Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Творческая история комедии "Горе от ума"

Оначале работы Грибоедова над комедией “Горе от ума” существуют разныесвидетельства его современников. Наиболее авторитетным представляетсявоспоминание одного из бли­жайших друзей драматурга, С. Н. Бегичева, ко­торыйписал: “… известно мне, что план этой ко­медия был сделан у него еще вПетербурге 1916 г., и даже написаны были несколько, сцен;но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменилего и уничтожил некоторые действующие лица, а между прочим жену Фаму­сова,сентиментальную модницу и аристократку московскую (тогда еще поддельнаячувствитель­ность была несколько в ходу у московских дам), и вместе с этимвыкинуты и написанные уже сцены”. Близкий друг Грибоедова Булгарин вспоминал:“Будучи в Персии в 1821 г., Грибое­дов мечтал о Петербурге, о Москве, о своихдрузьях, родных, знакомых, о театре, который он любил страстно, и об артистах.Он лег спать в киоске, в саду, и видел сон, представивший ему любезноеотечество, со всем, что осталось в нем милого для сердца. Ему снилось, что он вкругу друзей рассказывает о плане комедии, будто им написанной, и даже читаетнекоторые места из оной. Пробудившись, Грибоедов берет каран­даш, бежит в сад ив ту же ночь начертывает план “Горя от ума” и сочиняет несколько сцен первогоакта”. Письмо Грибоедова, написанное им 17 ноября 1820 г. в Тавризе”подтверждает рассказ Булгарина: “Вхожу в дом, в нем праздничный вечер; я в этомдоме не бывал прежде. Хозяин и хозяйка, Польс женою, меня принимают в двери. Пробе­гаю первый зал и еще несколько других.Везде освещение; то тесно между людьми, то просто­рно. Попадаются многие лица,одно как будто моего дяди, другие тоже знакомые; дохожу до последней комнаты,толпа народу, кто за ужи­ном, кто за разговором; вы там же сидели в углу,наклонившись к кому-то, шептали, и ваша возле вас”. Необыкновенно приятноечувство и не но­вое, а по воспоминанию мелькнуло во мне, я по­вернулся и ещекуда-то пошел, где-то был, воро­тился; вы из той же комнаты выходите ко мненавстречу. Первое ваше слово: вы ли это А.С.? как переменились! Узнать нельзя.Пойдемте со мною” увлекли далеко от посторонних в уеди­ненную, длинную, боковуюкомнату, к широко­му окошку, головой приклонились к моей щеке, щека у меняразгорелась, и подивитесь! вам тру­да стоило, нагибались, чтобы коснуться моеголица, а я, кажется, всегда был выше вас гораздо” Но во сне величины искажаются,а все это сон, не забудьте.
Тут вы долго ко мне приставали с вопросами, написал лия что-нибудь для вас? — Вынудили у меня призвание, что я давно отшатнулся, отло­жилсяот всякого письма, охоты нет, ума нет — вы досадовали. — Дайте мне обещание,что на­пишете. — Что же вам угодно? — Сами знаете. — Когда же должно бытьготово? — Через год не­пременно. — Обязываюсь. — Через год, клятву дайте… И ядал ее с трепетом. В эту минуту ма­лорослый человек, в близком от насрасстоянии, но которого я, давно слепой, не довидел, внятно произнес эти слова:лень губит всякий талант… А вы, обернясь к человеку: посмотрите, кто здесь?..Он поднял голову, ахнул, с визгом бро­сился ко мне на шею… дружески менядушит… Катенин!.. Я пробудился.
Хотелось опять позабыться тем же приятным сном. Немог. Встав, вышел освежиться. Чудное небо! Нигде звезды не светят так ярко,как  в этой скучной Персии! Муэдзин с высоты минара звон­ким голосом возвещалранний час молитвы (ч. по­полуночи), ему вторили со всех мечетей, наконец ветерподул сильнее, ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплил свечку в моейхрамине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; во сне дано, наявуисполнится”.
В конце 1821 г, Грибоедов попадает в Тифлис на службу“по дипломатической части” при ге­нерале А. П. Ермолове. Здесь, по-видимому,складывается у него план комедии, здесь же бы­ли написаны первые два акта.
В начале 1828 г. Грибоедов получает длитель­ный отпуски приезжает в Москву. О первом впе­чатлении от комедии рассказал в своихвоспоми­наниях С.Н. Бегичев: “Из комедии его “Горе от ума” написаны были толькодва действия. Он прочел мне их, на первый акт я сделал ему неко­торыезамечания, он спорил, и даже показалось мне, что принял их нехорошо. На другойдень приехал я к нему рано и застал его только что вставшим с постели: оннеодетый сидел против растопленной печи и бросал в неё свой первый акт полисту. Я закричал: “Послушай, что ты делаешь?!!” — “Я обдумал, — отвечал он, —ты вчера говорил мне правду, но не беспокойся: все уже готово в моей голове”. Ичерез неделю пер­вый акт уже был написан”.
В автографе ранней редакции комедии дейст­вительноотсутствуют страницы, на которых со­держалось несколько сцен первого акта.Очевид­но, Грибоедов согласился с замечаниями Бегиче­ва. Свежие московскиевпечатления позволяли ему развернуть новые картины в своей комедии.
В конце июля 1828 г. Грибоедов уехал в име­ниеБегичева, где закончил работу над двумя по­следними актами “Горя от ума”. В этоже время комедия получила в свое окончательное назва­ние вместо первоначального“Горе уму”.
В июне 1824 г. Грибоедов, уезжая в Петер­бург,оставляет рукопись комедии Бегичеву, но берет с собой копию, составившуювпоследствии основу окончательной редакции произведения. Из Петербурга он пишетБегичеву: “Кстати, про­шу тебя моего манускрипта никому не читать и предать егоогню, коли решишься: он так несо­вершенен, так нечист; представь себе, что слиш­ком восемьдесят стихов, или лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко,как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову при­делать новуюразвязку; я ее вставил между сце­ною Чацкого, когда он увидел свою негодяйку сосвечою над лестницею, и перед тем, как ему обли­чить ее; живая, быстрая вещь,стихи искрами по­сыпались, в самый день моего приезда, и в этом виде читал я ееКрылову, Жандру, Хмельницко­му, Шаховскому, Гречу и Булгарину, Колосовой,Каратыгину...” Вариант рукописи,оставленный Грибоедо­вым Бегичеву, уцелел и в настоящее время хра­нится вОтделе письменных источников Государ­ственного исторического музея в Москве.
В процессе чтений комедии друзьям и знакомым Грибоедовпостоянно совершенствует текст произведения, устраняя погрешности стиля, ме­няявыражения и обороты.
О дальнейшей судьбе рукописи “Гора от ума” намизвестно да рассказа одного из друзей Грибоедова. А.А. Жандра: “Когда Грибоедовприехал в Петербург и в уме своем переделал свою комедию, он написал такиеужасные брульоны*, что разобраться было невозможно. Видя, что гениальнейшеесоздание чуть не гиб­нет, я у него выпросил его полулисты. Он их от­дал ссовершенною беспечностью. У меня была под руками целая канцелярия; она списала“Горе от ума” и обогатилась, потому что требовали множество списков. Главныйсписок, поправ­ленный рукою самого Грибоедова, находится у меня”.
Первоначально Грибоедов надеялся провести свою комедиюв печать и на сцену, но,  видимо,к середине октября эти надежды растаяли, а Грибоедов сам стал поощрятьраспространение руко­писных копий; которых было, как считают ис­следователи,около 40 тысяч. Это свидетельствует о громадной популярности “Горя от ума”,если иметь в виду, что обычный тираж книг в то время был 1200 и 2400экземпляров. Конечно, такая популярность объясняется не столько портретностью нкарикатурностью персонажей комедии, сколько ее политической исоциально-философской злободневностью. Об этом свиде­тельствует такой выразительныйфакт: приехав в январе 1825г. к ссыльному Пушкину в Михайловское всего на одиндень, Пущин привез с собой список “Горя от ума”, чтобы прочитать комедиюопальному другу.
Один из списков комедии попал к другу Гри­боедова,поэту, и литературному критику, близкому к декабристам, П.А. Катенину, которыйвысказал в письме к автору критические замечания. Письмо Катенина до нас недошло, но зато сохранился ответ Грибоедова, написанный в ян­варе 1825 г.,позволяющий получить наглядные представления о творческих принципах драма­турга:“Ты находишь главную погрешность в плане: мне кажется, что он прост и ясен поцели и исполнению; девушка сама не глупая предпочитает дуракаумному человеку (не потому, чтобы ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и вмоей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человекразумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает,никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, иэто порок: “Шутить и век шутить, как вас на это станет!” Слегка перебираетстранности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшейзаметной черты! Его на­смешки неязвительны, покуда его не взбесить, новсе-таки: “Не человек! Змея!”, а после, ког­да вмешивается личность, “нашихзатронули”, предается анафеме: “Унизить рад, кольнуть, за­вистлив! горд и зол!”Не терпит подлости: “ах! Боже мой, он карбонари”. Кто-то со злости выду­мал обнем, что он сумасшедший, никто не пове­рил, и все повторяют, голос общегонедоброхот­ства и до него доходит, притом и нелюбовь к не­му той девушки, длякоторой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей ивсем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахарамедовича. Что же может быть полнее этого? “Сцены связаны произвольно”. Так же,как в натуре вся­ких событий, мелких и важных: чем внезапнее, тем болеезавлекает в любопытство. Пишу для подобных себе, а я, когда по первой сценеугады­ваю десятую: раззеваюсь и вон бегу из театра. “Характеры портретны”. Да!и я, коли не имею таланта Мольера, то по крайней мере чистосер­дечнее его;портреты и только портреты входят в состав комедий и трагедий, в них, однако,есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные — всему роду человеческомунастолько, насколько каждый человек похож на своих дву­ногих собратий.Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдёшь. Вот моя поэтика; тыволен просветить меня, и коли лучше что вы­думаешь, я позаймусь от тебя сблагодарностью. Вообще я ни перед кем не таился и сколько раз повторяю(свидетельствуюсь Жандром, Шахов­ским, Гречем, Булгариным etc., еtc.), что тебе обязан зрелостию, объёмом и дажеоригинальностию моего дарования, если оно есть во мне. Одно прибавлю охарактерах Мольера: Мещанин во дворянстве, Мнимый больной — портреты, ипревосходные; Скупец—антропос собственной фабрики, и несносен.
“Дарованиябольше, нежели искусства”. Са­мая лестная похвала, которую ты мог мне сказать, не знаю, стою ли её? Искусство в том толь­кои состоит, чтоб подделываться под дарование, а в ком более вытверженного,приобретенного потом и сидением, искусства угождать теорети­кам, то есть делатьглупости, в ком, говорю я, более способности удовлетворять школьным тре­бованиям,условиям привычкам, бабушкиным преданиям, нежели собственной творческой силы, —тот, если художник, разбей свою палитру и кисть, резец или перо своё брось заокошко; знаю,что всякое ремесло имеет свои хитрости, но чем их менее, тем спорее дело, и нелучше ли вовсе без хитростей? Nugaedifficilis*. Я как живу, так и пишу свободно исвободно”.
Когда надежды на публикацию комедии це­ликомразвеялись” Грибоедов отдал отрывки из нее в альманах “Русская Талия”, вкотором бы­ли напечатаны с цензурными сокращениями и исправлениями 7—10 явленияпервого действия и третье действие. Альманах этот вышел из печа­ти 15 декабря1824г.
Появление комедии даже в таком урезанном и искаженномвиде вызывало бурную полемику в печати, причем критики разделились на два ла­геря:ниспровергателей комедии, раздражённых сатирической картиной нравов, ипочитателей ее, увидевших в произведении Грибоедова прав­дивую картинусовременной российской дейст­вительности.
В 1825 г. была предпринята первая попытка постановкикомедии на учебной сцене театрального училища в Петербурге. Об этом вспоминалзнаменитый актер П. А. Каратыгин: “Мы с Гри­горьевым предложили АлександруСергеевичу разыграть “Горе от ума” на нашем школьном те­атре, и он был ввосхищении от нашего предло­жения… мы живо принялись за дело; в несколь­кодней расписали роли, в неделю их выучили, и дело пошло на лад. Сам Грибоедовприезжал к нам на репетиции и очень усердно учил нас… На­до было видеть, скаким простодушным удоволь­ствием он потирал себе руки, видя свое “Горе от ума”на нашем ребяческом театре… На одну из репетиций он привел с собой А.Бестужева и Вильгельма Кюхельбекера — и те тоже нас по­хвалили… Наконец,комедия — была уже совсем приготовлена, на следующий день назначен былспектакль… но, увы! все наши хлопоты и надежды лопнули, как мыльный пузырь!Накануне самого представления, на самой последней репетиции, является к наминспектор Бок и объявляет нам грозный фирман графа Милорадовича (который имелтогда главное начальство над императорскими театрами и которому кто-то донёс онаших затеях), чтоб мы не смели так либеральничать и что пьесу, не одобреннуюцензурой, нельзя позволить играть в театральном училище”. Так окончилась этапопытка.
Перед последним отъездом из Петербурга в 1829г.Грибоедов на списке “Горя от ума”, кото­рый принадлежал Булгарину, сделал надпись:
“Горемое поручаю Булгарину...” Видимо, он надеялся, что тому удастся пробить комедиюв пе­чать. Но этим надеждам не суждено было сбыть­ся. Первое отдельное издание“Горя от ума” поя­вилось уже после гибели Грибоедова, в 1833 г., а полное, неискаженное цензурой издание вышло только в 1862 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Древнерусское красноречие XI-XVII вв.
Реферат Денежно кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации
Реферат Круговорот азота в природе
Реферат Первобытное искусство 5
Реферат Multi-racial Britain
Реферат Значение и содержание ниццского договора
Реферат Mania Diaorder Essay Research Paper Mania DisorderTo
Реферат Садово парковое искусство
Реферат Есенин как поэт "золотой бревенчатой избы"
Реферат Анализ состояния рынка жилой недвижимости города Нижнего Новгорода  Июнь 2009 год
Реферат 3. Творчество Донских писателей и поэтов на уроках литературного чтения
Реферат Синтез системи керування електроприводом технологічної установки
Реферат Образование детей с нарушениями психофизического развития в России
Реферат Психологические проблемы отбора кадров
Реферат 12. Вопросы восприятия и выражения 42 13. Институты рождены 47