Убийцы мнимые и истинные в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Какимбыть человеку? Обречен ли он вечно на мучительное раздвоение, на духовное ижитейское прозябание, или в силах преодолеть все и стать победителем? Многиегерои Достоевского пытаются решить эту проблему, стремясь вырваться изпротиворечивого круговорота жизни. Бунтует и Родион Раскольников. Нищенскоесуществование его самого, сестры и матери, трагичные судьбы других людей,живущих рядом, зарождают в душе Раскольникова желание восстановитьсправедливость. Протестуя против унизительного положения, он вступает вединоборство со злом. Этот социальный конфликт лежит в основе развивающихсясобытий в романе. Метания Раскольникова, трагизм его бунта отражают душевныйкризис, поразивший многих молодых людей, разочаровавшихся в реформе 1861 года.Социальный характер романа обусловлен идейными противоречиями эпохи. Одна изформ протеста молодежи в этот период — взрыв индивидуализма, утверждающегоправо сильной личности. Общество, развращенное властью денег, создает почву для“прорастания” таких идей.
Ксвоей теории Раскольников подходит постепенно. Сначала его мучает неосознаннаяидея. Его душу сверлит “ужасный, дикий и фантастический вопрос”, он гонит издому, лишает покоя. И, как нарочно, убегая из дома, он в трактире подслушиваетразговор, в котором обозначено четко словами все то, что он так боялсяпроизнести вслух. “Убить старуху. Решить раз и навсегда. Лишить жизниотвратительную ростовщицу, чтобы помочь многим другим”. Эта мысль пугает егосвоей чудовищностью. Хотя он давно идет к ней, окончательное решение принимаетпосле письма матери. Бедственное положение матери, желание сестры облегчить егоучасть любой ценой, терзают его невыносимо. Более всего невыносимаРаскольникову жертва сестры, ему стыдно ее принять. Так впервые появляется ещенезримый, но уже влияющий на события Лужин.
Свидригайловпоявляется перед Родионом в трудный для него момент. Раскольников, измученныйдопросом, видит страшный сон, в котором убивает старуху, а она все смеется.Комната наполняется людьми. И как продолжение сна — появление Свидригайлова.Сон оказывается пророческим. Свидригайлов знает тайну Раскольникова. “Мысойдемся,— говорит ему Свидригайлов.— Увидите, что со мной можно еще жить...”Свидригайлов удивительно хладнокровно принимает убийство, совершенноеРас-кольниковым. Оно понятно ему, оно в рамках того права, по которому живетСвидригайлов. Это преступление формально уравновешивает их. Раскольникова тянетк Свид-ригайлову, это тот человек, который спокойно воплощает теорию,выстроенную Родионом, в жизнь.
Носвобода от нравственной ответственности приводит Свидригайлова копустошенности. И как итог ее — самоубийство. Появление Свидригайлова рядом сРодионом, трактовка им теории Раскольникова с доказательством своих примеровснижает пафос бунта бедного студента.
ПоступкиСвидригайлова, споры с ним приводят Раскольникова в еще большее смятение. Егоуверенность колеблется, его терзает та отчужденность, которая возникла междуним и людьми, ради которых он совершил преступление. Прозревая постепенно,Родион терзает себя психоанализом. Он укоряет себя за то, что, поправ мораль,остался в плену у этики. А вот другой его двойник, Лужин, расчетливый делец ициник, отбрасывает этику полностью. Лужин откровенно эгоистичен: “Возлюбипрежде всего одного себя”. Он легко перешагивает через нравственность другихлюдей, нисколько не задумываясь над тем, что их оскорбляет. Он свободен в своеминдивидуализме. Все его поступки служат личным целям. Как это сказывается надушевном покое других, Лужина не беспокоит. Он подавляет и унижает Дунечку, незамечая этого, жестоко оскорбляет Соню. Подавление слабых — вот итог теорииРаскольникова. Омерзительная фигура Лужина окончательно опошляет идеюРаскольникова.
Раскольниковне выдержал испытания. Его наказание — это его спасение. Раскольников на порогенравственного возрождения. Побеждает высокий смысл человеческой жизни — ” житьдля других. Этот смысл недоступен ни Свидригайловым, ни Лужиным.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/