Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Рецензия на повесть С. А. Алексиевич «У войны не женское лицо»

Яушла из детства в грязную теплушку.
Вэшелон пехоты, в санитарный взвод…
Япришла из школы в блиндажи сырые,
ОтПрекрасной Дамы в “мать” и “перемать”.
Потомучто имя ближе, чем Россия,
Несмогла сыскать...
Ю.Друнина
Особойглавой нашей отечественной литературы является проза о событиях военноговремени. Эта тема породила огромное количество выдающихся произведений, вкоторых описывается жизнь и борьба русского народа в годы Великой Отечественнойвойны с немецкими захватчиками. Но так уж случилось, что все наши представленияо войне связаны с образом мужчины-солдата. Это и понятно: воевали-то в основномпредставители сильного пола — мужчины. И почему-то обычно забывают сказать оженщинах, о том, что и они тоже многое сделали для победы. В годы ВеликойОтечественной войны женщины не только спасали и перевязывали раненых, но и стрелялииз “снайперки”, подрывали мосты, ходили в разведку, летали на самолетах. Вот обэтих женщинах-солдатах и идет речь в повести Светланы Алексиевич “У войны неженское лицо”. Именно об этой книге мне бы хотелось вам рассказать. Здесьсобраны воспоминания многих женщин-фронтовиков, в которых они повествуют освоей судьбе, о том, как сложилась их жизнь в те страшные годы, и обо всем, чтоони видели там, на фронте. Но это произведение не о прославленных снайперах, летчицах,танкистах, а об “обыкновенных военных девушках”, как они сами себя называют.Собранные вместе, рассказы этих женщин рисуют облик войны, у которой совсем неженское лицо.
“Все,что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово “милосердие”. Есть идругие слова — сестра, жена, друг и самое высокое — мать… Женщина дает жизнь,женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь — синонимы” — так начинается книга С.Алексиевич. Да, в нашем представлении женщина — это нежное, хрупкое, безобидноесущество, которое само нуждается в защите. Но в те ужасные военные годы женщинепришлось стать солдатом, идти защищать Родину, чтобы сберечь жизнь будущимпоколениям.
Когдая прочитала эту книгу, то меня очень поразило, что такое огромное число женщинвоевало в годы Великой Отечественной войны. Хотя здесь нет, наверное, ничегонеобычного. Всякий раз, когда угроза нависала над Родиной, женщина вставала наее защиту. Если вспомнить нашу историю, то можно найти множество примеров, подтверждающихэту истину. Во все времена русская женщина не только провожала на битву мужа, сына,брата, горевала, ждала их, но в трудное время сама становилась рядом с ними.Еще Ярославна поднималась на крепостную стену и лила расплавленную смолу наголовы врагов, помогая мужчинам защищать город. И в годы Великой Отечественнойвойны женщина стреляла, убивая врага, обрушившегося с невиданной жестокостью наее дом, ее детей, родственников и близких. Вот отрывок из рассказа КлавдииГригорьевны Крохиной, старшего сержанта, снайпера. “Мы залегли, и я наблюдаю. Ивот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, менявсю затрясло, меня колотило всю”. И не единственная она была такая. Не женскоеэто дело — убивать. Все они не могли понять: как это можно убить человека? Этоже человек, хоть он враг, но человек. Но этот вопрос постепенно исчезал из ихсознания, а его заменяла ненависть к фашистам за то, что они делали с народом.Ведь они беспощадно убивали и детей и взрослых, сжигали людей живьем, травилиих газом. Я и раньше много слышала о зверствах фашистов, но то, что я прочиталав этой книге, произвело на меня огромное впечатление. Вот только единственныйпример, хотя в этом произведении их сотни. “Подъехали машины-душегубки. Тудазагнали всех больных и повезли. Ослабленных больных, которые не моглипередвигаться, снесли и сложили в бане. Закрыли двери, всунули в окно трубу отмашины и всех их отравили. Потом, прямо как дрова, эти трупы бросили в машину”.
Икак мог кто-нибудь в то время думать о себе, о своей жизни, когда враг ходил породной земле и так жестоко истреблял людей. Эти “обыкновенные девушки” и незадумывались над этим, хотя многим из них было по шестнадцать-семнадцать лет, каки моим ровесницам сегодня. Они были простыми школьницами и студентками, которые,конечно, мечтали о будущем. Но в один день мир для них разделился на прошлое —то, что было еще вчера: последний школьный звонок, выпускной бал, перваялюбовь; и войну, которая разрушила все их мечты. Вот как началась война длямедсестры Лилии Михайловны Будко: “Первый день войны… Мы на танцах вечером.Нам по шестнадцать лет. Мы ходили компанией, проводим вместе одного, потомдругого… И вот уже через два дня этих ребят, курсантов танкового училища, которыенас провожали с танцев, привозили калеками, в бинтах. Это был ужас… И ясказала маме, что пойду на фронт”.
АВера Даниловцева мечтала стать актрисой, готовилась в театральный институт, ноначалась война, и она ушла на фронт, где стала снайпером, кавалером двухорденов Славы. И таких историй об искалеченных жизнях множество. У каждой изэтих женщин была своя дорога на фронт, но их объединяло одно — желание спастиРодину, защитить ее от немецких оккупантов и отомстить за смерть близких. “Унас у всех было одно желание: только в военкомат и только проситься на фронт”, —вспоминает минчанка Татьяна Ефимовна Семенова.
Конечно,война — это не женское дело, но эти “обыкновенные девушки” были нужны нафронте. Они были готовы к подвигу, но не знали девчонки, что такое — армия ичто такое — война. Пройдя шестимесячные, а то иногда и трехмесячные курсы, ониуже имели удостоверения медсестер, зачислялись саперами, летчицами. У них ужебыли военные билеты, но солдатами они еще не были. И о войне, и о фронте у нихбыли только книжные, часто совершенно романтические представления. Поэтомутрудно им было на фронте, особенно в первые дни, недели, месяцы. Тяжело былопривыкнуть к постоянным бомбежкам, выстрелам, убитым и раненым. “Я до сих порпомню своего первого раненого. Лицо помню… У него был открытый переломсредней трети бедра. Представляете, торчит кость, осколочное ранение, всевывернуто. Я знала теоретически, что делать, но, когда я… это увидела, мнестало плохо”, — вспоминает Софья Константиновна Дубнякова, санинструктор, старшийсержант. Выдержать на фронте надо было не кому-нибудь, а девчонке, которую довойны мать еще баловала, оберегала, считая ребенком. Светлана Катыхинарассказала, как перед самой войной мать не отпускала ее без провожатого кбабушке, мол, еще маленькая, а через два месяца эта “маленькая” ушла на фронт, сталасанинструктором.
Да,не сразу и не легко давалась им солдатская наука. Потребовалось обуть кирзачи, надетьшинели, привыкнуть к форме, научиться ползать по-пластунски, копать окопы. Ноони со всем справились, девушки стали отличными солдатами. Они проявили себя вэтой войне как отважные и выносливые воины. И я думаю, что только благодаря ихподдержке, их храбрости и смелости мы смогли победить в этой войне. Девчонкипрошли через все трудности и испытания, чтобы спасти свою Родину и защититьжизнь будущего поколения.
Завтрая проснусь и надо мной будет сиять солнце. Я буду уверена, что оно будетсветить и на следующий день, и через месяц, и через год. И именно для того, чтобымы жили беззаботно и счастливо, чтобы это “завтра” для меня состоялось, тедевушки т- мои ровесницы — пятьдесят лет назад шли в бой.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.litra.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.