Средняя школа №332
Реферат
Александр Сергеевич Пушкин
«Друзья мои, прекрасен нашсоюз!..»
Лицейские годы поэта.
© Санкт-Петербург, 2003
…Друзья мои, прекрасен нашсоюз!
Он, как душа, неразделим ивечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружныхмуз.
Куда бы нас ни бросиласудьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А.С. Пушкин, «19 октября» (1825)Глава 1. Поступление в Лицей.
Колыбелью юной поэзии Пушкина был Лицей. Об этомнеоднократно говорил Пушкин в своих стихах, и это, по-видимому, не поэтическийвымысел, а исторический факт. Именно Лицей в какой-то мере стимулироваллитературные занятия Пушкина.
Когда Пушкину исполнилось 12 лет, родители решили отдать егодля продолжения образования в какое-либо учебное заведение. Как раз в это времяв Петербурге было задумано Александром I открытие Лицея для подготовки молодых людей из лучших дворянскихсемей к государственной службе в «высших государственных должностях».
Идея Лицея возникла ещё в 1808г. Это было учебное заведение,в котором, по замыслу, должны были воспитываться младшие братья Александра I – Николай (род. в 1796г.) иМихаил (род. в 1798г.). Возрастом великих князей определялся и возрастнойподбор учащихся. Идея совместного обучения великих князей с принятыми воспитанникамиЛицея отпала лишь в конце 1811г., т.е. почти в дни его открытия. Причиной этогобыла напряженность международной обстановки, заставлявшей предполагать неизбежностьтяжелой войны с Наполеоном. Мог на подобное решение повлиять и определившийсясостав молодых воспитанников Лицея.
Устав Лицея вырабатывался в результате сотрудничества многихлиц. Последняя редакция принадлежала Сперанскому. В организации Лицея ближайшееучастие принимал министр народного просвещения Разумовский.
В программу первых трех лет входило «грамматическое учениеязыков: российского, латинского, французского, немецкого», довольно обширныйкурс математики, от арифметики до тригонометрии включительно. Изучались «первоначальныеоснования изящных письмян», т.е. разбор образцовых отрывков из произведенийлучших писателей, и правила риторики. Проходилась история и география. Крометого, в программе были: Закон Божий, чистописание, рисование, танцы, фехтование,верховая езда и плавание. В последующие годы список изучаемых дисциплин включал в себя: логику,нравственную философию, Право естественное, частное и публичное, Российское гражданскоеи уголовное право, финансы, статистику. Отличительной особенностью Лицея былэнциклопедический характер программы преподавания.
Для устройства Александра в Лицей, далеко не богатым и незнатным Пушкиным пришлось прибегнуть к протекции влиятельного петербургскогознакомого А.И. Тургенева. В июне 1811 поэт Василий Львович привез своего племянникав Петербург на приемные экзамены. Александр сдавал вступительные экзамены 12августа. При этом он получил следующие оценки: в грамматическом познанииязыков: российского – очень хорошо, французского – хорошо, немецкого – неучился; в арифметики – знает до тройного правила; в познании общих свойств тел– хорошо; в начальных основаниях географии и в начальных основаниях история –имеет сведения. Выдержав испытания, Пушкин в числе 30 воспитанников был принятв Лицей.
19 октября 1811 года в торжественной обстановке состоялосьоткрытие Лицея. В присутствии царя и царской семьи, высшего духовенства, членовГосударственного совета, министров держал речь об обязанностях гражданинапитомец Геттингенского университета, профессор естественного права Куницын:
Вы помните, когдавозник Лицей,
Как царь открылдля нас чертог царицын,
И мы пришли. Ивстретил нас Куницын
Приветствием межцарственных гостей
Глава 2. Годы учебы.Начало обучения. Формирование первых впечатлений о поэте у преподавателей ировесников-лицеистов.
В первой сводке отзывов преподавателей о Пушкине, записанной Малиновским,значится: «Ветрен и легкомыслен, искусен во французском языке и рисовании, варифметике ленится и отстает». В сводных сведениях за время с марта по ноябрь1812 года Чириков (учитель рисования) по успехам в рисовании ставит Пушкина начетвертое место после Илличевского, Корфа и Есакова. Они вместе с Пушкинымотнесены к «первому отделению» (по успехам). Об Александре Чириков писал:«Отличных дарований, особенного прилежания, но тороплив и неосмотрителен; апотому и успехи его не столько ощутительны, как у первых троих его товарищей».
Любопытно сопоставить первые впечатления преподавателей о Пушкине смнением его друзей. И. Пущин познакомился с Александром на вступительных экзаменах.Пушкин, в свою очередь, познакомил Пущина с Гурьевым и Ломоносовым. Мальчикивчетвером часто собирались до самого дня переселения в Лицей. Пущин рассказывало первых впечатлениях знакомства: «Мы все видели, что Пушкин нас опередил,многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинствоего состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать… Все научноеон считал ни во что и как будто желал доказать, что мастер бегать, прыгать черезстулья, бросать мячик и пр.»
С этой характеристикой гармонируют и стихи из восьмой главы «ЕвгенияОнегина», исключенные Пушкиным из печатного текста:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Елисея,
А Цицерона проклинал,
В те дни, как я поэме редкой
Не предпочел бы мячик меткой.
Считал схоластику за вздор
И прыгал в сад через забор…
В тех же воспоминаниях Пущина, которым имеем полное право доверять,хотя они и писаны в 1858г., дана характеристика Пушкина в первые годы егопребывания в Лицее: «Пушкин с самого начала, был раздражительнее многих ипотому не возбуждал общей симпатии. Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь рольмежду нами или поражал какими-нибудь особыми странностями, как это было в иных;но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительноеположение, не умея потом из него выйти. Это вело его к новым промахам, которыеникогда не ускользают в школьных отношениях… В нем была смесь излишнейсмелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило…Характерной чертой Пушкина было неумение в официальной обстановке обнаружитьсвои знания, и он проявлял себя менее подготовленным, чем был на самом деле.Все это вместе было причиной, что вообще не сразу отозвались воспитанники емуна привязанность к лицейскому кружку, которая с первой поры зародилась в нем».
По-видимому, и литературная репутация Александра у лицеистов установиласьне сразу; но, с другой стороны, может быть, именно литературной репутацииПушкин обязан той дружбе, которую он нашел в части своих лицейских товарищей.Творчество юного поэта. Формирование мировоззрения.
Уже в конце 1813 г. его поэтическое дарование было замечено.Чириков в ведомости о «Свойствах воспитанников» о Пушкине пишет: «Легкомыслен,ветрен, неопрятен, нерадив; впрочем, добродушен, усерден, учтив, имеетособенную страсть к поэзии». Через год Чириков характеризовал Пушкина так:«Легкомыслен, ветрен, иногда вспыльчив; впрочем, весьма обходителен, остроумени бережлив. К стихотворству имеет особенную склонность. Подает надежду к исправлению».
В ходе политических событий 1812 года, когда французами былавзята Москва, под угрозой оказался и Петербург. Многочисленные полки солдат,проходившие в то время через Царское Село, некоторая напряженность обстановкине могли не отразиться на сознании, мировоззрении лицеистов. Все этоспособствовало развитию либерально-патриотических настроений учеников. За пределамилицея, Пушкин встречался с умными и блестяще образованными гвардейскимиофицерами – П.Я. Чаадаевым, Н.Н. Раевским, П.П. Кавериным, М.Г. Хомутовым, В.Д.Олсуфьевым и др. В беседе с ними онрассуждал о свободе и дышал ею. Воспитание свободой и воспитание вольных чувстви стремлений были условиями – и самыми благоприятными для Пушкина – быстрого становленияего поэтического таланта.
Чаадаев был настроен весьма либерально, он вел долгиеполитические беседы с Пушкиным и сыграл немалую роль в нравственных понятияхАлександра. Впоследствии Пушкин посвятил Чаадаеву одно из первых своихполитических стихотворений:
…Мойдруг, отчизне посвятим
Душипрекрасные порывы!
Товарищ,верь: взойдет она,
Звездапленительного счастья,
Россиявспрянет ото сна,
Ина обломках самовластья
Напишутнаши имена!
«КЧаадаеву», 1818
Вначале Пушкин и его раннее творчество находились подвлиянием французской литературы и поэзии, однако позднее Пушкин резко выступалпротив всякого рода воздействия французской литературы на русскую. Одинаковоестественным для Пушкина было следование французским поэтическим образам вюности и резкий отказ от него в зрелости. Во французской литературе XVIII в. дороже всего был дляПушкина ее свободный и свободолюбивый дух: он и имел положительное воздействиена юную пушкинскую поэзию. В сознании Пушкина-лицеиста французская литературасвязана была прежде всего с Вольтером. Это была литература озорная, иногдафривольная, резко критическая и резко ироническая. Под воздействием французскойлитературы Пушкин уже в самых первых своих опытах мог чувствовать себясвободно, легко, мог и подражая оставаться самим собой. Важно и то, что послефранцузского влияния ни одно другое иноязычное влияние не могло быть ни стольже прочным, ни столь же глубоким. Для поэта, наученного французской литературойпринимать все критически, оно, во всяком случае, не могло быть сколько-нибудьзакрепощающим влиянием.
Недошедшие до нас произведения Пушкина, написанные влицейские годы, далеко не ограничиваются простыми опытами. Есть рядсвидетельств, называющие крупные произведения, нам не известные. Так, вдневнике Пушкина под датой 10 декабря 1815 г. дан перечень его поэтических замыслов: «Вчера написал я третью главу Фатама или разумачеловеческого: Право естественное. Начал я комедию – не знаю, кончу ли ее.Третьего дни хотел я начать ироническую поэму: Игорь и Ольга, а написалэпиграмму на Шаховского, Шихматова и Шишкова. Летом я напишу Картину Царского Села».В «Материалах для биографии А.С. Пушкина» Анненков пишет: «Некоторые из его товарищейеще помнят содержание романа «Фатам», написанного по образцу сказок Вольтера».
Итак, среди недошедших до нас лицейских произведений Пушкинабыли два романа, две комедии, поэму эпическую и поэму описательную. Все этосвидетельствует, что Пушкин уже в юные годы ставил себе задачей созданиекрупного, значительного по замыслу и содержанию произведения.
К числу крупных произведений лицейского периода, дошедших донас, принадлежит неоконченная поэма «Монах». Она была обнаружена в архивеГорчакова в 1928 г. Следующей за «Монахом» попыткой такого рода является«Бова». Поэма эта относится к 1814 г. Время создания определяется содержанием:в «Бове» упоминается Наполеон в качестве «императора Эльбы». По собственномусвидетельству Пушкина, еще в Лицее начал он писать «Руслана и Людмилу».Очевидно, это и был следующий за «Бовой» эпический замысел Пушкина, на этот раздоведенный до конца. Но вся поэма в целом уже принадлежит Петербургскомупериоду. И те части, которые были написаны в Лицее, по-видимому, подверглисьрешительной переработке.
К числу фрагментовбольших замыслов можно было бы отнести и большое стихотворение 1816 г. «Сон»,т.к. оно имеет подзаголовок «Отрывок». Отрывок этот может быть отнесен к шутливойразновидности дидактических поэм.
Основную часть дошедшего до нашего времени лицейскоготворчества Пушкина составляют мелкие стихотворения. Характер их довольнопестрый, особенно вначале, когда еще не определились собственные наклонности ивкусы мальчика-поэта. Среди них выделяются: «К Батюшкову», «Гроб Анакреона», «Клире», «К Галичу».
Одно из лучших произведений Пушкина Лицейского периода –стих «Городок». Оно написано в 1815 году и представляет собой по жанрудружеское послание в духе тех посланий, какие в большом количестве создавалБатюшков, а вместе с ним и другие поэты начала XIX века. Дружеские послания – весьмараспространенный жанр в русской поэзии этого времени. Его популярность во многомобъясняется малой канонизированностью жанра, его принципиальнойнеустойчивостью, свободой выражения; дружеское послание — это роднепринужденной беседы, не ограниченной строгими формальными рамками. Таковымоно было в поэзии Батюшкова, такое же оно и в поэзии молодого Пушкина.Экзамен в присутствии Державина.
В 1814 г. в журнале «Вестник Европы» было напечатано первоестихотворение Пушкина «К другу стихотворцу». Но подлинный триумф ждал Пушкинана пороге второго трехлетия его обучения в Лицеи. К дню публичного экзамена порусской словесности он получил задание написать оду «Воспоминание в ЦарскомСеле». На экзаменах присутствовал патриарх русской литературы, признанныймастер одоичного жанра Гавриил Романович Державин. Пушкин вспоминал: «Это былов 1815 г., на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет кнам, все мы взволновались…Державин был очень стар. Экзамен наш очень егоутомил. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности.Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаныбыли его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал сживостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания вЦарском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояниедуши моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мойотроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как якончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он менятребовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»
«Воспоминания в Царском Селе» были заказаны Пушкину послучаю приезда на экзамен самого Державина. Таким образом, стихотворение должнобыло быть «державинским» уже по заданию. Таким оно и оказалось: и по жанру (родвысокой оды), и по тематике (высоко значительной, отчасти гражданственной), ипо своей чисто державинской стилистике:
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили доли рощи.
В седом туманедальний лес…
Язык стихотворения производит впечатление одновременно иодически — возвышенного, и достаточно вещественного, конкретного — и уже этосамо по себе создаёт поэтическую атмосферу, близкую державинской. Близость кДержавину у Пушкина не в частностях, а в общем тоне и красках стихотворения.Сам Державин почувствовал эту близость- и оттого так восхитился чтением Пушкина. В его стихах он признал нечужое, а своё, кровное.
После чтения на экзамене этого стихотворения снеобыкновенной быстротой растет слава молодого Пушкина. 9 января 1815 года,видимо, по просьбе Державина, Пушкин посылает ему список (копию) своегостихотворения. Другой список оказывается в руках В.Л. Пушкина, и через него стихотворениестановится известным многим писателям и поэтам, в середине января Жуковскийчитает друзьям это стихотворение. В начале января Пушкин, больной «простудою»,лежит в лазарете, и здесь его посещает Батюшков. 17 апреля стих Пушкинанапечатан в журнале «Российский музеум» с припиской «За доставление сегоподарка благодарим искренно родственников молодого поэта, которого так многообещает». В начале мая Пушкина в лицее посещает Жуковский, 4 сентября он сновау Пушкина. А 19 сентября он пишет к Вяземскому: «Я сделал еще одно приятноезнакомство! С нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту вЦарском селе. Милое живое творение!.. Это — надежда нашей словесности». В началедекабря Державин говорит приехавшему к нему в гости С.Т. Аксакову «…скороявится второй Державин: это Пушкин, который еще в лицее перещеголял всех писателей».
С легкостью подхватил Пушкин тяжеловесный одический стиль XVIII века, предавая ему оттенокпоэтической игры, литературной импровизации. О славе героев историческогопрошлого он говорит свойственным той эпохе литературным языком:
О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.
Обратимся к отдельным профессорам Лицея, с которыми так илииначе связана жизнь Пушкина или еготворчество, в частности, к тем из них, которые могли бы оказать некотороевлияние на его поэтические занятия. Учителя и наставники Пушкина.
Постоянным профессором российской словесности был Н.Ф. Кошанский. Правда,частые и продолжительные болезни вызывали длительные перерывы в его преподавании,когда его заменяли сперва Галич, а позднее Георгиевский. Тем не менее, основнойтон в преподавании «российской и латинской словесности» задан был Кошанским.
Риторику Пушкин изучал в Лицее у трех преподавателей: Кошанский читалрусскую и латинскую риторику, Будри – французскую и Гауеншильд – немецкую.Будри, младший брат Марата, охарактеризован Пушкиным в «table-talk» («застольные беседы»): «Будри, профессорфранцузской словесности, несмотря насвое родство, демократические мысли, замасленный жилет, вообще наружность, напоминавшуюякобинца, был на свои коротеньких ножках очень ловкий придворный.»
Гауеншильд, преподававший немецкую литературу, был предметом ненавистилицеистов. Он фигурируют в сатирических лицейских куплетах в самом черном свете.В этом карьеристе австрийского происхождения подозревали, и не без основания,осведомителя Меттерниха.
Гораздо значительнее было влияние на учеников Куницына, преподавшегонравственность, логику и юридические предметы. Куницыну Пушкин посвятилнесколько значительных строк в стихотворениях, посвященных Лицею:
Куницыну дар сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
(«19 октября 1825 года»)
Из других преподавателей можно упомянуть Кайданова, окотором, впрочем, весьма единодушно отзываются как о посредственности. Он читалисторию, географию и статистику.
Другие преподаватели представляют мало интереса. В общемнелестные их характеристики сохранили нам так называемые «национальные песни»лицеистов первого выпуска. Одна из этих песен записана Пушкиным в его лицейскийдневник. В ней имеется куплет на профессора математики, физики и астрономии Карцева:
А что читает Пушкин?
Подайте-ка сюды!
Ступай из класса с Богом,
Назад не приходи.
Кроме профессоров, определенную роль в Лицее играли воспитатели и другиеслужащие. Любопытно, что среди них было большое число лиц, так или иначе причастныхк литературе. Так, секретарем хозяйственного управления Лицея был Е.П. Люценко,еще с 1792 г. занимавшимся стихотворством. Среди литераторов Лицея был гувернерИконников, хотя и ушедший из Лицея в 1812 г., но сохранявший отношения с воспитанниками до окончания ими Лицея. Онписал стихи и поощрял лицеистов к поэзии. К числу поэтов принадлежал гувернер иучитель рисования Чириков, автор рукописной трагедии «Герой севера», недошедшей до нас. Молодые воспитанники были окружены литературной атмосферой.Лицейские друзья Пушкина.
Именно в лицее у поэта появляются настоящие друзья. Средиближайших друзей Пушкина, конечно, следует вспомнить И.И. Пущина, соседа по«келье» в течение первых трех лет, будущего декабриста. С именем Пущина связанонесколько стихотворений Пушкина, лицейских и позднейших. Приезду его вМихайловское в 1825 г. Пушкин посвятил строфу в стихотворении «19 октября 1825года»:
…Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
Не менее близок был Пушкину и Дельвиг, с которым его связывали нетолько тесная дружба, но и позднейшие литературные отношения. Имя Дельвига какпоэта гремело в стенах лицея наравне с другими первостепенными лицейскими поэтами.
Тесные узы связывали Пушкина и после окончания Лицея с ВильгельмомКюхельбекером, который, подобно Пушкину и Дельвигу, уже в стенах Лицея заявилсебя поэтом. Связь Пушкина с Кюхельбекером не прекратилась и после ссылкиВильгельма в Сибирь.
Интересно узнать, что у каждого лицеиста было прозвище, а унекоторых – и не одно. Пущина, например, называли «Жано», Кюхельбекера –«Кюхля», «Глиста». Самого Пушкина иногда звали «Француз». Это было своеобразнымпризнанием его начитанности во французской литературе. Именно она и оказаласамое сильное влияние на раннее творчество Пушкина. Это влияние было одновременнои не слишком глубоким, и не долгим, и в достаточной мере плодотворным.
Весной 1817 г. лицеисты стали готовиться к выпуску. Шестилетний курсобучения подходил к концу. Многие думали о своей дальнейшей судьбе.Оканчивавшие Лицей направлялись либо на военную, либо на гражданскую службу. Пушкин, дружившийс царскосельскими гусарами, давно мечтал о военной службе. Однако родные непоощряли этих намерений молодого Александра.
Глава 3. Прощание с лицеем.
Закончился лицейский курс. Наступило время прощания сместами, которые сделались дороги, прощание с друзьями. Теме дружбы и прощания посвящены последние лицейскиестихи Пушкина — его послание к лицейским друзьям. Они в разном роде: иныеслегка шутливые («Товарищам»), другие взволнованные и серьезные («Разлука»).При этом в них заключено многое «на всю жизнь». Как высокое поэтическоепророчество звучат его слова из стиха «В альбом Пущину»:
Ты вспомни быстрые минуты первыхдней,
Неволю мирную, шесть летсоединенья,
Печали, радости, мечты душитвоей,
Размолвки дружества и сладостьпримиренья,
Что было и не будет вновь…
И с тихими тоски слезами
Ты вспомни первую любовь.
Мой друг, она прошла…но спервыми друзьями
Не резвою мечтой союз твойзаключен;
Пред грозным временем, предгрозными судьбами,
О, милый, вечен он!
Последним словам стиха суждено было сбыться, быть может, ещеболее, чем предполагал поэт. Грозные времена и грозные судьбы ждали впереди иПущина, и Кюхельбекера, и Дельвига, и самогоПушкина. И всегда, как бы тяжело ни складывалась их жизнь, голосом радости иутешенья был для них голос верной лицейской дружбы.
В мае 1817 г. состоялись выпускные экзамены. В результате испытанийПушкин получил свидетельство, где его успехи достаточно охарактеризованы. Вэтом свидетельстве сказано: «…оказал успехи: в Законе божьем и Священной истории,в Логике и Нравственной Философии, в Праве естественном, частном и публичном, вРоссийском гражданском и уголовном праве хорошие; в Латинской словесности, вГосударственной экономии и Финансах весьма хорошие; в Российской и Французскойсловесности, также в Фехтовании превосходные; сверх того занимался Историей, Географией,Статистикой, Математикой и Немецким языком».
Выпуск из Лицея состоялся 9 июня 1817 г. Лицеисты прощались друг с другомпри пении гимна, написанного Дельвигом:
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья,храните
Ту ж дружбу, с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде – да, неправде – нет,
В несчастье – гордое терпенье,
А в счастье – всем равно привет!
Список использованной литературы.
1. М.: Худож. лит.,1990
2. XIXвека». М.: Просвещение, 2000
3.
4.
Оглавление.
Глава 1. Поступление в лицей… 2
Глава 2. Годы учебы… 4
v … 4
v .… 5
v … 6
v … 8
v … 9
Глава 3. Прощание с лицеем… 10
Список использованной литературы… 11
Оглавление… 12