Только человек ответственен за добро и зло(По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
—… Так кто ж ты, наконец? — Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечносовершает благо...
И.В. Гете. Фауст
М.А. Булгаков — один из замечательных писателей послереволюционной эпохи. СудьбаБулгакову досталась трудная, в ней было много конфликтов, побед и поражений.Роман «Мастер и Маргарита» стал откровением великого писателя.
Досих пор точно никто не смог определить, что представляет собой сатирический,философский, психологический, а в ершалаимских главах —роман-притча«Мастер и Маргарита». Его рассматривали и как результат мировоголитературного развития, и как исторический отклик на конкретные события жизни20-х и 30-х гг., и как концентрацию идей предыдущих произведений писателя. Самавтор оценивал его как свое главное послание человечеству, свое завещаниепотомкам.
Романэтот слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул в немписатель. Но, на мой взгляд, основная тема романа — проблема добра и зла. Этатема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе. Сначалапонятия добра и зла рассматривались не как производные от воли человека. НоБулгаков опроверг эту мысль и открыл нам в своем романе одну из важнейших истинчеловечества: предание забвению добра неизбежно вызывает к жизни зло, они каксвет и тень неразделимы.
Вромане «Мастер и Маргарита» две главные силы добра и зла, которые, поБулгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах ИешуаГа-Ноцри из Ершалаима, и Воланда, Сатаны в человеческом обличье. По-видимому,Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени итысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени,в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия — вМоскву 30-х гг. Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, гдеона была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость,лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву.
Какдобро и зло, Иешуа и Воланд внутренне взаимосвязаны и, противоборствуя, немогут обходиться друг без друга. Эта взаимосвязь в романе выражается вописаниях обоих персонажей — автор делает акцент на одни и те же вещи. Воланд«по виду — лет сорока с лишним», а Иешуа — двадцати семи; «подлевым глазом у человека был большой синяк...», а у Воланда «правыйглаз черный, левый почему-то зеленый»; у Га-Ноцри «в углу рта —ссадина с запекшейся кровью», а у Воланда был «рот какой-токривой», Воланд «был в дорогом сером костюме… Серый берет он лихозаломил на ухо...», Иешуа предстает перед прокуратором одетым «встаренький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкойс ремешком вокруг лба...». И, наконец, Воланд открыто заявлял, что онполиглот, а Иешуа, хоть и не говорил этого, но кроме арамейского языка знал ещегреческий и латынь. Но наиболее полно диалектическое единство,взаимодополняемость добра и зла раскрываются в словах Воланда, обращенных кЛевию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия «духу зла и повелителютеней»: «Ты произнес свои слова так, как (будто ты не признаешьтеней, а также и зла. Не будешь (ли ты так добр подумать над вопросом: что быделало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, еслибы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень моейшпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободратьвесь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоейфантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».
Какпоявляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и ИваномБездомным, представителями советской литературы, которые, сидя на скамейке,вновь, девятнадцать веков спустя, судят Христа и отрицают его божественность исамо его существование. Воланд же пытается убедить их в существовании Бога идьявола. Так опять же открывается некая связь между ними: дьявол (то естьВоланд) существует, потому что Христос есть (в романе — Иешуа Га-Ноцри), иотрицать его — значит отрицать свое существование. Это одна сторона вопроса.Другая же заключается в том, что Воланд на самом деле "… часть той силы,что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Совершенно ясно, что Воланд— это дьявол, Сатана, воплощение зла. Его миссия заключалась в выявлении злогоначала в человеке. Надо сказать, что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри,считает всех людей не добрыми, а злыми. И в Москве, куда он прибыл творить зло,он видит, что творить уже нечего — зло и так заполонило город, проникло во всеего уголки.
Воландуоставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью, над ихневерием и пренебрежительным отношением к истории (Иван Бездомный советует отправитьКанта на Соловки), и задача Воланда заключалась в том, чтобы убрать из МосквыМаргариту, гения Мастера и его роман о Понтии Пилате.
Ачто же Иешуа? Он говорил, что все люди добрые и что когда-нибудь на Земленастанет царство истины. Безусловно, в романе он и есть воплощение того идеала,к которому нужно стремиться. Иешуа совершил жертвенный подвиг во имя истины идобра, а Пилат страдал и мучился «двенадцать тысяч лун», пока Мастерне дал ему прощения и возможности договорить с Га-Ноцри. Я думаю, писательсделал Иешуа героем шедевра Мастера, чтобы сказать, что искусство божественно иможет склонить человека к поиску истины и стремлению к добру, чего так нехватало большинству жителей Москвы 30-х годов. Мастер оказался чуть ли неединственным служителем настоящего искусства, достойным если не света (так какразочаровался в себе, на какое-то время сдался перед напором глупцов илицемеров, при помощи Маргариты вступил в сделку с дьяволом), то покоя. И этодоказало, что Воланд не имеет власти увлечь в преисподнюю тех, кто стремится кистине, добру и чистоте.
Считается,что главное занятие Сатаны — неутомимое сеяние соблазнов, разрушений и зла. Но,вчитавшись внимательно в роман, можно убедиться, что для этого Воланд уж как-тоочень гуманен.
Мнекажется, что Воланд, олицетворяющий зло, явился посланником добра, его цель —установить справедливость. Во всех его поступках можно увидеть или актысправедливости, или стремление доказать людям существование и связь добра изла.
Доброи зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах.Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головыконферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий магговорит: «Ну что же… они — люди как люди… Ну легкомысленны… ну чтоже… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… — игромко приказывает: „Наденьте голову“. И тут же мы наблюдаем, каклюди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы.
Напрашиваетсявывод, что „нагоняющий на непосвященных мрачный ужас Воланд оказываетсякарающим мечом в руках справедливости и едва ли не волонтером добра“. Ясчитаю, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло дляВоланда — не цель, а средство справиться с людскими пороками инесправедливостью.
Каждыйчеловек встает перед выбором: идти ему по дороге Иешуа или Воланда. Нобольшинство людей следует не за голосом добра и истины, а за голосом зла и лжи.А ведь если бы люди были чище и добрее, стремились бы не к деньгам и власти, ак добру и милосердию, то, наверное, не было бы никакого Воланда, карающеголюдей за их пороки и проступки. Таким образом, Булгаков показал нам, что каждыйчеловек творит свою судьбу, и только от него зависит, добрая она будет илизлая.
Прочитавроман М. Булгакова „Мастер и Маргарита“, я смогла понять то, чтодолжен понять и осуществить каждый из нас: если творить добро, то зло навсегдапокинет наши души, а значит, мир станет лучше и добрее. Булгаков в своем романесмог охватить множество проблем, волнующих всех нас. Роман „Мастер иМаргарита“ — об ответственности человека за добро и зло, котороесовершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине исвободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он — о всепобеждающей любвии творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/