Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Пьер Безухов в плену (по роману "Война и Мир")

Безуховвплену
(пороману "Война иМир")
Перед тем, как приступить к вопросу о том, как Пьер провел время в плену, мы должны разобраться, как он туда попал.
У Пьера, как и у Болконского, была мечта походить на Наполеона, всячески ему подрожать и быть, как он. Но каждый из них понял свою ошибку. Так, Болконский увидел Наполеона, когда был ранен при Аустерлицком сражении. Наполеон показался ему «ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Пьер же возненавидел Наполеона, когда он ушёл из своего дома, переодевшись и вооружившись пистолетом, чтобы принять участие в народной защите Москвы. Пьер вспоминает каббалистическоезначение своего имени (число 666 и проч.) в связи с именем Бонапарта и о том, что ему предначертано положить предел власти «зверя». Пьер собирается убить Наполеона, даже если придётся пожертвовать собственной жизнью. По обстоятельствам, он не смог убить Наполеона, он был схвачен французами и посажен в плен на 1 месяц.
Еслирассматривать психологические побуждения, которые происходили в душе Пьера, томожно сказать, что События Отечественной войны позволяют Безухову выйти из тойзамкнутой, ничтожной сферы установившихся привычек, житейских отношений,которые сковывали, подавляли его. Поездка на поле Бородинского сраженияоткрывает Безухову новый, дотоле незнакомый ему мир, открывает реальный обликпростых людей. В день Бородина, на батарее Раевского, Безухов становитсясвидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, их уменияпросто и естественно совершать подвиг самоотвержения. На Бородинском поле Пьеруне удалось избежать чувства острого страха. “О, как ужасен страх, и как позорноя отдался ему! А они… они все время до конца были тверды, спокойны”… — подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, ите, которые кормили его, и те, которые молились на икону… «Они неговорят, но делают”. Безуховым овладевает желание сблизиться с ними, войти “вэту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.
Оставаясьв Москве во время пленения ее французскими войсками, Безухов сталкивается сомножеством неожиданных для него явлений, с противоречивыми фактами ипроцессами.
Арестованныйфранцузами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казниза несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевноепотрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И этоторжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “… вдуше его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой вседержалось...”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал нетолько собственное несовершенство, но и несовершенство мира.
Вплену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат.Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию новоговзгляда на жизнь. »… Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самымсильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго икруглого".
ПлатонКаратаев кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркоевыражение безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого напути к апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивногокрестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». ОбразКаратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести ктворческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать,что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможнопредставить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобныхсолдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-тозанят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил,шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себеразговоры, которые он любил, и песни».
Вплену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Онвидит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и дальзапереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу.Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.
Вплену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и кнародной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды –эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовнымучителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы,что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняетсяим, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого,единственно возможен для истинно нравственного человека.
Большоезначение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.
«Наглазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безуховзамечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и налицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и«правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С тойминуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшимиэто делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которойвсё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленногосора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера иблагоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.
Взаключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существомсвоим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, вудовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастьепроисходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние тринедели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на светенет ничего страшного».
familyvlas@rambler.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.