«Слово о полку Игореве» — величайшийпамятник древнерусской литературы
В 80-х годах XIIв. неизвестный нам автор создал величайшее произведение древнерусскойлитературы — «Слово о полку Игореве». Открытие и публикация в 1800 г.«Слова» сыграли важную роль в развитии всей русской литературы. Этопроизведение обозначило исторические дали отечественной художественнойкультуры, показало, что наша словесность является одной из древнейших в Европе,что произведения древнерусских писателей находятся в ряду виднейших памятниковмировой литературы. Интересы развивающегося древнерусского государстватребовали создания собственных, оригинальных произведений и новых жанров.Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждатьисторическое и политическое единство русского народа и единство русских князей,обличать распри и междоусобицы. Многими чертами «Слово» связано слитературными традициями своего времени, но, как произведение гениальное, оноотличается целым рядом черт, присущих только ему: оригинальностью переработкиэпических приемов, богатством языка, утонченностью ритмического построениятекста, народностью самой своей сути и творческим переосмыслением приемовустного народного творчества, особой лиричностью. Летописи тех времен неблистали изяществом литературного языка. В них он был сух, документален, новедь летописец и должен был рассказывать только то, что видел, без всякихискажений и прикрас — это было главное правило написания летописей.«Слово» ни на шаг не отступает от этого правила, наоборот, в немсобытия изложены правдивее, чем в других «свидетельствах истории».Безымянный автор сам указывает на то, что он не будет петь незаслуженную хвалу,как это делал Боян, знаменитый сказитель тех времен, да и как можно восхвалять,ведь поход, о котором идет речь, окончился неудачей! Конкретная тема, которойпосвящено «Слово о полку Игореве», — неудачный поход в 1185 г. вполовецкую степь новгород-северского князя Игоря Святославича. Но авторозабочен судьбой Русской земли, он вспоминает о событиях далекого прошлого исовременности, и истинный герой его произведения не Игорь, не великий князькиевский Святослав Всеволодович, которому в «Слове» уделяется немаловнимания, а русский народ, Русская земля. Именно эта любовь к родине, к русскимлюдям до предела усилила чувства автора, сделала их сложными, обострила егослух, зрение, его поэтическое воображение. Именно она, любовь к родине, явиласьвдохновительницей и определила выбор художественных средств в«Слове», усилила наблюдательность автора, вдохнула в него подлинноепоэтическое воодушевление, придала высокую идейность его произведению. В«Слове» нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход противполовцев и поражение русского войска — для автора только повод для глубокогораздумья о судьбах Русской земли, для страстного призыва объединиться изащитить Русь. Все «Слово о полку Игореве» проникнуто пафосом защитыродины, объединения Русской земли. В 1184 году объединенными усилиями русскихкнязей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты, иопасность, казалось бы, надолго отступила от Русской земли. Однако князь Игорьне мог участвовать в этом победоносном походе: поход начался весной, игололе-помешала его конному войску подоспеть вовремя. Повидимому, Игорь тяжелопереживал эту неудачу; ему не удалось доказать свою преданность союзу русскихкнязей против половцев, его могли заподозрить в умышленном уклонении от участияв походе. Вот почему в 1185 году Игорь отправился в поход против половцев сосвоими союзниками без уговора с киевским князем Святославом. Его планыпростирались очень далеко — он надеялся отвоевать у половцев утраченнуюТмутаракань. Смелость, чувство долга столкнулись в характере Игоря с егонедальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления онеобходимости единения, совместной борьбы. Игорь в походе действовал с исключительнойотвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привелоего к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы споловцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену.Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение. Поражение войскИгоря автор рассматривает как грозное предостережение виновникам несчастий —русским князьям, погрязшим в междоусобных войнах и сделавшим родину добычейалчных кочевников. Автор страстно негодует против междоусобных войн русскихкнязей. Как подлинный выразитель интересов всего населения Руси, страдавшего отраздоров князей и нашествий половцев, он призывает прекратить междоусобныевойны и объединиться против внешних врагов. Эта мысль — единение русских противобщих врагов — является главной мыслью произведения. Горячий патриот, автор«Слова» видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русскихвоинов, а в княжеских распрях, которые разоряют родную землю. Поражение Игоря иего ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют авторавспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силамирусских князей победил этих самых половцев. Он переносится мысленно в Киев, втерем Святослава, где Святославу снится зловещий и непонятный сон. Бояреобъясняют Святославу, что сон этот сбылся: Игорь, князь, новгород-северский,потерпел страшное поражение. И вот Святослав погрузился в горькие думы. Онпроизносит «золотое слово», в котором упрекает Игоря и его брата Всеволодаза то, что они ослушались его, не уважили его седин, одни самонадеянно пошли наполовцев. Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ковсем виднейшим русским князьям того времени. Автор «Слова» напоминаетим, как они сильны, как сильна их дружина, и просит «вступить встремя» за землю Русскую, он видит русских князей могущественными иславными. Но вот гневная нота в голосе автора сменяется нежной и лирической: онвспоминает юную жену Игоря, Ярославну, и приводит слова ее полного тоски плачапо мужу и по его погибшим воинам. Ярославна плачет на городской стене вПутивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу. Она тоскует и умоляет их овозвращении мужа. Как бы в ответ на мольбу Ярославны «прыснуло море вполночь, закрутились смерчи на море»: Игорь бежал из плена. Описаниепобега Игоря — одно из самых поэтических мест в «Слове».Заканчивается произведение радостно — возвращением Игоря и пением ему славы привъезде в Киев. Автор «Слова» одним из первых стал использовать многиелитературные приемы, он применял разнообразные художественные средстваизображения: гиперболы, метафоры, сравнения, эпитеты, контрасты, олицетворения.А какие картины природы вводит автор в произведение! Вообще, в летописях тоговремени если и встречалось описание природы, то это был неподвижный, мертвыйпейзаж, который непосредственно связан с событиями, например, описаниеместности, где происходило сражение. В «Слове» же природа простооживает. Через природу автор доносит до нас настроение, атмосферу событий;природа оживляет строки повествования. В основе силы и свежести человеческихчувств автора «Слова» лежала его любовь к родной страдающей земле.Любовь к Родине водила его пером и определила глубокую народность содержания иформы поэмы. Идее единения перед лицом страшной внешней опасности, т. е. переднашествием кочевников, подчинено все содержание «Слова». Призыв кединению проникнут самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью кродине. Чувство это пронизывает все произведение, оно покоряет и нас, современныхчитателей. Оно наполняет наши сердца печалью при описании поражения русскоговойска, гордостью за свою родину при описании силы и смелости ее защитников,острой ненавистью к ее врагам в рассказе о разорении Русской земли. Величайшаяпатриотическая поэма Древней Руси обрела огромную известность и популярность,выделилась из всех подобных произведений тех времен. Художественноесвоеобразие, необыкновенный поэтический язык «Слова», высокоемастерство автора сделали его произведение бессмертным и общечеловеческим,народным и гуманистическим, полным горячего лиризма.