Вавтобиографическом романе М. Алексеева “Драчуны”, написанном в 1981 году, действиепроисходит в конце 20-х — начале 30-х годов в селе Монастырском. Сложнейшеевремя в жизни российской деревни — период коллективизации — автор показываетчерез восприятие ребенка Миханьки Хохлова. Поэтому деревенский мир раскрываетсяперед нами детскими глазами. Именно это придает особую живость в восприятиичитателем жизни деревни, а автобиографичность романа делает горькоеповествование о трагичной судьбе российской деревни правдивым.
МихаилАлексеев описывает деревенские будни. Мы видим, как детвора в любое время годанаходит себе занятие по душе. Ранней весной мальчишки первыми сообщаютродителям о прилете жаворонков. Летом и осенью дети выдергивают первую репку иморковь, зимой проводят время на замерзшей реке. Детские наблюдения завзрослыми очень точные и интересные, они дают представление о жителях деревни.В первую очередь о родственниках главного героя: мученице-матери, непутевомотце, служившем секретарем сельсовета, старшем брате отца Петре Михайловиче, котороговсе в семье звали тятей, деде Мише, самом дорогом для мальчика после материчеловеке.
Вцентре повествования романа — случайная драка между двумя друзьями, деревенскимимальчишками Мишкой и Ванькой Жуковым, которая отражается в дальнейшем на взаимоотношенияхродителей, перерастает во вражду семей. Поэтому роман М. Алексеева и носитназвание “Драчуны”.
Несмотряна то, что повествование в произведении ведется через восприятие ребенка, деревенскаяжизнь не выглядит в светлых тонах, как это часто бывает в детстве. В маленькоммире села Монастырского есть все: и взаимопомощь, и жестокая злоба, выливающаясяв покушение на жизнь или поджог хлеба. Григорий Яковлевич Жуков испытываеттакую ненависть к “хохлам”, что чуть было не убивает дядю мальчика ПетраМихайловича.
Авторромана показывает, что в селе Монастырском, как и в большинстве российскихдеревень, коллективизация навязывалась крестьянам. Мы видим, что председателясельсовета, выступившего против этого, тут же сменили за “непростительнуюмягкотелость”. Новый председатель сельского Совета Воронин провелраскулачивание очень быстро.
Однако“кто-то нашел, что процент “ликвидированных” относительно общего числа жителейсела слишком мал, чтобы провести под ним черту и поставить точку, ираспорядился продолжить кампанию по раскулачиванию...” В результате во второйволне кампании оказались и семьи некоторых “вновь испеченных колхозников, успевшихотвести на общий двор своих лошадей”.
М.Алексеев осуждает способы, которыми проводилась сплошная коллективизация вдеревне. О его отношении к раскулачиванию сами за себя говорят такие строки вромане: “И к тому моменту, когда эти перегибы были решительным образом осуждены,названы “головокружением от успехов”, треть села, насчитывавшего свыше шестисотдворов, словно бы испарилась...”
Авторпоказывает, насколько трагичными были последствия великого перелома в деревне.Судьбы крестьянских семей были покалечены. В одном из лирических отступлений вромане. М. Алексеев пишет: “Говорят, что пути господни неисповедимы. Какаялюбопытная, захватывающая картина явилась бы нам из-под пера того, кому удалосьбы проследить судьбу каждого из нас так, как сложилась она от рубежа, помеченноготридцатым годом, до нынешних дней!” В своем романе Михаил Алексеев сделал такуюпопытку. И пусть мы видим судьбы немногих, но они весьма показательны. Так, всвое время незаконно раскулаченный Авраам Кузьмич Сергеев, страстно желавшийработать в колхозе, пополнил тогда, в тридцатые годы, “собою и шестью сыновьямирабочий класс столицы”. Часть людей осела в поселке Тяньзин возле Саратова, гдеу них была какая-нибудь незначительная государственная служба. Со временем ониуговорили переехать туда родственников, так как в этом поселке не нужно былождать, “во что обернется твой трудодень по осени, в сто или триста граммовзерна”: небольшой огород близ Саратовского рынка обеспечивал пропитание любогоработящего человека.
“Врезультате на селе все больше и больше объявлялось изб с заколоченными окнами, сбыстро зараставшими лебедой… дворами”, — с горечью пишет М.Алексеев. Именноэто и привело к голоду 1933 года, о котором идет речь в романе. В результатекампании по раскулачиванию в деревне некому было работать. Тем более, что вчисло “ликвидированных” попадали даже те, кто не возражал против работы вколхозе.
РоманМихаила Алексеева “Драчуны” является почти документальным свидетельствомпереломного в жизни российской деревни времени. Автор правдиво изобразил нетолько сам процесс коллективизации, но и показал, насколько страшными были егопоследствия.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.litra.ru/