Содержание
IВведение…………………..………………………… ……...2
II Главнаячасть
1.«SILENTIUM…»………………………………………...…5
2. Тема природы втворчестве Тютчева.
Характеристика стихотворения«Весенние воды»……..6
3. СтилистикаТютчева……………………………..………11
4. Поэтический мирпоэта………………………………….15
5. Тютчев — поэт любви.Е.А.Денисьевав его жизни.…..20
III Заключение
1. Критика творчестваТютчева…………………….….…..26
2. Почему творчество Тютчевасовременно и сейчас? Есть ли у него последователи в ХХ веке?……………………28
IVСписок литературы…………………………...…..…...31
Стиль лирики Ф. И.Тютчева и совершенство художественных образов в пейзажных и любовныхстихотворениях
Введение
Чем чаще мы знакомимся сразными поэтами, тем больше понимаем, что каждый из них имеет свой почерк ипредставление о жизни.
У каждого большогохудожника слова есть индивидуальные приёмы словесного отбора, свой синтаксис,своя философия. И так, как мы узнаём голос знакомого человека, нам кажутсяпонятными и узнаваемыми строчки совершенно незнакомых нам стихов. В авторстветрудно ошибиться. «Что же нам помогает ощутить „знакомое“?Интуиция? Но интуиция должна на что-то опираться.
Этой опорой являютсятворческое своеобразие и тот особенный мир души и ума, которые и отличаютименно этого поэта или писателя-прозаика. У каждого из них свой»почерк". И мы никогда не перепутаем стихи А. Пушкина и М. Лермонтова,С. Есенина и А. Ахматовой, А. Блока и Н. Некрасова.
У лирики не только своймир чувств, но и свой язык, то есть средства, которые передают от человека кчеловеку (от писателя к читателю) мысли и ощущения, на уровне запаха воспринимаемыеобразы и картины. Зачастую это происходит помимо логики, причём передаче немешает ни время, ни пространство.
Совершенно не похож ни накого замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев.
Стилистика его рассчитанана то, чтобы его читатели ощутили и в себе тот бесконечный Космос, которыйживёт в тютчевской лирике, глубинный (порой до бездны) мир человеческой души.
Язык стихов поэта Ф. И.Тютчева и его стилистика весьма своеобразны и заслуживают непосредственноговнимания.
Любителям поэзии хорошо известночетверостишие Ф. И. Тютчева, которое он написал на последнем десятке своейдолгой, полной событиями жизни:
Умом Россию не понять,
Аршином общим неизмерить;
У ней особенная стать -
В Россию можно тольковерить
Трудно, да, пожалуй, и вряд ливозможно измерить этим «аршином общим» и сам жизненный и творческийпуть великого поэта. Даже самые близкие Тютчеву люди часто теряли всякуювозможность понять его мятущуюся душу.
«Он мнепредставляется одним из тех изначальных духов, таких тонких, умных и пламенных,которые не имеют ничего общего сматерией, но у которых нет, однако, и души. — Такзаписывает о нём свои впечатления старшая дочь поэта Анна Фёдоровна, наиболееблизкая ему по мыслям и чувствам. — Он совершенно вне всяких законов и правил.Он поражает воображение, но в нём есть что-то жуткое и беспокойное…»
Творение поэта оченьразные: он вкладывает в них все свои мысли и чувства, правда, сам Ф. И. Тютчевотносился к своим созданиям несерьёзно, записывая стихи на клочках бумаги, наобрывках. Только благодаря его друзьям удалось сохранить его творения ипоказать их миру.
Он уделял вниманиевсему: жизни и смерти, красоте и обыденности, дню и ночи(Тютчевописывает день как нечто прекрасное, оживление всего живого, он называет его«другом» человечества, а ночь он отражает как нечто ужасное, страшноеи таинственное, покрывающее всё золотое и доброе; то, как это происходит и вжизни: плохое сменяется хорошим и наоборот.), и весне и зиме, а вособенности любви, и именно это составляло большую часть его жизни, в которойбыло столько же разнообразия, сколько и в его творениях.
Характеризуя творческий процессТютчева, Аксаков писал, что «стихи у него были плодом труда, хотя бы ивдохновенного, но всё же труда, подчас даже усидчивого у иных поэтов».
В отношении «иных поэтов»всё правильно: у большинства из них стихи действительно можно назвать«плодом труда». Стихи же раздумий его души, души мятущейся илинегодующей, влюблённой или ненавидящей, являлись как бы поэтическим завершениемего духовноймысли.
Я,пожалуй, соглашусь с Аксаковым, что любое творение художника — это труд, хоть ипостроенный на вдохновении, но всё-таки труд. Поэт всё содержание своих стиховпропускал непосредственно через свою жизнь и душу. Многие читатели неосознавали смысла стихотворений Тютчева по той самой причине, что поэт опережалсвоё время. Когда читатели подходили к проблеме «личности человека иобщества», автор уже уходил от этой проблемы и писал об одиночестве ибезмолвии. Постижение Тютчева происходило по мере того, как всё большеосознавалась связь самых интимных, индивидуальных переживаний человека сбезостановочным поиском общественной мысли, с непрестанным движением истории.Тютчев становился необходимым читателю, по мере того как в очистительных буряхначала XX века формировалась новая, универсальная и сложная человеческая личность.
"SILENTIUM…"
В 1830 году Тютчев пишетстихотворение «Silentium»(«Молчание»). Ведущая тема «Silentiuma» связана с внутренниммиром человека, это повествование о тайне его чувств и мыслей:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды вночи, —
Любуйся ими и молчи.
Как сердцу высказатьсебя:
Другому как понять тебя:
Поймёт ли он, чем тыживёшь:
Мысль изречённая естьложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими и молчи.
Лишь жить в себе самомумей —
Есть целый мир в душетвоей
Таинственно-волшебныхдум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — имолчи!..
Это стихотворение описывает душевноеодиночество людей и самого поэта. Мысли человека обречены на безмолвие, так жекак и «звёзды в ночи». Тютчев пытается сказать, что слова — ничто посравнению с мыслями. Стихотворением «Silentium…» он как будто предвидел своёмолчание и принял его как жизненную, поэтическую программу. Тютчев пропустилчерез себя, через всю свою жизнь смысл этого стихотворения. И мне кажется, чтоименно в этом стиль лирики Тютчева: в том, что он отдаётсяполностью своим мыслям, если Фет пытался поправить свои мысли чувством меры,содержания и спокойствия, то Ф. И. Тютчев доставал до самой глубины мысли,взрывались эмоции; Фет, анализируя его стихотворение «Итальянская villa», утверждал: «Художественнаяпрелесть… погибла от избытка содержания».
Но я считаю, что автор в первых 5-6четверостишиях показывает нам спокойствие и именно им подводит нас к какой-тонеясности и жестокости. Гармонии природы, простору Вселеннойпротивопоставляется закрытый мир человеческого сердца, замершего в тревожноможидании пустой, злой жизни, которая превращает любовь в роковую вражду, исходкоторой — смерть:
Что это, друг? Иль знаяжизнь недаром,
Та жизнь, — увы! — что внас тогда текла,
Та злая жизнь, с еёмятежным жаром,
Через порог заветныйперешла?
Тема природа в творчестве Тютчева
Характеристикастихотворения «Весенние воды»
Ни у кого из русских поэтов образцыприроды и стихи о природе не занимают столь исключительно ёмкого места, как уТютчева. Некрасов, открывший Тютчева широкой читательской публике, видел едвали не главное достоинство его стихотворений в «живом, грациозном,пластически верном изображении природы. В этом нетрудно убедиться. Вспомнимдавно ставшее хрестоматийным стихотворение „Весенние воды“:
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонныйбрег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
»Весна идёт, веснаидёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслалавперёд!"
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майскихдней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
В этом стихотворении автор заметновыделил тему весны, всё здесь связано между собой: смысл, слова, звуки;Стихотворение воспринимается подвижным, всё в нём движется и живёт, чувствуетсяприближение весны.
Спецификой поэзии Тютчева являютсяизображение движения и повторы слов, особенно в «Весенних водах».
Ещё Лессинг заметил, что специфическимпредметом поэзии является изображение действия. Стихотворение Тютчева достигаетсильного художественного эффекта не в последнюю очередь именно потому, что онаисполнена сильного динамизма.
Динамизм тютчевской пьесы формальновыражается больше всего в повторах слов. Вся композиция стихотворения«Весенние воды» строится на повторах. В стихотворении слово встиховом контексте, повторяясь, всякий раз возникает в новой роли, отчасти сновым смыслом и новой энергией. Они те же и не те. Повторяясь и обновляясь,слова в стихотворении («весна», «идёт», «гласят»)передают не только движение в природе, но и сильное движение чувства: весеннееполоводье и поэзию чувств.
Очень близкое к тому, что происходитсо словами, происходит и в стихотворении и со звуками: "бегут и будятсонный брег, бегут и блещут и гласят,они гласят…" Здесь легко заметить внутренне стройную системузвукописи, строгий и стройный звуковой ряд. Со звуками и словами встихотворении происходит то же, что с тютчевской природой: в них ощущается дыханиежизни. У Тютчева живёт не только то, что он изображает, но и как бы самматериал изображения.
Стихотворение «Весенниеводы» характерно для тютчевской поэтики. Но само по себе оно можетпринадлежать в равной мере и поэту-реалисту и поэту-романтику. О художественномметоде Тютчева нельзя судить по какому-либо отдельному его стихотворению. МетодТютчева-поэта выявляется в системе его лирики и поэтическом контексте.
То, что мы отметили как собственную,индивидуальную черту в стихотворении «Весенние воды» (его сильныйдинамизм), является свойством всех стихов Тютчева о природе. Лирика Тютчевавообще богата не столько красками, сколько движением. Стихи его, как правило,представляют собой не картины, а сцены…
Правда, свои первые стихи о природеТютчев написал ещё в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Воттак она выглядела в «немецком» варианте, впервые напечатанная в 1829году в журнале «Галатея», который издавал в Москве Раич:
Люблю грозу в начале мая:
Как весело весенний гром
Из края до другого края
Грохочет в небе голубом!
И вот как эта первая строфа звучитуже в «русской» редакции, то есть переработанная поэтом послевозвращения в Россию:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первыйгром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Именно это стихотворениеу нас ассоциируется с первыми раскатами грома весной.
В стихотворении«Вчера, в мечтах обвороженных…» Тютчев, изображая движение солнечноголуча, стремится ухватить и словесно обозначить каждый его новый ход, каждыймомент. Движение показывается как бы замедленно, и благодаря этому оновыявляется особенно чётко:
Вот тихоструйно,тиховейно,
Как ветерком занесено,
Дымно-легко,мглисто-лилейно,
Вдруг что-то порхнуло вокно.
Вот невидимкой пробежало
По темно-брезжущимковрам,
Вот, ухватясь за одеяло,
Взбираться стало покраям, -
Вот, словно лента,развеваясь,
Меж пологам развилось…
Слово в о т в этомстихотворении — прямое указание на новое состояние, новую фазу в движении.Тютчев вообще любит слова, которые обозначают, неустойчивость во времени,сигнализируют об изменениях. Помимо слова «вот», это слова«ещё», «когда», «теперь» и особенно любимое слово«вдруг»: «Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пустовсё…»; «ещё минута, и во всей неизмеримости эфирной раздастсяблаговест всемирный победных солнечных лучей…», " вдруг солнца лучприветный войдёт украдкой к нам…"
А Лев Николаевич Толстой признавался,что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской «Весны»
Как ни гнетёт рукасудьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни броздят челоморщины,
И сердце как ни полноран,
Каким бы строгимиспытаньям
Вы не были подчинены, —
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!
А летом, когда мы видим сгустившиесягрозовые тучи и переводим взгляд на притихшие поля, нам опять-таки вспоминаютсятютчевские стихи:
Зеленеющие нивы
Зеленеют под грозой
Стилистика Тютчева
То, что мы условно называли«долгим, удлиненным» словом, — характерная черта стилистики Ф. И.Тютчева. О её осознанности свидетельствует не только употребление естественныхмногосложных слов, но и «искусственно» многосложных. У Тютчева частослучаи «словосложения», употребления сложносоставных слов:
И всё для сердца и дляглаз
Так былохолоднобесцветно,
Так былогрустно-безответно, —
Но чья-то песнь вдруграздалась…
Усыпительно-безмолвны,как блестят в тиши
золотистые их волны,убелённые луной;
И спящий град,безлюдно-величавый,
Наполнена своей безмолвнойславой…
И сквозь глянец ихсуровый
Вечер пасмурно багровый
Светит радужным лучом…
И в чистом пламенномэфире
душе такродственно-легко…
Тютчев не только использует в своёмпоэтическом языке длинные, величественные по звучанию слова, но часто самтворил их.
Все призраки возвышенного имеет нетолько поэтическая лексика, но и синтаксис Тютчева. По своим преобладающимформам этого синтаксис своеобразного внутреннего диалога, с его вопросами иответами, с его обращениями к отсутствующему собеседнику, неожиданнымиповоротами и эмоциональными реакциями и взрывами:
Молчи, прошу, не смейменя будить.
Не их вина: пойми
Коль можешь, органа жизньглухонемой!
Увы, души в нём невстревожишь
И голос матери самой!
Слёзы людские, о слёзылюдские,
Льётесь вы ранней ипоздней порой…
Льётесь безвестные,льётесь незримые,
Неистощимые,неисчислимые, —
Льётесь, как льются струидождевые
В осень глухую, пороюночной.
Анафора, повторение одних и тех жеслов в начале строки и в одной и той же строке увеличивают напряжениевнутренней мысли, помогают постичь трагизм чувства поэта. У Тютчева не совсемобычный внутренний диалог — и соответственно необычен синтаксис егодиалогических стихотворений. Это не столько разговоры с предполагаемымсобеседником, сколько с самим собой. Это разговор — размышление. И этосинтаксис размышляющей речи — в муках и постоянном борении размышляющей.
Диалог Тютчева часто производитвпечатление нелёгкого — и по содержанию, и по формальным, грамматическимпризнакам.
Былое — было ли когда?
Что ныне — будет ли всегда?…
Пройдёт оно, как всё прошло,
И капет в тёмное жерло
За годом год.
За годом год, за веком век…
Что ж негодует человек,
Сей злак земной!..
Он быстро, быстро вянет — так,
Но с новым летом новый злак
И лист иной…
Синтаксис подобных конструкцийТютчева представляет собой разговорно-утяжеленную форму, его фиксирует иповорот фразы, и резкий и значительный поворот мысли. Такие конструкциипозволяют почти физически ощутить процесс поэтической речи и поэтическогораздумья — трудного, высокого, страстного. Тютчев не боится речевой дисгармонии- он подчиняет её своим художественным целям. Он прибегает к интонационнымперебивам и диссонансам, чтобы придать драматизм и стиховой фразе, изаключенной в ней мысли. Синтаксические конструкции и обороты у Тютчева могутбыть и «утяжеленными» и «лёгкими», но они во всех случаяхпроизводят впечатление естественных. Ход авторской мысли и речи, её построениекажутся безыскусственным и точно «неподготовленным», случайным. Этабезыскусственность и кажущаяся неподготовленность речевого строя особеннобросаются в глаза в некоторых необычных началах:
И бунтует и клокочет,
Хлещет, свищет и ревёт…
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа…
Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, мать — Земля…
Подобные начала,как заметил Ю. Тынянов, придают характер обрывочности, фрагментарноститютчевским стихам. В сущности, поэтическая речь Тютчева строится вся навнутренних кульминациях. Поэт говорит только о самом главном, минуяобязательные зачины, словесные «мостики» и связи.
Читая стихиТютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка.Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотряна то, что поэт «не писал, а лишь записывал свои стихи». Он не развозвращался к записанному, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с егопера, добиваясь предельной ясности и чёткости стиха. Благоговейному отношению кпоэтическому слову учат нас стихи Тютчева. «Он не шутит с музой», — говорил Лев Николаевич Толстой.
Поэтический мир поэта
Нам близок Тютчев,вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственныекраски, чтобы запечатлеть её красоту. Нам дорог Тютчев, чуткий тайновидецчеловеческого сердца, сумевший передать тончайшие оттенки и глубокиепротиворечия душевных переживаний. О чём бы ни писал Ф. И. Тютчев: о природе, олюбви, о красоте — каждая строка его проникнута тонким философским осмыслениембытия, во всём мы находим философский подтекст. Далёкий от политической жизни,Тютчев воплотил в своём творчестве мир своих глубоких и чистых человеческихпереживаний, раскрыл в нём свою богатую натуру красивых людских чувств имыслей.
Говоря о стилеТютчева, нельзя не сказать о круге тех проблем, которые его волновали, о темахего поэзии, о романтической природе художественного видения Тютчева. Тютчев былромантиком, в частности в своих стихах о природе, не потому, что его природалишена признаков реального и правдивого, но потому, что природа егоинтересовала не конкретно, не в деталях, а как единая, живая сущность. Онаинтересовала его главным в своих стихийных и космических проявлениях — в грозу,в порывах ветра, при ярком свете солнца, при лунном сиянии. Тютчев любит вприроде не предметы и частности, а её стихи, и её тайны — он любит природу всамом возвышенном и загадочном лике.
Поэтический мирТютчев высокий и в то же время трагичный, но он находится за пределами плоскойтрагедии. В этом и есть сложность личности поэта, его поэтического строя. Омузе Тютчева нельзя сказать, что она «пессимистическая» или, наоборот«оптимистическая». Её определяющая черта — величие. Радость и печаль,доброе и злое, светлое и мрачное у Тютчева не существует раздельно, а слиты ввозвышенном. Это внутреннее свойство поэтической мысли находит прямое отражениев языке, в явном пристрастии поэта к антонимическим языковым построениям.
В языке поэзииТютчева уживаются семантически полярные; противоположные по своему словарномузначению не столько сталкиваются, сколько сосуществуют: «со сладкимужасом»; «сладкий сумрак», «и обаянья нет ужасней». Потютчевски звучит:
Люблю сей божий гнев!Люблю сие незримо
Во всём разлитое,таинственное зло…
В том мире высокой поэзии Тютчевастираются многие привычные границы между понятиями — границы смысловые иэмоциональные. Противоположное становится почти однозначным. В стихотворении «Очём ты воешь, ветер ночной?» резко антонимичные понятия, с точки зренияобыденного рассудка, вполне уживаются между собой, составляя узел лирическойкомпозиции:
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Определения предметов не делают ихпонятнее для нас. Никто никогда не видел «демонов глухонемых».Подобные образы уводят нас в мир таинственно-возвышенного, сугуборомантического и предельно сгущают тревожную атмосферу. Но Тютчев никогданичего не утверждает, он вопрошает себя и других, его поэзия не догматична, апроблемна. Недаром у Тютчева так много вопросов, внутренних, скрытых — ипрямых, интонационно обозначенных. Трагическим вопросом завершается прекрасноеи мудрое стихотворение «Смотри, как на речном просторе…»
…Все вместе — малые, большие.
Утратив прежний образ свой,
Все безразличны, как стихия, —
Сольются с бездной роковой!…
О, нашей мысли обольщенье,
Ты, человеческое Я,
Не таково ль твоё значенье,
Не такова ль судьба твоя?
Вопросительные интонации едва ли непреобладают в стихах Тютчева, — и это не случайный, формальный признак, ипризнак существенный, «стилеопределяющий».
Увы, что нашего незнанья
И беспомощней, и грустней?
Кто смеет молвить до свиданья
Через бездну двух или трёх дней?
Обожествленность окружающего мираТютчева нельзя назвать голым пантеизмом. Поэзия Тютчева настолько многогранна,индивидуальна. Это личная поэзия, совершенная по проникновению в сокровенныетайны глубокой души.
Личное, индивидуально-временноеисчезает в порыве человеческого духа к общему и всемирному — и в этомисчезновении рождается радость:
…Чувство, мглой самозабвенья
Переполни через край!…
Даст вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
Тема стихии, всеподавляющей природывыступает как нечто хаотичное, силы природы ведут между собой какой-тотаинственный разговор. Тема хаоса — природа и мир хаотичны, а человек одинок — проходит через многие произведения поэта. Её посвящены "Silentium", «Безумие»,«День и ночь», " О чём ты воешь, ветер ночной?",«Ночное небо так угрюмо», «Святая ночь на небосклон вошла».В этом цикле нашли выражение мятежное состоянии души поэта и предчувствиеосвежающих бурь. Раздвоенное сознание, драматизм внутренних переживаний — воттемы пейзажной и интимной лирики.
«О, вещая душа моя!
О, сердце, полноетревоги,
О, как ты бьёшься напороге
Как бы двойногобытия!..»
Тютчев ищет гармонию в природе, ведьв ней должна быть воплощена красота и целесообразность. Показательны его мыслиналичии души и разума в природе.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, небездушный лик, -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в неё есть язык…
Трагизм иногда придаёт стихампессимистический характер, но есть в его лирике гармонически-светлое. Болеестолетия в школьные хрестоматии включается «Весенняя гроза».Стихотворение радостное, звонкое, с чёткой звукозаписью. Но радость Тютчевавозвышенна, величественна. Это некоторым образом достигается употреблениемстарославянской лексики, и как показатель этого — частое употреблениенеполногласия: врата, младость, град, година, очи, ланиты.
Тютчев — поэт любви. Е.А. Денисьева в его жизни
Романтический характер носит илюбовная лирика Тютчева.
Ф. И. Тютчев — поэт возвышеннойлюбви. Его поэзия и в сфере любовной чувствует себя свободной и всесильнойтолько в пределах романтически-возвышенного. Это справедливо даже для техстихотворений, в которых изображается любовная физическая страсть.
Особое место в творчестве поэтазанимает цикл стихов, посвященных Е. А. Денисьевой. Сама ситуация отношенийдвух любящий, но лишенных возможности соединить свои жизни людейдраматична. Любовь Денисьевой,страстная и по сути жертвенная, потрясла Тютчева и, по его признанию, спасла отобычных приступов тоски. Соприкоснувшись с этим чувством, он обрёл новыйэмоциональный опыт и, как всегда, обнаружил его в поэзии там, где душаобращена вовне — к природе, и там, где он погружен в душевную глубинусобственного переживания. Эти произведения, драматичные по характеру,реалистичны и точны по психологическому рисунку. Особенно выразительностихотворение «Она сидела на полу».
Интимнымстихотворениям Тютчева обычно присущ трагизм и надлом. Любовь воспринимаетсяпоэтом не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе.
«Е. А.Денисьева внесла в жизнь поэта необычайную глубину, страстность и беззаветность.И в стихах Тютчева вместе с любовью возникло что-то новое, открылась новаяглубина, какая-то исступленная на стыдливость чувства и какая-то новаясуеверная страсть, похожая на предчувствие смерти».
В характере Денисьевой от природыбыла страсть, порою бешеная, исступленная мучительным раскаянием,«которые, все более и белее подтачивали её жизнь, и довели нас — её доВолкова поля, а меня — до чего-то такого, чему и имени нет ни на какомчеловеческом языке…» — признавался Тютчев. Е. А. Денисьева умерла отчахотки. До её смерти Тютчев поставил свой диагноз — в стихах:
О, как убийственно мылюбим,
Как в буйной слепотестрастей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Высокая патетика, эмоциональныйнакал, призванные подчеркнуть силу чувства, свойственны стихотворениям этогоцикла. Отличительная особенность произведений Тютчева — краткость, ясность,отчётливость. Пушкинским традициям — простоте, непосредственности, правдивостичувства — Тютчев следовал всюсвою жизнь. Этим проникнуты напевность и мелодичностьстиха, звуковая инструментовка.
Анафора высоты, образ неба как символромантически-возвышенного почти обязательны в любовных стихах Тютчева:
Я знал её ещё тогда,
В те баснословные года,
Как перед утренним лучом
Первоначальных днейзвезда
Уж тонет в небе голубом…
И всё ещё была она
Той свежей прелестиполна,
Той дорассветной темноте,
Когда незрима, неслышна,
Роса ложится на цветы…
Вся жизнь её тогда была
Так совершенна, так цела,
Что мнится, и она ушла
И скрылась в небе, какзвезда.
Героиня лишена всего чувственного,земного, она «с бликом неба на челе». Атмосфера неба, высоты целикомзаполнят это стихотворение о любви. Любовь у Тютчева очень похожа на егоприроду, на весь особенный мир его поэзии. Похожа и своей возвышенностью,причастностью к небу, отрешенностью от быта и своим трагизмом, роковым своимхарактером. Любовь для Тютчева в равной мере и «союз с душой родной»,и «роковые их слиянья, и поединок роковой». Любовь для него не толькорадость (может быть, меньше всего радость), но и борьба, и высокая мука, ибезнадёжность.
Тютчева-поэта больше всего интересуетневидимые проявления любви, а её тайна, её непоказанные глубины: «Какнеразгаданная тайна, живая прелесть дышит в ней — мы смотрим с трепетомтревожным на тихий свет её очей…»
Любовь Тютчева во всём подобнастихиям, а у его героини «сердце, жаждущее бурь», у неё«поздние, живые грозы; зной лета». В душе и жизни героя и героини всёопределяется не будничным, а «космическими силами», а, следовательно- романтическими масштабами.
Когда А. Блок говорил о Тютчеве како «самой ночной душе русской поэзии», он имел в виду любовную лирику.Ночь для Тютчева — время обнажения правды, время откровения во всём — в томчисле и любви:
В толпе людей, внескромном шуме дня
Порой мой взор, движенья,чувства, речи
Твоей не смеют радоватьсявстрече
Душа моя! О не винименя!..
Смотри, как днёмтуманисто-бело.
Чуть брезжит в небе месяцсветозарный,
Наступит ночь — и вчистое стекло
Вольёт елей, душистый иянтарный.
В ночи открывается глубокая и чистаяоснова любви духовной: в ночных стихах Тютчева любят не столько люди, сколькодуши. Поэта интересуют не столько невидимые проявления любви, а её тайны.«Как неразгаданная тайна, живая прелесть дышит в неё — мы смотрим стрепетом тревожным на тихий свет её очей…» Стихи Тютчева о любви носятхарактер обобщенно психологический и тем самым отчасти философский. В. Гиппиусписал: «Тютчев поднимает любовную лирику на ту же высоту обобщения, накакую была поднята его лирика природы».
Любовная лирикапоследних лет объединяется адресатом: именем и образом Денисьевой. При этом онациклизуется композиционно и сюжетно, образуя в целом род стихотворнойпсихологической драмы, со своим внутренним движением, со своими перипетиями,завязкой и развязкой. К этому циклу относятся такие стихи, как«Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде,любит…», «О, не тревожь меня укорой справедливой…», «Я очизнал — о эти очи…» и др.
Все стихи«денисьевского цикла» драматичны и по фабуле, и по характеру речевойкомпозиции. Чаще всего они представляют собой вид диалога, в котором одинсобеседник присутствует как бы молча, он предполагается, он точно стоит передединым словом:
О, не тревожь меня укоройсправедливой!
Поверь, из нас из двухзавидней часть твоя;
Ты любишь искренно ипламенно, а я -
Я на тебя гляжу с досадоюревнивой…
В стихотворении формально отсутствуютреплики и ответы на реплики, тем не менее, это не монологическая речь в точномзначении слова. Это речь реактивная, в ней нет формальных ответов, но она всясостоит из ответов по существу. У Тютчева это как отрывок из разговора, какразговор в самом разгаре, на предельном накале мысли и чувства.
Одно из самых известных ивпечатляющих стихотворений «денисьевского цикла» — «Последняялюбовь». Это стихотворение принадлежит к числу шедевров русской лирики.
О, как на склоне нашихлет
Нежней мы любим исуеверней.
Сияй, сияй, прощальныйсвет
Любви последней, заривечерней!
Стихотворение это звучит как бы насклоне ритма. Стих здесь нервный, местами негармонический, ритм передаёт волнениеживой души, в нём ощущается «нарушенное дыхание», неудержимоечувство. В стихотворении слово «безнадежность» звучит в столь сильномритмическом и интонационном рисунке, что оно почти физически ощущается какбеда, как боль. Среди тех, кто был восхищен смелостью Тютчева и оценил её, — П.И. Чайковский, для которого именно это стихотворение стало свидетельством тому,что русский стих способен преодолеть излишнюю «симметричность» иобновить своё звучание. «Последняя любовь» — одно из немногихстихотворений в этом цикле, где любящим выступает поэт, где он позволяетсказать о своём чувстве.
Поэзия Тютчева — поэзия контрастов и аналогии. Югу он противопоставляет север, грозе — тишину, любви«небесной» — любовь роковую. Во всём Тютчев гораздо более эмоциональныйпоэт, чем все другие русские поэты.
Эпитеты егосвоеобразны. Им передаётся впечатление от предмета в данное время: «моребаюкает сны тихоструйной волною», «голос жаворонка — гибкий,резвый», «та кроткая улыбка увяданья», «деньхрустальный».
Поэт выступаетноватором и в строении стиха. Он широко употребляет внутренние рифмы иассонансы:
«И без бою, и безвою»
«Кто скрылся,зарылся в цветах»
«Землязеленела»
«Кругом, как кимвалы,звучали скалы»
«Ветрило веселозвучало».
Критика творчестваТютчева
Демократическая критика XIX века высоко ценилапоэзию Ф. И. Тютчева.
Тургенев утверждал:«О Тютчевене спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствуетпоэзии». Высоко оценивал совершенную лирику Ф. И. Тютчева и Добролюбов,противопоставляя поэта «чистому» лирику А. Фету. Талант Фета, поДобролюбову, может «проявляться только в уловлении мимолетных впечатленийот тихих явлений природы», а Тютчеву «доступны, кроме того, — изнойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не однимистихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественнойжизни».
В совершенствепоэтической логики Ф. И. Тютчева мы можем убедиться, наслаждаясь егочеловечнейшей лирикой, даже не обладая специальными знаниями и талантом Тургенева,Некрасова (в отличие от Некрасова, Тютчев не проникает в глубины народнойкрестьянской жизни, для него важно состояние природы и то, какие чувства онавызывает у человека), Добролюбова.
«Вы знаете,кто мой любимый поэт?» — спросил однажды Толстой и сам ответил: — «Тютчев». При этом он добавил: "…Его все, вся интеллигенция нашазабыла или старается забыть" он, видите, устарел… Он слишком серьёзен, онне шутит с музой". Да, в последней трети XIXвека Тютчев оказался забытым поэтом.Правда, в середине 90-х годов и начале ХХ века о нём снова заговорила критика,но философское содержание его поэзии осмысливалось тогда в духе эстетическихтеорий конца века; всё настойчивее говорилось о Тютчеве как о «предтечесимволистов», всё чаще писали о влечении поэзии Тютчева к«ночи», «хаосу», «безумию». Критики словносоревновались в нагнетании и сгущении красок, пытаясь подчеркнуть«ночное», а не светлое, «зловещее», а не «отрадное»в направлении мысли и чувства поэта. Поэзию Тютчева называли «поэзиейночи», а самого поэта — «жертвой» бездны тайн и бесконечности. Вэто время и Брюсов, один из первых положивших начало научному изучениютютчевского наследия, рассматривал Тютчева как одного из предшественниковсимволизма. Однако Брюсову во многом удалось преодолеть односторонность иограниченность в истолковании поэзии Тютчева. Стремясь «приблизить»Тютчева к символистам, выделяя мир ночного таинственного материал., Брюсовзаново открыл читающей публике поэта. Его внимание приковывали строкиизвестного стихотворения:
Душа хотела б бытьзвездой,
Но не тогда, как с небаполуночи
Сии светила, как живыеочи,
Глядят на сонный мирземной, —
Но днём…
Хотя Брюсов называл Тютчева первымпоэтом «новой школы», у которого «разрыв с пушкинскойтрадицией» был " сильнее, нежели у Фета", пониманиезначительности сделанных Тютчевым поэтических открытий приводило к мысли опродолжении, развитии великой пушкинской традиции. «Пушкин, ТютчевБаратынский, — писал Брюсов, — вот три заветных имени для всех, кто любитрусские стихи, их произведения — великие образцы нашей поэзии».
Время отбросило всёслучайное, субъективное и одностороннее в истолковании поэзии Тютчева иоправдало оценку, данную его творчеству Пушкиным, Некрасовым, Толстым,революционными демократами. Его творчество, отмеченное глубиной философскоймысли, способностью проникать в тайны природы и души человеческой, получилоширокое признание. Всё Небесное у Тютчева отражалось в земном. Образом земногобыл человек, вечного — Природа.
Почему творчество Тютчева современно и сейчас? Если у негопоследователи в ХХ веке?
Так почему же творчествоТютчева современно и сегодня?
Я считаю, что Тютчевсейчас не менее читаем, чем другие наши классики. Но всё же современноепоколение не любит обращаться к прекрасному, оно, может, и не по своей воле, нопривыкло к жестокости и равнодушию. А Тютчев не уделял этому никакого внимания.Поэт говорил о чистом и совершенном, то есть о любви и природе, а что же можетбыть совершенней в этом мире? В настоящее время мы привыкли жить в хаосе инесправедливости, и поэтому я считаю, что чистота лирики Тютчева может помочьнам хоть чуть-чуть почувствовать каплю святого и чистого. Я уверена в том, чтоесли сейчас мы читаем Тютчева, то мы обогащаем наш интеллект и, конечно же,душу. Мы забыли, что такое любовь и ненависть, что такое весна и суровая зима,что означает дождь и чистое голубое небо, мне кажется, что наш долг — вспомнитьэто и никогда не забывать. И именно Тютчев научит нас чистой любви, вселит внас спокойствие и доброту, Тютчева любили тогда, и этот поэт нужен нам сейчас.
Я считаю, что наследие Тютчеваоказало влияние на поэтов ХХ века, но не сильное, так как стихотворения Тютчевабыли охвачены светлыми оттенками. Однако события начала ХХ века не могли неоставить след в творениях поэтов серебряного века, и поэтому многие краски вих стихотворениях были сгущены и омрачены. Даже если М. И. Цветаева писала оприроде, то всегда присутствовало ощущение грусти и печали в её стихотворениях.Мне кажется, что наиболее всего Тютчеву были близки Сергей Есенин и АндрейБелый, они говорили почти так же, как и Тютчев, хотя не будем забывать, что укаждого поэта непосредственно свой стиль. Есенин чаще всего писал о Родине,описывал её столь тщательно, как и Тютчев описывал природу. Андрей Белый всегдавосхищался творениями Тютчева, писал о любви и природе, и иногда в егостихотворениях прослеживалась тютчевская интонация. И вообще я считаю, чтосамые главные последователи Тютчева — это мы, его читатели, любящие ивосхищающиеся его творчеством.
И в полной мереподтвердились слова Некрасова, писавшего о том, что книгу стихов Тютчева«каждый любитель отечественной литературы поставит в своей библиотекерядом с лучшими произведениями русского поэтического гения». Также ясогласна вот с этими словами Некрасова:
«Немного написал Тютчев, но имяего всегда останется в памяти истинных ценителей и любителей изящного наряду своспоминаниями нескольких светлых минут, испытанных при чтении егостихотворений. История литературы также не должна забыть этого имени».
Н. Некрасов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Газета «Семинарий»литературы"" №46 1997
2.Маймин Е. А. Орусском романтизме
«Просвящение» М. 1975
3. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма.
Воспоминаниясовременников.
«Правда» М.1988
4. Тютчев Ф.И. «Я встретил Вас…»
«Детскаялитература» М. 1997
5. Лебедев Ю. В. Русскаялитература XIXвека
«Аванта +» М. 1998
6. Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева
«Детская литература» М. 1962
7. Энциклопедия для детей политературе
«Аванта +» М. 1998
8. Хрестоматия для старшеклассников
«Дрофа» М. 2002
9. Шайтанов И. О. Ф.И. Тютчев: поэтическое
открытиеприроды
«МГУ» М. 2001
10. Кожинов В. Тютчев М. 1988
/>/>