Работу выполнил: Газизуллин Рафаэль, класс 11 М
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей.
2005 г.
Введение.
И.Бродский писал о литературе 60-70-х годов 20 века: «Мы все пришли в литературуБог знает откуда, практически из недр своего существования, не то чтобы отстанка или от сохи, гораздо дальше – из умственного, интеллектуального,культурного небытия. И ценность нашего поколения заключается именно в том, чтоникак и ничем не подготовленные, мы проложили эти самые, если угодно, дороги».Одну из таких «дорог», в «деревенскую прозу», проложил В. М. Шукшин, чьетворчество по сей день вызывает глубокий и устойчивый интерес.
Шукшинговорил, что размышления героев его произведений имеют общественный смысл: вних заключен вопрос и о выборе своего места в жизни, который должен сделатькаждый человек, и о духовном содержании человеческого «я», а значит, и орастущих требованиях времени. У Василия Макаровича в сказках-повестях сказочныегерои действуют в реальной жизни, в частности показана жизнь 60-70-х годов ХХвека.
Тема,выбранная мною, является актуальной на сегодняшний день. Современного читателяволнуют проблемы, которые поднимаются в произведениях Василия МакаровичаШукшина. Это вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброгоотношения к людям. Интерес к изучению проблем морали продиктован уровнемразвития фольклористики и реалиями сегодняшней жизни. Нравственные проблемы, поднимаемыев русских народных сказках, лежат в основе сказок-повестей В. М. Шукшина. Врусских сказках моральные устои народа передаются из поколения в поколение. Иценность сказок-повестей Шукшина, на наш взгляд состоит именно в трансляциижизненного, нравственного опыта, столь необходимого современному молодомупоколению.
Цельнашей работы – показать близость сказок — повестей Василия Макаровича Шукшина ирусских народных сказок. Основные выводы, изложенные в работе, были сделаны наоснове сопоставления русских народных сказок и сказок-повестей Шукшина «Дотретьих петухов», «Точка зрения», «Энергичные люди» и краткого анализа данныхпроизведений с точки зрения их структуры, особенностей сюжета, выразительныхсредств языка, свойственных этому жанру, идейно-нравственного содержания.
Шукшинскиеповести-сказки являются олицетворением современной жизни людей начала 60-70-х.Раскрывая образы своих персонажей, писатель затрагивает тему обывателей,приспособленцев, чья душа, по собственному определению Шукшина, «мечется итоскует, если она не возликовала никогда, не вскрикнула в восторге, толкнув насна подвиг, если не жила она никогда полной жизнью, не любила, не горела», этотема является актуальной и для нашего времени ( повесть «Энергичные люди»). Этуже тему мы можем наблюдать и в русских народных сказках (« Заколдованнаякоролевна»), что ещё раз подчеркивает их сходство.
Мир,который Василий Шукшин создал в своих сказках-повестях, совмещает в себе двамира: мир реальности, и мир сказки, именно они и являются основой еготворчества, которые будут раскрыты в данной работе.
Становление В. М. Шукшина.
Великийрусский критик В. Г. Белинский заметил: «Наше время преклонит колени толькоперед художником, у которого жизнь есть лучший комментарий на его творения, атворения – лучшее оправдание его жизни».1
Этислова критика, жившего в 19 веке, во многом объясняют тот общественныйрезонанс, который вызвала безвременная смерть и который превратился в глубокийи устойчивый интерес ко всему, что сделано Шукшиным (Даты жизни: 1929 -1974 г.)
Широкоепризнание, которое получили его книги и фильмы, интерес к личности и судьбеШукшина обусловлены в первую очередь единством жизни и творческой практики,тесной кровной связью самого писателя и судеб его героев. Жизнь писателя и егогероев переплетаются. Материалы для своих произведений он брал из жизни. Дело втом, что за эпизодом из жизни героя и почти до мелочей совпадающим с эпизодом избиографии самого Шукшина состоит одна личность, для которой Правда жизни-непреложный закон. Понятие правды охватывает все сферы жизни Шукшина вискусстве. Ему было свойственно обострённое чувство правды, которое корнямисвоими упиралось в этический и эстетический опыт народа. Поэтому каквыстраданное убеждение звучат его слова: «Нравственность есть Правда. Не простоправда, а Правда. Ибо — это мужество, честность, это значит — жить народнойрадостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знаетправду». Шукшин считает, что человеку надо «говорить не подслащённые комплименты,а полную правду, какой бы горькой она ни была. Это необходимо хотя бы уж изодного уважения к тому самому человеку, о котором пишем и снимаем фильмы. Иможет быть, высшая форма уважения в том и заключается, что не надо скрывать отчеловека, каков он».2
Шукшини его произведения актуальны и в наши дни. Писатель считал совесть высшимкритерием нравственности. Он писал: «Вопросы совести в обществе должны стоятьвысоко и стоить дорого».3
Обострениечувств совести, доброго и прекрасного в человеке у Шукшина нерасторжимо связанос активным отрицанием самодовольства, хамства, зла, равнодушия, паразитизма, вчём и заключается актуальность произведений писателя. Социально- экономическиепреобразования общества влияют и на образ жизни человека, его поступки, на егонравственные принципы. Шукшин заставляет своего героя взглянуть на себя, насобственную жизнь, её нравственное содержание. «Надо человеком быть, а неполтинники сшибать» — говорит один из героев рассказа Шукшина (рассказ «ВанькаТеплянкин»). Времена изменились, Шукшин писал в 60-70-е годы, с тех пор прошлоболее сорока лет, но неизменным остаётся одно – «надо быть человеком».
Эпиграфомреферата мы выбираем слова самого Шукшина: «Русский народ за свою историюотобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества,которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость,доброту…Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великийрусский язык, он передан нам нашими дедами и отцами…Уверуй, что все было незря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание-не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будьчеловеком».4
Немалуюроль в творчестве Василия Шукшина играет сама его биография, так как именно втех местах где он жил, рос, появлялись его первые произведения.
ВасилийМакарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в Сибири, в селе Сростки Битейскогорайона Алтайского края, в крестьянской семье. Село Сростки расположено впредгорье Алтайской степи, на Чуйском тракте, ведущем от города Битейска доМонгольской границы, на берегу быстрой зеленоструйной Катуни. Как прекрасны,привольны родные края Василия Шукшина, столько в них замечательно дивных людей,заметных людей! Никто вначале и не заметил, не подумал о том, что художниктаится в обыкновенном парне, с глубокими глазницами, могучими дугами бровей иподбородком, зорко глядевшими из глубины, зеленоватыми, как вода в Катуни,глазами.
«Дитёнокмилый, был у меня он стройный, как свечечка! А уж как он любил Сростки! Дом-тонаш стоит вроде маленького на горке,- говорит о своём сыне Мария СергеевнаКуксина-Шукшина, мать замечательного писателя, актёра, кинорежиссёра, Василия Шукшина,-вроде на отшибе зёлёный, глазастый! Крапивный переулок называется, а номер 31…Вася нам всё обещал переехать в деревню. Скучал Василий Макарович по Катуне — реке на Алтае. «Злая, белая от злости. Прыгает по камням, бьёт их в холоднуюгрудь крутой, яростной волной, рвётся из гор. А то вдруг присмиреет в долине-тихо, слышно, как гуси кричат, как утки в затоне плывут к островам. Отдыхаетрека. Чистая, светлая, каждую песчинку на дне видно, каждый камешек это родинаВасилия Шукшина. Сама природа Алтая, река-Катунь с вечными игривыми, леденющимиводами, которые так любил Шукшин: «…Эх Катунь, Катунь, куда ж я без тебя…»,любовь к небу, траве птицам, шелесту ветра, бескрайним русским далям сомножеством деревень, сёл, городов, людям — простым, «доступным», «не столишным»привили любовь к устному народному творчеству.
Здесь,на родине, фольклорные истоки произведений писателя-режиссёра, в том числесказок-повестей. Моё ли это?- спрашивал В. Шукшин и отвечал: — Моё. Говорю этос чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её,живу ею, она придаёт мне силы, «когда случается трудно и горько…» Далееписатель добавил: « Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, нашинеимоверной тяжести победы, наши страдания — не отдавай всего этого за понюхтабаку».5
Колыбелью,с которой началась творческая жизнь Шукшина, которая дала толчок к развитию егопотрясающих творческих сил, стала деревня. Неизгладимый след на творчествеВасилия Шукшина оставила самобытность и колорит деревенской жизни. Будучи ужеизвестным актёром, затем и режиссёром каждый год приезжал в свои родные Сростки,здесь снимал фильмы по своим произведениям. В народности искусства этогописателя заключены объяснения феноменальности его дарования, егоестественности, высокой простоты и артистизма. В творчестве, в егосказках-повестях, в его личности, биографии самобытно выразились характернарода, духовное состояние, условие его бытия в эпоху 40 — 70х годов послевоенноготридцатилетия.
Гдебрал материал для своих произведений писатель? Везде, там, где живут люди.Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои, которые редко раньшепопадали в сферу искусства. И понадобилось, чтобы явился из глубин народныхкрупный талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую,строгую правду, как говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок.… А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самомуавтору.
Немалуюроль в творчестве Василия Макаровича Шукшина сыграла его мать – Мария СергеевнаКуксина – Шукшина.
Вдетстве мать В. М. Шукшина — Мария Сергеевна Куксина — Шукшина своим детям-Василию и Наталье, рассказывала сказки ( на всю жизнь запомнил сказки,поведанные матерью Василия об Иване-дураке, о Бабе-Яге, Василисе Прекрасной),пела песни. Так появилось у Василия Макаровича потребность к чтению.
Шукшинчитал книги, в том числе сказки народов Сибири Алтайского края, о Сростках, оРодине, слушал песни о Степане Разине (о котором в дальнейшем отснял 5фильмов), сказы о Емельяне Пугачеве.
Всёэто определило самобытность его таланта.
ВасилийМакарович заимствовал для своих произведений, фильмов мотивы народных песен,частушек, сказок. Это всё легло в основу его произведений, стало истокомсказок-повестей.
Повести-сказкиВ.М. Шукшина удались. Своеобразие и очарование повестей-сказок – впроникновении в стихию русского духа.
Благодаряживой непрекращающейся связи с фольклором с детства, с переживаниями и детскимивпечатлениями от сказок, рассказанных матерью, народных песен и частушек,услышанных в деревне на праздниках, у Шукшина сформировалась любовь к устномународному творчеству.
Нетпокоя русскому человеку. Вечно тянет его в светлую даль, вечно болит и чего-топросит его душа, до третьих петухов не дают спать беспокойные думы. Что там загоризонтом? Как жить правильно? Во что верить? Он ищет ответа на эти вопросы иникогда не бывает доволен им. Таков герой произведений Василия Шукшина –озорной и грустный, талантливый и чудаковатый, грубый и добрый. Такими людьмижива Россия, они соль её земли, её надежда и опора.
Жанровое своеобразие сказок-повестей В. М. Шукшина.
Шукшиночень ловко переходит от «незатейливых» рассказов, повествующих о « случае изжизни» к синтетическому жанру повести-сказки. Материал для них он черпал изрусских народных сказок, песен, пословиц, былин, героико–патриотических песен,сказаний о богатырях и исторических событиях Древней Руси. В одной из своихстатей он говорил: « Не могу удержаться, поделюсь одной мыслью, котораяпоразила меня своей простой правдой. Вот она: только обыватель требует, чтобы вхудожественном произведении порок был наказан, добродетель восторжествовала,конец был счастливым...» 6.
Шукшинскиеповести-сказки совмещают в себе два литературных жанра – это повесть и сказка.
Повесть-это жанр, который занимает промежуточное положение между романом и рассказомили новеллой. В отличие от романа повесть избирает меньший по объёму материал,но воссоздаёт его более подробно, чем это сделал бы роман, с необычайнойрезкостью и яркостью высвечивает грани затрагиваемых проблем Повесть, какрассказ, сохраняет связь со стихией устного повествования, стремится вбуквальном смысле слова «поведать» о тех или иных событиях. Именно таковы « Тамвдали…», «Точка зрения» В.М. Шукшина. Но в целом у повести больше возможностей,чем у рассказа: она отражает и развитие характера героя, и то или иное(нравственное, социальное, экономическое) состояние среды, и историювзаимоотношений личности и общества. Как и другие прозаические жанры, повесть имеетсвоих фольклорных «предков». Прежде всего, это сказка и легенда, от которых онанаследует внимание к судьбам отдельных людей и в то же время к событиям, значительнымдля всего общества, совмещение разных временных пластов. Старинные значениятермина «повесть», среди которых и «весть о каком-то событии», и «описание», и«разговор», указывают на то, что этот жанр вбирает в себя бесчисленноемножество устных рассказов, запечатлевших события, виденные или пережитые самимрассказчиком.
Литературныйсловарь даёт следующие определения (Литературоведение от «А» до «Я» /Сост. В.И. Новиков, Е. А. Шкловский. 2-е изд.).
Сказка- один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.Самым распространенным типом сказки, который также характерен и для шукшинскихповестей-сказок является народная сказка.
Народнаясказка- вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержание и формыкоторого первоначально были связаны с мифами и, художественно преображенные,стали частью фольклорной прозы. Общепринято деление на сказки о животных,волшебные и бытовые, хотя такое деление условно (существуют ещё анекдотические,легендарные, басенные сказки). В сказках о животных всем персонажамприписываются свойства людей. На стадии отделения искусства от мифологиинеосознанное очеловечивание зверей, птиц и насекомых стало литературнымприёмом, а объектом изображения сделались по большей части люди и их отношения.У сказок о животных своя поэтика и стиль. Условность вымысла соответствует широтехудожественного обобщения. Поэтому мысль и образы многих сказочных историй озверях и птицах легко обращаются в пословицы и поговорки: «Не клади волкупальца в рот»- и поговорку: «Волка в пастухи поставили». С течением временисказки о животных становятся преимущественно детскими. Волшебная сказка в своихистоках восходит к приёмам магических обрядов, ко всей совокупности мифическихвзглядов на мир; таково представление о существовании подземного царства, иныхмиров и т.д. Тем не менее, совпадение многих чудесных мотивов с магическими обрядамине означает их тождества. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешнихсил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними, а свершениемагического обряда приучало человека к пассивному ожиданию. Тема самыхраспространённых сказочных сюжетов – судьба гонимых и униженных. За верность,доброту, бескорыстие беды таких героев сменяются благополучием. Этому обороту всудьбе герои обязаны вмешательству сверхъестественных сил, обретению волшебногопредмета, знанию, умению. Литературная сказка тесно связана с народной темой,сюжетом, мотивом, нередко и стилем. В творчестве писателей сказка обреласамостоятельность и художественную неповторимость, хотя и удержала в себе рядфольклорных особенностей: в жанровых приёмах, в трактовке чудес. Возникновениеавторских сказок ознаменовало высокий подъём профессиональной литературы и еёдвижение на пути народности и национальной самобытности. Это сказки А. С,Пушкина, Л. Н. Толстого, М.Е. Салтыкова- Щедрина.40
Исходяиз определений, можно сделать вывод: повесть-сказка – это жанр, которыйсовмещает в себе элементы повести, восходящие к литературным истокам, иэлементам сказок, которые берут начало в фольклоре. Вместе они составляютоснову повестей-сказок В. М. Шукшина.
Фольклорные истоки сказок-повестей.
Длярусских народных сказок характерны такие особенности как: зачин, усложнениесюжета, многособытийность, преобладание волшебных героев, использованиевыразительных средств языка, концовка.
Структураповестей-сказок Шукшина очень схожа с русскими народными сказками. У Шукшина,как и в народных сказках, так же есть зачин: Русская народная сказка«Окаменелое царство», начинается словами: «В некотором царстве, в некоторомгосударстве жил-был солдат…».
Так,и у Василия Шукшина повесть-сказка «Точка зрения» начинается со слов: « Внекотором царстве, в некотором государстве и т.д.»7
Впроизведении «Энергичные люди»: «Жили-были на свете Аристарх Петрович Кузькин,и жила-была жена его, Вера Сергеевна…»8. Так уже вначале мы узнаём, что естьнекая семья, в которой муж любит выпить, и повеселиться с друзьями: «Гостигуляли…», повесть начинается с характерных слов для русских народных сказок.
Итак,можно сделать вывод, что зачин характерен для русских народных сказок исказок-повестей В. М. Шукшина. Благодаря ему достигается: во-первых, условностьпроисходящих действий, во-вторых, он позволяет нам познакомиться с действующимиперсонажами сказки.
Второйособенностью, которая также характеризует повести-сказки Шукшина и русскиенародные сказки является усложнение сюжета.
Усложнениесюжета — черта, характерная для волшебной сказки. У героя появляется цель,которую он старается достичь. Но достижение цели идёт через ряд испытаний,которые и усложняют сюжетную линию. В русской народной сказке «НикитаКожемяка», перед богатырём стоит цель освободить землю русскую, от Змея.
Ау Шукшина, в повести-сказке «До Третьих петухов» Иван – главный герой сказки — должендоказать своё право на место в библиотеке, добыв справку у Мудреца, что онумный… Иван, подчиняясь чужой воле, отправляется за справкой. Впрочем, несовсем так. Не за справкой Шукшин отправил своего героя за тридевять земель, анабираться ума-разума, что подчеркнуто уже подзаголовком сказки. И отказомИвана от справки-формальности, липы, которую ему предлагают черти. Этим можнообъяснить, что шукшинскому Ивану-дураку в отличие от фольклорного не помогаютчудесные силы, он все препятствия должен одолеть сам. Иначе как ему набратьсяума-разума?
В«Энергичных людях», В. М. Шукшин, используя обычную житейскую ситуацию,постепенно подводит её к традиционному финалу – ссоре, в данном случае междумужем и женой. Вера Сергеевна пишет письмо прокуратору, обвиняя своего мужа иего друзей в спекуляции.
«Уважаемый товарищ прокурор!
Вто время, когда все наши люди занимаются производительностью труда, естьотдельные элементы, которые только хотят есть и пить. И занимаются этим каждыйдень. Вы меня спросите: на какие деньги? я вам отвечу: они занимаютсяспекуляцией…»9
Такимобразом, благодаря такому приёму, как усложнение сюжета, читатель узнаёт цельдействий главного героя, развитие действий которые в дальнейшём он будетнаблюдать.
Отличительнаячерта сюжета волшебной сказки – многособытийность. Герой должен пройти черезряд испытаний, которые по мере развития сюжета усложняются. Так, в русскойнародной сказке «Кощей Бессмертный», Иван Царевич для спасения своей материпреодолевает такие испытания, как: сдвигает камень с горы, ищет яйцо, убиваетКощея Бессмертного, наказывает братьев.
УШукшина, это особенность наиболее ярко проявляется в повести-сказке «До третьихпетухов».
Мывидим, что Иван встречает на своём пути «избушку на курьих ножках, а вокругкирпич, шифер, пиломатериалы всякие». Шукшин сразу сопрягает в сознаниичитателя условное, фантастическое и вполне современные бытовые реалии. Заповествованием о необычных злоключениях героя отчетливо проглядываютсяуродливые сцены сегодняшней жизни.
Визбушке ожидает Ивана и первое испытание-встреча с Горынычем. У Шукшина встречаИвана с Горынычем — это его первое отступление перед злой силой, первоеунижение, которое выпадает на пути «за справкой». «В душу как вроде удобрениесвалили,- грустно сказал он.- Вот же тяжко! Достанется мне эта справка…»10 Испытанноеунижение оборачивается новой силой взрыва, и Иван, не обращая внимания напредупреждение встреченного по пути Медведя, отправляется к чертям. Надосказать, что Иван так ни разу и не прислушивался к мудрому голосу Ильи Муромца,который сердцем чует его беду.
Вэтом также особенность шукшинской сказки, герой которой, должен сам до концапройти свой путь, чтобы понять, на что он способен.
Новстреча с чертями становится очередным поражением и унижением Ивана, которыйберёт «грех на душу»- учит чертей, как проникнуть в монастырь. «Он плясал иплакал. Плакал и плясал.
-Эх,справочка!.- воскликнул он зло и горько.- Дорого же ты мне достанешься! Уж такдорого, что и не скажешь, как дорого!...».11
Важноеместо в сказке занимает Мудрец-образ-гротеск. Мудрец-это определённыйсоциальный тип, паразитирующий на уважительном отношении к науке. Он «имеет»власть, не снившуюся никакому фантасту: Мудрец может «разрешить» вулкануизвергаться или считать «недействительным» любой факт.
Именномудрец оказывается той власть имущей силой, которая подводит теоретическую базупод действия чертей:
-Тут,очевидно, следует говорить не о моде,- заговорил старик важно и взволнованно,- ао возможном положительном влиянии крайне бессовских тенденций на некоторыеустоявшиеся нормы морали…12
-Конечно!-воскликнул черт, глядя на Мудреца влюбленными глазами.- Конечно, о возможномположительном влиянии…»13
Тщательнообдуманные мелочи поведения должны вроде бы говорить о капризной гениальности,о склонности к демонизму — высшей точки зла. Однако сквозь интеллектуальныйгрим отчетливо проступают черты мелкотравчатой суетливости:
«Мудрецбегал по кабинету. Он что называется, рвал и метал».
-Откуда?!Откуда?! Они это взяли?!- вопрошал он кого-то и поднимал руки кверху.-Откуда?!....14
Недаромте, кто стоит поближе к Мудрецу, не испытывают пред ним никакого священноготрепета. Чёрт ещё выказывает нарочитое почтение, но в компании молодыхлоботрясов, в которой развлекался Мудрец, его ни в грош не ставят. Здесьмудрец- не более как шут.
УШукшина его потуги развеселить Алку — Несмеяну и молодых «бычков», окружающихеё, говорят о мелкой подлости и пошлости.
Авторнизвергает с «пьедестала» Мудреца, раздевая его в прямом и переносном смысле,доводя повествование до злой гротесковой «точки»:
«С мудреца сняли пиджак, брюки… Сняли рубашку. Старичок предстал в нижнембелье.»15
-Этобезобразие!- кричал он.- Здесь же нет основания для юмора! Когда смешно? Смешно,когда намерения, цель и средства-все искажено! Когда налицо отклонение отнормы!...16
-Рукипрочь!- завопил старичок.- Идиоты! Придурки!.. Никакого представления, чтотакое смешно!.. Кретины!.. Лежебоки!..17
Акомпания обожравшихся «бычков» и «телок» имеет, надо полагать, претензиюсчитаться «элитой», «сливками общества». Молодые люди отчаянно звереют отскуки. И это не игра, которой соблазняются поначалу. Это действительно страшнаяскука, вызванная разъедающей душу пустотой.
-Мужички,-сказал один,- есть халтура! Кто хочет заработать
-Ну?А чего такое?- зашевелились монахи. — Чего надо-то?
-Увас там портреты висят… в несколько рядов…
-А?
-Ихнадо переписать: они устарели.
-Икого же заместо их писать?- тихо спросил самый старый монах.
-Нас.18
Мудрец,привел Ивана в компанию современных бездельников, что с его помощью развеселитьНесмеянушку. И когда ему это не удалось, он пустился «на очень и оченьпостыдный выверт — решил сделать Ивана посмешищем», т.е. решил унизить его.
Тутвпервые Иван выходит победителем и, пока молодые люди раздевают Мудреца впоисках «лишнего ребра», забирает печать.
-Этопримитив! Этот юмор каменного века! Всё глупо, начиная с ребра и кончая вашимстремлением…Ха-ха-ха!..19
Вродебы цель достигнута: добыта не справка даже, а знак власти Мудреца- печать. Носчастливым концом сказка не завершается. Шукшин отправляет своего Ивана вобратный путь, чтобы он прошёл той дорогой, по которой шагал к Мудрецу. Чтобынабраться ума-разума, Иван должен ещё увидеть и понять, что оставил он послесебя, безоглядно исполняя чужую волю –стремясь к справке. Когда Иванприближается к монастырю, то слышит разудалую песенку чертей.
ШукшинскийИван шёл и плакал — так горько было на душе. «Эх-а!- сокрушался Иван. И дажезаплакал.- Сколько же я на душу взял… За один-то поход. Как же мне тяжко!...»20
Ужене хорохорится, не ерничает, не вскидывается по-пустому Иван, а начинаетпонимать, что терпением ничего не изменить, не выстоять в борьбе с бесовскойсилой. Надо что-то делать!
Потрясённыйи мучительно переживающий своё унизительное пособничество чертям, Иван вновьоказывается перед избушкой Бабы Яги. Казалось бы, увиденное и пережитое должнопомочь Ивану легко одолеть последний этап на пути возвращения в библиотеку, ноне тут-то было.
ДочкаБабы Яги играючи спеленала Ивана, как «дите» и предала. Знать, и этот «опыт»был нужен, чтобы показать бессилие бесхитростного в столкновении с хитростью,интригой, предательством.
Итут впервые к Ивану приходит помощь в лице донского атамана — Соловья-разбойника.
«-Доигрался,сукин сын?- закричал он на Ивана.- Доигрался? Спеленали!»21
Атаманпобеждает змея Горыныча. Иван возвращается в библиотеку кругом виноватый,униженный, наплясавшийся и снова взрывается: «Нам бы не сидеть…. Нерассиживаться бы нам, Что же набрался Иван-дурак ума-разума и знает теперь, чтонадо делать? Пожалуй, ещё нет. Не случайно Илья Муромец спокойно говорит Ивану:«Вот и посиди и подумай».22
Такимобразом, такая особенность сказок, как многособытийность позволяет нам увидетьосновную сюжетную линию, которую проходит главный герой произведения.
Народныесказки построены на контрасте, в которых, мы знаем, что постояннопротивопоставляются добро и зло, истина и ложь. В русской народной сказке«Фролка-сидень», героями-антиподами являются главный герой сказки –Фролка-сидень, преследующий цель спасти похищенных царевен и его антипод Змий.
Ау Шукшина, в повести-сказке «Точка зрения», героями-антиподами, являются самигерои Оптимист, которого отличает бодрое и жизнерадостное мироощущение, онвидит только светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мирегосподствует положительное начало, добро. И Пессимист, который говорит, чтожизнь,- это мрак, а у человека нет будущего.
Точказрения пессимиста, которая была автором рассмотрена первой, уже с первых строкона вызывает определённый негатив:
«…Грязнаякомната, семейство Невесты, сама невеста, её Мать, Отец, и Дедушка сидят застолом, ужинают…
-Нуи жрать ты здоров, папаша!
-А?
-Кушаешь,говорю много, куда к черту!
Сприходом семейства Жениха, ситуация становится всё «жарче».
-Высвататься что ли, пришли?- нетерпеливо спросил Отец невесты.
-Свататься.
-Таки говорите, а то крутют тут…23
Вповести «Энергичные люди», противопоставляются друг другу главный герой повести–Аристарх Петрович Кузькин – спекулянт, «энергичный человек», считающий себянужным обществу:
-Ноу меня же – голова, и твой прокурор это знает. Прокурор знает, что обществодолжно жить полнокровной жизнью, моя голова здесь нужна, я здесь нужен, а неканавы рыть.
Иего жена – женщина, которая живёт по законам совести, и решившая сдать своегомужа прокурору:
-Тукуда?
-Туда…
-Кудаэто туда?- спросил Аристарх зло, сквозь зубы. – Куда это туда?
-Ударитьхочешь? – спросила Вера Сергеевна спокойно. –Ударь – получишь лишних тригода.24
Благодаряконтрасту, который присутствует во многих сказках, мы понимаем, какие героистоят на стороне добра, а какие на стороне зла.
Следующаяособенность, связывающая русские народные сказки и повести-сказки Шукшина – этоиспользование разговорной речи, просторечий, диалектных слов.
Врусских народных сказках наиболее часто наряду с разговорной речьюиспользовалось много просторечий таких как: «змий», «журят», «хошь», «ешо».
УШукшина, как писателя современного мира, просторечия исчерпали свою значимостьи были постепенно заменены диалектными словами: «любют», «шифонер», «этто», «ходют тут алкоголики какие-то», «давеча», «трепаться», « я квартирант ихний»(«повесть-сказка «Точка зрения»), но в то же время просторечия присутствуют вего произведениях, они добавляют диалогу между героями дополнительнуюожесточенность. Например, в повести-сказке «Точка зрения»
-Ашишак под носок не хочешь?- спросил Отец.
Раскрываяобразы героев Шукшин вносит в сказку-повесть определённую неясность, скрывая ихдействительные имена: «Гражданин», «Непонятно кто», «Мать жениха», «Отецжениха» и т.д. тем самым, подчеркивая то, что истины в пессимистическихвзглядах не существует.
Самажизнь персонажей наполнена неспокойностью, постоянной суетливостью.
-ТимошкаСоколов только буянит часто. Вот тут, через стенку, живёт. С топором бегает,стекла бьёт иногда.… А вчера, например, явился домой в состоянии зелёногоалкоголя. А семья,- ну, то есть родные и знакомые смотрели телевизор. Снялсапог с левой ноги и произвёл удар по телевизору.25
Отточки зрения Пессимиста автор плавно, по велению волшебной веточки переходит кточке зрения Оптимиста, у которого всё наоборот.
Ссамого начального момента, перед нами предстаёт картина мирного тихого ужина всемье Невесты, но он начинается уже не со спора, как было у Пессимиста, авежливого, спокойного разговора.
-Нуи любите вы покушать, папаша? – весело сказал мать невесты на ухо Деду.
-А?
-Аппетит,говорю у вас отличный!
— не жалуюсь, не жалуюсь…26
Современностьмыслей Шукшина так же проявляется в использовании им большого количестваиностранных слов. Так, с приходом семейства Жениха можно заметить такое жеспокойствие и взаимопонимание, этому как раз способствует употребление героямислов: «тенденциозный», « впал в противоречие», «бракоразводный процесс», «очетырёх компонентах», «экземпляры» и т.д., да и сами герои используют большелитературный, нежели разговорный язык.
-Мненравится ваша горячность, с какой вы отстаиваете свои убеждения.
Вовторой части появляется больше ясности, автор раскрывает имена действующихгероев, так женихом оказывается Андрей, отцом невесты — Николай Арсентьевич,матерью невесты – Анна Ивановна, дедом – Арсений Назарович.
Использованиеразговорной речи, диалектных слов, просторечий так же характерно и дляповести-сказки: «До Третьих петухов».
-Онже козёл… пойдём лучше потопчемся. А? Нет, ну он же козёл. Мы потопчемся,так? Потом пойдём в Владику… Я знаю, что он баран, но у него «Грюндик» — посидим…
Тюленьтоже придёт, потом этот будет…филин-то… Да я знаю, что они все козлы, но надо жекак-то расстрелять время! Ну, ну… слушаю…
Также, это видно когда Баба Яга обидела Ивана, а он в ответ на обиду кричит: « Аху-ху, не хо-хо, бабуленька?» Это реплика режет слух, она очень груба. 27
Такимобразом, благодаря использованию различных видов просторечий, разговорной речи,диалектных слов автор выделяет моменты, которые он считает наиболее яркими инужными в произведении. Но в то же время Василий Макарович показывает в своих сказкахсовременный мир, что и объясняет использование писателем иностранных слов.
Вомногих сказках есть волшебные герои, так в повести-сказке «До Третьих петухов»,такими героями являются во-первых сам главный герой произведения – Иван. УШукшина – это «низкий» герой устного народного творчества, который находится в«высшем» обществе. Во всех русских сказках Иван-дурак, третий сын, всегдаглупее остальных. Например, в сказке «Иван Быкович», Иван, самый младший изтрёх братьев, оказывается самым глупым, самым безответственным, когда старшийбрат пошёл на битву с Чудо-юдом, попросил он его следить за полотенцем, чтобыкровью не покрывалось оно, Иван же, забыв про просьбу, спокойно уснул, не думаяо брате.
Вовторых, это Медведь. В русской народной сказке, например: « Мужик и медведь»,мужик оказывается умнее лесного зверя, и когда медведь очередной раз приходит кмужику за его урожаем он отдаёт ему корешки: «Медведь бился, бился, ничего скорешками сделать не мог».
Шукшинже ставит человека — Ивана-дурака и медведя примерно на одну ступень развития.Медведь даже считает себя умнее Ивана.
-Эх,дитё ты, дитё!.. Чистое дитё, ей-богу.
Синым смыслом звучит ответ Ивана на предположение Медведя, что в цирке надоподнимать тяжести.
«-Тамнадо на задних лапах ходить,- сказал Иван
-Зачем?-не понял Медведь.
-Дачто же ты, не знаешь, что ли? Тех и кормят, кто на задних лапах умеет. Любаясобака знает…
Медведьзадумался. Долго молчал».28
В-третьих,это Илья Муромец — представитель русского фольклора, могучий богатырь,воплощающий в себе лучшие качества народа: любовь к родной земле, беззаветноемужество и стойкость. Главная задача, поставленная перед богатырём, это борьбаза независимость родной земли, за укрепление единства и могущества. Это можнопроследить в былине «Илья Муромец и Соловей- разбойник», в которой Ильясвергает разбойника с его «трона», тем самым освобождает землю русскую, отнечисти. Шукшинский Илья Муромец продолжает служить добру, помогаетИвану-дураку.
В-четвёртых, это Соловей-разбойник. В русских народных сказках, былинахсоловья-разбойника изображают в виде этакой гипертрофированной птицы смаленькими крылышками и густой черной бородой, сидящий на дереве и поражающийвсех своим свистом.
СидиСоловей-разбойник во сыром дубу,
СидиСоловей-разбойник Одихмантьев сын,
Ато свищет Соловей да по-соловьему,
Ёнкрычит, злодей-разбойник, по звериному
Иот него ли-то от посвисту соловьиго,
Иот него ли-то от покрику звериного, 29
УВасилия Макаровича, Соловей- разбойник – это положительный персонаж, пытавшийсяпомочь Ивану.
В-пятых, это Баба-Яга. В народной сказке Баба Яга обычно выступает в качествевраждебной человеку силы, реже — помощницы героя, так и в сказке «Баба Яга»,Яга выступает как отрицательный персонаж, хотевший съесть свою племянницу. УШукшина, Баба-Яга не потеряла своих основных качеств — служить силам зла.
В-шестых,это Змей Горыныч- неотъемлемый персонаж русских былин, он всегда считался, каквраг рода человеческого. Образ этот раскрыт в былинах «Добрыня иЗмей», «Алеша Попович и Тугарин», «Алеша Попович и ЗмейГорыныч». Например, в былине «Добрыня и Змей» Горыныч истреблял мужчин,посещал или похищал женщин. Главное свойство, кроме очевидной вредности длярусичей, это то, что Змей умел летать. Сначала отношения со Змеем оченьтрагичны, но потом былина даже насмехается над ним (Бумажные крылья чудиша, чтолетает в поднебесье размокнут, если попадет он под дождь). Потерял он силусвою, очень скоро потерял и стал безопасен и был убит новыми богатырями вгорах. Многоголовость у Змея очевидна, правда, только в сказках, чтоподтверждает его поведение в данной повести-сказке.
В-седьмых,это черти — самое страшное явление в шукшинской сказке. Они обводят вокругпальца не только Мудреца, но, главное, Ивана, который всегда в народномсознании умел противостоять своей чистотой и бесхитростностью ухищрениям злыхсил. Да и в литературной сказке Иван в борьбе с чертями оказываетсяпобедителем, будь то, например, пушкинский Балда или толстовский Иван-дурак,который необыкновенным своим трудолюбием побивает черта, это литературный истокповести «До третьих петухов».
В-восьмых, это Несмеяна, которая также относится к персонажам русской народнойсказки, например, сказка «Царевна Несмеяна», где она рисуется, как царскаядочь, которая «никогда не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце еёничему не радовалось». В этом проявляется сходство шукшинской и народнойсказок
Волшебныегерои так же есть и в повести-сказке «Точка зрения», этим героем является волшебниксо своей волшебной веточкой.
Вповести «Энергичные люди», волшебные герои отсутствуют.
Появлениеволшебных героев в произведениях Шукшина свидетельствует, во-первых, офольклорных основах его сказок-повестей, а во-вторых, является доказательствомактуальности сказок писателя в наши дни, так как Шукшин вводит сказочныхперсонажей в современную нашу действительность.
Большинствусказок присуща такая особенность, как троекратность. В русских народных сказкахобычно встречаются 3 брата, 3 стрелы, 3 царства. У Василия Шукшина вповести-сказке «Точка зрения» существует 3 точки зрения, 3 главных героя. Вповести-сказке «До третьих петухов», трижды Иван попадает в неприятности,трижды его спасают.
Видимо,здесь отразилось верование людей в магическое число 3.
Частохарактеристика времени и места действия может быть передана при помощивыражения::«Близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли…», которое вповествование вводят сказочники для того, чтобы сохранить «временноепространство» сказки и не загромождать сюжет ( т.е. указывается конкретноевремя и место, где происходят события), это проявляется в шукшинскойповести-сказке «Энергичные люди»: «Долго ли коротко пришли друзья Арсистарха…».
Вомногих сказках есть прозвища героев, в «До третьих петухов», Мудреца называют«дряхлым» стариком, Ивана – дураком, Лизку – девкой. В «Точке зрения», АрсенияНазарыча — дедом, Анну Ивановну — матерью Невесты, Андрея – Женихом невесты. В«Энергичных людях», Аристарх – вожак, жена Аристарха –Сергеевна.
Наиболеечасто употребляемым приёмом является использование устойчивых эпитетов. Врусских народных сказках эпитеты согласуются посредством просторечий,литературных слов: чугунная доска, богатырские доспехи, великая жажда. УШукшина сказочный и современный мир постоянно перекликаются, поэтому многиеэпитеты составлены посредством современных слов, которые так же используются ив разговорной речи. Так в повести-сказки «До третьих петухов» мы видим такиеэпитеты, как: канцелярский облик, талантливый парень, большая печка, русскийдух, глупая голова, изба хорошая, очи черные, и так далее.
Вповести-сказке «Точке зрения»: взъерошенный зять, свинцовые мерзости,волшебный мир и так далее.
Вповести «Энергичные люди»: хорошие деньги, волшебные песенки, деловое письмо итак далее.
Такимобразом, использование устойчивых эпитетов В. М. Шукшиным, добавили в егопроизведения некий колорит, окрашивающий ту или иную ситуацию в нужный цвет.
Врусских народных сказках часто используется гипербола. Например, в русскойнародной сказке: «О молодильных яблоках и живой воде» Иван-Царевич в десять летстал проситься у отца поездить по чужой стороне и, получив согласие, пошёлвыбирать лошадей в конюшне.
Иу Шукшина в «Точке зрения» Некто превращается в свирепого, разъярённого МалюткуСкуратова. В «До третьих петухов» Иван грозится устроить такой лангет, чтокому-то не поздоровиться.
-Ясчас такой лангет покажу!.. – взорвался от страха Иван. – Такой лангет устрою,что кое-кому тут не поздоровиться.
Ктрадиционным средствам волшебной сказки относится употребление: синонимов,антонимов. В русской народной сказке «Заколдованная королева»:
-Небросай меня, товарищ, друг, не покинь».30
В«Точке зрения»
-Выюрист?
-Ятак сказать антиюрист.- Я филолог….
В«Энергичных людях»: … «Курносый всерьез заплакал и замотал головой.
-Полянки…Простор…земля…»31
Использованиеразнообразных сравнений. В русской народной сказке «Белая уточка»:
-Плывиты, — говорит, белой уточкой!..32
-Чтожизнь- болото….
парныхобъединений слов: «… всё новые и новые комбинации отчаяния и грусти…» («Точказрения»).33
-Глядитена этого ангела!
-Прямоневеста… в свадебной марле. («Энергичные люди»)34
-Тытрус.
Аты – лодырь. Шулер. Развратник. Циник. («До третьих петухов»).35
Такимобразом, благодаря использованию таких выразительных средств языка как:сравнения, синонимы, антонимы, гиперболы, мы наблюдаем двойственность некоторыхгероев, их основные внешние и внутренние черты.
Завершаетсясказка обычно концовкой, которая, как и присказка, ограничивает сказку отреальной жизни и возвращения слушателей к действительности.
Русскиенародные сказки заканчиваются победой добра над злом.
Дляконцовки обычно характерны слова: «…на той свадьбе и я был, мёд пил, по усамтекло, во рту не было»,
Шукшинскиеповести-сказки имеют иную концовку.
Такв повести-сказке «До третьих петухов» счастливого финала явно нет. Отнюдь неторжествующим победителем возвращается Иван в библиотеку. А добытая печатьоплачена дорогой нравственной ценой!»
-Зачемже ты всю-то… печать-то? – жалко спросил Мудрец. – Давай, я тебе справку выдам.
-Ясам теперь буду выдавать справки. всем подряд. – Иван пошёл к двери. – Прощайте!36
Бесчинствуютв монастыре черти, рушатся устоявшиеся нормы морали, а среди них и те, которыевоплощал в себе герой русской сказки Иван-Дурак и сидящий с ним на одной полкеИлья Муромец- представитель русского фольклора, могучий богатырь, воплощающий всебе лучшие качества народа: любовь к родной земле, беззаветное мужество истойкость. Главная задача, поставленная перед богатырём, это борьба занезависимость родной земли, за укрепление единства и могущества. Это можнопроследить в былине «Илья Муромец и Соловей- разбойник», в которой Ильясвергает разбойника с его «трона», тем самым освобождает землю русскую, отнечисти. Шукшинский Илья Муромец продолжает служить добру, помогаетИвану-дураку.
ЕстьИвану, отчего задуматься. Но хочется всё-таки за Иваном воскликнуть: « Нам быне сидеть.…Не рассиживаться бы нам!»37
Несидеть, не рассиживаться, не ждать, пока «энергичные», мудрецы, хамы ипрочая….окончательно не заполнят наши души…
Шукшинговорил, что размышления героев его произведений имеют общественный смысл: вних заключен вопрос и о выборе своего места в жизни, который должен сделатькаждый человек, и о духовном содержании человеческого «я», а значит, и орастущих требованиях времени. У Василия Макаровича в сказках-повестях сказочныегерои действуют в реальной жизни, в частности показана жизнь 60-70-х годов ХХвека. Эти сказки актуальны и сейчас.
Вповести-сказке «Точка зрения». Исчезли волшебная палочка и волшебный лист светочки – и всё встало на свои места. Жизнь стала реальной, такой, какая онаесть.
-Даведь тут… как тут возразишь? – Отец Невесты засмеялся (нормально). – Кое- ктотут, надо полагать, раньше знаком. Что ж… просим к столу. Мы, правда, неготовились, но как-нибудь выйдем из положения.
— Прошу, дорогие гости, прошу, — сказала Мать Невесты.
-Э-э!– воскликнул Дед. – Так я ещё и на свадьбе погуляю.
Всезасмеялись и стали садиться за стол.38
Такимобразом, не принимая обе позиции (Оптимиста и Пессимиста), Шукшин доводит дочитателя совершенно иную точку зрения на существование человека в современноммире без волшебника, то есть с точки зрения нормальных людей.
Вповести «Энергичные люди». Несмотря на разные ловкие проделкидрузей-спекулянтов, справедливость всё-таки восторжествовала.
-Милиция,- сказал один.- Просьба всем оставаться на местах и предъявить документы.
Одиниз трех, в милицейской форме (двое были в штатском), прошёл в коридор, и увиделпокрышки.
-Вотони! – сказал он. – Даже не спрятали.
Застолом сидели тихо, неподвижно.
ТолькоПростой человек, повернувшись к зрительному залу, негромко, с искренниминтересом спросил:
— А кто же тогда, граждане?.. А? Кто капнул-то?39
Конецпроизведения, как и в любой сказке, показывает полное поражение сил зла (чтоявляется также этическим идеалом сказки), в данном случае поражение спекулянтови торжество справедливости.
Шукшинамногие считали писателем комическим, «шутейным», этаким «специалистом почудикам». Но с годами становились всё отчётливее поверхностность этогонаблюдения, как впрочем, и другого – о «благодушной бесконфликтности» произведенийШукшина.
Вдоброте Шукшин видел способность чистого сердца к добру, и считал это самымдорогим богатством: «Если мы в чём-нибудь сильны и по-настоящему умны, так этов добром поступке».
1.ЕмельяновЛ. Василий Шукшин: Очерк творчества. Монография.-Л.: Худож. лит., 1983.-152 с.;стр. 5;
2.Емельянов Л. Василий Шукшин: Очерк творчества. Монография.-Л.: Худож. лит.,1983.-152 с.; стр. 8;
3.ЕмельяновЛ. Василий Шукшин: Очерк творчества. Монография.-Л.: Худож. лит., 1983.-152с.; стр. 30;
4.Современнаярусская Советская литература, часть 2. Литературный процесс 50-80-х годов.- М.просвещение, 1987 -256 с.: стр. 15;
5.Современная русская Советская литература, часть 1. Литературный процесс 50-80-хгодов.- М. просвещение, 1987 -256 с.; стр. 17;
6.Повестии рассказы / сост., авт. вступ. ст. и примеч. А. Б. Есин.-М: Просвещение,1986.-91.: ил.; стр. 87;
7.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс,1998. – 800 с.; стр. 18;
8.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 78;
9.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс,1998. – 800 с.; стр. 93;
10.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 150;
11.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 138;
12.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс,1998. – 800 с.; стр. 148;
13.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс,1998. – 800 с.; стр. 146;
14.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 168;
15.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 143;
16.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 169;
17.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс,1998. – 800 с.; стр. 169;
18.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 156;
19.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 148;
20.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр167;
21.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.;
22.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 146;
23.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 78;
24.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 85;
25.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс,1998. – 800 с.; стр. 74;
26.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 86;
27.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 150;
28.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 167;
29.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 159;
30.Русскиенародные сказки от А до Я/ Составление, послесловие В.Г. Соколовского; Худож.С. Р. Ковалёв. – М.: 1993.- 208 с.: ил. стр.7;
31.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс,1998. – 800 с.; стр. 55;
32.Русскиенародные сказки от А до Я/ Составление, послесловие В.Г. Соколовского; Худож.С. Р. Ковалёв. – М.: 1993.- 208 с.: ил. стр. 17;
33.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.;; стр. 59;
34.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.;; стр. 98;
35.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс,1998. – 800 с.; стр. 178;
36.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс,1998. – 800 с.; стр. 164;
37.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 169;
38.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 183;
39.ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.; стр. 76;
40Литературоведениеот «А» до «Я» /Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. 2-е изд.- Пресс.
Заключение.
Цельюмоего исследования было показать, в чём основные сходства и различияповестей-сказок Шукшина и русских народных сказок, какие проблемы поднимаются впроизведениях Василия Шукшина и в чём нравственный потенциал его творчества.
Повести-сказкиВ. М. Шукшина начинаются, прежде всего, с его малой родины – деревни. Колорит,самобытность деревенской жизни и в первую очередь сам народ оставилинеизгладимый след в душе писателя, привили любовь к устному народномутворчеству, что и определило самобытность его таланта.
Проведённыйанализ русских народных сказок и сказок-повестей Шукшина показал, что характеристикаих основных элементов полностью совпадает (на примере повести-сказки: «Дотретьих петухов»). Так, в сказках устного народного творчества и шукшинскихсказках есть зачин, благодаря которому достигается условность происходящихдействий, так же он позволяет читателям познакомиться с действующимиперсонажами сказки: повесть-сказка «До третьих петухов» начинается со слов: «Внекотором царстве, в некотором государстве…» усложнение сюжета, благодаря этомуприёму мы узнаём цель действий главного героя: Иван- главный геройпроизведения, должен доказать своё место в библиотеке, добыв справку уМудреца…; многособытийность – особенность, которая позволяет нам увидетьосновную сюжетную линию: встреча Ивана с персонажами русской народной сказки напути за справкой; контрастность, позволяющая нам увидеть положительных иотрицательных героев: встреча Ивана с чертями, Мудрецом, Змеем Горынычем;использование волшебных героев: Иван-дурак, Медведь, Илья Муромец, ЗмейГорыныч, Баба-Яга, Соловей разбойник, Черти, Несмеяна; употребление устойчивыхэпитетов, подчеркивающие функциональную значимость пространства сказок:волшебные песенки, русский дух, большая печка, глупая голова, хорошая избы;использование разговорной речи, просторечий: «А ху-ху не хо-хо бабуленька?»;присловья: Мудрец – «дряхлый старик», Иван–дурак; традиционная концовка, схарактерным для неё поражением сил зла и торжеством добра (хотя в шукшинскихсказках бывает и трагичный конец): возвращение Ивана на место в библиотеку.
Нарядусо всеми сходствами повестей-сказок Шукшина и русских народных сказок, у нихсуществуют и отличия. Во-первых, повесть-сказка Шукшина –это авторская сказка,которая имеет ряд особенностей. Например, отношение к волшебству. В народныхсказках – это средство, которое вызывает мало эмоций. (Например: русскаянародная сказка: «Царевна — лягушка», эпизод превращение лягушки в царевну). Вавторских сказках на волшебство делается очень серьёзный акцент, герою,наделённому волшебством, придаётся одна из главных ролей (в повести-сказке «Дотретьих петухов» этим героем является Мудрец). Ярким примером этого также можетпослужить отношения к теме любви. Если в русской народной сказке «Иван Царевич»Иван едет спасать царевну на которой обещает жениться, хотя в глаза он её неразу не видел, то у Шукшина Жених (повесть-сказка «Точка – зрения») узнаёт своюНевесту в течение долгого времени, прежде, чем просить её руки, у будущихсвёкров.
ПроизведенияШукшина современны. Василий Макарович в своих сказках передает жизнь человекауже в современном мире. Его герои, это люди, которые рассуждают, живут, говорятпо нормам общества 60-х, 70-х годов. Им бы «шифером дом покрыть», а не заЦаревну выйти.
Непреходящаяценность творческого наследия Шукшина, тайна его новизны, останутсянеразгаданными ещё в течение долгого времени: «Рассказчик всю жизнь пишет одинбольшой роман. И оценивают его потом его потом, когда роман дописан и авторумер». — В.Шукшин.
Список литературы
ШукшинВ. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. –М. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. –800 с.
Русскиенародные сказки от А до Я/ Составление, послесловие В.Г. Соколовского; Худож.С. Р. Ковалёв. – М.: 1993.- 208 с.: ил.
ПушкинА. С. У лукоморья дуб зелёный: Сказки.-15-Изд-во., дораб. –М.: 1988 г. -399 с.:ил.
ЕмельяновЛ. Василий Шукшин: Очерк творчества. Монография.-Л.: Худож. лит., 1983.-152 с.
Современнаярусская Советская литература, часть 2. Литературный процесс 50-80-х годов.- М.просвещение, 1987 -256 с.
Литература,Справочные материалы, Книга для учащихся, Москва –М. Просвещение, 1988 г.