Изтысячи лиц узнал бы я мальчонку…
А.Т. Твардовский
Спервых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов,военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно.Об этом он рассказал в поэме «Василий Теркин». Но есть у поэта и фронтоваялирика — своеобразный дневник, художественно запечатлевший суровое время и егогероев. Стихотворение «Рассказ танкиста» относится к этому циклу. Прием«рассказ в рассказе» в литературе не нов. Еще А. С. Пушкин прекрасноиспользовал его в «Повестях Белкина». Это помогает приблизить происходящее кчитателю, ощутить себя участником событий.
Очевидецповествует о случившемся, и мы безоговорочно верим ему. Но этот же приемпозволяет автору сохранить свой стиль и лексику, не «спускаясь» к своему герою,ибо его «устами» говорит теперь герой. Все это прекрасно и гармонично сплелосьв стихотворении Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста». Читаястихотворение, невольно вспоминаешь некрасовские бытовые сцены, та же простотаи доходчивость при несомненных художественных достоинствах произведения.
Былтрудный бой.
Всенынче, как спросонку,
Итолько не могу себе простить:
Изтысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Акак зовут, забыл его спросить.
Сразу«заявлена» ситуация ожесточенного боя, в котором не надо вопросов и биографий —надо победить коварного и сильного |врага, поэтому все средства хороши, всепотери «оправданны». Без рассуждений принимается помощь ребенка: боец не имеетвозраста. Дети во время войны были порой «опаснее» взрослых.
Шелбой за улицу.
Огоньврага был страшен,
Мыпродвигались к площади вперед.
Аон гвоздит — не выглянуть из башен,—
Ачерт его поймет, откуда бьет…
Ивдруг к машине подбежал парнишка:
Язнаю, где их пушка. Я разведал…
… А.дайте я поеду
Натанке с вами. Прямо приведу.
Небольшоепо объему стихотворение дает полное представление о драматической ситуации,когда нужно принимать быстрые решения, некогда предаваться сентиментальнымрассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление,осторожничанье было не в чести.
Чтож, бой не ждет.— Влезай сюда, дружище! —
Ивот мы катим к месту вчетвером.
Стоитпарнишка — мины, пули свищут,
Итолько рубашонка пузырем.
Вэтих строках слышится романтика боя, но поэт не приукрашивает действительность,скорее дает ее в восприятии своего юного героя. Когда же рассказ «возвращается»к танкисту, он не идеализирует обстановку, а показывает ее со всеми реалиями.
Подъехали.Вот здесь. И с разворота
Заходимв тыл, и полный газ даем.
Иэту пушку, заодно с расчетом,
Мывмяли в рыхлый, жирный чернозем.
Страшнаякартина возмездия. Но это логическое завершение любого посягательства насвободу отечества, поэтому не воспринимается чем-то ужасным, не подходящим длялитературного описания. Враги получили по заслугам. В следующий раз они небудут легкомысленно надеяться на скорую победу.
Явытер пот. Душила гарь и копоть:
Отдома к дому шел большой пожар.
И,помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
Ируку, как товарищу, пожал…
Чтоможет быть ценнее на войне, кроме взаимопомощи и взаимовыручки. Удивительно, нов стихотворении Твардовского вместился целый военный эпизод. Поэтическая формапозволила автору многое не досказать, что-то оставить за рамками произведения.Личный опыт читателей позволяет многое понять без слов и комментариев поэта.Главное же достигну-Т0 — показана яркая картина штурма населенного пункта,занятого врагом.
В«Рассказе танкиста» поэт применяет свой излюбленный способ — кольцевуюкомпозицию, подчеркивающую в данном случае трудность военного пути, еще нескорую, хотя и неминуемую победу. Был трудный бой. Очередной из многих боев, которыепредстоит пройти не только танкисту, но и многим тысячам таких жесамоотверженных бойцов, ковавших победу родины. Он потому и «забыл» спроситьимя «мальчонки», что не мечтает о собственной славе, честно выполняя долгсолдата, думает лишь о защите родины.
Твардовскомупрекрасно удалось передать обстановку и настроение того сурового времени.Немногословно, но весомо сказать о безвестных героях, раскрыть образ времени,его суровую романтику и реальную жизнь — главная задача автора. Лирика А. Т.Твардовского не потеряла своего значения и в наши дни. Она учит наспатриотизму, честному, а не показному отношению к порученному делу.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/