Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Художественное своеобразие поэмы Н.А. Некрасова "Кому жить на Руси хорошо"

Художественное своеобразие поэмы Н.А.Некрасова «Кому жить на Руси хорошо»
Поэма“Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Н. А.Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чемтридцатилетней литературной работы автора. Все мотивы его ранней лирики как бысобраны воедино и развиты в поэме, заново переосмыслены все волновавшие егопроблемы, использованы высшие художественные достижения.
Н.А. Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Онподчинил его своей сверхзадаче: по-казать Россию в ее прошлом, настоящем ибудущем. Начав писать “по горячим следам”, то есть сразу после реформы 1861года, эпическую поэму об освобождающемся, возрождающемся народе, Н. А. Некрасовбесконечно расширил свой первоначальный замысел. Поиски “счастливцев” на Русиувели его из современности к древним истокам: поэт стремится осознать не толькорезультаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу такихпонятий, как “счастье”, “свобода”, “грех”, ибо вне этого философскогоосмысления невозможно понять суть настоящего момента и провидеть будущеенарода.
Принципиальнаяновизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из отдельныхнезавершенных глав. Объединенная образом — символом дороги, поэма распадаетсяна чьи-то истории, а также на судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себемог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, вединстве своем, они составляют судьбу русского народа, высвечивая егоисторический путь от рабства к свободе. Именно поэтому лишь в последней главепоявляется образ “народного заступника” Гриши Добросклонова — того, кто поможетобрести людям волю. У каждого из персонажей поэмы свой голос. Н. А. Некрасовсовмещает сказовую, бытовую и поэтическую речь и вносит в нее оценочныйэлемент, заставляя читателей воспринимать речь персонажа так, как того хочетавтор. У нас не возникает впечатления стилистической нестройности поэмы, потомучто все использованные приемы здесь подчинены общей задаче: создать поэму,которая была бы близка и понятна крестьянину.
Авторскаязадача определила не только жанровое новаторство, но и все своеобразие поэтикипроизведения. Н. А. Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорныммотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорнойоснове. В произведении в той или иной степени задействованы все основные жанрыфольклора: сказка, песня, былина, легенда, частушка.
Каковоже место и значение фольклора в поэме? Во-первых, фольклорные элементыпозволяют Н. А. Некрасову воссоздать картину крестьянского представления омире, выразить взгляд народа на многие важные вопросы. Во-вторых, поэт умелоиспользует особые фольклорные приемы, стиль, образную систему, законы ихудожественные средства. Из фольклора взяты образы Кудеяра, Савелия. Народноетворчество подсказало Н. А. Некрасову и многие сравнения; некоторые из нихвообще основаны на загадках. Поэт использует свойственные народной речи повторы,отрицательный параллелизм, подхват конца строки в начале следующей,употребление песенных междометий. Но самое основное отличие фольклора отхудожественной литературы, которое находим у Н. А. Некрасова, это отсутствиеавторства. Фольклор отличается тем, что народ сообща слагает произведение,народ его рассказывает, и народ же слушает. В фольклоре авторскую позициюзаменяет общенародная мораль. Индивидуальная авторская точка зрения чужда самойприроде устного народного творчества.
Авторскаялитература обращается к фольклору, когда необходимо глубже проникнуть в сутьобщенародной морали; когда само произведение обращено не только к интеллигенции(основная часть читателей XIX века), но и к народу. Обе эти задачи и ставилперед собою Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.
Иеще один важнейший аспект отличает авторскую литературу от фольклора. Изустноетворчество не знает понятия “канонический текст”: каждый слушатель становитсясоавтором произведения, по-своему пересказывая его. К такому активномусотворчеству автора и читателя и стремился Н. А. Некрасов. Именно поэтому егопоэма написана “свободным языком, максимально приближенным к простонароднойречи”. Стих поэмы исследователи называют “гениальной находкой” Н. А. Некрасова.Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыливозможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю егометкость, афористичность и особые поговорочные обороты; органически вплести вткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы народной сказки(волшебная скатерть-самобранка потчует странников); искусно воспроизвести изадорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные монологикрестьянских ораторов, и вздорно-самодовольные рассуждения самодура помещика.
Красочныенародные сцены, полные жизни и движения, хороводы характерных выразительных лици фигур — все это создает неповторимое многоголосие в некрасовской поэме.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.