Психологизм драмы А. Н. Островского«Бесприданница»
Лучшейпсихологической драмой А. Н. Островского по праву считается«Бесприданница». Ее нередко сопоставляют с «Грозой», и визвестной мере это справедливо.
«Гроза»— главное произведение дореформенной драматургии Островского,«Бесприданница» же вбирает в себя многие мотивы пореформенноготворчества драматурга. На сопоставление этих пьес наводит и то, что в обеихперед нами развертывается драма незаурядной женской натуры, приводящая ктрагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах существенную рольиграет собирательный образ волжского города, в котором происходит действие.
Норазличие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходствухудожественного мира «Грозы» и «Бесприданницы».«Бесприданница» — драма буржуазной эпохи, и это решающим образомвлияет на ее проблематику. Если душа Катерины в «Грозе» вырастает изнародной культуры, одухотворенной нравственными ценностями православия, тоЛариса Огудалова — человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетнейнародной традицией, освободившего человека не только от устоев морали, но и отстыда, чести, совести.
Вотличие от Катерины, Лариса лишена цельности. Ее человеческая талантливость,стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость — все, что идет от еебогато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но самажитейская драма Ларисы — результат того, что буржуазные представления о жизни имеютнад ней власть, влияют на ее понимание людей. Мотив торговли, проходящий черезвсю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии — торге за Ларису,охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой выбор.И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, — самый жестокий ибесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты осмелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса,Карандышев верно замечает: «Сердца нет, оттого он так и смел».
ИОстровский солидарен с этим мнением, хотя Карандышев и не является выразителемавторских оценок. Вообще, такого героя в пьесе нет, зато почти каждый издействующих лиц в той или иной момент верно оценивает ситуацию и людей, в нейучаствующих. Сложность характеров героев — будь то противоречивость ихвнутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внут- ренней сущности герояи внешнего поведения, как у Паратова, — вот в чем психологизм драмыОстровского. Паратов для всех окружающих — большой барин, широкая натура,бесшабашный храбрец, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Но, с другойстороны, он тонко, как бы между прочим, показывает нам и другого Паратова, егоистинное лицо. В первой же встрече с ним мы слышим признание: «Что такое»жалость", этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветногонет; найду выгоду, так все продам, что угодно". И сразу мы узнаем, чтопродает Паратов не только «Ласточку», но и себя самого невесте сзолотыми приисками. В конечном итоге, тонко компрометирует его и сцена в домеКарандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед— это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разницазаключается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить.
Глубокозначительна сцена, характеризующая обоих соперников, домогающихся любви Ларисы.Таким образом, средством психологических характеристик у Островскогооказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их,но преимущественно их действия и бытовой диалог. Ни один из героев неизменяется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрываетсяперед зрителями. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнаетправду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать «оченьдорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделилжитейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красотесвоей натуры. Финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганскоепение — поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисыпоказано автором в стиле «сильного драматизма» и при этом сбезупречной психологической точностью. Она смягчена, успокоена, она всехпрощает, потому что счастлива тем, что наконец-то вызвала вспышку человеческогочувства — безрассудный, самоубийственный поступок Карандышева, освободивший ееот унизительной жизни содержанки.
Редкийхудожественный эффект этой сцены А. Н. Островский строит на остром столкновенииразнонаправленных эмоций: чем больше мягкости и всепрощения у героини, темострее суд зрителя. Драма «Бесприданница» стала вершиной творчестваОстровского, произведением, в котором сошлись в удивительно емкомхудожественном единении мотивы и темы большинства пьес позднего периода. В этойпьесе, раскрывающей по-новому сложные и психологически многозвучныечеловеческие характеры, предвосхищена неизбежность появления в России новоготеатра.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/