Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (восприятие, истолкование, оценка)

Многиепоэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспелиантичные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции,ассоциируется с шумом набегающих волн. С развитием литературы менялся иразвивался образ моря в поэзии. Особенно важное значение он приобрел упоэтов-романтиков: образ моря символизировал идеал романтической свободы. Темаморя важна для романтической поэзии Пушкина.
Стихотворение«К морю» написано в 1824 г. Это был переломный период для Пушкина – период переходаот романтизма к реализму. Оно завершает романтический период пушкинскоготворчества
Встихотворении «К морю» поэт прощается не только со «свободной стихией», но иромантическим мироощущением. Поэтическое изображение моря сочетается здесь сфилософскими размышлениями поэта о своей личной судьбе, о судьбах «властителейдум» современников Пушкина – Наполеона и Байрона.
Начинаетсястихотворение элегически-величаво, торжественно, раздумчиво:
Прощай,свободная стихия!
Впоследний раз передо мной
Тыкатишь волны голубые
Иблещешь гордою красой.
Этоначало сразу вызывает в памяти поэтические и вместе с тем зрительныеассоциации. Представляется одинокая, задумчивая фигура поэта на фоне безбрежнойморской стихии.
Моредля Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, независящей от воли человека. Оно вызывает в душе поэта мысли о побеге вневедомые страны, романтический порыв к другим небесам, к иным, свободнымстихиям.
Встихотворении «К морю» мотив побега звучит не сразу. Ему предшествует пейзажнаязарисовка бескрайнего моря. Оно вольно и безостановочно катит свои «волныголубые», никто не в силах обуздать его «своенравные порывы». Человек бессиленперед этой величественной, мощной и своевольной стихией:
Смиренныйпарус рыбарей
Твоеюприхотью хранимый
Скользитотважно средь зыбей:
Ноты взыграл, неодолимый,
Истая тонет кораблей.
Созерцаниеморя, его бескрайних просторов приводит Пушкина к раздумью о своей судьбе, отех надеждах и мечтах, которые владели поэтом в период южной ссылки. Это былимечты о «поэтическом побеге» в иные края, иные страны, тщетные надежды «навекоставить… скучный, неподвижный брег». Но этому не суждено было случиться: поэтостался «у берегов» окованный, очарованный «могучей страстью».
Встихотворении появляется новое отношение к Наполеону. Пушкин говорит о нем како романтическом герое, как о человеке, который оставил заметный след в истории,в судьбах людей. Затерянная посреди моря скала – последний приют Наполеона, его«гробница славы» – символ крушения честолюбивых надежд этой противоречивойисторической личности:
Однаскала, гробница славы…
Тампогружалась в хладный сон
Воспоминаньявеличавы:
Тамугасал Наполеон.
Встихотворении Пушкин говорит о трагичности судьбы Наполеона: «Там он почилсреди мучений».
ОбразНаполеона по ассоциации в памяти вызывает образ «другого гения», другого«властителя дум» – Байрона. Незаурядная личность Байрона, его вольнолюбивоетворчество, его героическая смерть в сражающейся за свободу Греции не могли неволновать воображения Пушкина.
Строфыо Байроне – певце свободы человека, певце моря – находятся в непосредственнойвнутренней связи с темой стихотворения, посвященного морю, «свободной стихии».Впечатления от созерцания моря помогают Пушкину раскрыть образ мятежного поэта,который был как бы создан «духом моря», был, как океан, «могущ, глубок имрачен» и также «ничем не укротим», как неукротимы море и океан.
Встихотворении звучит мотив одиночества поэта в мире, из которого ушлигениальные «властители дум: один „погрузился“ „в хладный сон“, „угас“, другой„умчался“, „как бури шум“:
Миропустел…Теперь куда же
Меняб ты вынес, океан?
Судьбаземли повсюду та же:
Гдекапля блага, там на страже
Ужпросвещенье иль тиран.
Впоследних двух лирически-взволнованных строфах поэт вновь, теперь уже навсегда,прощается с морем, в последний раз обозревает его необозримые и бескрайниепросторы, в последний раз любуется его «торжественной красотой». Свободный ивеличавый гул моря еще долго будет слышен поэту «в глуши, во мраке заточенья»михайловской ссылки:
Прощайже, море! Не забуду
Твоейторжественной красы
Идолго, долго слышать буду
Твойгул в вечерние часы.
Влеса, в пустыни молчаливы
Перенесу,тобою полн,
Твоискалы, твои заливы,
Иблеск, и тень, и говор волн.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fictionbook.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технологический процесс приемочного контроля детали зубчатое колесо и активный контроль на
Реферат Untitled Essay Research Paper COMPOSTING AND THE
Реферат Наречие как самостоятельная часть речи
Реферат Great Expectations Essay Research Paper Great ExpectationsGreat
Реферат 1. Сельское хозяйство как важнейшая сфера агропромышленного комплекса
Реферат В чем Некрасов видит свой долг перед народом и какие задачи ставит перед искусством своего времени?
Реферат Виртуальный прибор для измерения температуры
Реферат Анализ результатов хозяйственной деятельности ООО Домовой
Реферат Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А.Булгакова
Реферат Lassa Fever
Реферат Становление и сущность психоаналитики
Реферат Пищевая ценность овощей
Реферат Способы улучшения цифровых сигналов в условиях ограниченного объема априорной информации
Реферат Современные дискуссии о предмете экономической теории.
Реферат Правовое регулирование деятельности зарубежных правоохранительных органов по охране морских пространств