Чацкий — образ «нового человека»
Чацкийначинает новый век — и в этом все его значение и весь ум.
И.А. Гончаров
КомедияА. С. Грибоедова «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в делеобщественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколенийрусских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью иневежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей иподлинной культуры. Мы, как и наши отцы и деды, восхищаемся художественнымсовершенством «Горя от ума», блеском языка, поразительно яркимизображением быта и нравов, реалистической точностью образов Грибоедова.
Вкомедии показана борьба нового со старым, которая разгоралась все сильнее,проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая этуборьбу в жизни, Грибоедов показал ее в своей комедии с точки зрения передовогочеловека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. В образе ЧацкогоГрибоедов впервые в русской литературе показал «нового человека»,воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционногообщества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себеновую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.Александр Андреевич Чацкий — это молодой человек, дворянин.
РодителиЧацкого рано умерли, и он воспитывался в доме Фамусова — друга его покойногоотца. Чацкий не только умный, но и развитый человек, с чувством, или как егорекомендует горничная Лиза: Да-с, так сказать, речист, а больно не хитер; Нобудь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, КакАлександр Андреич Чацкий! В «Горе от ума» все гости Фамусова рабскикопируют обычаи, повадки и наряды французских модисток и безродных заезжихпроходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на «смесифранцузского с нижегородским» и немеют от восторга при виде любогозаезжего «французика из Бордо». Устами Чацкого Грибоедов с величайшейстрастью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему:
Чтобистребил Господь нечистый этот дух
Пустого,рабского, слепого подражанья;
Чтобискру заронил он в ком-нибудь с душой,
Ктомог бы словом и примером
Насудержать, как крепкою вожжой,
Отжалкой тошноты по стороне чужой.
Чацкийпламенно любит родину, но не государство царей, помещиков и чиновников, аРоссию народную, с ее могучими силами, заветными преданиями, умом итрудолюбием. Эта подлинная любовь к родине обернулась горячей ненавистью ковсяческому рабству и угнетению народа — социальному, политическому, духовному.Дворяне фамусовского круга ценят в людях чины и богатство, а Чацкий —искренний, остроумный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучиваетмосковских дворян, их жизнь и времяпрепровождение:
Неэти ли грабительством богаты?
Защитуот суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепныесоорудя палаты,
Гдеразливаются в пирах и мотовстве.
Даи кому в Москве не зажимали рты
Обеды,ужины и танцы?
Фамусовпытается поучать Чацкого:
«Именьем,брат, не управляй оплошно.
Аглавное — подит-ка послужи».
Чацкийпрезирает людей, готовых
Упокровителей зевать на потолок,
Явитьсяпомолчать, пошаркать, пообедать,
Подставитьстул, поднять платок.
Онсчитает, что нужно служить «делу, а не лицам». Чацкий защищает правочеловека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне,«вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим,высоким и прекрасным», поэтому Фамусов объявляет Чацкого опаснымчеловеком, не признающим властей.
Личнаядрама Чацкого — его неразделенная любовь к Софье. Софья, при всех своих хорошихдушевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру. Она не можетполюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоитэтому миру. Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену. Между тем Чацкомудосталось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком «сочувствияживого», и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний». Ах,тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет!
А.А. Чацкий серьезно готовится к общественной деятельности. «Он славнопишет, переводит», — говорит о нем Фамусов и все твердит о его высокомуме. Он путешествовал, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был всношениях с министрами и разошелся. Нетрудно догадаться, почему: «Служитьбы рад, — прислуживаться тошно».
Одноиз главных отличительных свойств Чацкого — полнота чувств. Она проявилась и втом, как он любит, и в том, как он гневается и ненавидит. Во всем он проявляетистинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он пылок, остер, умен,красноречив, полон жизни, нетерпелив. Он являет собой воплощение доброй юности,честности, доверчивости, по-юному безграничной веры в себя и свои возможности.Эти качества делают его открытым для ошибок и уязвимым.
Чацкий— единственный зримо действующий положительный герой в комедии Грибоедова. Ноего нельзя назвать исключительным и одиноким. Мыслитель, борец-декабрист иромантик соединяются в нем, как они часто соединялись в ту эпоху в реальныхлюдях и реальной жизни.
Унего есть единомышленники: мы узнаем о них благодаря внесценическим персонажам(тем, о которых говорится в пьесе, но которые прямо не заняты в действии). Это,например, профессора Педагогического института, которые, по словам княгиниТугоуховской, «упражняются в расколах и безверье», это «безумныелюди», склонные к ученью, это племянник княгини князь Федор, «химик иботаник». Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколениерусского общества, его лучшую часть.
А.И. Герцен писал о Чацком: «Образ Чацкого, печального, неприкаянного всвоей иронии, трепещущего от негодования, преданного мечтательному идеалу,появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания наИсаакиевской площади. Это — декабрист, это человек, который завершает эпохуПетра Первого и силится разглядеть, по крайней мере на горизонте, обетованнуюземлю...» Комедия Грибоедова до сих пор овеяна дыханием жизни, зовущейлюдей вперед, в настоящее и будущее, и отметающей со своего пути все старое,отжившее.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/