(По очерку Лескова «Очарованный странник»)
Главнойв творчестве Н. С. Лескова является тема личности, освобождающейся от сословныхуз. Эта тема исторически связана с теми социальными процессами, которыепроисходили в России после отмены крепостного права. Особенно важна дляпонимания смысла и движения этой темы повесть “Очарованный странник”, вошедшаяв цикл повестей о праведниках земли русской. А. М. Горький писал: “Лесков — писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах”. Повесть“Очарованный странник” интересна как раз тем, что ее главный герой,“черноземный Телемах”, Иван Северьянович Флягин проходит долгий и трудный путьстановления личности, поисков правды и истины, опоры в жизни. Этот черноземныйбогатырь, видом своим напоминающий легендарного Илью Муромца, знаток лошадей,“несмертельный” авантюрист, становится монахом-черноризцем только после тысячиприключений, когда ему уже “деться было некуда”. Особым смыслом наполненрассказ-исповедь героя об этих странствиях. Исходная точка этих странствий — крепостное, дворовое положение героя. Лесков рисует здесь горькую правдукрепостнических отношений. Флягин ценой безмерной самоотверженности спас жизньсвоему барину, но его можно нещадно высечь и отправить на унизительные для негоработы (мостить дорожку к барскому дому) лишь за то, что он не угодил барскойкошке. (Здесь возникает тема оскорбленного человеческого достоинства.) НоЛесков на этой теме не особенно настаивает, так как его интересует дальнейшееформирование личности героя. Следует отметить, что на начальном этапе у Флягинанет никакой опорной точки (в смысле морали, самосознания, отношения к добру излу). Его поступки стихийны, непредсказуемы, порой бессмысленны. Неизвестно,как он поступит в следующий раз: попросит в награду за свой подвиг бесполезнуюгармонь или попытается удавиться. Внутренняя размытость норм сословной жизниздесь сказывается отсутствием нравственных и вообще каких-либо иных критериевдушевной жизни. Ярким примером такой непредсказуемости, случайности служитэпизод с ребенком. Сбежав от своего барина, Флягин попадает к чиновнику, укоторого служит нянькой. Жена чиновника сбежала с ремонтером, оставив малолетнеедитя. Флягин ухаживает за девочкой, привязывается к ней. Но когда появляетсямать девочки и просит отдать ей дитя, он, по непонятной причине, просто изупрямства не хочет отдать ребенка ни за деньги, ни по доброй воле. Только впоследний момент, повинуясь какому-то инстинкту, Флягин отдает девочку матери ибежит от хозяина-чиновника. Этот поступок — не заговоривший голос совести, ачистая случайность, порыв. Именно это безразличие к добру и злу, отсутствиевнутренних критериев и гонит странника по жизни, по миру.
Новесь смысл странствий Флягина заключается в том, что герой все-таки обретаетэти нравственные нормы. И для писателя особенно важно то, как он их обретает.
Так,в татарском плену (куда Флягин попал по собственной глупости и бесшабашности)зарождается в душе героя неосознанная еще любовь к Родине, к вере, к свободе. Вмиражах и видениях предстают перед Иваном Северьяновичем образы православныххрамов с золочеными куполами, с протяжным колокольным звоном. И стремление вочто бы то ни стало вырваться из плена овладевает им. Опять же случай помогаетгерою освободиться из ненавистного десятилетнего плена: петарды и шутихи,оставленные случайно заезжими миссионерами, спасают ему жизнь и даютдолгожданное освобождение.
Кульминациейдуховной драмы странника становится его встреча с цыганкой Грушей. В другомчеловеке, в любви и в уважении нашел странник первые нити связи с миром, нашелв высокой страсти, начисто свободной от эгоистической исключительности, и своюличность, высокую ценность своей собственной человеческой индивидуальности.Отсюда — прямой путь к другой любви, к любви к народу, к Родине, более широкойи всеобъемлющей. После смерти Груши, страшного греха убийства, Флягин понимаетвсю греховность своего существования и стремится искупить свою вину перед собойи перед Богом. Опять случай или провидение помогает ему в этом: он идет накавказскую войну вместо сына двух стариков, спасших его, под именем ПетраСердюкова. На войне Флягин совершает подвиг — налаживает переправу через реку,и кажется ему в тот момент, когда под градом вражеских пуль переплывает онреку, что невидимая и незримая душа Груши распростерла свои крылья, защищаяего. На войне герой дослужился до дворянского звания. Но такое “повышение”статуса приносит ему лишь неприятности: он не может найти работу, должность,которая бы кормила его. И снова скитания: работа мелким чиновником, служба втеатре. Многое вынес “несмертельный” Иван Флягин, прежде чем попал в монастырь.И тут-то и раскрылась душа Ивана Флягина окончательно: наконец-то понял он своепредназначение, наконец-то обрел спокойствие и смысл жизни. А смысл этот прост:он — в бескорыстном служении людям, в истинной вере, в любви к Родине. В самомконце повествования слушатели спрашивают Флягина, почему тот не хочет принятьстарший постриг. На что он охотно отвечает: “Мне за отчизну очень померетьхочется”. И если наступит лихая година, начнется война, то снимет Флягин рясу инаденет “амуничку”.
Такимобразом, эпопея “хождения по мукам” оказалась драмой поисков путей служенияРодине. А герой Лескова силен тем, что, сам не подозревая этого, оказалсяносителем высоких нравственных качеств. Именно такие герои, как Флягин, с точкизрения Лескова, являются творцами, создателями русской жизни и истории. Поэтомуистория жизни и пути “очарованного” странника чрезвычайно значима. В нейвыражено стремление писателя найти в эпоху распада старых общественных связейновые нормы поведения, нравственности, нового национального самосознания.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/