РЕФЕРАТ
“Необыкновеннаяистория”
И.А.Гончарова
ученика 10 класса 577 школы
Коренивского Сергея
СОДЕРЖАНИЕ:
1) О И.А.Гончарове 2
2) “Обыкновенная история” 3
3) Список используемой литературы 8
О И.А.Гончарове
“Обыкновеннаяистория”, опубликованная в 1847 году в “Современнике”,
была первым художественным произведением И.А.Гончарова, появив-
шимсяв печати.
Над “Обыкновенной историей” писатель работал в течении трех лет.
Встатье автобиографического характера “Необыкновенная история”(1875-
1878)он писал: “ Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846
мне оставалось дописать несколько глав “. Гончаров нескольковечеров
срядучитал Белинскому свою “Нобыкновеннуюисторию”.Белинский был
в восторге от нового таланта, выступавшего так блистательно. До того,
какотдать свое произведение “на суд” Белинскому, Гончаров несколько
разчитал его в дружеском литературном кружке Майковых. Прежде чем
появитьсяв печати, роман претерпел много исправлений и переделок.
Вспоминая позднее 40-е годы, мрачную пору николаевского царствова
ния когда огромную роль в борьбе с феодально-крепостнической реак-
циейиграла передовая русская литература, Гончаров писал: ”Крепостное
право, телесноенаказание, гнет начальства, ложь предрассудков обществен-
ной и семейной жизни, грубость, дикость нравов в массе — вот чтостояло
на очереди в борьбе и на что были устремленыглавные силы русской ин-
теллигенциитридцатых и сороковых годов”.
“Обыкновенная история” показала, что Гончаров был чутким к интере-
самсвоего времени писателем. В произведениинашли отражение измене
ния исдвиги, которые происходили в жизни крепостнической России 1830-
1840гг.Призывая к борьбе с “всероссийским застоем”, к труду на благо от-
чизны, Гончаров страстно искал вокруг себя те силы, тех людей которые
моглибы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи.
“Обыкновенная история”
Сущность псевдоромантического миросозерцания, присущего значитель-
ной части идеалистически настроенной, оторванной от действительности
дворянскойинтеллигенции 30-х годов, вскрыта Гончаровым в образе ос-
новного героя романа - Александра Адуева. Почву, на которой вырас-
тало это явление, художник видел в дворянско — поместном , крепостни
ческомстрое жизни, в барском помещичьем воспитании .
Романтическое восприятие жизни, возвышенные отвлеченные мечты
ославе и подвигах, онеобыкновенном, поэтические порывы — ктоне про
ходил в какой — то мере через все это вмолодости, в “эпоху юношеских
волнений”.Но заслуга Гончарова как художника в том, что он показал, как
извращают и уродуют эти юношеские мечты и иллюзиибарски — крепост
ническое воспитание .
Молодой Адуев о горе и о бедах знает только “по слуху” — “жизнь от пе-
ленулыбается ему”. Праздность, незнание жизни “преждевременно” разви
ли в Адуеве “сердечные склонности” и чрезмернуюмечтательность. Перед
намиодин из тех “романтических ленивцев”,барчуков, которые привыкли
беспечножить за счет труда других. Цель и счастье жизни молодой Адуев
видитне в труде и творчестве (трудиться казалось ему странным), а в “воз-
вышенномсуществовании”. В имении Адуевых царят“тишина… неподвиж-
ность…благодатный застой”. Но в имении он не находит поприща для се
бя. И Адуев уезжает “искать счастья” ,”делатькарьеру и фортуну — в Петер-
бург”.Вся фальшь житейских понятий Адуеваначинает раскрываться в ро-
мане уже в первых столкновениях избалованного ленью и барствомпле-
мянника — мечтателя с практическим и умным дядюшкой,Петром Иваны-
чем Адуевым.В борьбе дяди с племянником отразилась и тогдашняя, толь-
кочто начинавшаяся ломка старых понятий и нравов — сентиментальнос-
ти, карикатурного преувеличения чувствадружбы и любви, поэзия празд
ности, семейная и домашняя ложь напускных, в сущности небывалых
чувств, пустая трата времени на визиты, на ненужное гостеприимство и
т.д.Словом, вся праздная мечтательная и аффектационная сторона ста-
рыхправов с обычными погрывами иности — к высокому, великому, изящ-
ному,к эффектам, с жаждой высказать это втрескучей прозе, всего более
встихах.
Адуев-старший на каждом шагу безжалостновысмеивает напускную,
беспочвеннуюмечтательность Адуева-младшего.“Твоя глупая восторжен-
ностьникуда не годиться “, ”с твоими идеалами хорошо сидеть в деревне”,
“забудьэти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу”. Но
молодойгерой не поддается нравоучениям. “А разве любовь не дело? “ —
отвечаетон дядюшке. Характерно, что после первой неудачи в любви
Адуев-младшийжалуется “на скуку жизни, пустоту души”. Страница ро-
мана,посвященные, описанию любовных похождений героя, — разоблаче-
ниеэгоистического, собственнического отношения к женщине, несмотря на
все романтические позы, которые принимает герой перед избранницами
своего сердца.
Восемь лет возился с Александром дядюшка. Вконце концов племянник
его становится деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгод-
ный брак по расчету. От былых “небесных” и “вогзвышенных” чувств и
мечтаний не осталось и следа. Эволюция характера Александра Адуева,
показанная в “Обыкновенной истории”, являлась“обыкновенной” для час-
ти дворянской молодежи того времени. Осудив романтика Александра
Адуева, Гончаров противопоставил ему в романе другое, бесспорно по
рядучерт более положительное, но отнюдь не идеальное лицо — Петра Ива-
новичаАдуева. Писатель, не бывший сторонникомреволюционного преоб-
разования феодально-крепостнической России, верил впрогресс, основан-
ный на деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Одна-
ко впроизведении нашли отражение не столько эти взгляды писателя, коль-
косуществовавшиев реальной действительности противоречия, которые нес
ли с собой шедшие на смену “всероссийскомузастою” буржуазно — капита-
листические отношения. Отвергая романтизм адуевскоготолка, писатель
вместес тем чувствовал неполноценность философии и практики буржуаз-
ного“здравого смысла”, эгоизм и бесчеловечность буржуазной морали аду-
евых-старших.Петр Иваныч умен, деловит и по-своему “порядочный чело-
век”. Но он в высшей степени “безразличен кчеловеку, к его нуждам, инте-
ресам”.”Смотрят,что у человека в кармане да в петлице фрака, а до осталь-
ногои дела нет”,-говорит о Петре Иваныче и ему подобных его жена Лиза-
ветаАлександровна о своем супруге :”… что было главной целью его тру-
дов? Трудился ли он для общей человеческой цели,исполняя заданный ему
судьбоюурок, или только для мелочных причин, чтобы приобресть между
людьмичиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы его не
гнулив дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает. О высоких целях он раз-
говариватьне любил, называл это бредом, а говорил сухо и просто, что на-
додело делать”.
Александр и Петр Иваныч Адуевыпротивопоставлены не только как про-
винциальный дворянин- романтик. и делец-буржуа, но и как два психоло-
гически противоположные типа. “Один восторжен до сумабродства, дру-
гой — ледян до ожесточения”, — говорит ЛизаветаАлександровна о племян-
никеи муже.
Гончаров стремился найти идеал, то естьнормальный тип человека не в
Адуеве-старшеми не в Адуеве-младшем, а чем-то ином, третьем, в гармо-
нии “ума”и “сердца”. Ясный намек на это содержится уже в образе Лизаве-
тыАлександровны Адуевой, несмотря на то,что “век” ее “заел”, по спра-
ведливомузамечанию Белинского, Петр Иваныч.
К числу этих замечательных образов следует отнести не только Лизавету
Александровну,но и Наденьку.
Дочь несколькими шагами — впереди матери.Она без спросу полюбила
Адуеваи почти не скрывает этого от матери или молчит только для прили-
чия,считая за собою право распоряжаться по-своему своим внутренним ми
ром исамим Адуевым, которым, изучив его хорошо, овладела и командует.
Это еепослушный раб, нежный, бесхарактерно-добрый, что-то обещающий,
но мелкосамолюбивый, простой, обыкновенный юноша, каких везде — куча.
И она приняла бы его, вышла бы замуж — и все пошло быобычным ходом.
Ноявиласчь фигура графа,сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька
увидала, что Адуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характе-
ре,ни в воспитании. Наденька в своем быту не приобрела сознания ни о ка-
кихидеалах мужского достоинства, силы и какой силы? Ее достало разгля-
детьтолько, что она видела тысячу раз во всез других юношах., с которыми
танцевала, немного кокетничала. Она на минуту прислушалась к его стихам.
Онаждала, что сила, талант кроются там. Но оказалось, что он только пи-
шетсносные стихи, но о них ни кто не знает, да еще дуется про себя на
графаза то, что этот прост, умен и держит себя с достоинством. Она переш-
ла насторону последнего: в этом пока и состоял сознательный шаг русской
девушки- безмолвная эмансипация, протест против беспомощного для нее
авторитетаматери.
Нотут и кончилась эта эмансипация. Она сознала, но в действие своего
сознания не обратила, остановилась в неведении, так как и самый момент
эпохибыл моментом неведения.
“Обыкновенная история” сразу жепоставила Гончарова в первый ряд
прогрессивных писателей-реалистов. В “Обыкновеннойистории” в полной
мере сказалсясильный и оригинальный талант Гончарова, призванного ма-
стерарусского реалистического романа.
Список используемойлитературы:
1) Собрание сочинений И.А.Гончарова
2) Собрание сочинений В.Г.Белинского
3) “Творчество И.А.Гончарова” А.Рыбасов