Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Слово о законе и благодати

Слово о законе и благодати митрополита Илариона
О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через ИисусаХриста явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землюнаполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского(дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва кБогу от всей земли нашей.
Слово «О законе и благодати» — одно из самых ранних (написаномежду 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. АвторСлова — Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскуюмитрополию из священников в 1051 г.
«Речь философа» — это изложение всемирной истории схристианской точки зрения. Оно было сделано в форме речи, обращенной к князюВладимиру Святославичу с целью убедить его принять христианство. Летописцыутверждают, что якобы именно под влиянием этой речи Владимир и принялхристианскую веру. Это должно было придавать ей особую авторитетность в глазахвсех русских подданных Владимира.
«Речь философа» — произведение литературно умелое. Мироваяистория изложена сжато и точно. Говорится только о самом главном из Ветхого иНового заветов — двух основных христианских исторических книг, из которыхпервая рассказывала всемирную историю от «сотворения мира» дорождения Христа, а вторая — земную жизнь Христа.
Изложение всемирной истории в «Речи философа» и сейчаспоражает своей «педагогичностью», однако «Речь» неосмысляла значение принятия христианства русским народом. В этом отношенииисключительное значение имеет «Слово о Законе и Благодати»митрополита Илариона. Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси,а по совершенству формы и в самом деле как бы предвосхищает это будущее.
Тема «Слова» — тема равноправности народов, резкопротивостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа,теориям вселенской империи или вселенской церкви. Иларион указывает, чтоЕвангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русскийнарод среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительномправе на «богоизбранничество» только одного народа.
Трехчастная композиция «Слова», подчеркнутая в названии,позволяет органически развить основную тему «Слова» — прославлениеРусской земли, ее «кагана» Владимира и князя Ярослава. Каждая частьлегко вытекает из предшествующей, постепенно сужая тему, логически, потипическим законам средневекового мышления, переходя от общего к частному, отобщих вопросов мироздания к частным его проявлениям, от универсального кнациональному, к судьбам русского народа.
Основной пафос «Слова» в систематизации, в приведении виерархическую цепь фактов вселенской истории в духе средневековой схематизации.
Первая часть произведения касается основного вопроса историческихвоззрений средневековья: вопроса взаимоотношения двух заветов: Ветхого — «закона» и Нового — «благодати». Взаимоотношение эторассматривается Иларионом в обычных символических схемах христианскогобогословия, в последовательном проведении символического параллелизма. Ветхийзавет был замкнут в еврейском народе, а Новый имеет всемирное распространение.Всемирная история представляется Илариону как постепенное распространениехристианства на все народы мира, в том числе и на русский. Излагая эту идею,Иларион прибегает к многочисленным параллелям из Библии и упорно подчеркивает,что для новой веры потребны новые люди.
Рассказав о вселенском характере христианства сравнительно сузконациональным характером иудейства и подчеркнув значение новых народов вистории христианского учения, Иларион свободно и логично переходит затем ковторой части своего «Слова», сужая свою тему, — к описаниюраспространения христианства по Русской земле: "… вера бо благодатьнаа повсей земли простреся и до нашего языка рускааго доиде..."; «Се бо ужеи мы с всеми христианами славим святую Троицу». Русь равноправна со всемистранами и не нуждается ни в чьей опеке.
Русскому народу принадлежит будущее, принадлежит великая историческаямиссия: «и събысться о нас языцех (народах) реченое: открыеть господьмышцу свою святую пред всеми языкы (перед всеми народами) и узрять вси конциземля спасение еже от Бога нашего» (Исаии, LII, 10). Патриотический иполемический пафос «Слова» растет, по мере того как Иларион описываетуспехи христианства среди русских.
Патриотическое воодушевление Илариона достигает высшей степени,напряжения в третьей части «Слова», посвященной прославлениюВладимира I Святославича.
Если первая часть «Слова» говорила о вселенском характерехристианства, а вторая часть — о русском христианстве, то в третьей частивозносится похвала князю Владимиру. Органическим переходом от второй части ктретьей служит изложение средневековой богословской идеи, что каждая из странмира имела своим просветителем одного из апостолов.
Есть и Руси кого хвалить, кого признавать своим просветителем:«Похвалим же и мы, по силе нашей, малыими похвалами великаа и дивнаасътворьшааго, нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли,Володимера». Русская земля и до Владимира была славна в странах, в ней идо Владимира были замечательные князья: Владимир, «внук старого Игоря, сынже славного Святослава». Иларион высоко ставит авторитет Русской землисреди стран мира. Русские князья и до Владимира не в худой и не в неведомойземле владычествовали, но в русской, которая ведома и слышима есть всемиконцами земли.
За третьей, заключительною частью «Слова» в некоторыхрукописях следует молитва к Владимиру, пронизанная тем же патриотическимподъемом, патриотическою мыслью и надписанная именем того же Илариона.
Истинная цель «Слова» Илариона не в догматико-богословскомпротивопоставлении Ветхого и Нового заветов, как думали некоторые егоисследователи. Традиционное противопоставление двух заветов — это толькооснова, на которой строится его определение исторической миссии Руси. Повыражению В. М. Истрина, это «ученый трактат в защиту Владимира».Иларион прославляет Русь и ее «просветителя» Владимира. История Русии ее крещение изображены Иларионом как логическое следствие развития мировыхсобытий.
Таким образом, все «Слово» Илариона от начала до концапредставляет собой стройное и органическое развитие единой патриотическоймысли. И замечательно, что эта патриотическая мысль Илариона отнюдь неотличается национальной ограниченностью. Иларион все время подчеркивает, чторусский народ только часть человечества.
Соединение богословской мысли и политической идеи создает жанровоесвоеобразие «Слова» Илариона. В своем роде это единственноепроизведение.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта russia.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.