Преемственность в изображении крестьянского бунта втворчестве А.С. Пушкина (по повестям«Дубровский» и «Капитанская дочка»)
В 30-е годы в связи с резкоусилившимися крестьянскими волнениями А. С. Пушкин в ряде своих произведенийобращается к острой и волнующей теме — теме крестьянского протеста,крестьянского мятежа. Значительное место эта тема занимает в его прозе,особенно в повестях «Дубровский» и «Капитанская дочка».
Повесть «Дубровский» быланаписана в 1832— 1833 годах. Здесь с большой остротой ставится вопрос овзаимоотношениях крестьян и дворян. Время действия повести относитсяприблизительно к 10-м годам XIX века. Повесть замечательна тем, что в ней данаширокая картина помещичьего провинциального быта и нравов того времени.
В центре внимания повести —романтическая фигура «благородного разбойника» Владимира Дубровского. Остальныеобразы — крестьян-крепостных, помещиков-крепостников, продажныхчиновников-подьячих — даны автором убедительно и реалистично. Особеннозапоминается образ дикого и неистового крепостника-самодура Троекурова.«Старинный быт русского дворянства в лице Троекурова изображен с ужасающейверностью», — отмечал В. Г. Белинский.
Троекуров — богатый ивластный помещик-крепостник, с презрением относящийся к окружающим егомелкопоместным дворянам. Своеволие и жестокость этого помещика не знаютпредела, крестьяне говорят о том, что собакам Троекурова живется лучше, чемкрепостным. Естественно, что крепостные крестьяне враждебно настроены противсвоего помещика. Самодурство Троекурова известно далеко за пределами еговладений. Не случайно поэтому крестьяне гордого старика Дубровского, узнав,что Кистеневка переходит во владение Троекурова, не соглашаются попасть подего власть и готовы бунтовать, если Дубровский-сын будет ими руководить.
Бунтарское настроениекрестьян воплощается в образе кузнеца Архипа. Он, по существу, выступает нетолько против исправника. Архип расправляется с судом, прибывшим в Кистеневкудля оформления власти Троекурова над имением Дубровского, по собственной воле ипротив желания Владимира Дубровского. На просьбу разжалобившейся Егоровныпожалеть погибающих в огне приказных он твердо отвечает: «Как не так». Однакопо своей натуре Архип совсем не жесток. Наоборот, он испытывает жалость и сочувствиек каждому невинно страдающему существу. С тонкой художественностью Пушкин показалэту черту в эпизоде с кошкой: сейчас же, после расправы с приказными, Архип сопасностью для жизни выносит из огня беспомощную кошку. Образом кузнеца АрхипаПушкин утверждает мысль о том, что чаша терпения у народа может бытьпереполнена и тогда уже никакие силы не остановят его в борьбе против своихугнетателей.
Крепостной гнет, жестокость помещиковвынуждают народ бунтовать — таков идейный смысл образов крестьян.
Во главе крестьянского бунта— Дубровский-младший, своего рода отщепенец в помещичьей среде. Это тожебунтарь, но бунтарь-дворянин, который не связан с бунтарским настроением крепостныхкрестьян. Дубровский не может быть настоящим вождем крестьян как их единомышленник.
Им руководят личные мотивы —отомстить Троекурову за обиду своего отца. Когда борьба с Троекуровымзакончилась (не в пользу Дубровского) и Маша оказалась замужем за Верейским,Дубровский покидает своих «соучастников в разбое и грабеже», заявляя им: «Вывсе мошенники». Крестьянству он так и остается чужим.
Тема крестьянского бунтаполучает продолжение в последнем большом прозаическом произведении А. С.Пушкина — исторической повести «Капитанская дочка». Здесь автор нарисовал яркуюкартину стихийного восстания крестьян. В этом произведении с особой силойпроявилось стремление Пушкина быть верным «истине исторической». Иписатель-поэт предстает перед нами как добросовестный, самостоятельныйисследователь-историк, задумавший раскрыть ход народного движения напротяжении нескольких десятилетий.
В основу повести положеныисторические события — пугачевское восстание 1774—1775 годов. В образахбелогорских казаков, изувеченного баш-кирца, татарина, чуваша, крестьянина суральских заводов, поволжских крестьян Пушкин создает представление о широкомразмахе крестьянского движения, его народном характере.
Народ, изображенный в«Капитанской дочке», не безликая масса. Крестьяне хорошо понимаютантикрепостническую и антипомещичью направленность мятежа. Именно поэтому кПугачеву шли обиженные и обездоленные со всех концов России. В результате мывидим на страницах повести не маленький отряд «разбойников» (как в «Дубровском»),а целую армию, в какой-то мере организованную, во главе со штабом и вооруженнуюдаже пушками. Руководит такой армией талантливый, смелый человек, которомухорошо понятны страдания и надежды народные. Пушкин подчеркивает ум,сметливость, храбрость Пугачева, благодаря которым он увлекает за собой такуюмассу протестующих и длительное время добивается успехов в военных действияхпротив регулярной армии.
Однако это огромное войскопод предводительством Пугачева так же, как и многие другие вспышкикрестьянских волнений, обречено. Причина тому — слабость, стихийностьдвижения, политическая незрелость руководителей и, наконец, вера в доброго иотзывчивого царя. Восставшие и самого Пугачева называли царем-батюшкой, которыйсоответствовал их представлениям о народном царе.
Реалистическое изображение антикрепостнического движениябыло исторической заслугой великого Пушкина. Жизнь народная показывается им вее национально-историческом своеобразии, в ее социальных противоречиях. В«Дубровском» и в «Капитанской дочке» он изображает борьбу классов, противоречияи столкновения крестьянства и дворянства. «Капитанская дочка» положила началорусскому историческому роману, и в этом еще одна величайшая заслуга А. С. Пушкинав развитии русской национальной литературы.