Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Роль внесюжетных персонажей в пьесе Островского "Гроза"

Рольвнесюжетных персонажей в пьесе Островского «Гроза»
По словам современников, пьесаОстровского “Гроза” была очень значима для того времени тем, что в нейпрекрасно отражен сильный народный характер, противостоящий устаревшим устоям.Роль же остальных персонажей пьесы, интерпретация их как действующих или жевнесюжетных лиц зависит от понимания критиком общего конфликта произведения.Если основу “Грозы” понимать как бытовую драму, то трудно отнести большинствоперсонажей за грань сюжета, если же воспринимать ее как “трагедию души”, то,несомненно, играя большую роль для произведения в целом, все персонажи, кромеКатерины, не несут действенной нагрузки. Теперь перейдем к описаниюнепосредственно самих персонажей и их ролевому значению.
Начнем с общего описания их.Здесь необходимо вспомнить о символике имен, которая, как и в произведенияхдругих авторов, играет в пьесах Островского немаловажную роль. Первый, кого мывстречаем в перечне лиц, — это Савел Прокофьевич Дикой. Савел — связан побиблейскому сюжету с Павлом, то есть Дикой по своей сущности близок к Богу. Нов то же время имя Павел искажено, что может свидетельствовать о закоснелостиего взглядов, а именно о том, что стремление к Богу в нем подавлено какой-тоожесточенностью, дикостью. Это впечатление поддерживает в нас и фамилияперсонажа. Следующим по списку лиц мы видим Бориса Григорьевича. Этот геройявно чужд атмосфере городка, причем он сам, как и другие, это осознает. Забегаявперед, надо сказать, что все критики сходятся во внесюжетности этого лица, вчастности, Добролюбов писал: “Борис относится более к обстановке”. Далее мывидим имя Марфы Игнатьевны Кабановой. Образ Марфы Игнатьевны вполнесоответствует своему библейскому прототипу. Спасение души она видит во внешнихпроявлениях послушания Богу, большое значение Марфа придает внутреннемуустройству дома. Тихон также вполне соответствует своему имени. Он относится кразряду людей “ни то ни се”. С одной стороны, он якобы безвреден своимбезразличием, но с другой — его бездействие оказывается пагубным. Следующийинтересующий нас персонаж — это Варвара. Она является как бы “антонимом” кКатерине. В ней бытуют варварские начала и соответственно языческая идеология.Кулигин — механик-самоучка. Имя его ассоциируется с куликом, перевести же егоможно как тихий, болото. Однако, мне кажется, что сам по себе он не несетсмысловой нагрузки и интересен лишь в разговоре с Диким. После этого идут ВаняКудряш и Шапкин. Эти имена заключают в себе элементы народности. По именам ихявственно видно, что они относятся к тому же типу, к которому причисляетсяВарвара. Очень интересным в плане сюжета персонажем является Феклуша. Имя ее,переведенное как божественная, вполне соответствует образу странницы. Последняяв ряду персонажей — это Глаша, что в переводе означает сладкая. Идействительно, она обожает слушать разные “сладкие” Феклушины рассказы иразговоры хозяев.
Прежде чем перейти к объяснениюролей этих персонажей, надо рассмотреть, как интерпретировался сюжетпроизведения, а следовательно, и положение лиц пьесы. Во-первых, существуетточка зрения, которой придерживался и Добролюбов, видящая основу “Грозы” вбытовом конфликте. В этом плане можно было бы рассматривать любовную драму,разворачивающуюся между Катериной, Борисом и Тихоном, причем все они тогдаявлялись бы персонажами действующими. Однако с этой стороны произведениестановится каким-то мелким и обыденным. Гораздо логичнее рассматряющейся в видегрозы, бросается в ноги мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в егоруки. На это признание люди реагируют по-разному, выявляя свое отношение квозможности покаяния. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живьем, то естьсчитает, что нет возможности ее простить. Тихон же, наоборот, прощает Катерину,то есть верит в то, что она получит прощение от Бога.
Катерина верит в покаяние, таккак опасается, что умрет внезапно не потому, что жизнь ее прервется, а потому,что боится предстать перед Богом непокаявшейся, со всеми своими грехами.
Отношение людей к возможностипокаяния проявляется во время грозы. Гроза олицетворяет собой гнев Божий, ипоэтому люди при виде грозы пытаются ее избежать. Некоторые ведут себяпо-особенному. Например, Кулигин хочет построить громоотводы и спасти от грозылюдей, поэтому он считает, что люди могут спастись от кары Божьей, еслипокаются, тогда гнев Божий исчезнет через покаяние, как молнии уходят в землючерез громоотвод. Дикой же считает, что от гнева Божьего нельзя укрыться, тоесть он не верит в возможность покаяния. Хотя надо заметить, что он можеткаяться, так как кидается в ноги к мужику и просит прощения у него за то, чтообругал.
Муки совести доводят Катеринудо того, что она начинает думать о самоубийстве. Самоубийство в христианствеявляется одним из самых тяжких грехов. Человек словно отвергал Бога, поэтому усамоубийц не было надежды на спасение. Тут возникает вопрос: Как такая набожная Катеринасмогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу? Может, онавовсе и не верила в Бога по-настоящему? Но этому можно противопоставить то, чтоона считала свою душу уже загубленной и просто не захотела жить дальше в такихмучениях, без надежды на спасение. Перед ней возникает гамлетовский вопрос — быть или не быть? Сносить мучения на земле и знать то зло, которое здесь есть,или же совершить самоубийство и прекратить свои мучения на земле. Но никто незнает точно, что есть после смерти и не будет ли хуже. Катерина доведена доотчаяния отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергаетвозможность спасения. Но в развязке получается так, что у нее есть надежда наспасение, так как она не тонет в воде, а разбивается о якорь. Якорь похож начасть креста, где основание обозначает Святой Грааль — чашу с кровью Господа.Святой Грааль символизирует спасение. А у Катерины из головы течет кровь. Такимобразом, есть надежда, что она была прощена и спаслась.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Lavrinenko@tml ru или по факсу (812) 380 -39-70 На вопросы Вам ответят наши специалисты по тел.: (812) 334-20-66
Реферат Дитрих, Отто
Реферат Проблемы гуманитарной науки
Реферат О постепенном развертывании и совершенствовании основ грамматического строя (на материале чукотского языка)
Реферат Морские биологические ресурсы Дальнего Востока. Проблемы с их использованием
Реферат Религиозная коммуникация
Реферат Словарная разработка русской фразеологии
Реферат Стили руководства. Выбор оптимального стиля
Реферат Bucher
Реферат Технічні рішення для побудови платформ інтелектуальних мереж (IN) на базі обладнання зарубіжних та російских виробників
Реферат Автономной Республики Крым Крымское Республиканское высшее учебное заведение «Феодосийский политехнический техникум» Утверждаю Зам директора по ур о. Г. Сердюкова методические рекомендации
Реферат Второстепенные члены предложения, как грамматические категории
Реферат Слог и стиль
Реферат Краткий анализ диалога Платона "Кратил"
Реферат Вильгельм фон Гумбольдт