Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Своеобразие конфликта комедии "Горе от ума" Грибоедова

Своеобразие конфликта комедии «Горе от ума»Грибоедова
КомедияГрибоедова «Горе от ума», беспорно, лучшее произведение великогодраматурга. Она была написана накануне декабрьского восстания. Комедия явиласьострой и гневной сатирой на быт и нравы дворянской России, косвенно показалаборьбу между консерватизмом помещиков-крепостников, отсталого самодержавия иновыми настроениями, царившими среди прогрессивной дворянской молодежи.
Оконфликте «Горе от ума» до сих пор идут споры между разнымиисследователями, даже современники Грибоедова понимали его по-разному. Еслипринять во внимание время написания «Горя от ума», то можнопредположить, что Грибоедов использует столкновения разума, общественного долгаи чувства. Но, безусловно, конфликт комедии Грибоедова гораздо глубже и имеетмногослойное строение. Чацкий — вечный тип. Он пытается привести в гармониючувство и разум. Он сам говорит, что «ум с сердцем не в ладу», но непонимает всей серьезности этой угрозы. Чацкий — это герой, поступки которогопостроены на одном импульсе, все, что он делает, он делает на одном дыхании,практически не допуская пауз между объяснениями в любви и обличающими барскуюМоскву монологами.
Грибоедовписал: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь». ЕгоЧацкий — не карикатура, Грибоедов изображает его настолько живым, полнымпротиворечий, что он начинает казаться чуть ли не реально существовавшимчеловеком. Конликт же, который возникает между ним и Фамусовым, носитсоциально-политический характер. Современники Грибоедова и егодрузья-декабристы восприняли комедию как призыв к действию, как одобрение ипровозглашение их идей, а ее конфликт — как борьбу прогрессивной молодежи влице Чацкого, представителя «века нынешнего», и старых консервативныхидей «века минувшего». Но, увлекшись горячими монологами Чацкого,приверженцы этой точки зрения не придали должного внимания концовке пьесы. Онавовсе не призывает к действию, Чацкий покидает Москву разочарованным, и картинафинала не несет в себе оптимизма. По сути, острой борьбы между прогрессивнымЧацким и фамусовским обществом не. С Чацким никто конфликтовать не собирается,его лишь просят помолчать": Фамусов: «Не слушаю, под суд!/ Просил япомолчать,/Не велика услуга».
Многоговорилось в литературоведении и о конфликте «века нынешнего» и«века минувшего». «Век нынешний» представляла молодежь. Номолодежь — это и Молчалин, и Софья, и Скалозуб. Именно Софья первая говорит осумасшествии Чацкого, а Молчалин не только чужд идеям Чацкого, он еще и боитсяих. Его девиз — жить по правилу: «Мне завещал отец…». Скалазуб жевообще человек устоявшегося порядка, он озабочен лишь своей карьерой. Где жеконфликт веков? Пока мы наблюдаем лишь то, что оба века не только мирнососуществуют, но еще и «век нынешний» является полным отражением«века минувшего», то есть конфликта веков нет. Грибоедов несталкивает «отцов» и «детей», он противопоставляет имЧацкого, который оказывается в одиночестве.
Итак,мы видим, что в основе грибоедовской комедии лежит не социально-политическийконфликт, не конфликт веков. Фраза Чацкого «ум с сердцем не в ладу»,сказанная им в момент минутного прозрения, является намеком не на конфликтчувств и долга, а на более глубинный, философский — конфликт живой жизни иограниченных представлений о ней нашего ума.
Нельзяне сказать о любовном конфликте пьесы, который служит для развития драмы.Первый любовник, такой умный, смелый, терпит поражение, финал комедии — несвадьба, а горькое разочарование. Из любовного треугольника: Чацкий, Софья,Молчалин,- выходит победителем не ум, и даже не ограниченность ипосредственность, а разочарование. Пьеса приобретает неожиданный конец, умоказывается несостоятельным в любви, то есть в том, что присуще живой жизни. Вконце пьесы все находятся в замешательстве. Не только Чацкий, который говорит:«Не образумлюсь…виноват,/ И слушаю, не понимаю…», но и непоколебимыйв своей уверенности Фамусов, у которого вдруг все, что раньше шло гладко,переворачивается с ног на голову: «Моя судьба еще ли не плачевна?/ Ах!Боже мой! Что станет говорить/ Княгиня Марья Алексевна!». Своеобразиеконфликта комедии в том, что в жизни все не так, как во французских романах, вконфликт с жизнью вступает рассудочность героев.
Значение«Горе от ума» трудно переоценить Можно говорить о пьесе как огромовом ударе по обществу фамусовых, молчалиных, скалозубов, о пьесе-драме«о крушении ума человека в России».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.