Проблемыпоиска смысла жизни в романе Пушкина «Евгений Онегин»
В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладаютсилой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делаютошибки. На многие размышления в этом плане наводит нас роман А. С. Пушкина“Евгений Онегин”. Написано было произведение более 150 лет назад, но до сих пороно волнует нас. В нем находим ответы на многие вопросы, которые возникают и внашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали проблемы поиска смысла жизни,проблемы взаимоотношений главных героев романа,. Роман А. С. Пушкина “ЕвгенийОнегин” — один из первых социальных романов русской литературы. В немрассматривается проблема взаимоотношений личности и общества.
Идея изменения общества через нравственноеусовершенствование человека наряду с идеей несовершенства современного Пушкинусостояния общественного развития лежит в основе крупнейшего его произведения.
Наиболее ярко эта идея выразилась в системе образовромана, в сопоставлении Онегина и Татьяны. Они сильные личности. Оба чувствуютсебя чужими в холодной и праздной суете тогдашней жизни. Оба способны любить истрадать. Они достаточно умны, чтобы понять пустоту светской жизни, и поэтомуоба отвергают ее. Но тем не менее это очень разные люди. Противоположностьхарактеров Онегина и Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень рано испытал насебе влияние “света” с его бесплодной, пустой суетой.
Онегин дает характеристику себе строже, чем кто-либодругой, Он признается в корысти:
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
“Когда же черт возьмет тебя!”
Из первой главы мы узнаем о душевном недуге героя,вызванном подчинением обществу и конфликтом с ним. Онегин — образованный,светский человек. Ему было дико в обществе Лариных, где велись разговоры опсарне, вине, родне. Стремление следовать моде рождает у Онегина поверхностноеотношение ко всему. “Мод воспитанник примерный”, он становится франтом,опасаясь “судей решительных и строгих”; привык
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре.
Я Онегина не осуждаю за это. Вращаясь в высшем свете, емунеобходимо было следовать тем обычаям и правилам, которые там были приняты.Мне нравится Онегин тем, что он “не любил расплываться в мечтах, большечувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался”. Я рад, что Пушкин тожелестно отзывается о своем герое и показывает его недюжинность:
Мне нравились его черты.
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Онегин понимает всю никчемность, призрачность жизнисветских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найтивзамен.
Живя только собой, не принимая во внимание чувства ипереживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступков:поведение на балу у Лариных, согласие на дуэль и убийство Ленского. Эгоизмприводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с самим собой.
Татьяна — “милый” и “верный” идеал нравственнойчистоты — прямая противоположность Онегину. Формирование ее характера с самогораннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытываяникаких чуждых влияний.
Татьяна воспитывалась в деревне среди природы, которуюочень любила и находила в ней успокоение. Она увлекалась чтением, это быламечтательная и романтическая натура. Это вовсе не значит, что среда, в которойвоспитывалась Татьяна, была безупречной, но, инстинктивно отталкивая от себявсе низкое, пошлое, ординарное, не соответствующее ее романтическомувосприятию мира, она создает свой особый, поэтический мир. Страшные рассказы,поэтические народные сказания, приметы, таинственно-прекрасная жизнь природы,романы — вот чем жила эта девочка.
Воспитанная на сентиментальных романах, Татьянасосредоточила все свои духовные силы на сфере чувств. Жить для нее значилочувствовать, целью жизни была любовь к сильному, прекрасному, совершенномучеловеку, которому она “вручает свою судьбу”.
Итак, естественная потребность Татьяны любить и бытьсчастливой, потребность, которая была проявлением ее страстной и сильнойнатуры, выливается в пламенное чувство к Онегину, чувство, в котором нет местаэгоизму, тщеславию, в котором нет ни капли кокетства.
Полюбив Онегина, она пишет ему письмо, искреннепризнаваясь в своих чувствах. Онегин же по достоинству оценил Татьяну, выделивее из круга светских дам, но на письмо ответил отказом. Он не хотел связыватьсебя узами брака, и чувств глубоких к Татьяне у него в то время не было.Поэтому осуждать его в данном случае я не решаюсь. Мне казалось, что Онегин влюбой ситуации поступит обдуманно и решительно. Но при первом же испытании онпасует перед окружающей средой. В роковое утро перед поединком он станет рабомсветской условности. Достаточно вмешательства Зарецкого, и вот уже Онегинумерещится “шепот, хохотня глупцов”. Вызов принят.
Непоправимое должно свершиться:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Я считаю, что этот момент в романе самый трагический.С этого момента начинаются страдания Онегина. Именно отсюда и начинается ломкаего жизни, поспешное бегство” из деревни, неприкаянное странствие по роднойземле и растущее чувство собственной бесполезности:
… Зачем не чувствую в плече
Хоть ревматизма? — ах создатель!
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!..
В таком душевном состоянии наш герой вызываетсочувствие и тревогу за дальнейшую судьбу.
Татьяна же, если раньше жила в мечтах, то теперь,полюбив, неминуемо должна была столкнуться с жизнью. Но к этому временихарактер Татьяны успел сформироваться, и потому она выходит из жизненных испытанийнравственно непобежденной.
Таким образом, нравственная чистота Татьяныпротивопоставлена порожденному социальными условиями эгоизму Онегина. Этопротивопоставление позволяет автору наглядно показать несовершенство общества,уродующего человеческую душу.
Но и судьба Татьяны трагична: ей не суждено бытьсчастливой. Невозможность этих людей, будто созданных друг для друга, бытьсчастливыми вместе — главный укор обществу.
В чем же видел Пушкин пути прогрессивного измененияобщества? Он верил в возможность улучшения общества через нравственное усовершенствование.Верил, что если все люди поймут, что такое истинная любовь и истинноестрадание, то не станет ни эгоизма, ни желания устроить свои дела за чужойсчет. Они оставят пустые дрязги и сплетни, поймут никчемность своегосуществования и займутся наконец делом, достойным человека.
И мысль эту Пушкин проводит, показывая любовь Онегинак Татьяне, которая возрождает в нем человека. Да, именно любовь к Татьяне, ане смерть Ленского. После дуэли Онегин, привыкший жить только для себя,отдаленный от мира стеной холодного презрения и эгоизма, потерял единственнуюдуховную опору — уважение к себе. И только встретив Татьяну, полюбив ее, онпонял, что такое истинное чувство и что такое возвышающее и очищающее душустрадание. Он увидел в ней прекрасное исключение из круга пустых светскихкрасавиц, его пленила ее душевная красота и нравственная сила. Это былаженщина, о которой он мечтал, достоинства которой всегда ценил, но которую немог полюбить раньше, в бытность ее уездной барышней, ибо до гибели Ленского,внезапно и страшно пробудившей его, все чувства Онегина находились в сонномоцепенении. В то время он просто не способен был любить.
Кроме нравственного воздействия на Онегина, Пушкинпоказывает огромное положительное влияние Татьяны в “свете”. В чистой нравственнойатмосфере, окружившей ее, даже самые недалекие люди становились лучше,благороднее, так как в ее салоне ценилось не богатство, не знатность, а ум игорячее сердце. Здесь почести воздавались по заслугам, здесь нельзя былообманывать и лицемерить.
Пушкин указывает путь нравственного возвышения людей иулучшения общества через естественность и красоту отношений. В этом проявилсявеликий гуманизм Пушкина, который отстаивал право личности быть свободной,любить и верить в жизнь. Эти надежды были рождены добротой и величием гения,который пробуждал “чувства добрые” в сердцах современников и потомков.