Реферат по предмету "Экология"


Экологическая инспекция

Экологическая инспекция.

Игорь Рындевич

Сегодня
никого не удивишь пристальным контролем государства за деятельностью любых
предприятий, учреждений и организаций. Как говорится в известном анекдоте, если
вам кажется, что государство о вас не думает, попробуйте не заплатить налоги.
Неожиданный визит налогового или пожарного инспектора хоть и сложно назвать
приятным моментом для любого руководителя, но он не воспринимается как нечто
необычное. В то же время визит человека, представляющегося сотрудником
экологической инспекции, вызывает в большинстве случаев растерянность и массу
вопросов, особенно для небольших предприятий, чья деятельность, казалось бы,
мало связана с проблемами защиты окружающей среды.

Попробуем
разобраться, что же представляет из себя так называемая экологическая
инспекция, к чему нужно быть готовым при встрече с ней и какие последствия для
организации может иметь проведенная ею проверка.

В
Российской Федерации вопросами охраны окружающей среды занимается
Государственный комитет по экологии, а основным законом, регламентирующим
деятельность предприятий и организаций в области природопользования и экологии
является Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» (далее по тексту «Закон №7-ФЗ»). Надо помнить, что, согласно данному
закону, экологической проверке могут подвергаться абсолютно любые предприятия и
организации, даже если их деятельность, на первый взгляд, никак не связана с нарушением
экологии. Если немного порассуждать абстрактно, то действительно, в деятельности
любой фирмы можно найти моменты неблагоприятного воздействия на окружающую
среду. Ведь даже простое потребление бумаги и электроэнергии, не говоря уже об
использовании оргтехники, автомобилей и о банальном выбрасывании мусора,
наносит урон природе. Поэтому приход инспектора экологического контроля не
должен быть неожиданностью для кого бы то ни было.

Согласно
Закону №7-ФЗ, при проведении проверки изучается воздействие, осуществляемое
деятельностью организации на следующие объекты: землю, недра, почву;
поверхностные и подземные воды; леса и иную растительность, животных, другие
организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и
околоземное космическое пространство. Как видим, спектр охраняемых объектов
достаточно широк, соответственно широк и перечень требований к организациям в области
охраны окружающей среды. Например, глава VII Закона №7-ФЗ включает в себя 22
статьи с требованиями и одну статью о возможности ограничения, приостановки или
прекращения деятельности организаций, нарушающих эти требования.

В
связи с глобальностью вопросов, относящихся к охране окружающей среды, система
контроля за выполнением экологических требований также весьма своеобразна. На
законодательном уровне закреплено целых 4 вида экологического контроля:
государственный, производственный, муниципальный и общественный. Рассмотрим
сначала три последних вида.

Производственный
экологический контроль организуется на предприятиях в целях выполнения мероприятий
и соблюдения необходимых требований в области охраны окружающей среды. Сведения
об организации производственного экологического контроля должны передаваться в органы
исполнительной власти и органы местного самоуправления (то есть в органы
государственного и муниципального контроля).

Муниципальный
экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется
органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Общественный
экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими
объединениями, а также гражданами. Его результаты, представленные в органы
государственной власти или местного самоуправления, подлежат обязательному
рассмотрению.

Как
видим, экологическим инспектором может быть не только государственный служащий,
но и рядовой гражданин. Более того, согласно п. 3 ст. 13 гл. III Закона №7-ФЗ
должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим
объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, привлекаются
к ответственности в установленном порядке.

Но,
конечно, посторонних гражданских лиц никто не станет беспрепятственно допускать
в организации и на производственные объекты. В этом плане муниципальный
инспектор имеет гораздо больше прав, так как он может (при исполнении своих
обязанностей и в пределах своих полномочий) посещать любые объекты, знакомиться
с документами и иными материалами, проверять соблюдение нормативов и стандартов,
работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, вносить
предложения о проведении государственной экологической экспертизы, проверять
выполнение требований, указанных в ее заключении, выдавать предписания
юридическим и физическим лицам об устранении нарушений законодательства в области
экологии, привлекать к административной ответственности лиц, допустивших эти
нарушения, приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических
лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды и т.д.

Что
касается государственного экологического контроля, то он отличается от
муниципального, в основном, масштабом. Государственный экологический контроль
осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов РФ, а объекты его проверок определяются
Правительством РФ. К полномочиям государственного инспектора, по сравнению с муниципальным,
добавляется возможность посещения «закрытых» государственных объектов
(например, оборонных предприятий).

За
нарушение законодательства в области экологии устанавливается имущественная,
дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность. Однако
гораздо более серьезным последствием нарушения экологического законодательства
может быть обязанность полного возмещения вреда, причиненного окружающей среде
субъектом хозяйственной и иной деятельности, причем иски о компенсации такого
вреда могут быть предъявлены в течение двадцати лет с момента нарушения
законодательства в области охраны окружающей среды.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.znakcomplect.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.