Пути сыскания смысла жизни главнымигероями романа «Война и мир»
Высшаязадача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.
В.О.Ключевский
В.И. Ленин высоко оценивал художественное наследие знаменитого русского писателяЛ. Н. Толстого. «В его наследстве есть то, что не отошло в прошлое, чтопринадлежит будущему», — писал В. И. Ленин о Толстом. От своего отца,участника заграничных походов времен Отечественной войны, Л. Толстойунаследовал чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость.Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности визучении иностранных языков однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить себяулучшению жизни своих крестьян.
Начинаетсяпора исканий Толстым цели в жизни. Он то собирается ехать в Сибирь, тоотправляется в Москву, затем в Петербург; то решает поступить вКонногвардейский полк… В эти же годы Л. Толстой серьезно занимается музыкой,педагогикой, философией. В мучительных поисках приходит Толстой к главному делусвоей жизни — литературному творчеству. Всего великий писатель создал свыше 200произведений, в том числе роман-эпопею «Война и мир». По мнениюТургенева, «ничего лучшего у нас никогда не было написано никем.»Достаточно заметить, что текст романа переписывался 7 раз, его композицияпоражает своей сложностью и стройностью.
Изучениечеловеческого сознания, подготовленное самонаблюдением, позволило Толстомустать глубоким психологом. В созданных им образах, особенно в образах главныхгероев романа, обнажается внутренняя жизнь человека — сложный противоречивыйпроцесс обычно скрытый от посторонних глаз. Толстой, по словам Н. Г.Чернышевского, раскрывает «диалектику человеческой души», т.е.«едва уловимые явления… внутренней жизни, сменяющиеся одно другим счрезвычайной быстротой»… /Н. Г. Чернышевский/ Толстой говорил:«Люди, как реки… » — подчеркивая этим сравнением многогранность исложность человеческой личности.
Духовнаякрасота любимых героев Толстого — князя Андрея Болконского и Пьера Безухова — проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезнойдля всего народа. Их жизненный путь — это путь страстных исканий, ведущий кправде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды мируКурагиных и Шерер. Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору счастливойлюбви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинскойбитвы. И каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми, хотякаждый из них идет к добру и правде своим путем. Желая выбраться из сферынадоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну.Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг.«Ведь что же слава? — говорит князь Андрей. — Та же любовь кдругим...» Но во время Аустерлицкого сражения стремление к славе приводитего к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для князя Андреясимволом высокого понимания жизни: «Как же я не видел прежде этоговысокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, всеобман, кроме этого бесконечного неба.»
АндрейБолконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна иважна, чем война и слава Наполеона. Дальнейшие события — рождение ребенка,смерть жены — заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простыхпроявлениях, жизнь ради себя, для родных — единственное, что ему остается. Нодеятельная натура Болконского, конечно, не могла ограничиться этим. Начинаютсяопять поиски смысла жизни, и первой вехой на этом пути является встреча сПьером и беседа с ним на пароме. Слова Безухова — «Надо жить, надо любить,надо верить» — указывают князю Андрею путь к счастью.
Встречас Наташей Ростовой, со старым дубом помогают ему ощутить радость бытия,возможность приносить пользу людям. Князь Андрей пытается теперь уже найтисмысл и цель жизни в любви, но это счастье оказалось кратковременным. Наиболеезнаменательной вехой в жизни Андрея явились события 1812 года. Высочайшей цельюего жизни становится защита родины от врага. Мечты о личной славе его уже неволнуют. Жить, помогая и сочувствуя людям, — вот новый идеал, которыйпробудился в душе князя Андрея в дни суровых для родины испытаний. Именно вразговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князяАндрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к событиям, он говорит,что его мысли созвучны народным: «И так же думает Тимохин и вся армия,»Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением снародом, борющимся за родную землю.
Инымижизненными путями шел Пьер Безухов, но его волновали те же проблемы, что икнязя Андрея. «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, чтосмерть?» — на эти вопросы мучительно искал ответ Пьер, чей образ былзадуман Толстым как образ будущего декабриста. Сначала Пьер защищает идеифранцузской революции, восхищается Наполеоном, желает то «произвестиреспублику в России, то самому быть Наполеоном...» Не найдя еще смыслажизни, Пьер мечется, совершает ошибки, одной из которых является его женитьбана низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Поиски правды и смысла жизни приводятего к масонам. Он страстно желает «переродить порочный родчеловеческий». В учении масонов Пьера привлекают идеи «равенства,братства и любви,» поэтому прежде всего он решает облегчить участькрепостных. Ему кажется, что он нашел наконец цель и смысл жизни: «Итолько теперь, когда я… стараюсь… жить для других, только теперь я понялвсе счастье жизни». Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в егодальнейших исканиях. Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так какреспубликанские идеи Пьера не разделялись его «братьями», и к тому жеПьер видит, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Всеэто приводит Пьера к разрыву с масонами.
Также, как и для князя Андрея, целью жизни, идеалом становится для Пьера любовь кНаташе Ростовой, омраченная узами брака с ненавистной ему Элен. Но его жизньлишь со стороны казалась спокойной и безмятежной. «К чему? Зачем? Чтотакое творится на свете?» — эти вопросы не переставали тревожить Безухова.Эта непрекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение вдни Отечественной войны 1812 года.
Огромноезначение имело для Пьера соприкосновение с народом и на Бородинском поле, ипосле битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. «Солдатом быть,просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем,что делает их такими» — вот какое желание овладело Пьером послеБородинского боя.
Образамикнязя Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что, какими бы разными путямини шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, ониприходят к одинаковому итогу: смысл жизни — в единении с родным народом, влюбви к этому народу. Именно в плену Безухов приходит к убеждению:«Человек сотворен для счастья». Но люди вокруг Пьера страдают, и вэпилоге Толстой показывает Пьера напряженно думающим, как защитить добро иправду. Пути исканий приводят Безухова в тайное политическое общество,борющееся против крепостничества и самодержавия. Проблемы, поднятые Толстым вромане «Война и мир», имеют общечеловеческое значение. Его роман, пословам Горького, — «документальное изложение всех исканий, которыепредприняла в 19 веке личность сильная, в целях найти себе в истории Россииместо и дело...»
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/