Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Проблемы поиска смысла жизни в романе Пушкина "Евгений Онегин"

Проблемыпоиска смысла жизни в романе Пушкина «Евгений Онегин»
В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладаютсилой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делаютошибки. На многие размышления в этом плане наводит нас роман А. С. Пушкина“Евгений Онегин”. Написано было произведение более 150 лет назад, но до сих пороно волнует нас. В нем находим ответы на многие вопросы, которые возникают и внашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали проблемы поиска смысла жизни,проблемы взаимоотношений главных героев романа,. Роман А. С. Пушкина “ЕвгенийОнегин” — один из первых социаль­ных романов русской литературы. В немрассматривается проблема взаимоотношений личности и общества.
Идея изменения общества через нравственноеусовершенствование че­ловека наряду с идеей несовершенства современного Пушкинусостояния общественного развития лежит в основе крупнейшего его произведения.
Наиболее ярко эта идея выразилась в системе образовромана, в сопос­тавлении Онегина и Татьяны. Они сильные личности. Оба чувствуютсе­бя чужими в холодной и праздной суете тогдашней жизни. Оба способны любить истрадать. Они достаточно умны, чтобы понять пустоту свет­ской жизни, и поэтомуоба отвергают ее. Но тем не менее это очень разные люди. Противоположностьхаракте­ров Онегина и Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень рано испытал насебе влияние “света” с его бесплодной, пустой суетой.
Онегин дает характеристику себе строже, чем кто-либодругой, Он признается в корысти:
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
“Когда же черт возьмет тебя!”
Из первой главы мы узнаем о душевном недуге героя,вызванном подчинением обществу и конфликтом с ним. Онегин — образованный,светский человек. Ему было дико в обществе Лариных, где велись раз­говоры опсарне, вине, родне. Стремление следовать моде рождает у Онегина поверхностноеотношение ко всему. “Мод воспитанник пример­ный”, он становится франтом,опасаясь “судей решительных и строгих”; привык
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре.
Я Онегина не осуждаю за это. Вращаясь в высшем свете, емуне­обходимо было следовать тем обычаям и правилам, которые там были приняты.Мне нравится Онегин тем, что он “не любил расплываться в мечтах, большечувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался”. Я рад, что Пушкин тожелестно отзывается о своем герое и пока­зывает его недюжинность:
Мне нравились его черты.
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Онегин пони­мает всю никчемность, призрачность жизнисветских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найтивзамен.
Живя только собой, не принимая во внимание чувства ипережива­ния других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступ­ков:поведение на балу у Лариных, согласие на дуэль и убийство Ленско­го. Эгоизмприводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с са­мим собой.
Татьяна — “милый” и “верный” идеал нравственнойчистоты — пря­мая противоположность Онегину. Формирование ее характера с самогораннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испы­тываяникаких чуждых влияний.
Татьяна воспитывалась в деревне среди природы, которуюочень любила и находила в ней успокоение. Она увлекалась чтением, это быламечтательная и романтическая натура. Это вовсе не значит, что среда, в которойвоспитывалась Татьяна, была безупречной, но, инстинктивно отталкивая от себявсе низкое, пошлое, ординарное, не соответствующее ее романтиче­скомувосприятию мира, она создает свой особый, поэтический мир. Страшные рассказы,поэтические народные сказания, приметы, таинст­венно-прекрасная жизнь природы,романы — вот чем жила эта девочка.
Воспитанная на сентиментальных романах, Татьянасосредоточила все свои духовные силы на сфере чувств. Жить для нее значилочувство­вать, целью жизни была любовь к сильному, прекрасному, совершенно­мучеловеку, которому она “вручает свою судьбу”.
Итак, естественная потребность Татьяны любить и бытьсчастливой, потребность, которая была проявлением ее страстной и сильнойнатуры, выливается в пламенное чувство к Онегину, чувство, в котором нет мес­таэгоизму, тщеславию, в котором нет ни капли кокетства.
Полюбив Онегина, она пишет ему письмо, искреннепризнаваясь в своих чувствах. Онегин же по достоин­ству оценил Татьяну, выделивее из круга светских дам, но на письмо ответил отказом. Он не хотел связыватьсебя узами брака, и чувств глубоких к Татьяне у него в то время не было.Поэтому осуждать его в данном случае я не решаюсь. Мне казалось, что Онегин влюбой ситуации поступит обдуманно и решительно. Но при первом же испы­тании онпасует перед окружающей средой. В роковое утро перед пое­динком он станет рабомсветской условности. Достаточно вмешательства Зарецкого, и вот уже Онегинумерещится “шепот, хохотня глупцов”. Вызов принят.
Непоправимое должно свершиться:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Я считаю, что этот момент в романе самый трагический.С этого момента начинаются страдания Онегина. Именно отсюда и начинается ломкаего жизни, поспешное бегство” из деревни, неприкаян­ное странствие по роднойземле и растущее чувство собственной беспо­лезности:
… Зачем не чувствую в плече
Хоть ревматизма? — ах создатель!
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!..
В таком душевном состоянии наш герой вызываетсочувствие и трево­гу за дальнейшую судьбу.
Татьяна же, если раньше  жила в мечтах, то теперь,полюбив, неминуемо должна была столкнуться с жизнью. Но к этому временихарактер Тать­яны успел сформироваться, и потому она выходит из жизненных испы­танийнравственно непобежденной.
Таким образом, нравственная чистота Татьяныпротивопоставлена порожденному социальными условиями эгоизму Онегина. Этопротивопоставление позволяет автору наглядно показать несовершенство обще­ства,уродующего человеческую душу.
Но и судьба Татьяны трагична: ей не суждено бытьсчастливой. Не­возможность этих людей, будто созданных друг для друга, бытьсчастли­выми вместе — главный укор обществу.
В чем же видел Пушкин пути прогрессивного измененияобщества? Он верил в возможность улучшения общества через нравственное усо­вершенствование.Верил, что если все люди поймут, что такое истинная любовь и истинноестрадание, то не станет ни эгоизма, ни желания уст­роить свои дела за чужойсчет. Они оставят пустые дрязги и сплетни, поймут никчемность своегосуществования и займутся наконец делом, достойным человека.
И мысль эту Пушкин проводит, показывая любовь Онегинак Татья­не, которая возрождает в нем человека. Да, именно любовь к Татьяне, ане смерть Ленского. После дуэли Онегин, привыкший жить только для себя,отдаленный от мира стеной холодного презрения и эгоизма, поте­рял единственнуюдуховную опору — уважение к себе. И только встре­тив Татьяну, полюбив ее, онпонял, что такое истинное чувство и что та­кое возвышающее и очищающее душустрадание. Он увидел в ней пре­красное исключение из круга пустых светскихкрасавиц, его пленила ее душевная красота и нравственная сила. Это былаженщина, о которой он мечтал, достоинства которой всегда ценил, но которую немог полюбить раньше, в бытность ее уездной барышней, ибо до гибели Ленского,вне­запно и страшно пробудившей его, все чувства Онегина находились в сонномоцепенении. В то время он просто не способен был любить.
Кроме нравственного воздействия на Онегина, Пушкинпоказывает огромное положительное влияние Татьяны в “свете”. В чистой нравст­веннойатмосфере, окружившей ее, даже самые недалекие люди стано­вились лучше,благороднее, так как в ее салоне ценилось не богатство, не знатность, а ум игорячее сердце. Здесь почести воздавались по заслу­гам, здесь нельзя былообманывать и лицемерить.
Пушкин указывает путь нравственного возвышения людей иулучше­ния общества через естественность и красоту отношений. В этом про­явилсявеликий гуманизм Пушкина, который отстаивал право личности быть свободной,любить и верить в жизнь. Эти надежды были рождены добротой и величием гения,который пробуждал “чувства добрые” в сердцах современников и потомков.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Курс лекций по Экологии
Реферат Базовое (системное) программное обеспечение ПК
Реферат Индикация загрязнений водоемов
Реферат Куда деваются отходы
Реферат Бруцеллез: эпидемиология, патогенез, патологическая анатомия и клиническое течение
Реферат Курс лекций по Экологии 2
Реферат Использование городских сточных вод для технического водоснабжения
Реферат Источники экологических опасностей Пути гармонизации экологических отношений
Реферат Исследование метеорологических характеристик погоды
Реферат Категории организмов, формы биологических взаимоотношений, экологические пирамиды.
Реферат История экологической этики
Реферат Исследование загрязнения приземного слоя воздуха г Москвы от вредных выбросов тепловых электриче
Реферат Искусственные экосистемы
Реферат Исследование влияния деятельности ОАО Турбоатом на жизнедеятельность г. Харькова
Реферат Истощение природных ресурсов 3