ПЛАН
1. Что такое романтизм?
2. Причины возникновения романтизма.
3. Основной конфликт романтизма.
4. Эпоха романтизма.
5. Пушкин – пролагатель новых путей русской литературы.
6. “Евгений Онегин” - изображениесовременной действительности.
7. Заключение
Романтизм (отфранц. Romantisme) – идейное и художественное направление, котороевозникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре ипродолжается до 40-х годов XIX века. Отразив разочарование в итогахВеликой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе,романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленностьк безграничной свободе и “бесконечному”, жажду совершенства и обновления, пафосличности и гражданской независимости.
Мучительный распад идеала исоциальной действительности – основа романтического мировосприятия и искусства.Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильныхстрастей, одухотворенной и целительной природы, соседствует с мотивами “мировойскорби”, “мирового зла”, “ночной” стороны души. Интерес к национальномупрошлому (нередко – его идеализация), традициям фольклора и культуры своего идругих народов, стремление издать универсальную картину мира (прежде всегоистории и литературы) нашли выражение в идеологии и практике Романтизма.
Романтизм наблюдается влитературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде ипсихологии людей.
ПРИЧИНЫВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА.
Непосредственной причиной,вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция.Как это стало возможно?
До революции мир былупорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал своеместо. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано,поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь — поток,жизнь — игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникаютобразы игроков — людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такиепроизведения европейских писателей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное”Стендаля (а красное и черное — это цвета рулетки!), а в русской литературе это“Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.
ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА
Основным является конфликтчеловека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубокоотразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Популярностьэтого произведения была так велика, что возникло целое явление — “байронизм”, и целые поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например,Печорин в “Герое нашего времени” Лермонтова).
Романтических героевобъединяет чувство собственной исключительности. “Я” — осознается как высшаяценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись насебе, человек вступает в конфликт с действительностью.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — мирстранный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, илиуродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странныесобытия, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темойкоторых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этотразрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.
ЭПОХА РОМАНТИЗМА
Перед писателями начала XIX века,творчество которых складывалось после Великой французской революции, жизньпоставила иные задачи, чем перед их предшественниками. Им предстояло впервыеоткрыть и художественно сформировать новый материк.
Мыслящий и чувствующийчеловек нового века имел за плечами долгий и поучительный опыт предшествующихпоколений, он был наделен глубоким и сложным внутренним миром, перед его взоромвитали образы героев французской революции, наполеоновских войн,национально-освободительных движений, образы поэзии Гете и Байрона. В РоссииОтечественная война 1812 года сыграла в духовном и нравственном развитииобщества роль важнейшего исторического рубежа, глубоко изменивкультурно-исторический облик русского общества. По своему значению длянациональной культуры он может быть сопоставлен с периодом революции XVIIIвека на Западе.
И в эту эпоху революционныхбурь, военных потрясений и национально-освободительных движений, возникаетвопрос, может ли на почве новой исторической действительности возникнуть новаялитература, не уступающая по своему художественному совершенству наиболеевеликим явлениям литературы древнего мира и эпохи Возрождения? И может ли воснове ее дальнейшего развития быть “современный человек”, человек из народа?Но человек из народа, который участвовал во французской революции или на плечикоторого легла тяжесть борьбы с Наполеоном, не мог быть обрисован в литературесредствами романистов и поэтов предыдущего столетия, — он требовал для своегопоэтического воплощения иных методов.
ПУШКИН – ПРОЛАГАТЕЛЬ РОМАНТИЗМА
Только Пушкин первый врусской литературе XIX века смог и в стихах и в прозе найти адекватныесредства для воплощения разностороннего духовного мира, исторического облика иповедения того нового, глубоко мыслящего и чувствующего героя русской жизни,который занял в ней центральное место после 1812 года и в особенности послевосстания декабристов.
В лицейских стихотворенияхПушкин еще не мог, да и не решался сделать героем своей лирики реальногочеловека нового поколения со всей присущей ему внутренней психологическойсложностью. Пушкинское стихотворение представляло как бы равнодействующую двухсил: личного переживания поэта и условной, “готовой”, традиционной поэтическойформулы-схемы, по внутренним законам которой оформлялось и развивалось этопереживание.
Однако постепенно поэтосвобождается от власти канонов и в его стихотворениях перед нами предстает ужене юный “философ”-эпикуреец, обитатель условного “городка”, а человек новоговека, с его богатой и напряженной интеллектуальной и эмоциональной внутреннейжизнью.
Аналогичный процесспроисходит в творчестве Пушкина в любых жанрах, где условные образы персонажей,уже освященные традицией, уступают место фигурам живых людей с их сложными,разнообразными поступками и психологическими мотивами. Сначала это ещенесколько отвлеченные Пленник или Алеко. Но вскоре их сменяет вполне реальныеОнегин, Ленский, молодой Дубровский, Герман, Чарский. И, наконец, самым полнымвыражением нового типа личности станет лирическое “Я” Пушкина, сам поэт,духовный мир которого представляет собой наиболее глубокое, богатое и сложноевыражение жгучих моральных и интеллектуальных вопросов времени.
Одним из условий тогоисторического переворота, который Пушкин совершил в развитии русской поэзии,драматургии и повествовательной прозы, был осуществленный им принципиальныйразрыв с просветительски-рационалестическим, внеисторическим представлением о“природе” человека, законах человеческого мышления и чувствования.
Сложная и противоречивая душа“молодого человека” начала XIX века в “Кавказском пленнике”, “Цыганах”,“Евгении Онегине” стала для Пушкина объектом художественно-психологическогонаблюдения и изучения в ее особом, специфическом и неповторимом историческомкачестве. Ставя своего героя каждый раз в определенные условия, изображая его вразличных обстоятельствах, в новых отношениях с людьми, исследуя его психологиюс разных сторон и пользуясь для этого всякий раз новой системой художественных“зеркал”, Пушкин в своей лирике, южных поэмах и “Онегине” стремится с различныхсторон приблизиться к пониманию его души, а через нее – дальше к пониманиюотраженных в этой душе закономерностей современной ему общественно-историческойжизни.
Историческое пониманиечеловека и человеческой психологии начало зарождаться у Пушкина в конце 1810 –начале 1820-ых годов. Первое отчетливое выражение его мы встречаем висторических элегиях этой поры (“Погасло дневное светило…” (1820), “К Овидию”(1821) и др.) и в поэме “Кавказский пленник”, главный герой которой был задуманПушкиным, по собственному признанию поэта, как носитель чувств и настроений, характерных для молодежи XIX века с ее “равнодушием к жизни” и “преждевременнойстаростью души” (из письма к В.П. Горчакову, октябрь-ноябрь 1822г.)
“ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” – изображениесовременной действительности
Возникнувший впервые в периодюжных поэм, исторический подход Пушкина к пониманию “законов” души и сердцачеловека – прошлого и современного – получит вскоре последовательное выражениев “Евгении Онегине” и “Борисе Годунове”. Проводимое Пушкиным в “ЕвгенииОнегине” сопоставление социально-бытового и нравственно-психологического обликадвух поколений – Онегина с его отцом и дядей, Татьяны с ее родителями –свидетельство исключительного по своей глубине, тончайшего пониманиязависимости человеческой психологии от бытовой и культурно-историческойатмосферы времени. В отличие от главных героев в произведениях егопредшественников и старших современников, в том числе героев Карамзина иЖуковского, Онегин и Татьяна – люди, весь психологический и нравственный обликкоторых пронизан отражениями интеллектуальной и нравственной жизни из времени.
Как прекрасно понимаетПушкин, отец Онегина и Ларина-мать, оказавшись в положении Евгения и Татьяны,вели себя иначе, так как их времени были свойственны другие идеалы и другиенравственные представления, а вместе с тем – и иной строй чувства, инойжизненный ритм. Молодой человек, выросший в Петербурге, воспитанныйгувернером-французом и читавший Адама Смита, мыслит иначе, чем его недалекий,воспитанный еще во нравах прошлого века, “благородно” служивший и промотавшийсяотец. Поколение, кумирами которого были ловеласы и грандисоны, чувствовало нетак, как поколение, зачитывающееся Байроном, Бенжаменом Констаном и мадам деСталь. Сопоставляя характеры Онегина и Татьяны с характерами людей прошлогопоколения, Пушкин показывает, как в реальном процессе жизни складываются новые,исторически неповторимые свойства души людей XIX века. Свойства эти определяютособые черты всей жизни – внешней и внутренней – молодого поколения,принципиально, качественно отличной от жизни “отцов”, таящей в себе новые, неизвестные прежней литературе сложные нравственно-психологические проблемы.
Татьяна встречает Онегина. Вжанре сентиментальной повести такая встреча была бы описана как встреча двухвозвышенных сердец, в романтической поэме – двух избранных, хотя и различных посвоему складу, высоких, поэтических натур, противопоставленных поэтомокружающей действительности и превосходящих других, обыденных людей по силесвоих чувств и стремлений. Другое мы видим у Пушкина. И Татьяна и Онегинпредставляются Пушкиным не как вариации готовых, повторяющихся типов, а какдиалектически сложные человеческие характеры, каждый из которых несет на себеотпечаток условий его жизни, своего особого душевного опыта. Несходнымиобстоятельствами развития героев романа определен и характер тогопсихологического преломления, которое образ каждого из них получает, отражаясьв сознании другого.
Как показывает читателюПушкин, любовь Татьяны составляет психологическое отражение (и выражение) всейее предшествующей жизни (материальных и духовных факторов): русская природа,общение с няней, восприятие народной жизни. И, наконец, вся окраска любовногочувства Татьяны к Онегину была бы иной, если бы она не пропустила его образсквозь призму героев и сюжетов своих любовных романов, не ассоциировала его сними.
Изображение Пушкиным детстваи зрелого возраста Онегина и Татьяны, их отношение к природе, людям, окружающимих предметам быта – есть взаимосвязанные, переходящие друг в друга моментыединого процесса социально-бытового и психологического развития героев. Ахарактеристика отца Онегина, его дяди, учителей, описание его образа жизни вПетербурге создают яркую картину русской дворянской жизни начала XIX века. Знакомство с воспитанием и образом жизни главного героя до встречи с Татьянойобъясняет читателю его реакцию на встречу в героиней и не ее письмо. А описаниеэтой реакции является новым дальнейшим этапом более углубленного знакомствачитателя с героем, дает новый материал для проникновения в характер ипсихологию “молодого человека” XIXвека.
Таким образом, все отдельныеэпизоды в романе оказываются не безразличными друг к другу, а внутреннесвязанные между собой. Причем не только окружающая обстановка и внешние факторыжизни помогают объяснить и понять внутренний мир персонажей, но и сам этот мирприобретает огромное, исключительное значение в изображении современнойдействительности того времени.
Историческое понимание нетолько внешней среды и обстановки, в которой живут и действуют люди, но исамого строя их чувств и нравственной жизни, не менее отчетливо выражено впушкинской прозе – от “Арапа Петра Великого” до “Пиковой дамы”, “Капитанскойдочки” и “Египетских ночей”.
В произведения Пушкина вместес переменой “духа времени” меняются не только общественные нравы, характеры имоды, но также и отношения, складывающиеся между людьми: любовь средневековогопаладина или “рыцаря бедного” принципиально, качественно отличается от любвимолодых людей XIX века. Поэтому и в литературе XVIII века“рыцаря бедного” вытеснил кавалер Фоблас, а уже полвека спустя “Фобласовобветшала слава”, и их место заняли Онегин и Чайльд-Гарольд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенностьвсякого произведения искусства и литературы состоит в том, что оно не умираетвместе со своим создателем и своей эпохой, но продолжает жить и позднее, причемв процессе этой позднейшей жизни исторически закономерно вступает в новыеотношения с историей. И эти отношения могут осветить произведение длясовременников новым светом, могут обогатить его новыми, не замеченными преждесмысловыми гранями, извлечь из его глубины на поверхность такие важные, но ещене сознававшиеся прежними поколениями моменты психологического и нравственногосодержания, значение которых впервые и могло быть по-настоящему оценено лишь вусловиях доследующей, более зрелой эпохи. Так произошло и с творчествомПушкина. Опыт исторической жизни XIX и XX веков и творчество наследниковвеликого поэта раскрыли в его произведениях новые важные философские ихудожественные смыслы, часто еще недоступные ни современникам Пушкина, ни егопервым ближайшим, не посредственным преемникам, в том числе Белинскому. Но также как творчество учеников и наследников Пушкина помогает сегодня лучше понятьпроизведения великого поэта и оценить по достоинству все скрытые в них семена,получившие развитие в будущем, так и анализ художественных открытий Пушкинапозволяет литературной науке глубже проникнуть в последующие открытия русскойлитературы XIX и XX веков. Это подчеркивает глубокую, органическую связь междуновыми путями, проложенными в искусстве Пушкиным, и всем позднейшим развитиемрусской литературы вплоть до наших дней.
Литература
1. “Литература в Движении Времени”,Фридлендер Г.М.
2. “Жизнь и творчество А.С.Пушкина”,Кулешов В.И.
3. “Проза Пушкина: Пути эволюции”,Томашевский Б.В.