Реферат по предмету "Литература"


«С мечтой «очеловечить» человека» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман Ф











Тема экзаменационной работы (реферата):





«С мечтой «очеловечить» человека»

(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)






















Г. Одинцово 2008 г.









Введение.


Изучая литературу, мы в первую очередь испытываем мощное духовное воздействие философии писателя, его представлений о человеке, мироустройстве, о добре и зле в их разных обличьях и модификациях, его размышлений о настоящем и будущем человечества. Говоря о представлении Достоевского о человеке, я бы хотела привести в пример несколько выражений писателя по этому поводу:


«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время...»

«Надо достигнуть всеобщего братства… «Как же сделать? — сделать никак нельзя, а надо, чтобы оно само собой сделалось, чтобы оно было в натуре, бессознательно в природе всего племени заключалось, одним словом: чтобы было братское, любящее начало — надо любить. Надо, чтобы самого инстинктивно тянуло на братство, на согласие...»

«… Тайна бытия человека не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твёрдого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлеба ».

Цель моего реферата — проследить почему Достоевскому не казалась унизительной задача разгадывания любого, самого мизерного человека, который тоже есть тайна. Достоевский не имел в виду тайну русского человека, тайну чувственного, природного человека или тайну духовного, благодатного человека. Он полагался на универсальное значение этого слова, на его самый общий смысл: человек как каждый из людей, высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью (В. Даль).















«Преступление и наказание» — роман великого художника о заблудшей, а затем преображенной душе.


Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из сложных произведений русской литературы. Далек будто от нас и мир, описываемый автором, и проблемы, волнующие его героев. В наш бурный век с его скоростями, привычкой смотреть экранизацию классических произведений «по мотивам», читать книги «по диагонали» непросто осилить объемный, более 500 страниц, роман. Принять неторопливое, несмотря на острый детективный сюжет, повествование Достоевского — тоже нелегко. Ещё труднее вникать в суть психологического анализа, которым скрупулезно, на протяжении почти всего повествования занимается автор. Но если вчитаться, вдуматься в искания героев, откроется такая глубина постижения сложных человеческих характеров и конфликтов, что сразу станет ясна гениальность Достоевского. Он поведал о нравственных потрясениях и дерзаниях, которые не могут не волновать читателя любой эпохи.

В истории заблудшей, а затем преображённой души много поучительного для нашей современности.

В центре внимания писателя страшная действительность России в середине ХIХ века, с её нищетой, бесправием, угнетением, подавлением, растлением личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия и бунтующей. Для её воплощения и проникает художник в глубины человеческого духа, напряженные процессы сознания.

Роман «Преступление и наказание» вышел в 1866 году. Это время во многом переломное, когда передовая интеллигенция, ожидавшая после реформы 1861 года возрождения России, была глубоко потрясена и разочарованна. Ещё больше обострились социальные противоречия, ещё наглядней стала несправедливость общественного устройства, противоречивость внутренней жизни людей. Достоевский ищет и находит особый тип романной формы, способной выделить, укрупнить трагедию героя, и в ней как в капле воды отразить целый мир.

«Преступление и наказание» — новый этап творчества писателя. Позади была каторга за участие в кружке Петрашевского, глубокое душевное потрясение, определившее иное, чем раньше, мировоззрение, иной подход к преобразованию сущего.

Достоевский выбрал своих героев из обедневших, разорившихся дворян, из обитателей темных углов. На эту тему тогда не писали романов. Она была рождена самой действительностью, где были открыты характеры неординарные, яркие, сильные, болезненные спады и светлые подъемы сознания, вступившего в конфликт с самим собой. О духовном очищении противоречивой личности, совершившей убийство, о внутреннем преодолении зла мечтал теперь писатель.

Главного героя «Преступления и наказания» волновали всем близкие и вместе с тем трудно разрешимые вопросы. Почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Как изменить этот порядок? Кто такой человек? Тварь дрожащая или владыка мира, «право имеющий» преступить моральные устои? Не могущие ничего или все могущие, презревший людские законы и творящий свои, — так пытается разделить Раскольников весь род человеческий.

Провидчески предугадал великий художник появление бунтарских идей, взрывающих старые представления и нормы поведения людей. Такой была и идея, которую в долгих муках выносил Раскольников. Способен ли он стать над окружающими и с высоты своего нового положения покарать виновных и помочь бедным. На первый взгляд Раскольникову казалось, что он пришел к гуманной теории. Чтобы её проверить, он хочет убить злобную старушонку-процентщицу, которая давно измучила многих и его самого. Однако Раскольников не учитывает собственного психологического склада. И когда совершает преступление, испытывает потрясение, ужас, отчуждение от близких, отвращение в себе. Идея, ложная в своей основе (уничтожение человека) развенчивается изнутри — через страдания несчастного. Раскольников понимает, что таким путем нельзя разрешить социальных противоречий, обрести действенную философскую позиции. Для понимания сложных раздумий героя автор очень пристально прослеживает разные периоды его жизни: подготовка убийства, самое убийство, переживания непосредственно после того и позже, вплоть до признания Раскольникова в содеянном, до каторги за преступление. В этот большой отрезок времени значительно меняются отношения между действующими лицами романа, внутреннее состояние Раскольникова. В истории преступления и наказания выражаются сложнейшие особенности общественного и духовного бытия.

Как в трагедиях Шекспира, в романах Достоевского берётся такой жизненный факт, который в своем переломном моменте раскрывает исключительное душевное напряжение героя. Взрыв подготовлен и особенностями его характера, и стечением социальных обстоятельств.

И такое же сильное сопереживание происходящему созревает в сердце читателя. Впервые о незаметном, обделённом всем человеке говорится как о личности, постигающей вечные всеэпохальные явления.

Роман написан так, что все события не только поражают читателя, но и убеждают своей большой и трагичной правдой. Последним, как они развиваются и как в их ходе меняется главный герой.


Внутренние потрясения главного героя.


Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек выходит не из комнаты, а из «каморки», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает её убожество, подчёркивая крайнюю нищету обитателя. Сразу обращает на себя внимание определение: «он был задавлен бедностью». Можно ли сказать с большей точностью и образностью? Глагольная форма «задавлен» указывает на степень результата, и на характер существования, к тому же заключает в себе оттенок, сближающий с понятием смерти. Но и этого мало автору. Он вкладывает в уста другого персонажа аналогичное выражение: «…бедный студент, изуродованный нищетой». Болезненно самолюбивый Раскольников в полицейском участке вынужден признаться: «Я бедный и больной студент, удрученный (он так и сказал: «удрученный») бедностью. Я бывший студент, потому что теперь не могу содержать себя, но я получаю деньги…и я …заплачу». Так появляется ещё одно, усиливающее общее впечатление высказывание: «удрученный бедностью». Причём в скобках сам автор подчеркивает его значимость.

Не менее исчерпывающе писатель характеризует внутренний склад личности Раскольникова: «…угрюм, мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце… Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то»

Позже, когда уже совершено убийство, характеристика пополняется, вычисляется одна из причин преступления: «…бедный студент, изуродованный нищетой и ипохондрией, накануне жестокой болезни с бредом, уже, может быть, начинавшейся в нем, мнительный, самолюбивый, знающий себе цену…в рубище и сапогах без подметок, — стоит перед какими-то кварташками и терпит их надругательства, а тут неожиданный долг перед носом, просроченный вексель…»

В этом психологическом портрете на первое место выдвинуты те черты, которые рождены общественным положением бедного студента (мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый). Можно сказать, что здесь выявлены особенности социальной психологии, свойственной многим. Но цель повествования — углубиться в подспудные процессы создания конкретной личности. Поэтому автор прибегает к интересному приему самораскрытия героя — к передаче его снов. В них болезненные переживания Раскольникова предстают в своем обнаженном виде.

Сон Раскольникова, который он видит перед убийством, отличается редкой сгущенностью мрачных деталей, усложненностью эмоций. «Страшным» называет его автор. Мы же чувствуем здесь некий символ. Герой ощущает себя ребенком, который становится свидетелем варварски жестокого поступка — избиение загнанной лошади, которую в тупой злобе хозяин избивает насмерть. «…В большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые — он часто это видел — надрываются в иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно кои воз застрянет в грязи или в колее, и при этом так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам, а ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет».

Обратим внимание на то, как Достоевский, усиливая эмоциональное воздействие, использует прием противопоставления: большая телега и маленькая, тощая клячонка. Даже не кляча, а клячонка — что-то жалкое, заморенное, заезженное. Противопоставляются смех пьяных седоков, разгульная песня и страдания измученной, забиваемой лошади.

Отметим и ещё одну особенность. Воспроизведена как будто обычная уличная сценка. Но все в ней до такой степени сгущено, что она явно выбивается из реальной жизни (обычное, повседневное как бы становится необычным).

Экспрессия повествования создается повторением: «так больно, так больно, так жалко, так жалко», подбором таких глаголов: «задыхается, останавливается, дергает, падает»; «её секут, секут по глазам, по морде, по бокам» Не вынесшая издевательств лошаденка «в бессилии начла лягаться». И озверевший хозяин бьет её сначала оглоблей, потом ломом, добивая несчастное животное.

Подбор выразительных средств, экспрессия речи создают страшную картину, которая вызывает яростное желание вмешаться, защитить не только у маленького героя сна, но и у читателя. Мечется в бессилии ребенок, ломает руки, но никто не предотвращает это бессмысленное, жестокое убийство, потому что озверевший мужик — хозяин клячонки. И единственное, что может сделать мальчик, это «с криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает её мертвую, окровавленную морду и целует её, целует в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается со своими кулачонками на Миколку».

Сон Раскольникова на редкость многозначен. Во-первых, здесь протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Все это свидетельствует о тонкой, доброй душе героя.

Во-вторых, сон воспринимается символом существующих порядков. Несправедливая жизнь, груба, жестока: её хозяева-седоки едут, погоняя несчастных, забитых кляч, куражатся, издеваются над ними. А если захотят, то могут и убить.

Наконец, сон Родиона — своеобразный пролог к последующему повествованию. Возникает аналогия с поведением свидригайловых и лужиных, которым всё дозволено в этой жизни, они ее порождение и ее распорядители. И бессильны попытки обездоленных людей (Мармеладовых, Раскольниковых) найти в этом страшном мире справедливость. Не случайно с заезженной клячей сравнивает себя Катерина Ивановна Мармеладова, замученная, раздавленная нищетой. Спился от горя её муж. На панели его дочь Соня.

Есть и ещё одно, может быть, самое главное значение сна. Оно — в раскрытии внутреннего отношения Раскольникова к преступлению. Ужасная сцена, пролитая кровь ассоциируется с задуманным Раскольниковым убийством.

Проснувшись, потрясённый Родион сразу вспоминает о том, что он задумал сделать, — о предстоящем убийстве старушонки-процентщицы: «Боже! — воскликнул он, — да неужели ж, неужели ж я и в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать, прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?» Вот оно, начало «переживаемой идеи». Пока она осваивалась логически — страха не было. Но вот вступают в свои права чувства героя. Человеческая природа бунтует. Далее следует очень важное признание: «…ведь я же знал, что я этого не вынесу… не вытерплю… это подло, гадко, низко… ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило…»

Под влиянием сна происходит, однако, и активация двух мотивов предполагаемого убийства. Один — ненависть к мучителям «клячонок». Другой — желание подняться до положения судьи, «иметь право» покарать завравшихся «хозяев». Но Раскольников не учел третьего фактора — неспособность доброго человека пролить кровь. И как только Родиону пришла эта мысль, он в суеверном страхе отринул от себя свои планы. Иначе говоря, ещё не подняв топора, несчастный понимает обреченность кровавой идеи.

Страшное решение тем не менее продолжает зреть в душе Раскольникова. Появившиеся было сомнения оттесняются новыми впечатлениями, возникшими при знакомстве с Мармеладовым и его гибнущей семьей, судьбой Сони, продающей себя. Но вначале на Раскольникова действует услышанный в трактире разговор студента с офицером. «Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил и уверяю тебя, что без всякого зазору совести», — говорит студент и далее развивает эту мысль: «…с другой стороны, молодые свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, и всё это на её деньги. Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу, как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел?

За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает…» Раскольников поражает то, что «в собственной голове его только что зародились такие же точно мысли».

Очень важно в речах студента указание на множественность страдающих. В сознании Раскольникова на некоторое время как бы уравновешиваются жестокость убийства одного никчемного человека и спасение этой ценой тысяч обреченных на голодную смерть. Случайно услышанное рассуждение далее находит подтверждение: Раскольников видит гибель всей семьи Мармеладовых, предельное унижение Сони, вынужденной стать проституткой, чтобы прокормить своих сводных сестер и брата. С этого-то периода смутного представления героя о необходимости уничтожения процентщицы формируются в теорию о делении людей на избранных, высоко стоящих над обычной массой, и на другую часть, безропотно подчиняющуюся сильным.

Автор сразу высказывает неприятие подобной философии. Не случайно она соотносится с деятельностью Наполеона. В нем часть молодежи начала XIX века находила пример яркой личности, поднявшейся в борьбе с деспотизмом из низов к вершинам власти. И Раскольникову Наполеон близок тем же. Герой романа пока не учитывает очевидной для Достоевского истины: французский император к эгоцентристской цели шел по трупам своих соплеменников, своего возвышения достигал средствами массового уничтожения.

Позже, излагая собственные взгляды следователю Порфирию Порфирьевичу и единственному другу Разумихину, Раскольников утверждает, что «необыкновенная» личность «имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует». Разрешение «на кровь по совести», но ради «разрушения настоящего во имя лучшего» определяет позицию Раскольникова. И писатель глубоко исследует самый процесс становления порочной программы.

Раскольников далек от политической борьбы, от студенческих кружков, от поисков каких-то радикальных общественных перемен. Писатель подчеркивает его обособленность, индивидуализм. В глубоком одиночестве рождается вопрос, который сам Раскольников называл «ужасным, диким и фантастическим», вопрос о том, сможет ли он переступить нравственные законы безнравственного общества, проверить, к какой категории, по его градации, он может отнести себя. «Тварь ли я дрожащая» или «право имею» — вот мучительная альтернатива.

Решающим событием в метаниях Раскольникова стало письмо матери, где она сообщала о своем плачевном материальном положении. «Теперь же письмо матери вдруг как громом в него ударило. Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или…»

«Или отказаться от жизни совсем! — вскричал он вдруг и в исступлении, послушно принять судьбу, как она есть, раз навсегда, и задушить в себе все, отказавшись от всякого права действовать, жить и любить!»

Письмо стало той последней каплей, которая переполняет чашу. Мучительно борется с самим собой герой романа. Он уже притерпелся к бедности, к своему положению. Но все в нем восстает, когда он узнает, на какую жертву готова ради него пойти сестра: выйти замуж за нелюбимого человека. В этом решении Дуни Раскольников угадывает заботу о себе: «Ясно, что тут не кто иной, как Родион Романович Раскольников, в ходу и на первом плане стоит. Ну как же-с, счастье его может устроить, в университете содержать, компаньоном сделать в конторе, всю судьбу его обеспечить; пожалуй, богачом впоследствии будет, почетным, уважаемым, а может быть, даже славным человеком окончит жизнь! А мать? Да ведь тут Родя, бесценный Родя, первенец! Ну как же для такого первенца хотя бы и такой дочерью не пожертвовать! О милые и несправедливые сердца! Да чего: тут мы и от Сонечкина жребия пожалуй, что не откажемся! Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит! Жертву-то, жертву-то обе вы измерили ли вполне? Так ли? Под силу ли? В пользу ли? Знаете ли вы, Дунечка, что Сонечкин жребий ничем не сквернее жребия с господином Лужиным?» С болью, гневом, иронией комментируем письмо матери Родиона. Больше всего его пугает будущее Дуни, в котором он предполагает судьбу Сони.

Отвлечемся на некоторое время от переживаний Раскольникова и посмотрим, как они воплощены в тексте романа.

Легко заметить, что все три приведенные выше цитаты посвящены Раскольникову, передают его внутреннее состояние. Однако насколько они разные! Первая («Теперь же письмо…») — это объективированное повествование. О мыслях героя говорит автор. Поэтому все происходящее передается в третьем лице. Тем не менее авторская речь отнюдь не отличается по эмоциям от ощущений Раскольникова. Достоевский не знал спокойной интонации. Речь автора «Преступления и наказания» взволнованна, экспрессивна, почти тороплива («Сейчас же, и поскорее…»; «во что бы то ни стало…»). Повествователь смыкается со своим героем и постоянно как бы воспроизводит внутренний его монолог.

Второй отрывок («Или отказаться…») — прямая речь Раскольникова. Он переходит на крик ( иногда этот крик сосредоточен в его сознании), выражая нечто главное, поворотное в процессе мышления. Здесь усиление отдельных элементов активно нарастает, вступают в права восклицательные конструкции.

Третья цитата («Ясно, что тут не кто иной…») опять будто бы возвращает нас к повествованию от третьего лица. Между тем эта форма особого характера. Раскольников сам говорит о себе, но как бы со стороны, как бы обобщая свое положение. Сбивчивость выражения предельная, быстрота перемещения с предмета на предмет — тоже.

Вот они — три образца повествования. В романе есть и промежуточные варианты. А разработаны они для того, чтобы наэлектризовать восприятие читателя, запечатлеть буйные состояния духа, вызвать к ним сочувствие.

И писатель достигает желаемого. Мы не столько следим за событиями, сколько за внутренними потрясениями главного персонажа. Немудрено, именно они делают доброго, отзывчивого человека преступником.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кимберлиты в восточной части Украинского щита и их минералогические особенности
Реферат Изображение "новых людей" в произведениях Тургенева и Чернышевского
Реферат Социально-экономические и культурные права граждан
Реферат Туристский рынок Пермского края
Реферат Типология управленческих решений и требования предъявляемые к ним
Реферат Відповідальність як фактор розвитку відповідальності учнів при вивченні іноземної мови
Реферат Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества: состояние и проблемы их эффекимвного использования в современных условиях
Реферат Трагедия судьбы Григория Печорина
Реферат Две России в поэме Гоголя Мертвые души Мертвые и Живые души в поэме Гоголя
Реферат Функции социального управления
Реферат Становление абсолютной монархии в России
Реферат Гимнастика. Место и значение в системе физического воспитания
Реферат Трудности правописания сложных слов
Реферат Об одной программе развития многоуровневого высшего образования в рамках интенсивных технологий обучения
Реферат Толстой После бала 2