Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Тоталитаризм в изображении Ю.Домбровского: "Хранитель древностей", "Факультет ненужных вещей"

ВАКХАНАЛИЯ ЗЛА
(ТОТАЛИТАРИЗМ В ИЗОБРАЖЕНИИ Ю. ДОМБРОВСКОГО:«ХРАНИТЕЛЬ ДРЕВНОСТЕЙ», «ФАКУЛЬТЕТ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ»)
 
ЮрийДомбровский — автор романов «Хранитель древностей» (1964) и «Факультет ненужныхвещей» (1978), которые часто называют «дилогией свободы».
Всамом деле, в образе внешне незаметного, но внутренне несгибаемого музейногоработника Георгия Зыбина писатель показал личность, бесстрашно бросившую вызовтоталитарной системе и сумевшей отстоять свое человеческое достоинство. Болеетого, Ю. Домбровскому удалось воссоздать широкомасштабную, многомер­ную,объемную картину деспотии, изнутри вскрыть изощренный меха­низм бытования зла,обнажить его изнаночную потаенную мерзость.
В его дилогии государственная машина насилия и подавленияимеет четкую структуру. Наверху этой гигантской пирамиды находится сам«хозяин», чей образ непосредственно включен в романное действие. Именно к нему— Сталину — устремляются волнующие Зыбина мысли, именно с ним хранитель музея,ставший зэком, ведет во сне до предела накаленный страстями спор о добре и зле,о правде и несправедливости, о прекрасных целях и средствах их достижения.
Писательв деталях воссоздает атмосферу невиданного страха, нагнетаемого сталинскоймашиной насилия, охватившего всю страну, проникшего в общественную и в личнуюжизнь людей. «В мире сейчас ходит великий страх. Все всею боятся. Всем важнотолько одно:
высидетьи переждать».
Вромане «Хранитель древностей» Домбровский сравнивает
давлениестраха с силой невиданного по размерам удава, которыи становится символомудушения народа. В романе «Факультет ненужных вещей» возникает такой жевыразительный образ мертвой рощи с бесчисленными «трупами деревьев», задушенных«гибкой, хваткой, хлесткой змеей-повиликой»: «В этом лесу было что-то сродноеизбушке на курьих ножках, или кладу Кощея, или полю, усеянному мертвымикостями».
Помере развития повествования зло все более сгущается и вместе с темконкретизируется. И вот перед нами здание управления НКВД — сумрачное строениена площади, убивающее «своей однотонностью, безысходностью и мертвой хваткой»,намертво зажимающее собой «целый квартал».
Такпостепенно писатель подводит читателя к описанию гигантской машинытоталитаризма, в своей смертоносной утробе перемалывающей миллионы безвинныхлюдей, таких, например, как главный герой дилогии Зыбин. «Вот он попал вмашину, колесо завертелось, загудело, заработало, и нет уже ни входа, ниисхода. И ничего больше не имеет значения. Ни ложь, ни правда, ни стойкость, нимужество — ничего! Нелепый случай его отметил, а остальное доделают люди, кэтому призванные и приставленные».
ЗапущенныйСталиным зловещий механизм функционирует во всем обществе, действует на разныхуровнях, даже на уровне детского сознания. Писатель вводит в повествованиефигуру Георгия Эйдинова, школьника-подростка, стукача и доносчика, которого«бедные педагоги» боялись больше, чем ученики.
Воплощениемзла и разрушения на более высокой стадии выступает в «Факультете ненужныхвещей» машина ОСО (Особого совешания), демонстрирующего правовой произвол,несправедливость и безответственность. «… Человек там осуждается без судей,без статей, без свидетелей, без следствия, без приговора, без обжалования.Слушали — постановили! Литера ему в зубы! И все!»
Наслужбу тоталитаризму была поставлена даже самая гуманная наука — медицина. Ее«блестящим» завоеванием явился научный метод переливания трупной крови. Сутьего заключалась в выкачивании крови из, погибших зэков, приобретшеморганизованный, массовый характер. Тоталитарная система, таким образом,становилась вампиром, вурдалаком, высасывающим кровь из собственного народа. Исамое страшное здесь заключается в том, что государственный вампиризмосуществлялся под маской невинности, милосердия и добродетели. Автором идеипереливания трупной крови стала женщина-врач, которую Зыбин мысленно окрестил«Березка»: «У нее были прозрачные голубые глаза и белые, коротко остриженныеволосы. Она была проста, скромна, никогда не говорил а ни о чем постороннем» иассоциировалась в воображении зэка с невинным «солнечным зайчиком».
Какуже было сказано, машина подавления и уничтожения направлялась опытной рукой.Но в отличие от многих писателей и публицистов Ю. Домбровский несосредоточивает внимание на отрицательных качествах Сталина, а пишет об общемпонижении уровня «мирового добра», о массовом «оподлении» людей. КонцепцияДомбровского созвучна позиции А. Твардовского:
Олюдях речь идет, а люди Богов не сами ли творят!
Эта,казалось бы, бесхитростная в своей простоте мысль поэта во многом определилапути правдивого, объемного, неупрощенного художественного постижения эпохиправления «вождя всех народов».
Втрагических событиях той поры повинны не только личность Сталина — человека, «скороткой памятью на. все доброе и с великолепной, истинно творческой на всезлое и страшное», но и само общество с его нравственной глухотой. Ведьрепрессивный конвейер «не Иван Грозный нам оставил, не татары занесли, а мысами на себя выдумали и взлелеяли».
Воспроизводяобстановку всеобщего страха, захлестнувшего страну в 1930-е годы, Ю.Домбровский намеренно подчеркивает важную и многозначительную деталь: есливыяснялось, что у арестованного «хотя бы на самых далеких развилках родствабыли репрессированные (а по совести говоря, у кого их тогда не было?), то вмеморандуме он назывался не иначе как «близкий родственник ныне разоблаченноговрага народа». Отсюда — поражающий своей трагической парадоксальностьюрезультат: фактически весь народ состоял в родстве со своими «врагами». Приэтом в «Хранителе древностей» и «Факультете ненужных вещей» писательакцентирует внимание на саморазрушительности доносительства, ставшего массовымзловещим явлением, приводившего к замкнутому кругу: у Аюповой «забрали» мужа,она, в свою очередь, преследует бывшего ссыльного Корнилова, Корнилов же,которого защищает Зыбин, в конце концов предает своего товарища. Таким образом,зло порождает новое зло, которое разрастается, множится и дробится.
Ивсе же как бы ни были велики потери в результате массовых репрессий, народуничтожить невозможно — таково убеждение Ю. Домбровского. Вот почему писательвоспроизводит в своем повествовании былину, рассказывающую о том, «какперевелись богатыри на святой Руси». Три богатыря встретили в степи«старикашечку—калику перехожего», символизирующего народную силу, и «развалили»его до пояса. Но тем самым старичков «стало двое», и с каждым ударом меча ихстановилось все больше и больше. «И наконец как сомкнулась эта несметная рать!Как гаркнула она! Как двинулась — и побежали богатьфи».
Верав мудрую красоту мира, в человека, в способность духовного возрождения народаопределяет позицию Ю. Домбровского и сближает ее с гуманистической традициейрусской классики XIX века.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Структурная асимметрия мозга у музыкантов
Реферат Влияние физической культуры и спорта на формирование профессиональных навыков
Реферат Хоздеятельность предприятия
Реферат Российский рынок капиталов и деятельность на нем иностранных портфельных инвесторов в 1996-97 гг
Реферат Маркетингова інформація та її особливості як обєкта автоматизованої обробки
Реферат Рецензия на рассказ Ивана Николаевича Бойко «Мама»
Реферат Галогены 2
Реферат Основы экологии и безопасности товаров народного потребления
Реферат Сегментация рынка керамической плитки на примере ОАО «Керамин»
Реферат Психология смысла
Реферат Норма та патологія системи виділення
Реферат Human Travel Systems Essay Research Paper Human
Реферат Два вождя реформации в Германии: Лютер и Мюнцер
Реферат Узбекистан. Народ
Реферат 1. Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв