Реферат по предмету "Психология"


Проблема детской агрессивности

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
«Челябинский Государственный Педагогический университет»
(ГОУ ВПО ЧГПУ)
Кафедра общей и Профессиональной педагогики и психологии

Проблема детской агрессивности
Контрольная работа по семейной психологии
Выполнила:
Юрьева Е.О. студентка гр.535/4
по специальности
«Педагогика и Психология»
Проверил: Павлова Л.П.
2010

Содержание
Введение
1. Агрессивность и агрессивное поведение. Виды агрессии
2. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
3. Причины агрессивности детей
Заключение
Список литературы
Введение
 
Актуальность настоящего исследования определенаэкономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашемобществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатовэтих социальных изменений неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизацииобщества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности,но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтностии напряженности между людьми в современном обществе.
Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайноактуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи,наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденностьи пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве
Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей,разработка способов ее коррекции, а главное — профилактики является одной из самыхактуальных задач современной психологической науки. В последние годы существенновозрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Учеными разных направленийпредлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, егопсихологических механизмов.
В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивностивозрос. В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсуждается оченьшироко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленныеэкспериментальные исследования (как это показали, например, Р. Бэррон и Д. Ричардсон.
В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались:Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С.Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др.
Большое внимание также уделялось разработке способов преодоленияагрессии. Данного вопроса касались: Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А.Комиссаренко, М.И. Лисина.
Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольниковраскрыты в работах Р.В. Овчаровой, Е. Лютовой, Г. Мониной.
Цель: выявить психолого-педагогические основы преодоленияагрессивного поведения у детей дошкольного возраста и апробировать их на практике.
Объект исследования: поведение детей дошкольноговозраста.
Предмет исследования: проявления агрессивностив поведении дошкольников.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачиисследования:
изучить методическую, психолого-педагогическую и специальнуюлитературу по вопросу преодоления агрессивности детей.
выделить понятия «агрессия» и «агрессивное поведение»,рассмотреть основные разновидности агрессии.
определить причины агрессивного поведения детей дошкольного возрастаи особенности детей, склонных к агрессии.
рассмотреть особенности эмоционального развития детей старшегодошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методическойлитературы по теме исследования;
1. Агрессивность и агрессивное поведение. Виды агрессии
Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этоттермин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-токак агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что ончасто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать всепо-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно,без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивногоповедения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей:как найти выразительное и пригодное определение основного понятия. Согласно словарю,агрессия — любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых являетсяпричинение физического вреда или иного ущерба. Агрессия почти всегда классифицируетсякак антиобщественное поведение и рассматривается как проблема, вызваннаябиологической неполноценностью, неудачными поисками своего места в обществе илифрустрацией из-за неблагоприятных окружающих условий. В некоторых случаях агрессияприводит к позитивным последствиям, например, когда она используется для благотворныхперемен в обществе или противостоит силам угнетения. [13, с.13-14]
Басе считает, чтонужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивногоповедения он предлагает три дихотомии: физическая-вербальная агрессия, активная-пассивная,направленная — ненаправленная. [13]
Прямой целью физическойагрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Оценка интенсивностиагрессии дается на основании того, насколько вероятно, что агрессия повлечет засобой ранение и насколько тяжелым оно может быть. Тот, кто стреляет в человека сблизкого расстояния, агрессивнее того, кто дает ему пинка.
Вербальные агрессиитоже выступают как болезненные и оскорбительные, иногда «словом можно убить».Вербальной агрессией можно считать следующие высказывания:
многочисленные отпоры;
отрицательные отзывыи критические замечания;
выражение отрицательныхэмоций, например, недовольства, в виде брани, затаенной обиды, недоверия, ненависти;
высказывание мыслейи желаний агрессивного содержания («Убить тебя надо»), или проклятий;
оскорбления;
угрозы, принужденияи вымогательства;
упреки и обвинения;
ирония, издевки,обидные и оскорбительные шутки;
простой крик безформулирования речевого выражения, рев;
скрытая в мечтах,фантазиях агрессия, выражается вербально или в мыслях, реже в рисунках.
Прямая агрессиянепосредственно направлена против жертвы, при косвенной агрессии жертва не присутствует,л о ней распространяется клевета, или же отрицательно отзываются о работах жертвы,или агрессия направляется против объектов-заменителей, представителей «кругажертвы».
Басе указывал, чтоследует различать враждебность и агрессивность. Враждебность выражается чувствомвозмущения, обиды и подозрительности. Причем враждебная личность не обязательноагрессивна, и наоборот.
Другой известныйпредставитель поведенческого подхода, А. Бандура, подчеркивал, что если человекс детства видит примеры агрессивного поведения людей, особенно родителей, то в силуподражания он обучается агрессивным действиям. Исследования показали, что агрессивныемальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие- они могли вести себя покорно дома, но по отношению к ровесникам и постороннимлюдям проявляли больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была иная,мирная ситуация. Именно поэтому ряд исследователей считает физическое наказаниеребенка-моделью агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослыми. Наказаниеможет быть эффективным только при соблюдении таких условий, как позитивное отношениенаказывающего к наказываемому и принятие наказываемым норм наказывающего.
К настоящему времениразличными авторами предложено много определений агрессии: во-первых, иод агрессиейпонимается сильная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, дающаявозможность человеку противостоять внешним силам (Ф. Аллан); во-вторых, под агрессиейпонимаются акты и реакции враждебности, атаки, разрушения, проявления силы в попыткенанести вред или ущерб другому человеку, объекту или обществу (X. Дельгадо).
Различают агрессиюкак специфическуюформу поведения иагрессивность как психическоесвойство личности.
Например, Басе определяетагрессию «как реакцию, как физические действие или угрозу такого действия состороны одногочеловека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленностьдругого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».
В настоящее времявсе больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях,нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страданиелюдям.
Не менее существеннорассматривать агрессию не только какповедение, но и как психическоесостояние, выделяя познавательный, эмоциональный иволевой компоненты.Познавательный компонент заключается в понимании ситуации как угрожающей, ввидении объекта для нападения. Некоторые психологи, например, Лазарус, считают основнымвозбудителем агрессии угрозу, полагая, что угроза вызывает стресс, а агрессия ужеявляется реакцией на стресс. Но далеко не всякая угроза вызывает агрессию, и невсегда агрессивное состояние провоцируется угрозой.
Важен и эмоциональныйкомпонент агрессивного состояния — здесь прежде всего выделяется гнев: часто приподготовке и в процессе осуществления агрессии человек испытывает сильную эмоциюгнева, ярости, Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводитк агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительноститакже часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводятк агрессии. Волевой компонент агрессивного действия четко выражен: присутствуетцелеустремленность, настойчивость, решимость, инициативность, смелость.
Агрессивность- свойство личности, заключающееся в готовности н предпочтении использования насильственныхсредств для реализациисвоих целей.Агрессия — проявлениеагрессии ноет и в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вредатому или иному лицу. Агрессивность у различных лиц может иметь различную степеньвыраженности — от почти полного отсутствия до предельного развития. Вероятно, гармоническиразвитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Потребностииндивидуального развития в общественной практики должны формировать в людях способностьк устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействуетэтому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, неспособностизапять активную жизненнуюпозицию.Вместе с тем чрезмерноеразвитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности,превращает ее в конфликтную, неспособную на социальную кооперацию, а в своем крайнемвыражении является патологией (социальной и клинической): агрессия утрачиваетрационально-избирательную направленность и становится привычным способом поведения,проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.
Агрессивные проявлениямогут являться:
1) средствомдостижения определенной цели,
2) способом психологическойразрядки, замещения блокированной потребности,
3) самоцелью,
4) способом удовлетворенияпотребности в самореализации и самоутверждении. [2]
Таким образом, агрессивностьчеловека неоднородна, варьирует от слабой до крайней степени, различна по своеймодальности и назначению. Можно выделить параметры агрессивности различной модальности,отличающиеся:
1) интенсивностьюагрессии, ее жестокостью;
2) направленностьюна конкретное лицо либо вообще на всех людей;
3) ситуативностыоили устойчивостью агрессивных тенденций личности.
Условно можно выделитьследующие разновидности поведения с точки зрении агрессивности:
1) антиагрессивпость- негативное отношение к любым агрессивным проявлениям человека, который всегдастарается примириться с людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину,детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратитьсяв милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении;
2) интенсивнаяагрессия, мотивированная удовлетворением, получаемым от выполнения условно-агрессивнойдеятельности (игры, борьба, соревнования), не имеющая цели причинения вреда.
3) агрессивностьнедифференцированная — несильное проявление агрессии, выражающееся в раздражительностии скандалах но любому поводу и с самыми различными людьми, во вспыльчивости, резкости,грубости. Но эти люди могут дойти до физической агрессии и даже преступления насемейно-бытовой почве;
4) агрессивностьлокальная, илиимпульсивная, — агрессия проявляется как непосредственнаяреакция на ситуацию конфликта, человек может словесно оскорбить противника (вербальнаяагрессия), но допускает и физические средства агрессии, может ударить, избить ит.п.5) условная, инструментальная агрессия, связанная с самоутверждением,например в мальчишеской возне; [1]
6) агрессивностьвраждебная — устойчивые эмоции злости, ненависти, зависти, человек свою враждебностьпроявляет открыто, но не стремится к столкновению сторон, реальная физическая агрессияможет быть и не очень выраженной. Ненависть может быть направлена на конкретноелицо, посторонние незнакомые люди могут вызывать у такого человека раздражение излобу без всякого повода. Возникает желание унизить другого человека, чувствуя кнему презрение и ненависть, но этим добиться уважения окружающих. В драках хладнокровен,в случае победы вспоминает драку с удовольствием. Свою агрессию может вначале сдерживать,а потом мстит (разными способами: клеветой, интригами, физической агрессией). Вслучае перевеса сил и вероятности безнаказанности может дойти до убийства. В целомк людям относится враждебно;
7) инструментальнаяагрессия — для достижения какой-либо значимой ц примириться с людьми, считаетдля себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает,что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическомнападении;
 2. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоциональное развитиедошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивови потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновениеобщественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей.Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные в преддошкольномвозрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениямв эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основногомотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокиепереживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленнымрезультатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются нетем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом,который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувстватеряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникаютв ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольникаформируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводувозможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки.Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно меняется. Если раньше ребенокиспытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуетсяпотому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственнуюнорму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя,как обрадуются окружающие его поступку.
Постепенно дошкольникначинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своейдеятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясьот привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формыэкспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогаетему понять переживания другого человека, «открыть их для себя». [12]
Изменения в эмоциональнойсфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности,самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию,когда они становятся более осознанными, обобщенными. Первые попытки сдержать своичувства, например вне6шние их проявления — слезы, можно заметить у ребенка 3-4 лет.Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в известной степени начинаетуправлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.
Подчеркнем, чтодошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями.Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно. [19]
В дошкольном возрастеразвитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельностии, главным образом, сюжетно — ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии,сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные,эстетические, познавательные.
Источником гуманныхчувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства,проявляя доброжелательность, внимание, заботу любовь, взрослый заложил мощный фундаментдля становления нравственных чувств.
Если в раннем детстверебенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращаетсяв субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладениенормами поведения также являются источником развития нравственных чувств. Переживаниятеперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживанийобобщается в форме нравственных чувств.
Мощным факторомразвития гуманных чувств является сюжетно — ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношенияпомогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание.Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношенийк передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживаниядругих.
В трудовой деятельности,направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новыеэмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей,удовлетворе6ние от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своейплохой работы.
На основе знакомствадетей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношениек труду дошкольники переносят и на собственную деятельность. (Я.З. Неверович)
Сопереживание сверстникуво многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничестваэмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессийв адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто(в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается.
Пассивное наблюдениеза деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Если онуверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то испытываетзависть.
Когда дети соревнуютсядруг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, тостремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличиваетсилу экспрессии до самого высокого уровня. В групповых же соревнованиях главнымстержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количествонегативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачименее заметны.
Наиболее яркие положительныеэмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературнымгероем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленнои с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативныеэмоции в адрес персонажа отсутствуют.
Симпатия у дошкольникастановится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться.
Так, Лена А. (6лет) встает в угол рядом с братом, которого наказали, и объясняет маме: — «Раз Сашу наказали, и я буду стоять. Когда его освободят, тогда и я выйду».В другой ситуации, когда мама в магазине предложила купить мороженое, девочка сказала:«И Саше. Если Саше не купишь, то к мне не надое.
Даша Н. (5 лет 4мес.) сшила рубашку для подружки, чтобы доставить ей удовольствие, а Лена (5 лет)сшила Даше носовой платок. И пусть рубашка подошла лишь Леночкиной кукле. Важно,что ребенок действенно выражает свою привязанность, демонстрирует доброжелательноеотношение к сверстнику, стремится сделать приятное для другого.
Симпатия и сочувствиепобуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5-летний ребеноквыполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, прежде всего, по отношениюк тем, кому симпатизирует и сочувствует. № Исследование Р. Ибрагимовой позволилопроследить, как развивается чувство долга на протяжении дошкольного возраста. Зачаткичувства долга наблюдаются на 3-м году жизни. Малыш подчиняется требованиям взрослого,не осознавая их Ь смысла, он не понимает, какое значение имеют для других совершаемыеим поступки. Идет лишь процесс накопления первоначальных нравственных представлений:»можно", «нельзя», «плохо», «хорошо» и соотнесениеих со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции на положительную и отрицательнуюсторону поступков взрослых у малыша неустойчивы. Он может уступить, но только подвлиянием взрослого или из симпатии и сочувствия к кому-либо.
Первые более илименее сложные проявления чувства долга возникают у детей 4-5 лет. Теперь на базежизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарождаетсяморальное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых ему требований и относитьих к своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других.
Ребенок переживаетрадость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение,недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершаютнедостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых,но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувстваон испытывает при совершении действий и поступков по отношению к людям, с которымион находится в непосредственном общении, питает привязанность, симпатию, сочувствие,но сами эти чувства неглубоки и неустойчивы. В 5-7 лет чувство долга возникает уребенка по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытыватьэто чувство и по отношению к малышам,
Наиболее ярко чувстводолга проявляется в 6-7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правилобщественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке.Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.
Приведем пример.
Мама забирала МаксимаД. (5 лет 9 мес.) из детского сала. Воспитатель рассказала ей о непослушании мальчика.По дороге домой состоялся такой диалог.
Мама: Максим, какже тебе не стыдно! Мне же неприятно за тебя краснеть! Почему ты плохо себя вел?!
Максим заплакал:Оставь меня! Зачем тебе такой сын?! Лучше я тут замерзну! Чтобы тебе за меня небыло стыдно!
К 7 годам чувстводолга не основано только на привязанности и распространяется на более широкий круглюдей, с которыми ребенок непосредственно не взаимодействует. Переживания достаточноглубоки и сохраняются долго.
Развитие товариществаи дружбы происходит задолго до того, как дети начинают осознавать свои отношенияс товарищами с точки зрения моральных норм. В 5 лет у ребят преобладает дружба поочередносо многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Широко распространена дружбасразу с несколькими детьми и непродолжительная индивидуальная дружба со многимипо очереди. В 5-7 лет дружба одного ребенка со многими детьми сохраняется, хотяпарная дружба встречается чаще. Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождаетсяв игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и на основе интеллектуальныхинтересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией. Малыши дружат потому,что они вместе играют (играть и дружить для них равнозначно). Старшие дошкольникииграют с теми, с кем дружат на основе симпатии и уважения. [22]
". Я так рад,что он мой Друг!" — воскликнул Максим Д. (6 лет), когда Максим С. (6 лет 1мес.) помог ему найти потерявшуюся деталь от конструктора.
Подчеркнем, чтоу детей 5-7 лет парная дружба сочетается с широким товариществом и в то же времявозрастает избирательность дружеских контактов.
Развитие интеллектуальныхчувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности.Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции нетолько сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир,природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ниммногочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос,на который надо найти ответ.
«Чьи следына дороге в снегу?» — интересуется Даша Н. (5 лет 5 мес.) и на протяжении 30мин рассматривает следы. Однажды увидела, как из норки выглянула мышь, очень удивилась,воскликнула: «Ой, мышка!» Присев на корточки,20 мин сидела рядом с норкой,заглядывала в нее, принесла печенье и положила около норки. На следующий день рисоваламышиную норку, строила для мышки домик.
Развитие эстетическихчувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельностидетей и художественного восприятия.
Приведем пример.
Даша Н. (5 лет 5мес.) любит рассматривать драгоценные камни в музее, которые «блестят, золотыеи серебряные». С удовольствием смотрит исторические фильмы и балет, где многокрасивых платьев. Считает, что красивые девушки — это «в пышных длинных платьях,золотых и серебряных, бальных, ярких, с пышными рукавами». Рассматривает наулице выставки картин, восклицая: «Ой, как красиво», предпочитает пейзажунатюрморты. Любит розы в саду, особенно розовые, восторгается: «Ой, я их обожаю!Ой, какие нежные лепестки!» Постоянно отмечает краски в природе: «розовыйзакат», «сиреневый восход», любимый цвет — розовый, но определенногооттенка.
Даша хотела бы превратитьмаму в павлина, потому что «мама должна быть самой красивой, а у павлина самыйкрасивый хвост.
Эстетические чувствадетей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждаетбезобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала:».Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое»и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научитьего стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протестпротив зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях".
Особенности эмоциональногоразвития в дошкольном возрасте:
ребенок осваиваетсоциальные формы выражения чувств;
изменяется рольэмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
чувства становятсяболее осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
формируются высшиечувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.
 3. Причины агрессивности детей
Агрессивные действияу людей можно наблюдать уже в период раннего детства. В старшем дошкольном и младшемшкольном возрасте часто встречается такая форма агрессивного повеления, как"игры-потасовки". Эти игры особенно популярны у мальчиков. Они,как правило, сопровождаются ударами, преследованием друг друга, борьбой, что обычносильно раздражает родителей и педагогов.
Однако, во-первых,такая «возня» детей — это всего лишь форма игры, которая, как и всякаяигровая активность, носит добровольный характер и доставляет им удовольствие. Еслипонаблюдать за такой игрой детей, часто можно увидеть улыбку на их липах. Крометого, если ребенку это неприятно, и он испытывает страдания, то логичным было быстремление избежать общения с «агрессором», а не затевать с ним очередную«кучу-малу».
Во-вторых,«игры-потасовки» способствуют развитию у детей определенных двигательныхспособностей, навыков социального общения, налаживанию эмоциональных контактов:дружбы, любви и сотрудничества, умению совместно решать проблемы и т.д.
В-третьих, хотя «игры-потасовки» и являются распространеннойдетской формой выражения агрессии, они редко мотивированы стремлением умышленногонанесения ущерба партнеру. Если это и случается, то по неосторожности, из-за недостаточногомоторного контроля или при низкой социальной компетентности.
В-четвертых, ребенок с сильно выраженной агрессией и стремлениемобидеть других детей со временем лишается возможности быть участником игр, так какв большинстве случаев его начинают избегать или не принимать в игру. Психологическуюоснову таких «игр-потасовок» составляет желание повеселиться, разрядитьсяи удовлетворить потребности, которые блокированы в реальной жизни. [15]
Дети черпают знанияо моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может одновременнодемонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятностьагрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениямиагрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками,зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, наконец,дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстникови членов семьи), но и на символических, предлагаемых СМИ.
Возникновение агрессииво многом обусловлено атмосферой в семье. Есть доказательства того, что если ребенок,ведущий себя агрессивно, получает одобрение со стороны родителей, то вероятностьего агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянноеположительное подкрепление определенных агрессивных актов, в конце концов, сформируетпривычку агрессивно реагировать на различные раздражители.
Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию.На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другимилюдьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковомпериоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характеротношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии,характер отношений с родными братьями или сестрами — вот факторы, которые могутпредопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне неё, а также влиять наего отношения с окружающими в зрелые годы.
Прежде чем обратиться непосредственно к семейным взаимоотношениям,следует отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или неполная»,представляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифицируеткак раз те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлениемагрессивности, — один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей и каковхарактер отношений между ними. Например, Геттинг обнаружил, что малолетние убийцызачастую происходят из неполных семей. Мак-Карти сообщает, что малолетние убийцы,как правило, происходят из «семей, где царит атмосфера беспорядка и безмолвия,где безразличие к чувствам других часто идет рука об руку с физической жестокостьюи недостаточной поддержкой и заинтересованностью» в жизни ребенка. [5] Чтобылучше понять, почему возможно говорить о корреляции между детской агрессивностьюв полных-неполных семьях, ниже мы рассмотрим более специфические аспекты семейныхотношений, которые могут объяснить эту взаимосвязь.
Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативнымивзаимоотношениями в паре «родители-ребенок» и агрессивными реакциями состороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе онипринадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют,что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно,окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей;сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивнопо отношению к своим родителям. Штайнметц сообщает, что для людей, совершавших заказныеполитические убийства (или покушения), характерно происхождение из распавшихся семей,где родителям было не до ребенка. Женщины, на которых в детстве их собственные материобращали не так много внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки,склонны применять карательные меры воспитания (например, браниться, шлепать) и срыватьгнев на своих детях.
Убедительно демонстрируют специфическую зависимость между ответственностьюродителей и агрессивностью детей результаты эксперимента Джонса и др. Исследователинаблюдали в лабораторных условиях, как общаются со своими мамами и другими детьмидети в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Среди множества различных параметров измерялосьвремя, через которое мать берет ребенка на руки, после того как он заплакал илипротянул к ней руки; фиксировалось также агрессивное поведение, направленное надругих (например, удары, укусы, толчки, стремление отобрать какой-либо предмет).Дети, к которым матери не торопились подходить, вели себя более агрессивно, чемте, чьи матери быстро реагировали на плач или приглашение к контакту.
Согласно теориипривязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своихвзаимоотношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка в прошлом — надежное,устойчивое и чуткое отношение со стороны матери; он склонен доверять другим людям,имеет довольно хорошо развитые социальные навыки. Ненадежно привязанный или тревожащийсяпо поводу своей привязанности ребенок будет либо резистентным, либо избегающим.Тревожный избегающий ребенок в общем и целом избегает своей воспитательницы. Такиедети несговорчивы и сопротивляются контролю. Резистентный ребенок расстраиваетсяпри разлуке с матерью, а ей нелегко его успокоить при новой встрече. Такие детипроявляют физическую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки.Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсонобнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственногобрата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно,взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для наученияагрессивному поведению.
Также на возникновениеагрессии часто оказывают влияние и ситуативные причины. К их числу можно отнестиследующие. [15]
Оценка другимилюдьми. Было установлено, что присутствие других лиц уже само по себе можетлибо усиливать, либо тормозить агрессию. Здесь важную роль играет оценка степениагрессивности наблюдателя. Эксперименты показали, что если за поведением детей наблюдаетчеловек, воспринимавшийся ими как лицо, склонное к агрессии (например, тренер повосточным единоборствам), то они проявляю! больше актов агрессивного характера.Если в этой же ситуации наблюдателем является человек, воспринимаемый детьми какпротивник агрессии (например, учитель), то их поведение отличается большей сдержанностью.
Намеренностьагрессии. Существует точка зрения, что для начала агрессии нередко бывает достаточноодного только знания, что другой человек имеет по отношению к тебе враждебные намерения,хотя непосредственного акта нападения не было, В таких случаях обычно основным стимуломвыступает гнев как эмоциональная реакция на планируемое насилие. Если же противникзаранее просит извинить его за агрессивное поведение, очень часто гнев не возникаетвообще и ответной агрессии не происходит.
Восприятие агрессии.Обилие видео — и — телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызываютострую критику педагогов, которые убеждены, что сцены насилия на экране и фильмыужасов делают ребенка более агрессивным и жестоким. Однако некоторые детские психоаналитикисчитают эти утверждения бездоказательными. По их мнению, смотря подобные фильмы,ребенок бессознательно реализует свои агрессивные потребности через образы героевсюжетов. Чрезмерное увлечение подобными фильмами возникает только у детей, которыеиспытывают затруднения в адаптации к действительности и не могут проявить себя вреальной жизни.
Желание возмездия.Часто агрессия возникает как ответная реакция на не-приемлемое поведение окружающихт.е, как акт возмездия за что-либо. Например, ребенок, часто подвергавшийся наказаниям,усваивает, что человек сам должен наказывать, если другие на его глазах совершаютнеблаговидные поступки. Ответное причинение страданий своему обидчику, их наблюдениеослабляют у ребенка реакцию гнева и удовлетворяют потребность в агрессии.
Таким образом, выделяются следующие основные причины агрессивногоповедения детей:
1. Недостаток двигательной активности, недостаток физическойнагрузки
2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребностьв родительской любви и принятии
3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия)
4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье.
5. Косвенно стимулируемая агрессия (СМИ, игрушки)
Заключение
Все задачи, поставленные в работе, выполнены. Выделены понятия«агрессия» и «агрессивное поведение». Определены причины агрессивногоповедения детей дошкольного возраста и особенности детей, склонных к агрессии. Изученаметодическая, психолого-педагогическая и специальная литература по вопросу преодоленияагрессивности детей.
Рассмотрев особенности эмоционального развития детей дошкольноговозраста, мы приходим к выводу, что в этот период развития у мальчиков и девочекагрессивное поведение формируется под влиянием множества факторов: стиль воспитанияв семье (гипер- и гипоопека), повсеместная Поэтому родителям и педагогам необходимововремя устранять причины появления агрессии. Взаимодействие со взрослым, готовымпонять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первыйв его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительносказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.
Список литературы
1. Алфимова, М.В., Трубников, В.И. Психогенетика агрессивности [текст] /М.В.Алфимова,В.И. Трубников // Вопросы психологии. — 2000. — №6. — С.112-121.
2. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль/Л. Берковиц. — М.,2001. — 512с.
3. Большая психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2007. — 544 с.
4. Большая Российская энциклопедия: в 30 т./Пред. Науч. -ред. совета Ю.С. Осипов.- М.: Бол. Рос. Энциклопедия, 2004.
5. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия/Р. Бэрон [и др.] — СПб., 1997. — С.26.
6. Вежновец, И.Программа «Развитие эмоциональной сферы» [текст] /И.Вежновец// Школьный психолог. — 2005. -№ 17-с.33-34.
7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ.Сред. пед.учеб. заведений/Сост И.В. Дубровина, А. М.Прихожан, В.В.Зацепин. — М.:Издательский центр «Академия», 1998. — 320с.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? /Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Г.А.Карасева. — М.: АСТ: Астрель, 2008. -238 с.
9. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекация эмоционального мирадошкольников4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составительИ.А. Пазухина. — Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. — 272с.
10. Евсеева, В.П. Детская агрессия/В.П. Евсеева // 1000 советов. — 2006. — №6. -с.12-13
11. Клюева, Н.В., Филипова, Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет/Н.В. Клюева [и др.].- Ярославль, 2001. — с.7-8
12. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В.Петровского,М.Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. -431с.
13. Кордуэлл, М.Психология.А-Я: Словарь — справочник/Майк Кордуэлл. -Пер.с Англ.К.С.Ткаченко. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 г. -448с.
14. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/Е.К.Лютова [и др.]. — СПб., 2000. — Приложение 9.
15. Морева, Е. Детская агрессивность и способы ее преодоления [текст] / Е. Морева// Воспитание школьников. — 2008. -№ 5-с.31-34
16. Немов, Р. С.Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн.-3-е изд. — М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999. — 608 с.
17. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова. — М.:Издательский центр «Академия», 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.