Своеобразие конфликта комедии «Горе от ума»Грибоедова
КомедияГрибоедова «Горе от ума», беспорно, лучшее произведение великогодраматурга. Она была написана накануне декабрьского восстания. Комедия явиласьострой и гневной сатирой на быт и нравы дворянской России, косвенно показалаборьбу между консерватизмом помещиков-крепостников, отсталого самодержавия иновыми настроениями, царившими среди прогрессивной дворянской молодежи.
Оконфликте «Горе от ума» до сих пор идут споры между разнымиисследователями, даже современники Грибоедова понимали его по-разному. Еслипринять во внимание время написания «Горя от ума», то можнопредположить, что Грибоедов использует столкновения разума, общественного долгаи чувства. Но, безусловно, конфликт комедии Грибоедова гораздо глубже и имеетмногослойное строение. Чацкий — вечный тип. Он пытается привести в гармониючувство и разум. Он сам говорит, что «ум с сердцем не в ладу», но непонимает всей серьезности этой угрозы. Чацкий — это герой, поступки которогопостроены на одном импульсе, все, что он делает, он делает на одном дыхании,практически не допуская пауз между объяснениями в любви и обличающими барскуюМоскву монологами.
Грибоедовписал: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь». ЕгоЧацкий — не карикатура, Грибоедов изображает его настолько живым, полнымпротиворечий, что он начинает казаться чуть ли не реально существовавшимчеловеком. Конликт же, который возникает между ним и Фамусовым, носитсоциально-политический характер. Современники Грибоедова и егодрузья-декабристы восприняли комедию как призыв к действию, как одобрение ипровозглашение их идей, а ее конфликт — как борьбу прогрессивной молодежи влице Чацкого, представителя «века нынешнего», и старых консервативныхидей «века минувшего». Но, увлекшись горячими монологами Чацкого,приверженцы этой точки зрения не придали должного внимания концовке пьесы. Онавовсе не призывает к действию, Чацкий покидает Москву разочарованным, и картинафинала не несет в себе оптимизма. По сути, острой борьбы между прогрессивнымЧацким и фамусовским обществом не. С Чацким никто конфликтовать не собирается,его лишь просят помолчать": Фамусов: «Не слушаю, под суд!/ Просил япомолчать,/Не велика услуга».
Многоговорилось в литературоведении и о конфликте «века нынешнего» и«века минувшего». «Век нынешний» представляла молодежь. Номолодежь — это и Молчалин, и Софья, и Скалозуб. Именно Софья первая говорит осумасшествии Чацкого, а Молчалин не только чужд идеям Чацкого, он еще и боитсяих. Его девиз — жить по правилу: «Мне завещал отец…». Скалазуб жевообще человек устоявшегося порядка, он озабочен лишь своей карьерой. Где жеконфликт веков? Пока мы наблюдаем лишь то, что оба века не только мирнососуществуют, но еще и «век нынешний» является полным отражением«века минувшего», то есть конфликта веков нет. Грибоедов несталкивает «отцов» и «детей», он противопоставляет имЧацкого, который оказывается в одиночестве.
Итак,мы видим, что в основе грибоедовской комедии лежит не социально-политическийконфликт, не конфликт веков. Фраза Чацкого «ум с сердцем не в ладу»,сказанная им в момент минутного прозрения, является намеком не на конфликтчувств и долга, а на более глубинный, философский — конфликт живой жизни иограниченных представлений о ней нашего ума.
Нельзяне сказать о любовном конфликте пьесы, который служит для развития драмы.Первый любовник, такой умный, смелый, терпит поражение, финал комедии — несвадьба, а горькое разочарование. Из любовного треугольника: Чацкий, Софья,Молчалин,- выходит победителем не ум, и даже не ограниченность ипосредственность, а разочарование. Пьеса приобретает неожиданный конец, умоказывается несостоятельным в любви, то есть в том, что присуще живой жизни. Вконце пьесы все находятся в замешательстве. Не только Чацкий, который говорит:«Не образумлюсь…виноват,/ И слушаю, не понимаю…», но и непоколебимыйв своей уверенности Фамусов, у которого вдруг все, что раньше шло гладко,переворачивается с ног на голову: «Моя судьба еще ли не плачевна?/ Ах!Боже мой! Что станет говорить/ Княгиня Марья Алексевна!». Своеобразиеконфликта комедии в том, что в жизни все не так, как во французских романах, вконфликт с жизнью вступает рассудочность героев.
Значение«Горе от ума» трудно переоценить Можно говорить о пьесе как огромовом ударе по обществу фамусовых, молчалиных, скалозубов, о пьесе-драме«о крушении ума человека в России».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/