Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Сопоставительный анализ стихотворений Мандельштама "Заблудился я в небе - что делать?..."

Сопоставительный анализ стихотворений Мандельштама«Заблудился я в небе — что делать?...»
Работу подготовила Леонова Наталья Александровна,группа 044, 1 курс
Российский Государственный Гуманитарный Университет,Филологический факультет
Москва,  2005 г.
Стихотворение«Заблудился я в небе — что делать?...» создается в двух параллельных вариантахс одинаковым началом, но разным развитием событий. Что бы понять, почему такпроисходит, что общего и в чем различия, рассмотрим последовательно каждое изстихотворений.
Заблудилсяя в небе — что делать?
Тот,кому оно близко,- ответь!
Легчебыло вам, Дантовых девять
Атлетическихдисков, звенеть.
Неразнять меня с жизнью: ей снится
Убиватьи сейчас же ласкать,
Чтобыв уши, в глаза и в глазницы
Флорентийскаябила тоска.
Некладите же мне, не кладите
Остроласковыйлавр на виски,
Лучшесердце мое разорвите
Вына синего звона куски...
Икогда я умру, отслуживши,
Всехживущих прижизненный друг,
Онраздастся и глубже и выше -
Откликнеба — в остывшую грудь.
Лексический словарь
Глаголы:Заблудился, делать, ответь, звенеть, Не разнять, снится, Убивать, ласкать, Некладите (2), разорвите, усну, раздастся.(13)
Существительные:в небе, дисков, с жизнью, в уши, в глаза, в глазницы, тоска, лавр, на виски,сердце, звона куски, друг, неба, грудь. (15)
Местоимения:я (2), тот, кому, оно, вам, меня, ей, мне, мое, всех, он. (12)
Прилагательныеи наречия: близко, легче, Дантовых, атлетических, флорентийская, остроласковый,синего, живущих, прижизненный, глубже, выше, остывшую. (12)
Анализ текста
Составиви прочитав словарь текста, кажется, что он носит какой-то «бытовой характер».Этот «быт» разрушают лишь «Дантовы диски». Они расширяют пространство данногостихотворения, добавляя в него больше динамики, волнения, таинственности.
Какмне кажется, доминирующее семантическое поле данного стихотворения – внутренниймир лирического героя. К этому полю можно отнести большую часть слов (Заблудился,Не разнять меня с жизнью, я усну, отслуживши, била тоска...). Все стихотворениекак будто переполняют эмоции, переживания, некоторая паника.
Двойственнаяприрода текста и отношения между уровнями внешней и внутренней структур как быпредсказывает нам последовательность понимания текста. Прочитав стихотворения,не вдумываясь, мы видим водоворот эмоций, лежащий на поверхности. И кажется,что этот «водоворот» создается только при помощи прилагательных и всевозможныхэпитетов. На самом же деле такой эффект «эмоций» создается за счет глаголов.Глаголы в данном тексте постоянно меняются с глаголов «внутреннего состояния»на глаголы внешнего действия. Такой прием так же создает особую атмосферу идинамику в тексте.
Большевсего в тексте существительных. То есть текст носит номинативный характер. Ивнутренний мир героя определяется четкими контурами, предметами… Интереснаотсылка Мандельштама к Данте в обоих стихотворениях. Данте, как известно,изгнанник и посетитель кругов ада. То есть автор играет на контрасте «небо» и«Дантовы диски» — рай и девять кругов ада.
Интересносопоставление двух антонимичных глаголов «убивать и сейчас же ласкать»…Происходит некое переосмысление. Полет мысли. Резкое изменение. Вообще, даннаястрофа самая интересная во всем стихотворении. Честно говоря, и самая сложная.Что такое «Флорентийская тоска»? Я никак не могла понять этого. Почему «тоска»и при чем тут Флоренция. Флоренция, Тоскана, тоска… И, наконец-то, я поняла:
Гдебольше неба мне — там я бродить готов,
Иясная тоска меня не отпускает
Отмолодых еще воронежских холмов
Квсечеловеческим, яснеющим в Тоскане
Тоесть тоска по небу, свободе. И эта тоска «бьет в уши, глаза и глазницы»,всечеловеческая, тосканская, разрывающая сердце тоска «на синего звона куски»,когда в виски впивается «остроласковый лавр». И именно такой подробный разборсловаря стихотворения помогает нам «услышать», то, что хотел сказать автор.
Довольномного в данном стихотворении местоимений. «Тот, кому оно близко, — ответь…»Местоимения «Тот» и «кто-то» уже являются номинациями незримости, загадочности,неизвестности. Данные во второй строке первой строфы, причем, последовательно,они усиливают эффект «таинственности».
Итак,подводя итог и переходя ко второму стихотворению, следует сказать, что основныесемантические поля это внутренний мир героя, таинственность. В стихотворениимного абстракции, но за счет все же номинативного характера текста, мы легкоможем конкретизировать мысль автора.
Другое стихотворение
Заблудилсяя в небе — что делать?
Тот,кому оно близко, — ответь!
Легчебыло вам, Дантовых девять
Атлетическихдисков, звенеть,
Задыхаться,чернеть, голубеть.
Еслия не вчерашний, не зряшний, -
Ты,который стоишь надо мной,
Еслиты виночерпий и чашник -
Даймне силу без пены пустой
Выпитьздравье кружащейся башни -
Рукопашнойлазури шальной.
Голубятни,черноты, скворешни,
Самыхсиних теней образцы, -
Ледвесенний, лед вышний, лед вешний -
Облака,обаянья борцы, -
Тише:тучу ведут под уздцы.
Думаю,что не стоит делать подробный словарь данного текста, так как сразу бросается вглаза огромное количество прилагательных и существительных. Что касаетсяглаголов, то их всего пять (если не брать во внимания первую строфу — так какона общая) – стоишь, дай, выпить, кружащейся, ведут.
Рассмотримсемантику прилагательных. Опять же – главное в этом стихотворении «небо» и всевращается вокруг него. И именно за счет прилагательных мы понимаем семантикунеба здесь. «Шальная лазурь, облака – обаянья борцы». Небо представляется нам«хорошим», снова контрастирующим с дисками Данте.
Помимо«внутреннего мира» можно выделить другое семантическое поле. «Природное» — сюдаможно отнести небо, голубятни, черноты, скворешни, синие тени, лед, облака…«Природное» и «внутречеловеческое» поля в стихотворении отождествляются. Такоеотождествление нужно для осмысления преодоления замкнутости о отчужденностичеловеческого я. (Магомедова, Д. М.) .
Вобоих стихотворениях выделяются религиозные семантические поля. Но во второмстихотворении – они более ясны. К «Девяти дискам» добавляется еще обращение«Ты, который стоишь надо мной…». «виночерпий и чашник». Как известно,словосочетание «винная чаша» — символ жизни. И эти строки можно понять какобращение к Богу. Причем местоимение «Ты» всегда предполагает близость и некуюфамильярность.
Тесносвязана с религиозной тематикой присутствующая в стихах Мандельштама темасмерти. Пугая неизвестностью, смерть, своя и чужая, не только отталкивает, но ипритягивает, ведь она одна дает жизни ее окончательное значение. В первомстихотворении завершение – идиллическое, во втором – героическое. Изменениехудожественной заданности во втором варианте стихотворения обусловленоизменением статуса субъекта высказывания («Если я не вчерашний, не зряшный»)относительно своего места и роли в миропорядке («Ты, который стоишь надо мной…Дай мне силу без пены пустой Выпить здравье кружащейся башни…»).
Оченьважно, я думаю, сказать о «взгляде читателя» в этих двух стихотворениях. Обастихотворения начинаются с панорамного взгляда. Даны только абстрактные, смутныеконтуры. И в первом стихотворении эта абстракция проходит вплоть до последнейстроки последней строфы. Другое дело во втором стихотворении. К последнейстрофе взгляд сужается – «Голубятни, черноты, скворешни», «Лед весенний, ледвысший, лед вешний». То есть это все влияет на большую конкретность встихотворении.
Небово втором стихотворении представлено более спокойным и дружелюбным, так какесть некоторые слова, помогающие нам понять это. Так, например, «лазурь» показываетнам, что речь идет о дневном небе, а не о ночном. Ночное небо может бытьспокойным, но редко бывает «дружелюбным». То есть именно лазурью авторпоказывает нам неопасность, дружественность неба.
Такимобразом, несмотря на одинаковое начало, эти два стихотворения являютсясовершенно разными. И даже лирический герой в них разный. И последовательныйлексический анализ помогает нам боле ясно увидеть эту разницу.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.