С. Есенин. «АннаСнегина»
Поэма «Анна Снегина» написана в стихотворнойформе, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров вединое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нетпоследовательного рассказа о событиях. Они даны отдельными эпизодами, автораинтересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этимисобытиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как геройпроизведения, и как участник событий предреволюционного и революционноговремени. Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом — воспоминанияавтора о ранней юности, о «девушке в белой накидке».
Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: геройвозвращается в родные места после трехлетнего отсетствия. Свершиласьфевральская революция, но война продолжается, земли крестьяне не получили.Назревыют новые грозные события. Но герой хочет остаться в стороне от них,отдохнуть в общении с природой, вспомнить юность. Но союытия сами врываются вего жизнь. Он толко что пришел с войны, бросил винтовку и «решил лишь встихах воевать».
«Война мне всю душу изьела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез».
Февраль 1917 года всколыхнул деревню. Былая вражда междужителями села Радово и деревни Криуши вспыхнуло с новой силой. Появился уКриушей свой вожак — Прон Оглобин. Приехавший из Питера бывший односелбчанин,герой поэмы, встречен ими и с радостью, и «с любопытством». Он теперь«важная шишка», столичный поэт, но все же «свойский, мужицкий,наш». От него ждут ответа на самые жгучие вопросы: «Скажи, отойдут ликрестьянам без выкупа пашни господ?»… «За что же тогда на фронтемы губили себя и других?» Но и эти вопросы и для самого поэта ещенедостаточно ясны.
Другие впечатления волнуют этот романтический образ доболи знакомой и родной природы и не менее романтический образ — воспоминание о«девушке в белой накидке». Юношеская любовь была безответной, новоспоминания о ней — легкие, радостные. Любовь, молодость, природа, родина — все это для поэта слилось в единое целое. Это все в прошлом, а прошлое — прекрасно и поэтично.
От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна,дочь соседней помещицы Снегиной, помнит его. Герой поэмы не ищет с ней встречи.Все изменилось, изменились они сами. Ему не хочется тревожить тот легкийпоэтический образ, который остался от ранних юношеских впечатлений.
Да, теперь Анна Снегина — важная дама, жена боевогоофицера. Она сама находит поэта и почти прямо говорит, что любит его. Нопрошлый образ юной девушки в белом ему милее, он не хочет поменять его наслучайную любовную интригу. В ней нет поэзии.
Жизнь еще теснее сближает поэта с местными крестьянами. Онидет с ними к помещице Снегиной просить, что бы она отдала им землю без выкупа.Но в доме Снегиных горе — пришло известие о том, что на фронте погиб муж Анны.Конфликт между поэтом и Анной кончается разрывом. «Он умер… А вот выздесь»,- упрекает она героя своего недолгого романа.
События октябрьских дней снова сталкивают рассказчика сАнной. Имущество помещицы Снегиной конфисковано, мельник привез бывших хозяек ксебе. Последняя встреча не сблизила бывших влюбленных. Анна полна личными,интимными переживаниями, а герой охвачен бурей гражданских событий. Она проситизвинить ее за невольные оскорбления, а он думает о переделе помещичьих земель:" Скажите, вам больно, Анна, за ваш хуторской разор?" Так жизньпереплела, перепутала личное и общественное, разъединила этих людей навсегда.Герой умчался в Питер, Анна — в Лондон.
Последняя часть поэмы — это описание суровых временгражданской войны. И на этом фоне — два письма. Одно от мельника с сообщением отом, что в Криушах расстрелян Оглоблин Прон. Другое — из Лондона, от АнныСнегиной. Его вручил герою мельник во время очередного его приезда на родину.
Что же осталось от прежних впечатлений и переживаний? Всеприходит, как налетевшая буря. И для тоскующей на чужбине Анны теперьвоспоминания о прежней любви сливаются с воспоминаниями о Родине. Любовь,Родина, природа — вот истинные ценности, способные согреть и возвысит душучеловека.
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru