Реферат по предмету "Прочее"


Историко-культурная среда как среда памяти и объект управления

Министерство культуры Российской Федерации Пермский государственный институт искусства и культуры Факультет культурологии Кафедра социально-культурной деятельности Историко-культурная среда как среда памяти и объект управления контрольная работа по курсу Праздники и обряды Выполнила Полеснова Галина Ивановна, студентка Ш курса, группа ЗМК-31а. Преподаватель Мельникова Надежда


Сергеевна. Пермь 2003 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. I. Историко-культурная среда как среда памяти 4 Определение историко-культурной среды 4 Традиции XIX века 5 Благотворительность и меценатство 5 Абрамцево историко-культурный комплекс 8 Активная роль историко-культурной среды 11 Современность. 14 Важнейшие элементы формирования историко-культурной среды 14


Музеи II. Историко-культурная среда как объект управления 22 Социально-культурная деятельность как процесс управления историко-культурной средой 22 Функции менеджера в социально-культурной деятельности 24 Профессиональное мастерство менеджера культуры 25 Заключение. 29 Список использованных источников. 30 Введение.


Сложный и противоречивый процесс становления и развития культуры неотделим от учета закономерностей развития общества и личности. В прошлом каждый новорожденный заставал определенную структуру ценностей, которая не менялась столетия, регулируя ориентации многих поколений. На грани XX и XXI вв. на протяжении одной жизни чередуется несколько культурных эпох, и это обязывает формировать у человека способность воспринимать динамику времени, эффективно адаптироваться к определенной


культурной среде. Широкое распространение псевдокультуры, культа насилия, вседозволенности, свободы от нравственных установок общества, приводит к утрате веками сложившихся нравственных норм и ценностей, потере национального самосознания и бездуховности молодого поколения. История края, уходящая в глубь веков, рассказ о многих поколениях сограждан, живших до нас и переживших и радости, и невзгоды, гордость за выдающихся земляков - все это способно вселить уверенность, возбудить


патриотические чувства и помочь преодолеть невзгоды. Решая проблему передачи подрастающему поколению культурного наследия и воссоздания культурно-исторической среды, следует четко понимать, что эта среда не только сохраняет прошлое, но и динамично развивается, то есть, требует определенного воздействия, управления. Эту проблему я и постараюсь осветить в своей работе.


I. Историко-культурная среда как среда памяти Определение историко-культурной среды История России наполнена множеством разнообразных действующих лиц, проявивших себя в делах государственного управления, в военных баталиях, на ниве общественного служения, в областях культурного созидания. Пытаясь объяснить сложные проблемы современности, мы вглядываемся в даль веков, чтобы понять начала социальных процессов сегодняшнего дня. Там можно различить массу неизвестных и забытых фактов и явлений,


придавших истории яркость и самобытность.3, с. 186 Увидеть прошлое России в его истинном свете, составить убедительный портрет жизни российского общества невозможно без понимания нравственной атмосферы его, без учета того, как формировались и воспринимались в общественном сознании категории хорошо и плохо, добро и зло. Эти категории передаются через памятники истории и культуры, творческий дух народа, проявляющийся в


его обычаях, традициях, обрядах, предметах быта, сохранившихся до наших дней, через литературу и искусство. История сохраняется в предметах материального и явлениях духовного мира. Роль сохранения истории выполняют музеи и архивы, изустные народные предания и легенды. Но сохранение это еще не все. Трансляция культурной традиции, связь поколений, взаимодействие прошлого и настоящего вот что особенно важно. Здесь большое значение имеют установки общества, его способность


создать такие социальные отношения и институты, которые бы успешно передавали духовные ценности, исторический опыт значимые составляющие менталитета, от поколения к поколению. Все это вместе и составляет среду обитания личности, воздействует на ее формирование и развитие, создает ценностные ориентации человека. Таким образом, историко-культурная среда это совокупность социальных институтов и социальных установок общества, создающая условия для сохранения истории и культуры данного


общества и трансляции их последующим поколениям. Попробуем рассмотреть, как происходило формирование историко-культурной среды и ее сохранение в XIX веке и в настоящее время. Традиции XIX века Благотворительность и меценатство В XVIII первой половине XIX века в Петербурге и Москве было создано несколько крупных учреждений общественно-культурного назначения. Их появление связано с именами аристократических фамилий


Шереметевых, Голицыных, Демидовых, Румянцевых и других3, с 184. Начало XIX в. отмечено благотворительными делами представителей просвещенного дворянства. Лечебницы, созданные в то время, действуют до сих пор. Так, в 1802 г. на средства князя Д.М. Голицына в Москве была построена 1 Градская больница на несколько десятков коек в 1803 г. был открыт


Сранноприимный дом графа Н.П. Шереметева, включавший больницу и богадельню ныне Институт скорой помощи им. Н.В. Склифософского.3, с. 185. Крупнейшие общественные начинания осуществили в это время лишь несколько дворян, занятых предпринимательством. Например, в 1897 г. горнозаводчик и железнодорожный делец П.Г. фон Дервиз выделил 400 тыс. рублей для строительства детской больницы им.


Святого Владимира в настоящее время городская клиническая больница им. И.В. Русакова. Владелец известных стекольных заводов Ю.С. Нечаев-Мальцев ассигновал более 2 млн. рублей на создание Музея изящных искусств, открытого в 1912 году ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Крупные культурные центры создавались иногда и самими


монархами, на их личные средства. В рассматриваемый период по инициативе Александра Ш был учрежден Императорский Русский музей, открывшийся в 1898 году3, с. 186. По инициативе действительно просвещенных и по настоящему образованных дарителей, преисполненных любви к России и ее историческим традициям, развивались отрасли отечественной науки, формировались художественно-эстетические центры, открывались уникальные галереи и музеи, получали заслуженное признание у российской


интеллигенции театры, в которых впоследствии осуществлялась реформа всего театрального дела. Братья Третьяковы создали Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых, для его воспитанников был куплен большой дом с садом. Павел Михайлович состоял почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы на все просветительские начинания. Он принимал участие в благотворительных пожертвованиях в помощь семьям погибших


солдат во время Крымской и Русско-турецкой войн. Стипендии П.М. Третьякова были установлены в коммерческих училищах Московском и Александровском. Сергей Михайлович много работал по городскому самоуправлению, был городским головой. Павел Михайлович целиком отдал себя собиранию картин, тратил огромные деньги на создание своей галереи.4 Идею создать общественное хранилище искусств до


П.М. Третьякова не высказывал никто из его современников, хотя частные коллекционеры, такие как Ф.И. Прянишников, К.Т. Солдатенков, И.Е. Цветков, И.П. Свешников, Д.П. Боткин, В.А. Кокорев существовали и до собирательства Третьякова. Галерея была открыта для посетителей, плата за вход не взималась. Это один из самых скромных показателей бескорыстия


Третьякова в создании галереи. В 1893 году Павел Михайлович отказался от дворянства, которое хотел даровать ему царь. В 1993 году собиратель передает галерею в дар Московской городской думе. Только за 20 лет, с 1892 по 1912 год Бахрушины пожертвовали почти 4 млн. рублей на медицинские и просветительские учреждения5. Особо следует сказать, что Бахрушины не только строили такие заведения, но и содержали их на свои средства,


и обеспечивали их на будущее, когда устроителей уже не будет. В 1882 году - городская больница для хронических больных, при ней в 1890 году был устроен дом призрения для неизлечимо больных, в то время - единственное заведение такого рода. В 1895 году в городскую казну были перечислены 600 тыс. рублей на приют для беспризорных детей Дом для престарелых артистов. В 1898 году Бахрушины передали


Москве Дом бесплатных квартир для вдов, на который в общей сложности было пожертвовано 1 млн. 250 тыс. рублей.9 В 1912 году в доме было 456 квартир, в них проживали 631 взрослый и 1378 детей. При этом огромном доме действовали бесплатная столовая, два детских сада, начальное училище, ремесленное училище для мальчиков и профессиональная школа для девочек. На первом этаже размещалось общежитие на 160 курсисток.


В Зарайске была богадельня имени Бахрушиных.4 Известные коллекционеры были Алексей Петрович и Алексей Александрович. Первый собирал русскую старину, главным образом, книги. Его библиотека по духовному его завещанию перешла Румянцевскому музею, а фарфор и старинные вещи Историческому, где были две залы его имени. С именем Алексея Александровича Бахрушина связано создание


Театрального музея в Москве. Музей был основан в 1894 году. Театральный музей, созданный миллионером-меценатом, был единственным в мире музеем такого рода. Уникальным остается он и сегодня. В 1909 году Бахрушин писал в адрес Российской Академии наук Имея в виду, что такое собрание, какое представляет в настоящее время мой Литературно-театральный музей должно быть доступным всему русскому образованному обществу, я не считаю


возможным оставлять свой музей в своем единоличном пользовании и нахожу, что он должен составлять государственное достояние.9 1 февраля 1919 года Театральный музей был передан в ведение Народного комиссариата просвещения. А.А. Бахрушин был назначен пожизненно директором музея, и за музеем оставлено его имя.1 Имя Саввы Тимофеевича Морозова напрямую связано с Московским Художественным театром.1 Осенью 1901 года


Савва Тимофеевич разработал проект устава паевого Товарищества Художественного театра с капиталом в 50 тысяч рублей. 16 человек вошли в товарищество, в том числе сам Морозов, Станиславский, Немирович-Данченко, ведущие артисты театра М. Чехов, Симов, Стахович. Савва Тимофеевич внес 15 тысяч рублей и открыл кредит большинству пайщиков


на три года под векселя в счет будущих прибылей. На перестройку Лианозовского дома в Камергерском переулке под театр Морозов израсходовал сумму в 300 тысяч рублей, а ведь архитектор Ф.О. Шехтель не взял за проект перестройки ни копейки.11 Общие же расходы Морозова на Художественный театр составили, по подсчетам


А.Н. Боханова, примерно 500 тысяч рублей.3 Московскому Художественному театру суждено было сыграть выдающуюся роль в истории не только отечественной культуры. Театральная система К.С. Станиславского создавалась в МХТ. Давно уже стали легендарными имена М. Чехова, В. Качалова, Е. Вахтангова, Н. Хмелева, М. Яншина,


А Грибова, А. Тарасовой, М. Прудкина, С. Гиацинтовой, А. Коонен, А. Степановой, Б. Ливанова, И. Москвина, М. Тарханова, А. Дикого, Л. Леонидова, О. Андровской, Н. Баталова, Б. Добронравова, О. Книппер составлявших уникальный художественный коллектив МХТ. Можно сказать, что традиции сбережения и передачи достижений прошлого и создания благоприятных


социальных условий и воспитания юного поколения были заботой купечества самого обеспеченного и социально активного класса России того времени. Абрамцево историко-культурный комплекс Знаменитое Абрамцево тесно связано с именем Саввы Ивановича Мамонтова и жены его, Елизаветы Григорьевны, урожденной Сапожковой. Это одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства.


Имение, расположенное в 12 верстах от Троице-Сергиевой лавры, на берегу живописной речки Воры, было куплено Мамонтовым в 1870 году у С.С. Аксаковой. В новых руках оно возродилось и скоро стало одним из самых культурных уголков России.1 В 1870-х годах к северо-западу от усадьбы создается культурный поселок, построена лечебница для крестьян округи. В 1874 году в Абрамцеве открылась школа для крестьянских детей, при школе


Елизавета Григорьевна создала учебную столярную мастерскую, которая в будущем стала самостоятельным художественным предприятием. В течение всех лет Абрамцево было своеобразной художественной мастерской. Именно здесь были созданы И. Е. Репиным портреты Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны, пейзаж Абрамцево, Мостик через овраг, Портрет дочери Веры с букетом, эскизы к


Запорожцам, Не ждали, Арест пропагандиста, многочисленные пейзажи, портреты, жанровые произведения маслом, сотни карандашных рисунков. Н.В. Неврев написал в Абрамцеве Самозванец и Ксения, Василиса Мелентьевна, портреты кормилицы Мамонтовых, садовника. Одним из первых в Абрамцево к Мамонтовым приехал художник В.Д. Поленов. Он написал здесь множество этюдов


Верхний пруд в Абрамцеве, Березовая аллея в парке, Речка Воря, много рисунков. А В.М. Васнецов создает здесь такие работы как После побоища Игоря Святославича с половцами, Бой скифов со славянами, Ковер-самолет, Три царевны подземного царства, Пруд в Ахтырке Аленушкин. Здесь писались этюды для Аленушки


Пруд в Затишье, У опушки, Осока, Пенек и купавки. Здесь осенью 1887 года В.А. Серов создает Девочку с персиками - картину, открывающую новую эпоху в отечественной живописи.1 Проект флигеля московского дома по Садово-Спасской Мамонтов заказывает Врубелю. В 1896 году по его заказу художник выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде Микула Селянинович и


Принцесса Греза. Сказочная национальная тематика нашла у Врубеля воплощение и во многих вариантах каминов и печей, скульптурах на сюжеты опер Садко и Снегурочка. В результате историко-искусствоведческих поисков в мае 1885 года в Абрамцеве был открыт первый в России Музей русского народного искусства.1 В Абрамцевской столярно-резной мастерской создавались образцы народной мебели.


Е.Д. Поленова выполнила свыше 100 проектов разных художественных изделий. К забытому искусству обратились теперь Врубель, Головин, Малютин, Билибин, Коровин, Бенуа. По типу Абрамцевской стали возникать повсюду частные и земские народные мастерские и школы. Сегодня недалеко от усадьбы работает Хотьковская фабрика художественных изделий, продолжая добрые традиции


Абрамцева. Открыта была в Абрамцеве и керамическая мастерская, которой более десяти лет руководил М.А. Врубель. В ней работали Остроухов, Поленовы, Левитан. Врубель выполнил в мастерской более 150 работ, сюжеты которых были найдены в русских народных сказках, мифах и легендах. В 1990 году в Париже, на Всемирной художественной выставке они получили золотую медаль по отделу прикладного искусства. С 1885 года начинается новая эра отечественного оперного театра, замысел


которого вынашивался и созревал в том же Абрамцеве. В течение немногих лет Мамонтов показал москвичам и позднее петербургской публике почти все неизвестные Москве оперы Римского-Корсакова, Мусоргского, позже все оперы Чайковского, в том числе не имевшие успеха на сцене императорского театра Орлеанскую деву, Мазепу, Чародейку. Именно из Частной оперы вышли на широкую дорогу такие замечательные


певцы как Ф. Шаляпин, В. Петрова-Званцева, Н. Салина, Н. Забела-Врубель, Е. Цветкова, А. Секар-Рожанский, Н. Шевелев и многие другие вокалисты, с большим успехом выступавшие в дальнейшем на столичных сценах.1 Талант братьев Васнецовых, Врубеля, Коровина, Левитана, Малютина Поленова, Серова проявился в полной мере в театральных постановках, придал им невиданную ранее


яркость и выразительность2. С Частной оперой Мамонтова работали С. Рахманинов, М. Ипполитов-Иванов, Вас. Калинников, Даргомыжский и названные уже Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский. Абрамцево - самый яркий пример создания историко-культурной среды у нас в России во всем ее многообразии, где не только не забыто прошлое, но и учтено его влияние на современников,


на формирование их мировосприятия, участие человека в достижениях прошлого и продолжение его в будущее. Активная роль историко-культурной среды Впоследствии эту же идею воплотила в своем Талашкине Мария Клавдиевна Тенишева. Талашкино также является крупным художественным центром России. С этим центром связано начало смоленского музея, здесь была собрана одна из лучших коллекций русского народного искусства. В Талашкине художники создали немало значительных произведений.


Здесь существовал свой театр, был организован балалаечный оркестр, здесь И.Ф. Стравинский начинал работу над балетом Весна священная.1 Созидательницей и собирательницей назвал Тенишеву Рерих. Музею императора Александра Ш ныне Государственный Русский музей в 1898 году Тенишева подарила большую коллекцию акварелей русских художников.


Родному Смоленску передала в дар созданный ею музей Русская старина с уникальной коллекцией русских древностей. Из собранной ею богатой коллекции эмалей пожертвовала часть Музею Общества поощрения художеств, Музею Общества школы Штиглица, Музею Московского археологического института.


Она представляла русское искусство на всемирной выставке в Париже, в 1900 году субсидировала издание журнала Мир искусства вместе с С.И. Мамонтовым, материально поддерживала творческую деятельность А. Бенуа, С. Дягилева и других.1 В конце 90-х годов Мария Клавдиевна приступила к созданию в Талашкине учебных художественных мастерских столярной, резьбы


и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамической, окраски тканей и вышивания.1 Драпировки на окна и двери, обивка для мебели, сделанной в столярной мастерской, скатерти, полотенца, дорожки, отделки для платья таков далеко не полный перечень изделий, выходивших из талашкинских мастерских. В резной, столярной, керамической и вышивальной мастерских за пять лет их существования было изготовлено большое количество всевозможных бытовых предметов, начиная с гарнитуров мебели и кончая детскими игрушками.


Для сбыта этой продукции в Москве открыли магазин Родник. Сергей Васильевич Малютин создает знаменитый Теремок во Фленове, По его проекту Тенишева построила в Смоленске здание музея Русская старина.1 Коллекция Тенишевой оценивалась в несколько миллионов русских рублей, еще до первой мировой войны, когда рубль


был одной из самых надежных валют в мире. Музей Русская старина открылся в 1905 году, а в 1911 году княгиня М.К. Тенишева подарила свой музей вместе с домом Смоленскому отделению Московского Археологического института.9 Коллекция давала возможность проследить тенденции в развитии отечественного народного искусства. Например, набойные доски были собраны с самых ранних


XVII века, причем с разнообразием сюжетов и композиций. Всего же было собрано до 8000 названий уникальных старинных предметов, отражающих историю, культуру, быт и искусство русского народа образцы народной резьбы и росписи по дереву, народные музыкальные инструменты, чеканные медные, серебряные, позолоченные братины XVII века с богатым и разнообразным животным и растительным орнаментом, медные стенные подсвечники,


всевозможная глиняная утварь, коллекция рельефных изразцов с росписью XVI, XVII, XVIII вв гжельская керамика, изделия из хрусталя, крестьянская одежда, старинные украшения, богатое собрание икон древнего русского письма, старинные церковные облачения, покровы, кресты, церковная утварь.1 История Талашкина может служить одним из доказательств влияния общего творческого настроя на деятельность людей, то есть воздействия существующей историко-культурной традиции на ее продолжение


и развитие. Такими примерами могут быть и Третьяковская галерея, и Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Частная опера С.И. Зимина и Московский кустарный музей, Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Алексеевская, Солодовниковская, Солдатенковская, Бахрушинская больницы приюты и дома бесплатных квартир


Боевых, Ермаковых, Солодовниковых, Хлудовых, Мазуриных, Горбовых, Рукавишниковых, Бахрушиных, Шелапутинская и Медведниковская Гимназии, Капцовское училище, Александровское и Набилковское коммерческие училища, Коммерческий институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых и т.д.11 Современность.


Важнейшие элементы формирования историко-культурной среды выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы самодеятельное любительское художественное


творчество музейное дело и коллекционирование книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области научные исследования культуры международные культурные обмены производство материалов, оборудования


и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности. 8 Эти направления прописаны в принятых в 1992 году Основах законодательства РФ о культуре ст. 3. Как они реализуются практически, рассмотрим на примере музеев нашей страны. Мне кажется. они имеют существенное значение в формировании историко культурной


среды, так как выполняют именно двойную роль сохранение истории и культуры в материальных объектах и передача информации о них новым поколениям. Музеи Средоточием взаимосвязи истории и культуры можно назвать музеи наших столиц. Там сохраняется утварь, предметы обихода, одежда, предметы культа сами по себе бесценные и несущие грандиозную смысловую нагрузку. Эстетическое значение собраний вообще не поддается никакой оценке. Государственный русский музей, сокровища Кремля,


Эрмитаж, Третьяковская галерея это национальное богатство нашей Родины. Осознание человеком посредством музейных коллекций своих исторических корней возникает ненавязчиво и прочно. Мне кажется, что воспитание патриотизма, эстетического вкуса, чувства единства с миром и своим народом без музеев невозможно.7 Современный мир обладает огромным потенциалом культуры, однако вследствие неразвитости социальных механизмов вовлечения людей в мир прекрасного, явного недостатка эффективных


методик формирования умений и навыков жить по законам красоты, у многих людей и, в первую очередь, молодежи, не выработаны соответствующие ориентации и потребности следовать ценным национально-культурным традициям. Значительная часть учащихся, даже в таких культурных центрах, как Санкт-Петербург, практически не посещают музеи, многие из тех, кого приводят туда учителя, должным образом не воспринимают музейную информацию, поскольку интеллектуально и психологически к этому не готовы.


Исследования ведущих специалистов музея Исаакиевский собор, выявили некоторые пути решения проблемы. Исследования, отличающиеся активной практической направленностью, обобщили опыт становления и развития историко-мемориальных музеев, эффективного функционирования Государственного музея-памятника Исаакиевский собор как единого историко-мемориального, архитектурно-художественного и научно-просветительского комплекса, как социально значимого центра духовной жизни


Санкт-Петербурга и всей России.5 Уникальные историко-мемориальные и архитектурно-художественные ценности, которыми обладает музей-комплекс, позволили создать палитру богатейших экспозиций, отражающих этапные события отечественной истории, раскрывающих становление и развитие православного культового искусства, демонстрирующих творения выдающихся мастеров российской культуры. В среднем эти экспозиции ежегодно посещают два и более миллионов человек.


Экспозиция это не самоцель, а лишь средство познания отечественной истории, усвоения ценностей мировой и национальной культуры. За архитектурным обликом Исаакия и Спаса на крови, за каждой иконой, скульптурой, иным произведением искусства, представленным в экспозиции, за всем внутренним убранством этих храмов тысяча лет российского православия, многовековая история России, достижения культуры населяющих ее многих народов, знаменательные события, сфокусированные в


геральдике, праздниках, обычаях, традициях. Именно это составляет, образно говоря, идеологию музея, его концептуальную позицию, его сверхзадачу. Особый статус мемориального музея и его реальная роль в историко-культурном просвещении и нравственно-эстетическом воспитании всех без исключения групп населения предопределяет необходимость создания широкой сети таких социально-культурных центров в других регионах Российской Федерации, где веками создавались выдающиеся творения архитектуры, живописи, скульптуры,


мозаики, включения их в единую отечественную и мировую информационную систему, в компьютерную сеть, другие средства хранения и распространения ценностей истории и культуры. В настоящее время существенно возрастает значение музеев, их культурно-просветительной деятельности в процессе формирования новых общественно-ценных ориентаций. .5 Значительно возрастает роль культурно-просветительной деятельности, объединяющей интересы самого музея


как достаточно замкнутой материально-информационной системы и общества в целом, без удовлетворения культурных и духовных потребностей которого существование музея бессмысленно. Учитывая это, представляется целесообразным формирование административно оформленных структур, координирующих именно культурно-просветительную работу музеев и способствующих решению возникающих при этом проблем. Важным итогом работы комплекса стала социально-педагогическая концепция обеспечения эффективности историко-


культурного просвещения. Она основана на эффекте единства информационно-логического и эмоционально-образного, достигаемого в процессе вовлечения человека в мир культуры посредством воздействия музейной экспозиции, мастерства повествователя-рассказчика, информационно-коммуникативного потенциала экскурсионного обслуживания, уникальной нравственно-психологической атмосферы высокой духовности и сопричастности к величайшим ценностям человечества. Работу комплекса Исаакиевский собор также можно считать примером всестороннего подхода


к культурному наследию прошлого, примером формирования историко-культурной среды уже в наше время. Главная цель музейной деятельности сохранение памятников эпохи, личности, местности, науки и техники, различных видов искусства и донесение их до современников. Музеи устремлены из прошлого в будущее. Характерная черта современного состояния музейного мира - максимальное расширение спектра объектов наследия, являющихся потенциальными музейными объектами.


Да и само понятие наследие претерпело в последние десятилетия XX века значительные изменения.10 Мы привыкли к подразделению наследия на движимое и недвижимое. Однако, как только наряду с этими двумя типами памятников возникают в качестве объектов музейного интереса ландшафты, среда, нематериальные элементы наследия, выделение двух названных типов перестает объяснять все возможное разнообразие существующих музейных учреждений.


В эту схему невозможно вписать экомузеи, доминантным компонентом которых не являются ни коллекции, ни ансамбли недвижимых памятников, или музей-заповедник крестьянской песни в с. Катарач Свердловской области, провозгласивший своей целью сохранение народной музыкальной традиции в ее естественной среде и поставивший человека - носителя этой традиции - в центре своей деятельности. Да и значительная часть традиционных ансамблевых музеев - музеев-заповедников музеев-усадеб, архитектурно-


этнографических музеев под открытым небом - все более и более эволюционируют в область экомузеологии. Воспроизведение традиции в этом случае является потребностью и решением самого социума, вне музея как института социальной памяти. Бытование традиции в самом сообществе может обеспечить возрождение характерных для традиционной культуры форм наследования без посредника-музейщика, или с его участием только на начальном этапе.10 Наконец, экомузей способен воссоздать синтетичность и целостность традиции, включая освоение


окружающего пространства, формы хозяйственной деятельности, воспитание детей, семейные отношения и т.п. в отличие от музея-заповедника, где наличие составляющих всегда ограничено, в лучшем случае включаются традиционная агрокультура, характер жилища, одежды и т.п Признаком естественности существования традиционной культуры в экомузее должно стать постепенное накапливание изменений, говорящее о действительной актуализации, включении в современную культуру.


Сегодня на наших глазах происходит эволюционирование многих традиционных музеев-заповедников в направлении экомузея, создаются многочисленные переходные, промежуточные формы. Практически все экомузеи, возникающие сегодня на территории РФ, сосредоточены в Сибири и, как правило, связаны со стремлением к сохранению самобытности, особенно культуры малых народов. 1-й в России музей, отнесенный хотя и не безусловно музееведами к типу экомузеев,


возник в 1986 г. в пос. Варьеган Ханты-Мансийского АО. В 1990-е гг. начинает реализоваться программа по созданию целой сети экомузеев Притомья и Горной Шории музеи Тазгол, Калмаки, Чолкой, Русское село Ишим.7 В конце XX в. в обществе проявился все возрастающий интерес к технической истории человечества. Думается, это явление нельзя объяснять только научно-техническим прогрессом и важностью


сохранения заложенных в памятниках научно-технической информации. Будучи обществом осознаны как памятники, промышленные объекты становятся в один ряд с другими памятниками культуры, от которых до этого были отделены, и обретают прежде всего гуманистическое содержание. Человек начинает видеть в них своеобразную красоту, поэтизирует их, превращает в объекты ритуального поклонения собственной истории. Общество, вглядываясь в историю промышленности, пытается осознать и


решить существенные социальные, экологические проблемы. В 1987 г. в Нижнем Тагиле создается первый в России завод-музей. С этого момента происходит стремительное вовлечение индустриального наследия Свердловской области в орбиту музеефикации сегодня число таких памятников постоянно растет, среди них - находящиеся в разной степени подготовки к музейному показу заводы, рудники, карьеры, пристани и т.


п.7 Нельзя не упомянуть пример первой в мире Обнинской атомной станции. Ее реактор должен быть остановлен в 2004 году, но уже сейчас создана инициативная группа, разрабатывающая проект музеефикации станции, путем непосредственного перевода сразу после остановки в категорию музейных объектов. Сложность стоящих перед разработчиками проблем - от обеспечения безопасности до сбора коллекций действующих моделей других аналогичных памятников.


Важной тенденцией современности является обращение музеев к собиранию объектов, ранее почти не привлекавших их внимания городской этнографии, предметов быта XX века. Сложной и слабо разработанной проблемой по-прежнему остаются вопросы комплектования и критерии отбора объектов современности. Все больше возникает специализированных музеев, сосредоточивших свой интерес на одной проблеме, теме, объекте или явлении. Возможность исключительной полноты комплектования и глубины


изучения темы делают такие музеи очень популярными. Среди них серьезные, нередко отраслевые ведомственные или в прошлом ведомственные музеи, такие как Музей хлеба в Петербурге или московские музеи Воды, Леса, Огни Москвы, Музей самовара в г. Данилове Ярославской обл но есть и более курьезные, как Музей мыши в г. Мышкин Ярославской обл Музей волка в г.


Тамбове до сих пор не имеющий своего помещения, Музей петуха в г. Петушки Владимирской обл московский Музей валенок. 10 Возрождение частных музеев также характерная примета сегодняшнего дня. Изгнанные из музейной практики на многие десятилетия, они вновь начали возникать в конце 1980 - начале 1990-х годов, и сегодня уже можно проследить их эволюцию.


Самый распространенный изначальный вариант - частный музей, возникший на основе коллекций с целью ее обнародования, превращения в факт культуры музей художника В. Сорокина в Ельце, музей Музыка и время Дж. Мстиславского в Ярославле, геологический музей в селе Фершампенуаз Челябинской области, музей Невьянская икона в Екатеринбурге, музей уникальных кукол


Ю. Вишневской в Москве, музей Н. Яценко в Ульяновске, посвященный Антуану де Сент-Экзюпери, частный палеонтологический музей И. Гребнва в Новосибирской обл. и др Несколько позже появляются частные музеи дома, рода, семьи, народности, свидетельствующие не просто о коллекционерском интересе их создателей, но о глубокой потребности в обществе зафиксировать свое прошлое музейными средствами этнографический музей в с.


Лядины, музей крестьянского быта в Каргополе Архангельской обл музей народности сету в д. Сигово Псковской обл Третью группу составляют музеи, посвященные той или иной теме или проблеме, являющиеся вполне осознанным результатом частного музеетворчества, выстроенные в соответствии с научной концепцией в результате целенаправленного комплектования и профессионального подхода к экспонированию музей дипломатического корпуса в Вологде, музей Г. Распутина в с. Покровское


Тюменской обл Частные музеи переживают сложный этап интеграции в музейную сеть России. 10 Создание экомузеев, музеев техники, музеев на конкретную тему и возрождение частных музеев разнообразной тематики подтверждает продолжение традиций XIX века по сбережению прошлого, и, главное, наличие благоприятной для диалога поколений историко-культурной среды. II. Историко-культурная среда как объект управления


Социально-культурная деятельность как процесс управления историко-культурной средой В Основах законодательства РФ о культуре даются определения основных понятий, которые можно считать фундаментом для организации управления историко-культурной средой Культурная деятельность деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей. Культурные ценности нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения,


языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Культурные блага условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими


лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей. Творческая деятельность создание культурных ценностей и их интерпретация. Творческий работник, субъект культурной деятельности физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей. 8 Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты.


Она, прежде всего осуществляется в свободное досуговое время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов. Социально-культурная деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политически, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи,


детей. Она свободна от различных видов производственной, учебной деятельности, от мотивированности бизнесом, прибылью. Свободный выбор досуговых занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека. Природу и назначение социально-культурной деятельности рассматривают в нескольких основных аспектах экономическом, где преобладающее место в характеристике социально-культурной деятельности занимают такие


категории, как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, который включает в себя целый блок изначальных понятий социальной работы досуга, социально-культурной сферы, социального назначения, принципов и функций, частных и отраслевых методик, отечественного и зарубежного опыта организационно-управленческом, где основу смыслообразующих


структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования. 8 Все практические, реализуемые в сфере социально-культурной деятельности, процессы основаны на взаимозависимости и взаимодействии названных направлений. Большое значение в этих процессах приобретает фигура менеджера как организатора реализации многочисленных


культурно-досуговых проектов и программ, всей социально-культурной сферы основного субъекта в формировании историко-культурной среды. Функции менеджера в социально-культурной деятельности Запасись терпением, солнце должно снова взойти. Оно всегда так поступает. Якокка Ли. Карьера менеджера. 12 В настоящее время понятие менеджмент от англ. managment широко входит в социально-культурный деловой обиход, досуговый бизнес.


Менеджер это профессиональный управляющий, прошедший специальную подготовку в области менеджмента и регулярно повышающий свою квалификацию. 8 Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии, где присутствуют все компоненты сознательного управления. Менеджеру культуры прежде всего важно уметь ориентироваться в характерных особенностях и закономерностях,


присущих социально-культурной деятельности в современных условиях, владеть основными терминами, которыми оперирует эта область научного знания. Профессия менеджера это и особый образ жизни, подчиненный интересам дела, требующий полной самоотдачи и ограничений. Ставка на профессионализм в управлении в любой сфере деятельности, в данном случае в сфере организации досуга, оправдана ее результативностью. Планирование просветительных, творческих, студийных, развлекательно-зрелищных и других программ, реализация


таких программ включает в себя такие функции управления, как организация, координация, мотивация и контроль. 8 Профессиональное мастерство менеджера культуры Для успешной профессиональной деятельности менеджеру культуры необходим ряд качеств и способностей, одними из которых должен обладать любой человек, который стремится проявить себя в области менеждмента другие же важны именно для того, кто предполагает работать именно в социально-культурной сфере. 2 Вообще в психологии способности принято делить на общие и специальные.


Под общими способностями понимают индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Под специальными систему свойств, помогающих достигнуть высоких результатов в отдельных видах деятельности. Общие способности это умственные способности критичность ума, его самостоятельность, глубина, гибкость, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления.


Люди, обладающие общими, или умственными способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются. Специальные способности это способности к отдельным видам деятельности, например, математические, литературные и другие. Структуру профессиональных способностей менеджера культуры можно представить в виде схемы В значительной степени успешность профессиональной деятельности менеджера культуры определяют его специальные


способности организаторские, коммуникативные, художественно-творческие. 2 Организаторские способности позволяют продуктивно управлять творческим коллективом, создавая условия для его успешной работы. Практика управления людьми в коллективе имеет много общих черт вне зависимости от того, что коллективом является аппарат министерства или коллектив маленького музея, клуба, самодеятельный творческий коллектив.6 Творческая и управленческая деятельность невозможны без постоянного саморазвития


стиля работы специалиста. Только в развитии прогресс дела, которому вы служите. Для этого надо научиться активно получать полезные для себя идеи излагать свои мысли так, чтобы ваши убеждения стали убеждениями ваших работников или участников творческого коллектива мыслить конструктивно. Коммуникативные способности. Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность это общаться с ними.12


Демократизация и гуманизация общества обусловили утверждение нового способа общения, в том числе и в сфере культуры. Это полное исключение авторитарности, развитие диалога, сотрудничества, построение субъект-субъектных отношений партнеров.2 Общение является важной составной частью работы менеджера культуры. Я сделался мастером только тогда, когда научился говорить иди сюда с 15-20 оттенками, когда научился давать двадцать нюансов в постановке лица, фигуры, голоса говорит


А.С. Макаренко. Успех решения педагогических, организаторских, художественно-творческих задач зависит от его умения строить общение с людьми устанавливать и поддерживать оптимальные межличностные отношения, то есть от его коммуникативной компетентности.2 Она включает в себя умение воспринимать и понимать личность, ее эмоциональное состояние, знание правил поведения в коммуникативных ситуациях, умение ориентироваться в них, устанавливая контакты с отдельным человеком и группами людей, владеть культурой ведения дискуссий


и споров, уметь управлять в процессе общения своим психическим состоянием, эмоциями. Отношение к участнику коллектива, партнеру по общению как не только к объекту, но и субъекту познания, понимания и взаимодействия, терпимость к недостаткам овладение умениями организовывать и осуществлять диалог необходимые условия продуктивного общения менеджера культуры. 6 Художественно-творческие способности. Человек, не обладающий такими способностями, просто не сможет


работать в социально-культурной сфере. Во-первых, потому, что очень трудно найти общий язык с человеком творческого склада человеку нетворческому. Во-вторых, любая область деятельности требует к себе творческого подхода, чем бы вы ни занимались. И в третьих, профессиональные требования к менеджеру культуры настолько разнообразны, что без умения синтезировать полученную информацию, по-новому взглянуть на известные явления, интуитивно найти верное решение, то есть художественно-творческих способностей, успеха добиться невозможно.


Талант и мастерство, несомненно, взаимосвязаны и взаимозависимы. Подлинное мастерство это результат большого, напряженного, систематического труда, высокой требовательности к себе, огромного опыта и постоянного самосовершенствования. Склонность, интерес человека к определенному виду деятельности и развитие способности к ней взаимосвязаны. Чем сильнее привлекает деятельность, тем больше человек занимается ею, тем значительнее успехи, устойчивее


интерес и эффективнее развитие соответствующих способностей. 2 Для того, чтобы стать мастером своего дела, необходимо развитие профессионально важных свойств характера. Для менеджера культуры такими обязательными свойствами являются внимательность к людям, общительность, доброта, гуманность, тактичность. 2 Таким образом, мы рассмотрели основные профессиональные качества, которыми должен обладать менеджер культуры для успешной работы.


Главное же, что он никогда не должен забывать это цель его работы организация процесса сохранения историко-культурной среды российского общества и передачи ее от поколения к поколению. I. Заключение. Рассмотрев историко-культурную среду как среду памяти, можно сказать следующее Для сохранения самобытности народа Российской Федерации, его менталитета, уникальной культуры необходимы усилия государства, общества и личностей, его составляющих.


Изучение отечественного и мирового творчества, достижений культуры особенно необходимо молодежи. Приобщение к истокам человечества через историко-культурную среду воспитывает чувство причастности к своему народу, его истории и культуре, уважительное отношение к своим предкам, к национальной традиции, помогает в определении роли и места молодого человека в мировом культурном процессе. Роль организатора историко-культурной среды, транслятора культурной традиции, создателя условий для


этого выполняет в современной ситуации менеджер культуры, который для этого должен владеть всем арсеналом теоретических, методологических и методических средств. Список использованных источников. 1. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. Аронов А.А. М. Изд. МГУК, 1995. 115 с. 2. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры


Учебное пособие. М. Изд. МГУК, 1996. 3. Боханов А.Н. Благотворительность и благотворители в России. Боханов А.Н. Книга для чтения по истории Отечества, начало ХХ в. кн. для учащихся 10 кл. сред. шк. Сост. К.Ф. Шацилло. М. Просвещение, 1993. С. 184-191. 4. Бурышкин


П.А. Москва купеческая. Бурышкин П.А. М. Столица, 1990 350 с. 5. Бутиков, Ариарский. Сохранение и обогащение национально-культурной традиции россиян. Педагогика. 7. 1998. с. 54-62. 6. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. М. 1998. 7. Деятельность музеев Музеи Российской Федерации на рубеже тысячелетий. Аналитический обзор. Б-ка ж. Ориентиры культурной политики.


2001. 8. Киселева Т.Г Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности Учебное пособие. М. Изд. МГУК, 1995. 9. Кузьмичев А Петров Р. Русские миллионщики Семейные хроники Кузьмичев А. М. ВЛАДОС-МПГУ фирма ФОРОС Школа-Пресс, 1993. 128 с. 10. Музей и образование. Сб. научных трудов. Науч. ред.


Махлина С.Т. Российский этнографич. музей. Госуд. Рус. музей, СПб Гос. ун-тет культ. и искусств. 1999. 11. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России учебное пособие для вузов. М. изд. ПРИОР, 1998. 496 с. 12. Якокка Ли. Карьера менеджера. Деловой бестселлер.


Пер. с англ - Мн. Парадокс, 1996.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.