Осоздании романа «Новь» И. С. Тургенев писал: «Замечу только одно, что ни одноиз моих больших произведений не писалось так скоро, легко (в три месяца) — и сменьшим количеством помарок. Вот после этого и суди!..»
Всегдашнийтургеневский метод: долгое обдумывание и стремительное написание. Еще в 1870году возникла идея романа «Новь», создавался же он в апреле-июле 1876 года.Время действия романа, как обозначил его сам автор,— конец 60-х годов XIX века,однако отразились в нем события более поздние: так называемое «хождение внарод» 1874-1875 годов. Русская революционная интеллигенция переживала в товремя трагическое осознание своей разобщенности с народом, который был лишен истинногопонимания причин своего бедственного положения, а поэтому и чужд тем целям,которым посвя- тили себя эти люди. «Хождение в народ» стало попыткойреволюционного разночинства сблизиться с народом, развернуть массовую агитациюсреди крестьянства, чтобы поднять его на массовое выступление против режима.
Всебыло задумано рационально, но сами «народники» (так стали называть новоепоколение революционеров) были все же «далеки от народа», который они пыталисьпобудить к восстаниям и бунтам. Революционная работа велась стремительно, нокрестьяне не принимали чужаков, и движение в конце концов было разгромлено.Тургенев с самого начала скептически отнесся к движению народничества, понимаяупадничество самой идеи. На этом материале писатель создал роман «Новь», вкотором отразил свое видение проблемы революционного народнического движения,пути исторического развития России.
Впериод 60-70-х годов XIX века в русской литературе получил распространение такназываемый «антинигилистический роман» (против нигилистов — отсюда и название).Самый значительный «антинигилистический роман» — «Бесы» Достоевского. Некоторыекритики причисляли к этому же жанру и последние романы Тургенева. «Новь»нередко сближали с «Бесами». Известно, что в романе Ф. М. Достоевского отраженадеятельность организации, созданной заговорщиком-анархистом Нечаевым. Нечаевпоявляется и на страницах романа «Новь»: тот самый таинственный ВасилийНиколаевич, от которого герои романа получают время от времени письменныераспоряжения. Кроме того, в авторских черновиках произведения есть запись оМашуриной: «Нечаев делает из нее своего агента», и о Маркелове: «Совершенноудобная и готовая почти для Нечаева и К°».
Всамом романе Марке лов характеризуется так: «Человек искренний, прямой, натурастрастная и несчастная, он мог в данном случае оказаться безжалостным,заслужить название изверга...» Однако в том же Маркелове автор выделил и вполнепривлекательные качества: ненависть ко лжи, сострадание к угнетенным,готовность к безусловному самопожертвованию. Тургенев жалеет своих героев —несчастных, запутавшихся в собственных ошибках, заблудившихся молодых людей.Сам он об этом так писал: «Я решился… взять молодых людей, большей частьюхороших и честных,— и показать, что, несмотря на их честность, само дело их такложно и нежизненно — что не может не привести их к полному фиаско… Молодыелюди не могут сказать, что за изображение их взялся враг; они, напротив, должнычувствовать ту симпатию, которая живет во мне — если не к их целям,— то к ихличностям».
Втаком отношении к революционерам автор «Нови» явно противостоял«антинигилистическому роману». Однако Тургенев не симпатизирует делу, которымзанимаются молодые герои. Прежде всего, «народники» в романе совершенно незнают, чем живет тот реальный народ, ради которого они готовы жертвовать собой.Они вообразили себе некий абстрактный народ, поэтому слишком сильно былипотрясены, когда первая же попытка Марке лова поднять мужиков на бунт кончиласьпровалом: крестьяне связали его и выдали властям. Тургенев подчеркивает и«некоторую умственную узость» этих людей: «… люди до того уходят в борьбу, втехнику разных своих предприятий,— говорил он,— что совершенно утрачиваютшироту кругозора, бросают даже читать, заниматься, умственные интересы отходятпостепенно на задний план; и получается в конце концов нечто такое, что лишенодуховной стороны и переходит в службу, в механизм, во что хотите, только не Еживое дело». Нет «живого дела» — вот приговор автора героям «Нови», ибо они«готовы делать, жертвовать собой, только не знают, что делать, какжертвовать...». Среди хаоса сомнений, противоречий, безысходности мечется в«Нови» «российский Гамлет» — Нежданов: «Так отчего же это неопределенное,смутное, ноющее чув ство? К чему, зачем эта грусть?..» Но Нежданов — это Гамлетрешивший взять себе роль Дон Кихота. Он стремится к самопо жертвованию радивысокой идеи, но сам же ощущает и фальшь своего намерения, своих стремлений.Натура Нежданова надлом лена — и нет иного исхода его жизни, кромесамоубийства. Но есть ли истинно сильная личность, «новый русский Инсаров»?
ГдеБазаров? Это давний писаревский вопрос как бы по вис в воздухе и не мог неосознаваться читателями и автором Но автор в 1874 году высказал мысль, что«Базаровы сейчас н нужны. Для настоящей общественной деятельности не нужн ниособенных талантов, ни даже особенного ума...». Базарова в «Нови» нет, однакопосле продолжительного пе рерыва в романе опять появляется «тургеневскаядевушка» -Марианна Синецкая. В ней — все те же черты, которые так прк влекают вгероинях «Рудина», «Дворянского гнезда», «Накащ не»: самоотречение исострадание к миру: «… если я несчастна,-признается она Нежданову,— то несвоим несчастьем. Мне KJ жется иногда, что я страдаю за всех притесненных,бедны? жалких на Руси… нет, не страдаю — а негодую за них, возм? Щаюсь,… что я за них готова… голову сложить». Но даже Марианны — та жеограниченность, «шоры на глазах», что и остальных героев. «Нови» предпосланэпиграф: «Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, но глубоко забирающимплугом».
Тургеневобъяснил, что «плуг в эпиграфе значит не революцию, а просвещение». Подлинныйгерой для писателя не Маркелов или Нежданов, но — Соломин. Это тоже невыдающийся, а средний человек, однако он на голову выще прочих — по силе характера,уму, пониманию реальной деятельности. О подобных людях Тургенев говорил: «… яубежден, что такие люди сменят теперешних деятелей: у них есть известнаяположительная программа, хотя бы и маленькая в каждом отдельном случае, у нихесть практическое дело с народом, благодаря чему они имеют почву под ногами...»Поэтому в конце романа звучит апофеоз Соломину: «Он — молодец! А главное: он невнезапный исцелитель общественных ран. Потому ведь мы, русские, такой народ! Мывсе ждем: вот, мол, придет что-нибудь или кто-нибудь — и разом нас излечит, всенаши раны заживит, выдернет все наши недуги, как больной зуб… А Соломин нетакой: нет,— он зубов не выдергивает.— Он молодец!» И все же тоска по Базарову— по красивой сильной натуре не оставляла писателя, даже когда он признавалнеобходимость Соломина. В «Нови» есть некоторые недоговоренности, недомолвки,но это объясняется тем, что автор собирался писать продолжение романа,посвященное новой деятельности Соломина и Марианны. Постепенные преобразованияи просвещение — только в них нуждается Россия — это непоколебимое убеждениеавтора.
Ещев начале 60-х годов XIX века писатель высказал его в полемике с Герценом.Именно надежда на деятельность Соломиных не позволила Тургеневу разочароватьсяв возможностях «мира всеобщего». Именно с постепенной преобразовательнойдеятельностью подобных людей писатель связывал возможность переустройстварусской общественной жизни. По сути, Соломин не является в творчестве Тургеневафигурою совершенно новой. И в прежних его романах можно было встретить героев,занятых конкретным, негромким, но совершенно необходимым делом: Лежнев(«Ру-дин»), Лаврецкий («Дворянское гнездо»), Литвинов («Дым»). В продолжении«Нови» этот тип должен был занять главенствующее положение. Интерес к людям, подобнымСоломину, стал проявлением общественных интересов писателя. Таким образом,роман «Новь» явился логическим завершением творческой деятельности И. С.Тургенева, открывшего миру русскую литературу, создавшего незабываемые образырусских людей 40-70-х годов XIX века. В этом его величайшая роль и заслугаперед горячо люби-мой Россией.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/