлекается, но ни к одной не испытывает настоящейпривязанности. Он вообще легко загорается, но также легко гаснет. Он искренен вкаждую данную минуту. Все считают его легкомысленным. Наблюдая за ним, то идело вспоминаешь Хлестакова, то замечаешь одновременно, что он так же далёк отнего, как, скажем, и от трёх чеховских сестёр: его провинциализм, он не твердитдаже ради самооправдания: “Вот отсюда! В Москву, в Москву!”
Лишь для успокоения жены он говорит:“Нет, из этой конторы надо бежать. Бежать, бежать…”. Но в том и дело, чтобежать он никуда не собирается.
Покидая мужа, Галина говорит ему:“Куда я еду, к кому — тебе всё равно. И не делай вид, что тебя это волнует.Тебе всё безразлично. Всё на свете. У тебя нет сердца, вот в чём дело. Совсемнет сердца…”. Он соглашается с ней, признаётся, что ему “опоршивелатакая жизнь”. “Ты права, мне всё безразлично, всё на свете. Что со мноюделается, я не знаю”. Он признаётся также, что друзей не имеет, работу нелюбит.
Остановись на этом автор, мы бы имелилюбопытный, но однозначный характер. У нас не было бы сомнения, как егооценить. Но не смотря на то, что А. Вампилов избегаетсатиры, он создаёт образ неоднозначный. Более того, видя пороки героя, наделяетего ещё одной чертой, неожиданно свидетельствующей о том, что он способен и нанечто большее. Дело в том, что у него есть настоящая привязанность — утинаяохота. В сущности, он целый год живёт ожиданием отпуска и утиной охоты. И непотому, что является заядлым охотником. Кажется до сих пор он не убил ни однойни одной птицы. Утиная охота привлекает его вовсе не азартной стороной. ОбещаяГалине взять её с собой на охоту, он говорит: “Такое тебе и не снилось, клянусьтебе. Только там я чувствую себя человеком.”. Говоря об охоте, онпреображается, становится поэтом: “Ты увидишь — мы поплывём как во сне, неизвестно куда. А когда подымается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чемв церкви…А ночь?Боже мой. Знаешь какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет.И не было. И не будет?”
Соблазнительно истолковыватьпривязанность героя к утиной охоте, как бегство из города, бегство отустановившейся жизни, тем более что гнёт обывательщины когда-то вырвал из устклассического героя возглас: “Вон из Москвы!”, а пресс провинциализма заставлялправославных героинь со стоном твердить: “В Москву! В Москву!”, но это было быупрощением и не согласовалось бы с тем, что в жизни Зилованет плодоносного зерна и сам он вряд ли сможет стать другим. Преображение Зилова вряд ли возможно.
В центральном образе пьесы “Утинаяохота” — Зилове, образе — типе, запечатлены явления,как бы уже не зависящих от самого Зилова, но явлениябольшей частью опасные и трудно искоренимые. Назвавих “зиловщиной”, Валентин Распутин высказывалпредположение: “…может быть, самая большая заслуга Вампиловакак драматурга в том и состоит, что он одним из первых её распознал и показал.”
Но “зиловщиной”далеко не исчерпывается сущность характера, созданного драматургом. Сопоставляяотношение самого Вампилова, не считавшего Зилова отрицательным героем, с тем которым он выступает впьесе, иногда говорят о явном противоречии.
“Драма “Утиной охоты” -считает А.Демидов — принадлежит к наиболее противоречивым и спорным произведениямписателя… Зилова нельзя рассматривать мелкимничтожным человеком .“
Пьесы А. Вампилова — это глубокое и тонкое понимание человеческой психологии, сильные иубедительные характеры, напряженный сюжет, мастерство диалогов — всё это едвани не в равном стечение отнесено к его произведениям.