Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Сочинение-рецензия на рассказ Астафьева Людочка

«Нам незачем наши сердца холодить; И так уж на улицевьюга». (С. Куняев)
 
Каждый писатель в своих произведениях пытается отразитьжизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашиваютжизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева«Людочка» описана жестокая реальность жизни.
Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году. Ноэто произведение очень актуально и сейчас, в наше время, спустя десять лет.Небольшое произведение вместило в себя многие проблемы, волнующие писателя:загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградацияличности, а также гибель русской деревни. В этом рассказе Астафьев описал жизньодной девушки, приехавшей в большой город из деревни. Эту девушку зовутЛюдочка. Так называется и рассказ Астафьева. Из самого названия рассказа(«Людочка») видно, что в нём написано о хорошей хрупкой девушке. Людочка всёсвоё детство провела в деревне, со своими родителями: отцом и матерью, а послесмерти отца — с отчимом. Её отчим «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ниплохо». Людочка в деревне росла «как вялая примороженная трава». Людочкапытается вырваться из этого чувства. Она уезжает из родительского дома, гдеостаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Девушка чужая в родном доме. Чужаясреди людей.
Биография главной героини даётся писателем в самом началеповествования. «Людочка родилась в небольшой угасающей деревне» «слабенькой,болезненной и плаксивой».
Эпизоды один за другимраскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенно готовя нас ктрагической развязке.
Рисуя образ Людочки, автор изобразил портрет обычнойрусской девушки. Людочка с детства не отличалась ни особой красотой, ни умом,но сохранила в своей душе доброту и порядочность, милосердие и уважение клюдям. Девушка была слабохарактерной, и потому Гавриловна (женщина, которая ееприютила в городе) свалила на нее всю работу по хозяйству. Но Людочка на нее необижалась, а делала все с удовольствием. Жалость и сострадание почувствовалаона и к несчастному парню – лесорубу, который умирал в больнице исключительнопо причине халатности врачей. Людочка чувствовала глубокую вину перед парнем,потому что она живет, а он, такой молодой, должен умереть. Астафьев возмущаетсятем, что люди не способны чувствовать чужую боль, что они ужасно эгоистичны илицемерны. Но это не всегда их вина. Возможно, Людочка острее другихпочувствовала сострадание к этому парню только потому, что сама на себе этоперенесла и натолкнулась на непонимание близких людей. Однако, Людочка тогда несознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бычудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почтиумершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути квоскресению».
Героиня оказалась от этогодалека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретилапонимания у других. Девушка была так бесконечно одинока в своей печали, ей такхотелось кому-то выплакаться, рассказать о своей беде. Это чудовищноенепонимание подвело девушку к трагическому исходу.
Цинизм, бездуховность – первый сюжетный пласт рассказа. Сним плотно состыкован второй пласт – экологическая катастрофа.
Мы видим деревню «задыхающуюся в дикоросте», прорвавшуюсятрубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её«ароматы».
Оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидетьмногие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, этостремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг.
В.Астафьев,беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, скольнеобходима острейшая борьба с бездуховностью, подтачивающая нравственные устоиобщества. Но не хватало внимания к конкретным судьбам.
КромеЛюдочки, в рассказе Виктора Астафьева есть и другие герои: мать Людочки, еёотчим, Стрекач, Артёмка-мыло и другие. Когда Людочка уже не могла переноситьжизнь в городе среди ВПВРЗэшников, она приехала на время в свою родную деревню,к своей матери. Мать Людочки, рассказывая ей только о своей жизни, даже непоинтересовалась жизнью своей дочери. Поэтому Людочка ей и не рассказала, чтоей пришлось пережить в городе, так как посчитала, что её матери нет никакогодела до неё. Все оставили Людочку «… теперь и самой ей предстояло до концаиспить чашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия...» Оботчиме Людочки никто много и не знает, даже сам автор. Ему не известна ни егофамилия, ни его имя. Он «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Ноименно он отомстил Стрекачу за Людочку. А Стрекач — это такой же обитательпарка ВПВРЗ, как и все остальные, только его отличие от остальных — это то, чтомногие обитатели городского парка считали его своим главарём. Для Стрекача, также как и для других ВПВРЗэшников не существовало никаких рамок, в нём полностьюотсутствовало что-либо человеческое. После его смерти «угнетённые, ограбленные,царапанные… обитатели железнодорожного посёлка вздохнут теперь освобождено, ибудут жить теперь более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими жепорождённого и взращённого». Когда Стрекач насиловал Людочку никто даже неотозвался на крики (Людочки) о помощи. Она оказалась в полнейшем одиночестве.Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не доЛюдочкиной беды оказалось и в родительском доме. Повсюду главная героинясталкивалась с равнодушием. Даже находящийся в это время рядом Артёмка-мылоничего не стал предпринимать для спасения чести Людочки. В образе Стрекачаавтор собрал все гадкое, что может только быть в человеке. Нет, неповорачивается язык назвать его человеком – это какое-то нравственно одичавшеесущество. В стычке между Стрекачом и отчимом Людочки писатель на сторонепоследнего, хотя тот совершает самый ужстный грех – убийство. Но с такими, какСтрекач можно бороться только такими методами.
Онане смогла выдержать – предательства близких ей людей. Но отступничествопроявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна кэтой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не коснулась еёлично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого онапрежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всюболь и драму которого не хотели понимать живые.
СамаЛюдочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы,Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Это – искупление невинными инепонимающими чьих-то грехов.
Трагедиядевушки – недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, безласки и любви.
Кульминационнымэпизодом рассказа является самоубийство (через повешение) Людочки. Онаповесилась не от плохой жизни в городском парке ВПВРЗ, а из-за того, от неё всеотвернулись, даже её собственная мать. Все её оставили в одиночестве. Она небыла никому нужна. В таких условиях жизни, в таком одиночестве человек можеттолько или стать таким же существом, как эти «звери» из парка ВПВРЗ, или, невыдержав этой жизни, уйти из неё путём самоубийства. Ведь и Артёмка-мыло, иСтрекач, и другие, подобные им отбросы общества — это люди, которых всеотвергли, которые остались одни. Всех их сделало такими общество в котором онижили. Им оставалось только стать «животными», чтобы продолжать своёсуществование. Людочка перед смертью говорит: «Никто ни про что не спрашивалменя — никому до меня нет дела. А душа? Да кому она нужна, та простенькая, впростенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа».
Смертьгероини – это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала необходима матери,Гавриловне, её заметили.
Рассказ на редкостьтрогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив идобросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое числоафоризмов, устойчивых оборотов («золотко моё», «голубонька сизокрылая»,«ласточка», «касаточка»). Это используется автором для характеристики хозяйки,эмоциональной оценки её индивидуальных качеств.
ГероиАстафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а«выразитель всех сил умственных и нравственных».
 Авторпередаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности,ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость,меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в голову», «гнуть спину»,«работала как конь»).
Богат,колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева.
Помимопростых олицетворений (таких, как «деревня задохнулась в дикоросте»,«испустившего резиновый дух крокодила Гену») используется множество сложных,полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину («пьяно шатаясь,ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце», «серебряные заморскиепуговицы отстреливались от фрака»). Поэтому произведение получилось такимнасыщенным, ярким, незабываемым.
Писательне сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказеприсутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит изсердец тружеников.
Художественныйприём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовнуюблизость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем втемноте невежества, нищете и полной отсталости.
      Рассказ «Людочка» оченьактуален и в наши дни. В наше тяжёлое время деморализованное обществопродолжает деградировать. И даже сейчас существуют такие люди, как Людочка, откоторых все отрекаются, даже родные и друзья (в следствие чего они не могутпрожить в полном одиночестве и им остаётся только наложить на себя руки). Всёчаще встречаются такие отбросы общества, как Артёмка-мыло и Стрекач, которыхтакими сделало общество.
Написав этот рассказ, Виктор Астафьев описал жизнь нетолько московского парка ВПВРЗ, но и жизнь всей России. Ведь обществодеградирует не только в Москве, а во всей России. Своим рассказом автор хотелпоказать, что может произойти с человеком, когда он остаётся один (из людей).Такое может произойти не только с героиней этого рассказа, но и с любым другимчеловеком.
«Людочка» Астафьева притягательна тем, что в такоммаленьком произведении автор сумел поставить перед читателем ряд важнейшихпроблем и в яркой художественной форме изобразил картины нашей реальной жизни.Но думаю, главная задача писателя – показать, в какую пропасть мы идем. И есливовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Автор призывает всехподумать о своей душе и об окружающем мире, попытаться изменить себя, научитьсялюбить и сострадать ближнему. Увидеть красоту мира и попытаться сохранить ее.Ведь красота спасет мир.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль ценных бумаг в системе расчетов предприятия
Реферат Римская литература
Реферат ROLLS- ROYCE
Реферат Теоретическое обоснование оптимального темпа в академической гребле
Реферат Доклад Хрущева. Разоблачения и умолчания
Реферат Предприятие основное звено рыночной экономики. Виды, организационно-правовые формы, классифик
Реферат Воздействие газообразных промышленных выбросов
Реферат An Interview With William Stafford Essay Research
Реферат A Change For Dole Essay Research Paper
Реферат Русская православная церковь история и современность
Реферат Управління комунікаціями на промисловому підприємстві.
Реферат Should Television Violence Should Be Censored Essay
Реферат Виды топлива Перспективы развития новых видов топлива
Реферат Программно-управляемый генератор прямоугольных импульсов инфранизких частот
Реферат А. А. Реутов формализация выбора концепции проектирования