Читая роман А.М.Горького«Мать»...
Замечательныепроизведения A.M. Горького уже давно стали признанными шедеврами не только вРоссии, но и в других странах мира. В каждом из них слышится мысленная перекличкагероев, разделенных чуть ли не столетием, героев Горького и современныхписателей. Среди богатых наблюдений за действительностью Горький выделял самыеяркие, рождающие радость и горечь, сочувствие и негодование. Как настоящаятворческая личность, он затрагивает в своих произведениях самые высокиечеловеческие стремления: к свободе, к познанию сущего. Сегодня я хотела быобратиться к роману Горького, посвященному святой материнской любви исамоотверженности, — роману “Мать”.
Героическиесобытия революционного движения — непременное условие, источник духовногопреображения горьковских героев. Однако глубоко ошибочно проводить прямуюаналогию между идеями пролетарской освободительной борьбы и ростом сознаниядействующих лиц романа.
“Мать”— художественное произведение: все здесь определено человеческимивзаимоотношениями и характерами. Сами герои живут психологически напряженно имногогранно. А понять путь Ниловны можно лишь с учетом ее сложных поисков.Многое в них созвучно и сегодняшнему дню. Уже в первоначальной зарисовкеслободки выделена главная черта беспросветного существования рабочих —“застарелое чувство подстерегающей злобы”, перед которой отступали “одинокиеискры неумелой, бессильной мысли”. В звероподобном поведении Михаила Власовабессознательная тоска оборачивалась беспредельно разросшейся,“наследственной… болезнью души”. Вполне объяснимой реакцией Пела-геи Ниловныоказались страх, замкнутость. И после смерти мужа для вдовы потекла “странная,молчаливая жизнь, полная смутных дум и опасений, все возрастающих”. Сообщениесына о его политической позиции уничтожило горе и подозрение Ниловны, вызвавпривычный для нее отклик: “Опасаться надо людей — ненавидят все друг друга!Живут жадностью, живут завистью. Все рады зло сделать”. Вот исходное душевноесостояние Власовой, тем более мучительное, что ей приходится глубоко таитьврожденные чувства любви и нежности. Материнское начало оскорблено, попраножестокими социальными условиями.
Внутреннеедействие романа начинается с первых признаков возрождения женщины-матери, анабирает высоту — в расцвете ее природного дара любви. С ним писатель связываетбудущее человеческих отношений вообще. Нередко поведение Ниловны объясняетсятем, что слепая привязанность ее к сыну сменяется осмыслением революционных идейи устремлений. Но это не совсем так. Для Горького человеческое сознаниеосновано на мыслях человека, его эмоциях.
МужаниеНиловны — борца — это мужание человека, новые убеждения взращенысамоотверженным сердцем женщины. Материнская любовь — почва, смысл еереволюционной практики. На первый взгляд, развитие сюжета в романе продиктованопоявлением в доме Власовых Андрея Находки, Наташи, Николая Весовщикова идругих. Но сколько здесь авторской прозорливости в выборе психологическойситуации! Находка и Наташа, по разным причинам лишены родительского тепла.Чуткая Ниловна сразу это понимает, проникаясь к ним участием. Сцена первогознакомства с друзьями Павла по борьбе успокаивает испугавшуюся было Власову,позволяя впервые ощутить необходимость для Находки и Наташи заботы о них. Этотэпизод венчается пробуждением у всех троих подлинной радости дружеских,доверительных отношений. Находка начинает мечтать о встрече с родной, давнобросившей его матерью, прощая ей невольную, быть может, жестокость к себе: “Родитьтрудно, научить человека добру еще труднее...” Наташа тоже проникается кНиловне полным доверием.
Изменяетсяи сама хозяйка дома. Теперь она и видит, и чувствует все по-другому, по-новому.Ее размышления и мечты о жизни становятся сходными с мечтами молодежи. Лишьозлобленный и мрачный Николай Весовщиков воспринимается здесь резкимдиссонансом. Этого человека Ниловна долго будет чуждаться.
Далеев романе следует развитие отношений Власовой с новыми товарищами сына.Знакомство с другими членами кружка вызывает у Ниловны неоднородные чувства ираздумья, и они, пусть даже разные по характеру люди, одинаково интересуют ее.Некогда одинокая, отчужденная от людей, мать начинает жить эмоциональнонасыщенно.
ВлечениеНиловны к человеку воспринимается как восстановление естественных, здоровыхпроявлений личности. Встрепенулась душа бедной женщины, открыв для себя добро икрасоту. Но тем болезненнее переживает теперь она опасность, угрожающую сыну иего друзьям. Так перед Ниловной встает главный вопрос: с кем быть ей? Но этотвопрос будет не единственным, ведь для героев романа программа борьбы толькозарождается, и их ждет еще множество испытаний: это и аресты Павла, суд и сновабесконечные тяготы жизни. Проходя через все это с огромной материнской любовьюв сердце, Ниловна находит ответ на вопрос: “Можно ли любить без веры? Нет!”Чистое чувство всегда основано на вере, сопряжено с душевной чистотой,самоотдачей. Только поэтому рождаются небывалые силы человека. Ниловна неразделяет любовь и жалость. Жалость здесь не унизительная забота о слабом, арезультат глубокого понимания испытаний, трудностей, выпавших на долю сильных.Гордиться ими и помогать — вечные основы любви, в том числе и материнской.
Впереживаниях и раздумьях героев романа есть и немало созвучного нашимсовременникам, а сам роман будет актуален до тех пор, пока жива на Руси простаярусская женщина с большой и искренней любовью в сердце, которой Богом завещанобыть на земле Матерью.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/