Реферат по предмету "Педагогика"


Системный анализ особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой псих

--PAGE_BREAK--Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 2.1 Организация и методы исследования фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития
Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада компенсирующего вида № 226 Кировского района г. Красноярска. В эксперименте принимали участие дошкольники старшей коррекционной группы в возрасте 6-7 лет в количестве 10 человек – 6 мальчиков и 4 девочки. Основными задачами деятельности учреждения являются охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, коррекция недостатков, а также воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.

Наша экспериментальная работа начинается с постановки цели исследования -выявить особенности нарушения фонематических функций (дифференциация звуков, фонематического анализа, синтеза, представлений и нарушения звукослоговой структуры слова) у дошкольников с задержкой психического развития.

В экспериментальную группу входило 10 детей.

Исследование проводились в первую половину дня в спокойной, доброжелательной обстановке, что позволило достичь цели эксперимента. Был найден контакт с каждым из исследуемых дошкольников, осуществлен индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку. Для более эффективного исследования испытуемых мы познакомились с режимом детского сада, изучили медицинские карты и личные дела испытуемых, посетили логопедические занятия и основные режимные моменты.

В результате проделанной нами работы были получены следующие сведения: все испытуемые имеют средний уровень физического развития, отставание в умственном и психическом развитии. Дети способны устанавливать контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками. Реакция на одобрение и прорицание – адекватная, частично принимают помощь. Отмечается низкая способность переключения с одного действия на другое.

К моменту исследования у детей с задержкой психического развития отмечались нарушения звукопроизношения.

·                         выход из моторной алалии (5%)

·                         функциональная дислалия (50%)

·                         стертая форма дизартрии (45%)

Речевое развитие 30% дошкольников с нарушениями речи соответствовало 2-3 уровням недоразвития речи. Остальные (70%) имели общее недоразвитие речи 3-го уровня.Словарный запас крайне беден, в понимании речи дети ограничиваются знакомой бытовой ситуацией. Речь почти не включается в процессе деятельности детей. Данные аудиограммы свидетельствуют о сохранности у всех исследуемых детей физиологического слуха.

Таким образом, неоднородность нарушений у детей с речевыми и психическими отклонениями позволяет предположить уличный уровень развития фонематических функций.

Эксперимент проводился с 18 октября по 4 ноября 2005 года. Проведению эксперимента не мешали отвлекающие обстоятельства.

Для работы и проведения констатирующего эксперимента были выбраны следующие методы:

I.  Теоретические:

— Анализ и обобщение материала полученного в наблюдениях, беседах, экспериментах.

II.    Эмпирические:

-     Наблюдения за речью детей в разных видах деятельности.

-     Констатирующий эксперимент.

III.Биографические:

— Анализ амнестических сведений.

— Изучение документации.

IV. Организационные методы.

Перед началом проведения каждого задания экспериментатор давал инструкцию, в которой была отражена последовательность предстоящих действий испытуемых, а также форма устного ответа.

Материалом к исследованию служили устные задания экспериментатора. В большинстве случаев после объяснения здания экспериментатор просил детей повторить его с целью уточнения понимания испытуемыми содержания задания.

Для нашего исследования мы использовали предложенную Л. В. Лопатиной методику исследования восприятия устной речи, а также методику исследования звукослоговой структуры слова. Данные методики были адаптированы на детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

При разработке методики констатирующего эксперимента за основу были положены следующие фундаментальные положения лингвистики, психологии, психофизиологии, логопедии, представляющие собой методологию исследования:

·                                 современные научные представления о симптоматики и структуре речевого дефекта при задержке психического развития.

·                                 психофизиологические механизмы овладения звукопроизношением в норме.

С учётом указанных выше теоретических положений были определены следующие направления методики констатирующего эксперимента:

1) исследование состояния звукопроизношения;

2) исследование восприятия и дифференциации звуков ребенка;

3) исследование сформированности фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;

4) исследование состояния звукослоговой структуры слов и предложений.


2.2 Изучение особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития
Исследование восприятия устной речи:

1.Исследование состояния звукопроизношения.

Осуществлялось общепринятыми в логопедической практике методами. Оценка состояния звукопроизношения:

-Правильное произношение всех звуков — 4 балла

-Нарушение произношения 1 группы звуков — 3 балла

-Нарушение произношения 2 группы звуков — 2 балла

-Нарушение произношения 3 группы звуков -1балл

-Нарушение произношения свыше 3 групп звуков- 0 баллов.

2.Исследование восприятия речи на фонетическом уровне.

1) Повторение изолированных слогов. Материал: слоговые таблицы Н. Б. Покровского.

При восприятии лицо экспериментатора экранизируется.

Таблица 1.

Няк пуль бущ мят свум сось пиц чтал дроп хач

ниф зощ плись рып дум рысь лут сич вость дыс

френ рей бер чть выс гум трюх шеть тют ефь

ек стел тыпь геф бац трит шись деп здес торь

вок жоф эфт трух фик пефь вик щек кась зех.

Таблица 2.

Лир нет трен рась скум цать дян стот прыл крош

дуч свар порь нар зунь суп пяф заль сель хил

чтел лась хуф несть вый касть реф ряс фыл урм

жась кеш пыц гуть лишь бис туш дес сых яс

лень маф зюс чеф буф щеп длаф тер непь шодь

Таблица 3.

Рон нящ цый репь шох гипь яй фсоф тас кер

фсен чумь щал крыс вяф орай рир самь руфь дас

юц пел тряпь тящ мыл зах ность дечь тац прит

лог дыст пуг хас нип штись тум бяй ныф мям

куй зич жиг гом прас боть шарь нунь дмен вафь

Инструкция:«Слушай внимательно и повторяй за мной».

Оценка выполнения:

— неправильное воспроизведение от 1 до 2-х слогов — 3 балла;

— от 20 до 40 — 2 балла;

— от 40 до 60 -1 балл;

-     свыше 60 слогов – 0 баллов.

2) Повторение слов с различными частотными характеристиками спектра звучания,

Материал:3 группы слов, ориентированные по своему составу на определенные частотные характеристики спектра звучания.

а) повторение слов, состоящих преимущественно из

высокочастотных звуков

-только из высокочастотных звуков(высокие+высокие): шить, тяжесть, десять, шутить, задеть, чуять, суша, счастье;

·                         из высокочастотных в сочетании с среднечастотными звуками (высокие + средние): зал, цель, узел, сени, шило, сало, сено, ванна, сера, число.

·                        из высокочастотных в сочетании с низкочастотными звуками (высокие + низкие); сок, черт, дед, усик, тяга, сода, шуба, сухо, живо.

б) повторение слов, состоящих преимущественно из среднечастотных звуков:

— только из среднечастотных звуков (средне + средние): ну, мы, рано, мера, ныне, еле, рана, мина, лимон, Мирон;

• из среднечастотных звуков в сочетании с высокочастотными (средние +высокие): наш, ночь, меньше, лучше, месяц, разрез, летал, иметь;

• из среднечастотных звуков в сочетании с низкочастотными (средние + низкие): над, нет, ряд, альфа, муха, мука, рота, нету, нота);

в) повторение слов, состоящих преимущественно из низкочастотных звуков:

— только из низкочастотных звуков (низкие + низкие): ход, быт, то, обувь, веко, туго, худо, утка, око, того;

·        из низкочастотных в сочетании со среднечастотными (низкие + средние): том, топ, конь, атом, воля, поле, пара, тонна, утро, дама)

Процедура:ребенку для восприятия поочередно предъявляется 3 группы слов, которые он должен воспроизвести. Каждое слово предъявляется один раз. Лицо экранизируется.

Инструкция:«Слушай внимательно. Я буду говорить слова, повторяй за мной».

Оценка выполнения:

— правильное воспроизведение слов трех групп- 3 балла

— ошибочное воспроизведение слов одной из групп -2 балла

— ошибочное воспроизведение слов из 2-х групп-1 балл,

— ошибочное воспроизведение слов из 3-х групп — 0 баллов.

3. Исследование восприятия речи на фонологическом уровне.

1) Различение согласных звуков различной степени акустической и артикулярной противопоставленности в словах.

Материал:предметные картинки (слова-квазеомонимы): почка — бочка, катушка — кадушка, кора -гора, софа — сова, зуб — суп, лук — люк, круг — крюк, осы-оси, банка — банька, мишка — мышка, сом — том, зверь – дверь, лиса — лица, кочка — кошка, Марина — малина, рак — лак, крыша-крыса, мишка — миска, роза — рожа.

Процедура:ребенку предлагается пара картинок и дается инструкция: «Покажи ту картинку, которую я назову».

Оценка выполнения:

-     правильное выполнение — 3 балла;

-     нарушение дифференциации только по одному признаку — 2 балла,

-     по 2-м признакам — 1 балл,

-     более чем по 2-м признакам -0 баллов.

2) Различие согласных звуков в слогах.

Речевой материал: слоги: сак — ряк, сяк — щак, як -ляк, пяк- пак, гак -как, мяк — няк, вак — бак, дак — нак, лак — рак, тяк -чак.

Процедура:эти пары слогов соотносятся с парой геометрических фигур одной формы, но разного цвета.

Лицо экранируется, дается инструкция в соответствии с которой ребенок проделывает необходимые операции с фигурами, соответствующие названным слогам,

Инструкция: «Покажи...», «Дай...», «Возьми» и т.д.

Оценка:

— правильное различие звуков во всех десяти парах — 3 балла,

-     ошибочное различие пар слогов, отличающихся акустически близкими звуками — 2 балла,

-     ошибочное различие пар слогов, отличающихся артикуляторно близкими звуками — 1 балл;

-     отличающихся артикуляторно и акустически контрастными звуками — 0 баллов.

4.Исследования фонематического анализа.

1) Выделение звука на фоне слова.

Материал: слова, из которых ребенок по заданию должен выделить данный звук,

Звук «С» из слов: сода, луна, рука, коса, гром, стол, утка, весна, трава, скала, клумба, посуда, самолет, абрикос.

Звук «Ш» из слов: шары, рана, гамак, каша, кошка, карман, мешок, помидор, малыши, крыло, штаны, карандаш.

Звук «Р» из слов: вата, весы, рана, дубок, сурок, сахар, чайник, марка, стул, брат, топор, пижама, мухомор, сарафан.

Звук «Л» из слов: лапа, сани, лужа, пила, очки, сумка, шапка, палка, мост, волк, душ, пол, палатка, клумба, стол.

Процедура: ребенку предлагается ряд слов, из которых он по заданию должен выделить заданный звук.

Инструкция:«Слушай внимательно. Я буду называть слова. Если ты услышишь в слове звук «С» (Ш, Р, Л) подними руку».

Оценка выполнения:

-правильное выполнение задания — 3 балла;

-ошибки при выполнении звука в словах со стечением согласных — 2 балла;

-ошибки при выделении звука в словах со стечением согласных, в многослоговых (простых) словах с местоположением звука в середине слова — 1 балл;

ошибки при выделении звука в простых словах с местоположением звука вначале или конце слова — 0 баллов.

2) выделение первого, последнего звука в слове.

Речевой материал:шар, сок, лук, рама, бусы, кошка, стол, спутник, крыло, самолет, карандаш.

Процедура:ребенку называется слово и предлагается определить 1-ый и последний звук.

Инструкция:«Слушай внимательно. Я назову слово. Скажи, какой 1-ый (последний) звук в слове?

Оценка:

-     правильное выполнение задания — 3 балла;

-     ошибки при определении последнего звука — 2 балла;

-     ошибки при определении 1-го звука — 1 балл;

-     невыполнение задания — 0 баллов.

3) определение последовательности и количества звуков в слове.

Речевой материал: дом, сыр, мак, луна, ваза, кошка, повар.

Процедура:ребенку называлось слово, после чего он должен был определить последовательность и количество звуков в слове.

Инструкция:«Слушай внимательно. Я назову слово. Скажи, какой 1-ый (2-ой и т.д.) звук в слове. Сколько всего звуков в этом слове?».

Оценка выполнения:

-правильное выполнение задания — 3 балла;

-ошибки при анализе 2-х сложного слова со стечением согласных — 2 балла;

-ошибки при анализе 2-х сложного слова без стечения согласных — 1 балл;

-ошибки при анализе односложных слов — 0 балов.

4)определение местоположения звука по отношению к другим звукам.

Речевой материал: а) картинки — мыло, сумка, дом; б) слова — шапка, кошка, карандаш.

Процедура:перед ребенком раскладываются предметные картинки, которые он должен рассмотреть. Затем называется картинка: а) ребенок должен показать ту, в названии которой он слышит заданный звук («М») в начале (конце, середине) слова; б) называется слово, ребенок должен определить, где в слове слышится заданный звук («Ш»).

Инструкция:а) «Посмотри на картинки. Покажи ту картинку, где звук «М» слышится в начале (середине, конце)»; б) «Слушай внимательно, Я назову слова. Скажи, где слышится звук «Ш» в слове?».

Оценка выполнения:

-     правильное выполнение задания — 3 балла;

-     ошибки при определении местоположения звука в середине слова без опоры на наглядность — 2 балла;

-     ошибки при определении местоположении в середине слова с опорой на наглядность — 1 балл;

-     ошибки в определении местоположения звука в начале и конце слова с опорой на наглядность — 0 баллов,

5. Исследования фонематического синтеза.

Речевой материал: звуки, произносимые в заданной последовательности: н, о, с; ш, а, р; л, а, п, а; р, у, к, а; к, о, ш, к, а.

Процедура:называются звуки и предлагается составить слово из этих звуков.

Инструкция:«Слушай внимательно. Я назову звуки. Скажи, какое слово можно составить из этих звуков?»

Оценка выполнения:

-     правильное выполнение задания — 3 балла;

-     ошибки в синтезе 2-х сложных слов со стечением согласных — 2 балла;

-     ошибки в синтезе 2-х сложных слов без стечения согласных— 2 балла;

-     ошибки в синтезе односложных слов или невыполнение заданий — 0 баллов.

5.                
Исследование звуко-слоговой структуры слова.

1) Исследования воспроизведения звуко-слоговой структуры слова.

Проводилось с использованием традиционных в логопедии методов и приемов. Речевым материалом исследования служили слова различной слоговой сложности и звуконаполняемости.

·                   трехсложные слова, состоящие из открытых слогов без стечения согласных: машина, корова, дорога;

·    трехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов со стечением согласных в начале слова: глубина, внучата, грамота; со стечением согласных в середине слов: дорожка, бородка, веранда; со стечением согласных в конце слов: машинист, горизонт, документ; со стечением согласных с разным местоположением в слове: братишка, гвоздика, звездочка;

·     четырехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов без стечения согласных: ежевика, балерина, черепаха;

·     четырехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов со стечением согласных в начале слова: сковорода, внимание, движение; со стечением согласных в конце слова: кочерыжка, табуретка, занавеска; со стечением согласных с разным местоположением в слове: авторучка, скворечник, простокваша;

·                   пятисложные слова: милиционер, преподаватель поворачивать, останавливать.

Процедура: ребенку предлагается повторить названное экспериментатором слово.

Инструкция:«Слушай внимательно, я назову слово, а ты повтори его»,

Оценка выполнения:

-правильное воспроизведение звукослоговой структуры всех слов — 3 балла;

-ошибочное воспроизведение звукослоговой структуры трехсложных слов со стечением согласных — 1 балл;

-ошибочное воспроизведение звукослоговой структуры пятисложных и четырехсложных слов со стечением согласных — 2 балла;

-ошибочное воспроизведение звукослоговой структуры трехсложных и четырехсложных слов без стечения согласных – 0 баллов.

2) Исследование воспроизведения звукослогового облика слов в структуре предложения.

Материалом исследования служили предложения, включающие в свою структуру слова, различной звукослоговой сложности:

В аквариуме плавают золотые рыбки.

У мальчика поднялась температура.

Весной скворцы поселились в скворечнике.

Волосы подстригаются в парикмахерской. Водопроводчик чинит водопровод.

Процедура: ребенку предлагается повторить названное экспериментальное предложение.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я скажу предложение, а ты его повтори»

Оценка выполнения:

-     правильное воспроизведение звукослоговой структуры слова во всех предложениях — 3 балла;

-     единичные ошибки воспроизведения звукослоговой структуры слов в предложениях — 2 балла;

-     большое количество ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слов в предложении -1 балл;

-     невозможность воспроизведения звукослоговой структуры в предложении — 0 баллов.
2.3 Анализ констатирующего эксперимента



1. Анализ ошибок фонематического восприятия.

Анализ исследований показал, что ни один ребенок не выполнил все предложенные задания правильно, без ошибок. Общее число баллов по всем заданиям резко различаются. Так, у 10 исследуемых детей с задержкой психического развития общее число баллов — 113.

Результаты обследования состояния звукопроизношения у детей с задержкой психического развития с учетом количества дефектно произносимых ими звуков приведены в таблице 1, 2, 3.

Количественная характеристика состояния нарушения звукопроизношения с учетом числа дефектно произносимых звуков приведена в таблице 1.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 1. Нарушение звукопроизношения.


Кол-во детей

Показатели %

Неправильное произношение

4

40

Неправильное произношение 2-х групп зв-в

3

30

Неправ. Произношение свыше 2-х групп зв-в

3

30



Таким образом, наиболее распространенным у детей с задержкой психического развития было нарушение произношения 2-х групп звуков. Среди нарушенных звуков оказались соноры, а среди сохраненных переднеязычные, заднеязычные и звук «Й».

Степень распространенности неправильного произношения различных групп звуков у обследуемых детей представлена в таблице 2.


Таблица 2
Количество детей с нарушенным звукопроизношением.
Группы звуков
Кол-во детей с нарушенным звукопроизношением

Показатели %

Свистящие: с, с’, з, з, ц

4

40

Шипящие: ш, щ, ж, ч.

4

40

Сонорные: р

р’

л

л’

5

5

5

4

50

50

50

40


Анализ экспериментальных данных показал, что своеобразие количественных нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР артикуляторной сложностью звуков, и немаловажную роль играют и акустические характеристики. Как видно из таб. 2, самыми распространенными оказались нарушения произношения сонорных звуков «Р», «Р'», «Л», которые являются наиболее яркими в акустическом плане и наиболее сложными в артикуляторном. За ними следуют группы свистящих и шипящих. Звуки, входящие в эти группы, по данным В.И. Бельтюкова, являются акустически близкими между собой в противовес сонорным. В свою очередь свистящие звуки, нарушенные в большей степени, чем шипящие, являются самыми акустически близкими между собой. Это свидетельствует о наличие у дошкольников с ЗПР нарушений слухового восприятия, отрицательно влияющего на усвоение нормативного произношения.

Неоднородными оказались и уровни нарушенного произношения, отражающие этапы усвоения звука в процессе развития ребенка.
Таблица 3

Уровни нарушенного произношения



Кол-во детей

Показатели %

Полное неумение правильно произносить звук или группу звуков

1

10

Неправильное произношение звука или звуков в речи при правильном произношении изолированно или в лёгких словах

4

40

Полиморфное нарушение звукопроизношения, при котором часть звуков не автоматизирована, остальные смешиваются в произношении

4

40

Нарушение дифференциации близких по звучанию или артикуляции звуков речи при умении правильно произносить звуки

1

10



Как видно из этой таблицы, наибольший процент составили дети с неправильным произношением звука или звуков в речи при их правильном изолированном произношении или произношении в простых словах. Причем, максимальную трудность представляла автоматизация звуков [Р] [Р'] [Л], свистящих. Нарушение свистящих в большинстве случаев было представлено межзубным сигматизмом. Звук [Л] либо первоначально отсутствовал, либо имел место губно-губной ламбдацизм. Звук [Р] был представлен одноударным вариантом, велярным ротоцизмом или отсутствовал.

Полиморфное нарушение звукопроизношения, при котором часть звуков не автоматизирована, остальные смешиваются в произношении наблюдалась 40% детей с ЗПР. Это, по всей видимости, обусловлено существованием нечетких артикуляторных образов, приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создается помеха для их различения. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков.

Далее исследовалось восприятие речи на фонологическом уровне (различение согласных звуков в словах и слогах).

При исследовании слуховой дифференциации звуков на материале слов-квазеомонимов было выявлено, что у детей с задержкой психического развития общее количество баллов — 19. Наиболее часто дети неверно указывали на картинку, если в ее названии содержались звуки, отличающиеся по признаку звонкости, глухости (рис.1).
10

9

8

7

6 15,15%

5 9,09%

4  6,06%

3 3,03%

2

1

1                 2                          3                          4
По оси ординат — количество ошибок

По оси абсцисс- признаки различения звуков акустической и артикуляторной близости:

1 -глухость- звонкость,

2- твердость-мягкость,

3- акустической и артикуляторной удаленности,

4- акустической близости, но артикуляторной удаленности.

Максимальную сложность для выполнения представил полный, анализ слов т.е. определение последовательности и количества звуков (3-я серия задания). Причем большинство ошибок имело место при определении последовательности звуков в словах.

25% детей вовсе не смогли справиться с заданием (называли все звуки наугад или слоги).

Характерной ошибкой явилось пропуск гласных звуков (пример, в слове «дом» 1-й звук '«д», 2-ой звук «м»). Эта ошибка встречалась при анализе слов у всех испытуемых. При анализе слова «кошка» дети опускали согласную «Ш» или «К» в середине слова. Еще одной характерной ошибкой было перечисление слогов вместо звуков (пример:«луна» 1-ый звук «лу», 2-ой «на»). Такая ошибка встречалась у 30% детей с задержкой психического развития.

При определении количества звуков тоже соответственно, допускалось, множество ошибок. Если ребенок слово «дом» разложил на звуки «д» и «м», то количество звуков будет им определено ошибочно. Но зачастую, дети число звуков определяли наугад.

Проанализировать односложное слово, разложить его на звуки и определить их число было доступно 30% детей, двухсложные слава без стечения согласных 10% детей, двухсложное слово со стечением не смог проанализировать никто.

Почти все дети с задержкой психического развития с появлением сложностей при выполнении задания замолкают или повторяют названный ими звук, т.е. иначе говоря, эти дети не владеют способами звукового анализа и столкнувшись с трудностями они становятся беспомощны.

3-я серия задания — определение местоположения звука по отношению к другим звукам предполагалось в двух вариантах на материале картинок (т.е. при участии зрительного и слухового восприятия) и со слов. Оценка выполнения этой серии задания детей с задержкой психического развития -0.

Большую трудность представляло определение местоположения звука со слов экспериментатора и чуть легче и точнее дети определяли место звука в слове имея наглядный материал, т.к. при этом детям не нужно удерживать в памяти слово, посмотрев на картинку они его легко вспомнят. Сложность здесь представлял непосредственно сам фонематический анализ данного слова: вычленение заданного звука из слова, определение его места в слове. Но и здесь было допущено немало ошибок, т.к. результаты исследования указывают на недостаточный уровень сформированности элементарных форм фонематического анализа.


Таблица 4.

Определение местоположение звука в слове.

Речевой материал

Местоположение звуков в слове

ЗПР количество детей с правильными ответами

Показатель %

Картинки

Начало

2

20

Середина

3

30

Конец

4

40

Слова

Начало

3

30

Середина

2

20

Конец

2

20



Как видно из таблицы детям с задержкой психического развития одинаково трудно определить место звука в слове, используя наглядный материал или опираясь только на слуховое восприятие. Все это является следствием дефицитарности высших корковых функций, слабости процессов мышления и мнестической деятельности.

Анализ результатов исследования фонематического анализа свидетельствует о резком недоразвитии у детей с задержкой психического развития языкового анализа на уровне слова.

2. Анализ-синтез, представлений и звуковой структуры слова у старших дошкольников с ЗПР.

Исследование фонематических функций включало в себя исследование фонематического синтеза слов. Дети должны были синтезировать из звуков слова (односложные и двухсложные).

10 % детей с ЗПР безошибочно составили все слова из данных звуков.

Не справились полностью с выполнением этого задания 20% детей с задержкой психического развития. Этот процент детей либо назвал слова наугад, никак не соотносятся с данными звуками, либо вообще ничего не могли сказать. Нередко при синтезе звуков дошкольники получали совершенно другие слова пример, «папа» вместо «лапа», «утка» вместо «рука». Эта ошибка встречалась у 50% детей. У 10% детей с общим недоразвитием речи имело место перестановка слогов в двухсложном слове (например, «рука», дети называют «кару»). 50% детей смогли произвести синтез односложных и 40% двухсложных слов.

Общий балл выполнения задания — 5.

Результаты исследования фонематических представлений были значительно выше результатов, полученных при исследовании фонематического анализа и синтеза

Исследования включало две серии заданий. 1-я серия — отбор картинок с заданным звуком («Р»), 2-я серия — нужно было самому придумать слова со звуком «С». 30% детей с задержкой психического развития не смогли справиться с этими заданиями.

При отборе картинок на заданный звук дети, усвоив принцип отбора, не всегда откладывали все имеющиеся картинки с этим звуком, т.к. у детей наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Этим детям очень сложно составить программу своих действий. Ведь нужно посмотреть на картинку, вспомнить ее название, проанализировать его, выделить данный звук (или нет), отложить картинку в сторону и так с каждой из десяти картинок.

Таким образом, все четыре картинки, содержащие в названии звук «Р» правильно отложили 30% детей с задержкой психического развития; 3 картинки из четырех -20 %; 2 картинки из четырех — 20%.

При исследовании 2-ой серии были получены следующие результаты: смогли придумать слова на заданный звук «С» 70 % испытуемых. Не справились с выполнением этой серии — 30% детей.

Но и здесь не обошлось без ошибок. Эти ошибки проявляясь в замене артикуляторно и акустически близких «С».- «Ц», «С'-З» (например, слова на звук «С»: зонтик, цветы) — 10% детей, начав правильно выполнять задание, переключались на придумывание слов, не содержащих заданный звук (пример, слова на звук «С — собака, коска). Так же у 10% детей наблюдалось переключение с выполнения основной задачи на другую: ребенок начинал придумывать слова, относящиеся к одному родовому понятию (пример, слова на звук „С“ — стол, стул, диван).

Проведенный анализ результатов позволяет сделать вывод о недоразвитии фонематических представлений у детей с задержкой психического развития.

Анализ результатов исследования фонематических функций показал очень низкий уровень развития фонематического анализа- синтеза и представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Дети недостаточно сознательно оперируют элементами языка, овладев некоторыми умственными действиями, они не могут осуществлять анализ слов в целом. Дети либо недостаточно, либо абсолютно не усвоили разницу между понятиями „звук“ и „слог“.

Недоразвитие фонематических функций у дошкольников с задержкой психического развития свидетельствует о том, что вследствие нейропсихологических особенностей к 6-7 годам они оказываются недостаточноподготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям, обобщениям. Незрелость центральной нервной системы (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании связей между анализаторами) у этих детей сказывается на недоразвитии фонематических функций.

В процессе исследования звуко-слоговой структуры не отмечалось нарушений на уровне слов и предложений у 10% детей дошкольников с задержкой психического развития. У 20% детей не выявлено нарушений звуко-слоговой структуры на уровне слов. Все остальные дети допустили ошибки. Сложность представляли слова, состоящие из 4-5 слогов (таблица5)


Таблица 5.

Определения звуко-слоговой структуры слова в 4-5 сложных словах.

Характер слоговой структуры

Количество детей допустивших ошибки

Показатель %

Трёхсложные без стечения согласных





Четырёхсложные без стечения согласных

2

20

Четырёхсложные со стечением согласных

1

10

Пятисложные

8

80



Затруднения вызвали стечения согласных в середине слов. Помимо этого, дети пропускали слоги, отдельные звуки. Примеры искажений: милиционер — милицанер, водопроводчик — вапровочик, дравочик, парикмахерская — палиахская. 5% детей с задержкой психического развития неправильно воспроизвели от 7 до 9 слов.

Общий бал выполнения этого задания — 18.

При воспроизведении звуко-слоговой структуры слов в предложении были допущены ошибки типа пропуска слогов, звуков, а также замена слов, при которой изменялся смысл предложения или вовсе получалась бессмыслица (например, Весной скворцы поселились в скворечнике – «Весной скворцы превратились в скворечнике»; «Сегодня скворцы посолились в скворечнике»). Это связано, на наш взгляд, в первую очередь, с тем, что у детей с задержкой психического развития в большей степени заметно снижение вербальной памяти и продуктивность запоминания. Практически всегда дети, при повторении предложения не старались задуматься над его смыслом, а пытались воспроизвести лишь слоговую структуру слов. Общий балл –15.

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что наиболее сложным для усвоения детьми с задержкой психического развития являются слова со стечением согласных звуков и с большим количеством слогов (более 4-х). К самым распространенным ошибкам относятся следующие: сокращение числа слогов в слове, сокращение стечения согласных, перестановки слогов.

Проведенное исследование позволило определить структуру слов, воспроизведение которых наиболее сложно для детей этой категории, выявить элементы слоговой структуры. А также, анализ исследования позволил сделать выводы о том, что трудности воспроизведения звуко-слоговой структуры слова возникают вследствие недоразвития фонематического слуха, снижения речеслуховой памяти и вследствие трудностей в артикулировании.

У дошкольников с задержкой психического развития на качестве выполнения заданий сказалась дефицитарность высших корковых функций и как следствие — низкая способность к приему и переработке прецептивной информации, стереотипность мышления, слабость волевых процессов.

Многие особенности в фонематическом восприятии и в развитии фонематических функций являлись проявлением специфичности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.

Проведенное исследование позволяет выявить симптоматику нарушений фонематического восприятия и фонематических функций у детей с задержкой психического развития, а также определить механизмы этого нарушения.

Симптоматика нарушений фонематического восприятия у детей с ЗПР проявляется:

·                   в сложности дифференциации звуков,

·                   в затруднении произвести звуковой анализ и синтез;

·                   в трудности воспроизведения звуко-слоговой структуры слова.

Механизмами нарушений фонематических функций у дошкольников с задержкой психического развития являются:

·                   несформированность функций анализа и синтеза;

·                   несформированность языковых операций процесса восприятия и порождения речевого высказывания.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.