«Я была тогда с моимнародом»А.Ахматова
Зловещее здание следственного изолятора Крестызнакомо каждому жителю Ленинграда-Петербурга. Его кирпичные стены цветазаржавевшей крови, его бойницы вместо окон, душный, словно лишенный кислорода,воздух вокруг отталкивают и одновременно манят к себе. Какая-то невероятнаясила заставляет вновь и вновь жадно глядеть на недоступную, зачастуютрагическую жизнь по ту сторону высокого ограждения. Здесь решались и решаютсятысячи судеб не только самих заключённых, но и их детей, жён и матерей.Нескончаемые очереди приходиться простаивать родственникам арестованных внадежде на свидание с близкими.
В страшные годы ежовщины не избежала этой горькойучасти и великий поэт (именно поэт) 20 века А.А. Ахматова. Её личное горе, отождествлённоесо страданиями всего русского народа, как нельзя лучше отражено в поэме «Requiem»(1935-1940). В то жуткое время бесчисленных, необоснованных репрессий дажевеликий город Ленинград казался лишь довеском к своим переполненным тюрьмам. ИАхматова не была сторонним наблюдателем…
Семнадцать долгих месяцев мать провела в тюремныхочередях только для того, чтобы увидеть «сына страшные глаза», ощутить «милуюпрохладу рук», сказать «слова последних утешений». Полтора года безумныхстраданий опустошают душу, убивают волю к жизни, заставляют сказать смерти: «Яжду тебя».
Не предвидела, не предчувствовала «царскосельскаявесёлая грешница» такую судьбу. Её слова, обращённые к самой себе, юной ибеззаботной, звучат как предупреждение, которое попыталась усвоить и я:«детство лучше сказки» (М.Цветаева) не является гарантией того, что и вся жизньбудет так же прекрасна и легка.
Ахматова вкусила всю горечь страдания, узнала, каконо высушивает душу и оставляет свой след на лице. В своём материнском отчаяниипоэт обращается к библейскому сюжету о распятии Иисуса Христа и находит что-тоблизкое и родное своему сердцу в страданиях Богоматери.
К счастью, Ахматовой удалось избежать самогострашного: расстрел Л.Н.Гумилева был заменён ссылкой. Но те страшные 17 месяцевостались в памяти и сердце поэта навсегда.
Когда «поминальный приближается день», передАхматовой возникает всё та же жуткая картина у стен Крестов. Она вспоминает тудлинную очередь и тех мужественных, измученных женщин с «голубыми губами», чьислова, «подслушанные» поэтом, как-то постепенно и плавно сложились в поэму «Requiem».
Чисто поэтически это произведение – чудопростоты. Всё здесь близко, понятно, открыто, отсутствует вычурность, пышностьстихосложения. Но от этого смысл поэмы не упрощается, передаваемое поэтомотчаяние народа не утрачивает своей скорбной силы. Чудные, несравненные по силевоздействия строки вызывают невольные слёзы и ещё…возмущение: почему до сих поря не вижу каменного (в прямом и переносном смысле) профиля Ахматовой там, где«стояла я триста часов, где для меня не открыли засов»?
Комментарий:Сочинение было написано в 11-м классе, оценка – 5/5
Писала от души, т.к. данное произведение на самомделе задело мои чувства