Весьгоризонт в огне, и близко появленье,
Нострашно мне — изменишь облик Ты,
Идерзкое возбудишь подозренъе,
Сменивв конце привычные черты.
А.Блок
Сименем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтическогопоэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощениесовершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотивараннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией ипоэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой Душе или ВечнойЖенственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призмупоэтического таланта Блока. При этом “Стихи о Прекрасной Даме” во многомавтобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическомупроизведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности.Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символомженственности и красоты.
Весьцикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине,рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед олицетворением идеаладуховной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блокавидится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен:Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она — небесная,таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед: Прозрачные, неведомые тениК тебе плывут, и с ними Ты плывешь, В объятия лазурных сновидений, Невнятныхнам, — Себя Ты отдаешь.
Онанедоступна герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертный: Аздесь, внизу, в пыли, в уничиженъе, Узрев на миг бессмертные черты, Безвестныйраб, исполнен вдохновенья, Тебя поет. Его не знаешь Ты...
Лирическийгерой цикла, двойник поэта — Порой слуга, порою милый, И вечно — раб.
Рыцарь,коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной царице,Пречистой Деве: Вхожу я в темные осрамы, Совершаю бедный обряд, Там жду яПрекрасной Дамы В мерцанье красных лампад.
Вовсем герою чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре,в песне скрипки: С той поры, что ни ночь, что ни день, Надо мной твоя белаятень, Запах белых цветов средь садов, Шелест, легких шагов у прудов...
Приэтом героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает ничегоконкретного, “осязаемого”, ведь все земное ей чуждо: Вот лицо возникает изкружев, Возникает из кружев лицо...
Вотплывут ее вьюжные трели, Звезды светлые шлейфом влача...
“Мнене слышны ни вздохи, ни речи”, — говорит герой.
Дляописания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа “лучезарный”,“таинственный”, “несказанный”, “озаренный”, “отрадный”. Но в некоторых стихах оПрекрасной Даме ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенныеналета мистики: Встану я в утро туманное, Солнце ударит в лицо.
Тыли, подруга желанная, Всходишь ко мне на крыльцо? Перед нами уже не отвлеченныйобраз, а земная женщина; следует заметить, что говоря о ней, поэт отказываетсяот прописных букв.
Встихах, последовавших вслед за циклом о Прекрасной Даме, можно проследитьдальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницей, неснизошедшей к герою и его любви. В более поздних стихотворениях возникаетфигура новой героини, также по-своему воплощавшей идеал красоты и света.Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю: Звездой кровавой тытекла, Я измерял твой путь в печали, Когда ты падать начала.
Метафизическоепадение Девы тревожит и печалит героя, но затем он понимает, найдя своювозлюбленную на неосвященной земле, в “неосвещенных воротах”, что И этот взорне меньше светел, Чем был в туманных высотах.
Спустившисьс “небес”, героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Такрождается на свет Незнакомка — сошедший на землю ангел, “гений чистой красоты”,говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении “Шлейф, забрызганный звездами”героиня сравнивается с кометой, падающей вниз, соединяющей этим своим падениемнебо и землю: Шлейф, забрызганный звездами, Синий, синий, синий взор.
Межземлей и небесами Вихрем поднятый костер.
Такобраз мистической “Вечной Женственности” сменяется в поэтическом мире Блокаромантическим образом живущей на земле Незнакомки. И тогда возникает другойконфликт: Средь этой пошлости таинственной, Скажи, что делать мне с тобой —Недостижимой и единственной, Как вечер дымно-голубой? Героиня обречена напребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного ибезобразного, возвышенного и обыденного? На этот вопрос Блок пытается датьответ в своем стихотворении “Незнакомка”. Оно построено на противопоставлениидвух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности(духота улиц, скука, пыль, плач, визг). Обыденность, привычность происходящегоподчеркиваются неоднократным употреблением сочетания “и каждый вечер”. И в тоже время —… в час назначенный (Иль это только снится мне?) Девичий стан,шелками схваченный, В туманном движется окне.
ОбразНезнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение,пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина,наделенная атрибутами романтической возлюбленной — опять же, не без воздействияалкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии.Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в миребыта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом: Тыправо, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.
Но— как знать? Может быть, это — вино поэзии? Романтический по своему характеру:образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям.Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна она лишь символ. Современем ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню вэтом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так какневозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находитсвой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желаннойподруги — падшего ангела — Незнакомки.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/