Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Судьба человека в русской литературе XX века (В. Быков, В. Дудинцев, Ч. Айтматов)

Большоеместо в русской литературе XX века занимают произведения о судьбе человека.Каждый писатель по-своему старается раскрыть эту тему. Одни пытаются показатьнравственный поиск человека, другие пытаются через судьбу героев своихпроизведений решить сложные нравственные проблемы. В этом плане оченьзначительно, с моей точки зрения, творчество таких писателей, как Василь Быков,Владимир Дудинцев, Чингиз Айтматов.
Вповестях Быкова значительную роль играет судьба человека, связанная со сложнымнравственным поиском. Герои его произведений в какой-то момент своей жизниобязаны сделать свой выбор. Иногда это стоит им жизни. В произведениях этогоавтора нравственная проблема всегда служит тем ключиком, который помогает намприоткрыть дверь в произведение, которое на первый взгляд может показатьсяописанием обычного фронтового эпизода. На этом основаны повести “Сотников”, “Обелиск”.Особенно интересуют Быкова такие ситуации, в которых человек долженруководствоваться не прямым приказом, а единственно лишь своим внутреннимчутьем. Учитель Мороз из повести “Обелиск” воспитывал в своих учениках всесамое хорошее, все самое доброе. И во время войны его ученики устроилипокушение на полицая. Их арестовали и должны были расстрелять, однако сказали, чтоих отпустят, если придет их учитель, укрывавшийся в то время у партизан. Морозпрекрасно понимал, что, даже если он и придет, их все равно расстреляют. Сточки зрения здравого смысла явиться Морозу в полицию было бесполезно: немцывсе равно не пощадили бы детей. Но с нравственной точки зрения человек (если ондействительно человек) должен подтвердить своей жизнью то, чему он учил своихучеников. Этот человек не смог бы больше жить, зная, что в ответственный моментструсил, оставил детей в беде, не попытавшись даже спасти их. Он не смог быбольше учить, предав то, чему верил сам и чему пытался научить других. Поэтомуон и решил пойти в полицию. Мороз был расстрелян вместе с ребятами. Егопоступок был осужден некоторыми как безрассудное самоубийство, и после войныего имени не было на обелиске, поставленном в честь погибших ребят. Но доброесемя, которое он заронил в души людей, не погибло. И люди добились того, чтобыего имя было дописано на обелиске. Следовательно, он не зря прожил жизнь, еслиоставил о себе память. Мороз доказал всем, что его убеждения были сильнеегрозящей смерти. Мороз переступил через естественную жажду выжить, уцелеть. Сэтого момента начинается героизм человека, необходимый для поднятиянравственного духа у других людей. Повесть “Сотников” также поднимает проблемунравственного выбора человека. В этом произведении слабый человек в роковоймомент становится сильным и ценою своей жизни спасает жизни многих людей, асильный вдруг становится трусом и ценою предательства спасает свою жизнь. Передсмертью Сотников встречается глазами с мальчиком и понимает, что жизнь онпрожил не зря.
Другаянравственная проблема — вечная битва добра и зла — исследуется с помощью судебгероев произведения Дудинцева “Белые одежды”. Это произведение о трагедии, постигшейсоветскую генетику, когда преследование ее было возведено в ранггосударственной политики. Этот роман практически документально описываеткампанию против ученых-генетиков. В один из сельскохозяйственных вузов страны, попавшийпод подозрение, приезжает Федор Дёжкин, который должен “разгрести подпольноекубло вейсманистов-морганистов” в институте. Но Дёжкин, познакомившись с ученымСтригалёвым и с его опытами, увидев бескорыстную преданность этого человеканауке, делает свой выбор в пользу Стригалёва и его учеников. После арестаСтригалёва Дёжкин спасает его наследство. Судьба Дёжкина замечательна. Сначалаон находился под влиянием академика Рядно. Он считал, что то, чем занимаетсяэтот человек, и является настоящим, так как в душе академик Рядно был простымкрестьянином, а крестьянин всегда ближе к земле, ближе к простым людям. Нопервоначальное мнение Дёжкина о “народном академике” оказалось ошибочным, и он,основываясь на свой собственный компас, принимает сторону Стригалёва. Его моглибы сослать со всеми “вейсманистами-морганистами”, но его спасло то, что он неуспел оформить брак с Еленой. Дудинцев решает в своем романе проблему: доброили правда? Можно ли разрешить себе солгать во имя добра? Можно ли поступитьсянравственными догмами, не замарав при этом белых одежд праведника? Авторутверждает, что человек, решивший идти до конца во имя великой цели, долженбыть готов к тяжелым моральным потерям.
Судьбачеловека играет важную роль и в творчестве Чингиза Айтматова. В своемпроизведении “Буранный полустанок” автор рассказывает нам о судьбе Буранного Едигея,Казангапа, Абуталипа Куттыбаева. Судьбы всех этих людей очень примечательнысами по себе. Лучшая часть жизни этих героев прошла на Буранном полустанке.Едигей отправился на войну, а в конце сорок четвертого года его демобилизовалипосле контузии. Вернувшись домой, он узнал, что его жена Укубала не уберегла ихребенка. Это было большим ударом для Едигея, он не смог больше жить в своемродном ауле. Вскоре он встретил Казангапа и вместе с ним отправился на Буранныйполустанок. Многое они пережили с Казангапом. Были у них и I счастливые минуты,и тяжкие, но никогда они не переставали трудиться. Автор называет БуранногоЕдигея человеком трудолюбивой души. Он постоянно задает себе вопросы, накоторые у других уже есть готовые ответы. Для Едигея смысл жизни заключается втом, чтобы быть связующим звеном между прошлым и будущим. По-моему, Едигейнесет в себе все духовные начала народа, поэтому я полагаю, он и находит общийязык с Абуталипом Куттыбаевым. Абуталип был учителем, но во время войны онпопал в плен, бежав из плена, он стал сражаться на стороне югославскихпартизан. Когда он возвратился на родину, ему пришлось все это скрывать, однаковскоре об этом узнали, и ему пришлось уехать. Для Абуталипа смысл жизни состоялв детях. Он хотел донести до них все самое лучшее, что у него было. АбуталипКуттыбаев хотел состояться в своих детях, он говорил: “Я все думаю, что могусделать для своих детей… Может быть, для того, чтобы я что-то сказал, впервую очередь своим детям. И мне положено отчитаться перед ними за своюжизнь”. Куттыбаев пытался сохранить для своих детей духовное наследие, полученноеот предков, для того, чтобы они не забывали о прошлом. Мне кажется, что человек,забывая о прошлом, теряет сопричастность с настоящим и перестает ощущать своюответственность за будущее. Я думаю, что главные герои произведения ЧингизаАйтматова прожили замечательную жизнь.
Рассмотревнекоторые произведения русской литературы XX века, мы можем сделать вывод, чтосудьба человека играет большую роль в раскрытии нравственных проблем, поставленныхв произведениях литературы этого периода. Для писателей, по-моему, важны судьбытех героев, которые обладают даром мыслить неординарно, которые являются людьми“трудолюбивой души”. Не всегда они совершают героические поступки, руководствуясьсвоим нравственным компасом. Многим авторам интересны судьбы героев, которые врезультате упорных нравственных поисков освобождаются внутренне. Я считаю, чтосудьба может подарить человеку шанс быть счастливым, а может и отнять. Судьбачеловека непредсказуема, но каждый человек должен достичь чего-то в своей жизни,не пренебрегая нравственными нормами.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.litra.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.