Фантастические образы в романе М. А. Булгакова«Мастер и Маргарита»
МихаилБулгаков — писатель с необычной судьбой: основная часть его литературногонаследия стала известна читающему миру только четверть века спустя после егосмерти. При этом последний его роман — «Мастер и Маргарита» — принесавтору мировую славу.
Намой взгляд, своеобразие романа «Мастер и Маргарита» заключается втом, что он требует от читателя выхода за пределы привычных эстетическихпредставлений и сведений. Иначе часть художественного смысла романа остаетсяневидимой, а некоторые его страницы могут показаться не более чем порождениемстранной фантазии автора.
Дьяволбыл нередким гостем на страницах литературы двадцатых годов, его сразу«узнавали» читатели. Внешнее сходство с Мефистофелем было подчеркнутои именем «Воланд», которое встречается в «Фаусте» как одноиз имен дьявола. Десятилетие спустя, во время авторских чтений, реакция былауже совсем иной. Изменился литературный и общественный фон, углубилась иусложнилась роль Во-ланда в завершенном романе, становившемся, как сознавал самавтор, итогом его драматической судьбы.
Слушателямивладело огромное напряжение, желание понять, «что бы это значило».Необходимо заметить, что Булгаков в своем романе достаточно точно описалнеузнавание Воланда всеми, кроме Мастера и Маргариты. Будто предвидя реакциючитателя, автор устами Мастера рассказал, что тот пробовал читать свой роман«кой-кому, но его и половины не понимают».
Первыеслушатели романа — современники автора — были чрезмерно сосредоточены наразгадывании Воланда, испуганы невольными ассоциациями, к которым вело ихвсемогущество героя в наказании одних и поощрении других персонажей романа.
Дляменя же «сатанизм» Воланда очевиден так же, как и божественностьИешуа. Но ведь из этого следует, что Воланд — герой отрицательный. Может быть,мое мнение ошибочно, но я считаю, что это не так. Я думаю, что человек обязанзнать свои недостатки, познать самого себя, увидеть в себе отрицательное, чтоочень трудно, так как зло способно скрыться в самых дальних уголкахподсознания, просто исчезнуть, едва показавшись, и даже иметь видимость добра.И в этом случае встреча с Волан-дом необходима. Он «вывернет» душу и«выметет» из нее наружу все то, о чем не подозревал. Да, это невсегда приятно, скорее, всегда неприятно. Это может привести человека вотчаяние и даже свести с ума, но это необходимо каждому из нас.
Создаваяфигуру Воланда, Булгаков опирался на устоявшуюся литературную традицию, котораясменила средневековые представления о дьяволе и злых демонах, иначесформировав, как писал В. М. Жирмунский, «загадочный и сложный,опоэтизированный и фантастический мир сверхъестественных существ…бессмертных, но открытых страстям и страданиям, а главное — не поддающихсяоднозначной оценке с точки зрения традиционных критериев добра и зла. Этисущества оказываются таинственным образом связанными с человеком: он можетвступать с ними в общение и даже подчинять своей воле, хотя бы на время».
Авторромана опирался на древнейшие книги, раскрывающие сущность добра и зла, —Ветхий завет, Талмуд и многие другие. Там он нашел, по-видимому, и такуюфункцию Воланда, которая приводит в недоумение сегодняшнего даже искушенногочитателя: почему именно Воланд выполняет волю Иешуа относительно судьбыМастера? А ведь в Ветхом завете Сатана еще не враг Бога и людей, как в Новомзавете, а земной администратор божественного правосудия, нечто вроде судебногоисполнителя.
Исследованияпоказывают, что здесь, как и в древневосточной книжности, место Сатаныопределяется нередко как место управителя мира, то есть вещей земных ивременных, в противоположность тому, кто ведает вечным и духовным. Итак,подводя итог сказанному, хочу заметить, что Воланд — фантастический персонаж.Но когда нам необходима встреча с ним, мы всегда найдем его в себе. И он всегдаподскажет, за какое дело, сотворенное нами, мы обязаны нести ответственность,чтобы это зло не росло, не множилось, не превратилось в глобальную катастрофу.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru